Тридцать

Любовь Воробьева
В воздухе стоял запах свежемолотых кофейных зерен, ванили и сигаретного дыма. Слышался шум работающей в режиме нон-стоп кофе-машины и сдержанный звон посуды. Официантки в шоколадно-молочной униформе беззвучно плавали между столиками.
Мы с Юлей сидели в нашей любимой кофейне и, не спеша, пили эспрессо.
- Я устроилась на вторую работу,- сказала она.
Немного отхлебнув из чашки, я спросила обыденно:
- Зачем? Вам стало не хватать денег?
- Нет, - ее лицо стало слегка грустным,- Понимаешь, мне скоро уже тридцать. Тридцать! А я сижу до сих пор в своей авиакассе и тупею. Чего я достигла в жизни? Что я могу? Еще тридцать лет пройдет, и мне будет шестьдесят. Умру, никто даже не вспомнит, где могилка моя, - она грустно усмехнулась.
Я подняла брови. Странный поворот дела. Когда благополучная, замужняя молодая женщина заявляет такое, это не к добру. Что-то у нее явно случилось.
Официантка поставила на стол мороженое.
- Что за работа?- поинтересовалась я.
- Торговый представитель. Косметика и бытовая химия.
- И что, тебе нравится?
- Как сказать. Не совсем то, о чем с детства мечтала, но для наработки опыта подойдет, думаю. Выложила резюме в интернете. Мне ответили. Сейчас стараюсь успевать на двух работах. Как белка в колесе. Весь день за рулем.
- А муж? Как он отнесся к этому?
Она тяжело вздохнула:
- Одобрил. В том то и дело. Мне, конечно, тяжеловато, но он говорит, что это первое время, потом привыкну. Знаешь, мне кажется, я перестала быть ему интересна. Он перестал воспринимать меня как равную. Я ведь три года не работала, с ребенком сидела, хозяйством занималась. И мне это очень нравилось. Я со школы еще всякие рецепты собирала. А он страшно злится, когда я занимаюсь консервированием, вязанием или шитьем. Кричит: что мы - нищие?! Купить что ли не можем?! Стал говорить, что я обабилась.
- Ненормальный какой-то! Обычно мужиков устраивает, когда жена любит заниматься хозяйством,- вставила я.
Не обращая внимания на мою реплику, она продолжала:
- Без мужа, без Олега я - ничто. У него удачный бизнес, карьера. А у меня от моего высшего образования только диплом на полочке остался. И я подумала, что вот, например, случится с Олегом что-нибудь, не дай Бог, или разведемся мы. И останусь я одна с ребенком на руках, да обидой на весь белый свет на зарплате кассира.
До сегодняшнего дня мне казалось, что все впереди: успех, богатство, счастье. Я думала, все успею, каждый бездарно прожитый день говорил: ничего, впереди куча времени.
Сегодня я ощутила себя обманутой. Будущего нет. Мое великое будущее не состоялось.
В детстве мне говорили, что я буду красивой, когда вырасту. Я смотрела на себя в зеркало и ждала. И вот, я первый седой волос вчера вырвала, а очереди ко мне так и не выстраивались.
Ладно, думала, зато я умная. Я напишу диссертацию, я что-нибудь открою. В школе я была лучшей ученицей, а в институте поняла, что таких средних умов целый курс, и что я совершенно не в состоянии двигать науку.
Потом я встретила Олега. И у меня появился новый смысл жизни: семья. Приготовить Олегу что-нибудь вкусненькое, встретить, обогреть. Я рубашки люблю гладить! А уж когда Вадик родился, меня все остальное вообще перестало интересовать. Вообще мечтаю о втором ребенке.
А Олег всегда меня вперед толкал, заставлял развиваться, делать карьеру. С его слов, дети в семье не главное, даже помеха. Наверное, он ищет во мне одновременно и спутницу, и соперника. Тихая, домашняя, с пирогами я ему не нужна. Ему нужно соревноваться со мной. И от меня он требует соответствия, постоянного роста.
- А что будет, если ты однажды перерастешь его?- перебила я.
- Нет, это невозможно. Он слишком высоко летает,- она нагнулась и принялась растирать под столом ногу от колена до щиколотки.
 -Эти ужасные каблуки! Это он хочет, чтобы я ходила постоянно на каблуках. Боже, как болят от них ноги!
Она перевела дух и усмехнулась:
-Спрашивает, почему не пользуюсь тональным кремом. А зачем? Во-первых, лишняя трата времени. Во-вторых, поры закупориваются, такое раздражение потом… А его раздражает, когда я не так одета.- Юля рвала бумажную салфетку на мелкие кусочки и складывала кучкой,- Если покупаю одежду без него, раскритикует в пух и прах. Вообще-то раньше я думала, что умею покупать вещи. Но сейчас продавщицы в модных магазинах (они обожают такого клиента) говорят: «Молчите и слушайте. У вашего мужа замечательный вкус», – юлькины губы дрожали от обиды.
Про себя я решила, что Олег не любит Юльку, а бросить не может из соображений «порядочности». У него же все как надо. И семья должна быть представительского класса. Но естественно я промолчала.
- Девчонки на работе сказали мне,- грустно продолжала Юля,- что раз так говорит, значит, с кем-то сравнивает. Знаешь, как горько такое слышать? Ведь действительно, если он бросит меня, кто на меня посмотрит? Сантехник, разнорабочий? Да, посмотрит. Механик? Ну, может быть. Менеджер высшего звена? А это уже вряд ли. Вот и решила я заняться собой и своей карьерой. А вязанием занимаюсь украдкой на первой работе в свободное время.
- Прекрати ерунду болтать. Какой смысл жизни? Какая карьера тебе нужна? У тебя муж замечательный. Заботится о твоем, о вашем общем будущем. Ты, в самом деле, статусная вумен. Не комплексуй. И ребенок есть. Это главное. У меня в мои тридцать этого нет. Я не могу себе позволить родить, потому что не от кого.
- Как так?- в свою очередь удивилась она.- Ты умница, красавица такая, свободная, независимая. Да мужики за тобой табунами бегать должны.
- Они и бегают. Толку-то? Мама внуков не дождется. Поклонники мои либо женатые, либо такие, что и даром не надо. Вот смотри смс-ка пришла: «Как дела, зайка? Я без тебя соскучился». У самого дома двое детей. Или вот еще, от другого: «Я тебя хочу». А знаешь, под каким я у него именем в телефонной книге? Ваня Губин!Чтоб жена не догадалась!
Мы тихо рассмеялись, с пониманием глядя друг другу в глаза, и попросили счет.