Протестантам

Толмачев Антон
Что есть протестантизм – протест против духа, бога и природы, в купе со здравым смыслом. На некотором участке истории произошла катастрофа – человек вырвал дух из области метафизического и ввергнул его в пучину натуралистического. При этом метафизика была крайне урезана и обломана. А человек остался в изоляции и глубоком кризисе. Что дал протестантизм? Только лишь сухое богословие – рассуждения о воде, которые не утоляют моей жажды. Даже более того – богословие мертвое и по всей видимости неперспективное. Голые идеи, и ничего больше. Замкнутость протестантизма есть свойство библиоцентрирования человека, центрация духа в бумажном богословии, где власть бумажного бога. Безумный принцип «только библия» практически обесценил метафизику и дух как таковые, оставив взамен перспективу подобия книжному червю, усиленно ищущему бога, но только не в жизни и реальности – здесь и сейчас – а в замкнутом историческом периоде, скрепленном в труде под названием «библия». По всей видимости, протестанты забыли, что библия есть только лишь запись духовного опыта нескольких человек, особо близких Христу – но не более. Библия не есть бог, как некоторые сумели извратить и превратить в жизнь.
Протестантизм не всеобъемлющ и не всеохватывающ, несмотря на явное количественное превосходство. Количество не есть критерий истины – тем более видимое количество, притом далеко не качественное, помимо прочего раздробленное и рассортированное по тарам – конфессиям. А по сути – не поделили бумажного бога. В чем проблема? В том, что бог протестантов существует только на бумаге. Бог протестантов не есть дух, а идея, некогда высказанная и пережитая апостолами Христа. И то, поскольку мой опыт индивидуален и не есть опыт ап. Павла, опыт и переживания ап. Павла преломляются сквозь мой опыт, образуя заведомо не-Павловский взгляд на бога. Уместно назвать подобную «метафизику» верой в чужую веру. Протестанты усердно верят в истинность ап. Павла, собственной веры, личной и свободной, не имея. Та изоляция, в которую поверг протестантизм человека, есть изоляция библии и чужого опыта. В принципе, это причина дефекта всего религиозного метода протестантизма. Метода шаткого и почти не утоляющего жажды духа. Говоря о протестантизме, я безусловно имею в виду протестантов 16-17 века – лютеран, кальвинистов и прочих. Я не имею в виду их отголоски, которые также именуют себя протестантами, кои адвентисты, баптисты и прочие новые веяния современного мира. Сколько их еще будет – неизвестно, но они будут, так как это неизбежно при таком понимании метафизики христианства. В такой перспективе уместнее говорить о генетическом оскудении протестантизма, разбитого на множество сект и плавно утрачивающего свой, хотя и скудный, но метафизический потенциал.
Протестантизм по сути заменил живой опыт общения человека с богом сухой демагогией и до отвращения подробным богословием. Настолько подробным, что оно может обладать только статусом фантасмы. Перевранный опыт апостолов, преломленный каждый раз через каждого человека, выдает кучу миров и моделей потустороннего и неизведанного мира. Усиленным изучением библии – по сути чужого опыта – протестантизм обещает познание бога. Глупейшая и фантастическая ложь! При такой методе человек становится рабом библии, а не слугой Бога. Оторвите от протестанта библию – и он обречен на вымирание. Наивно и глупо полагать, что после апостолов не было святых, что после Христа Дух не творил и не писал новое. Даже крайне пагубно. Но протестантизм несколько лицемерит, отнимая у человека полноту Духовного творчества, заменяя ее узостью опыта отдельных людей. И в протестантизме есть свое «предание» - по сути перевранное понимание опыта апостолов. Некий плагиат, выдаваемый за свой опыт духа.
Протестанты по сути есть идолопоклонники. Меня поражает, насколько тонкую подмену они совершили – заменив Бога библией. Вы верите библии, а должны верить Богу. Библия – это ваше мерило Бога. Вы создали натуралистическую религию, ввергли не-природный Дух, ничем не ограниченный, на страницы библии. Сделали идол – опредметили бесконечный Дух до конечного «бога». В принципе протестантизм – это вера без предметного удостоверения. Ибо как возможно удостоверить веру ап. Павла? Не иначе, как верой ап. Петра, а удостоверить веру ап. Петра можно верой в библию. И так далее – по ступеням, пока не дойдем до Христа. Веруем во Христа, ибо так написано в библии. Какая ирония и какая жалкая метафизика! Не получая удостоверения вне своего сознания – протестанты вынуждении удостоверяться библейскими событиями, сводя всю свою жизнь к покорному чтению бога, так и никогда не дойдя до Предмета и живого общения с Ним.
Провозгласив святость каждого христианина, протестанты уничтожили личный подвиг человеческой души. Возводя святость как само собой обусловливающее явление в жизни человека – они изъяли личный акт строительства свободного общения человека и Бога, рвение человеческой души к божественной святости как идеалу. Затоптав дальнейшее стремление к совершенству, они остались на месте – даже более, в своем эгоцентричном поклонении они пошли назад, скатились по наклонной. Провозглашенная святость на уровне почти что автоматизма естественно ослепляет глаза и успокаивает человека. Но ведь святость – это бесконечный порыв к совершенству, вечное движение, постоянный катарсис собственной души и плоти. Протестанты мыслят наоборот – катарсиса нет, святость есть статичное и раз данное и навсегда закрепленное явление.
Из этого порока вытекает другой порок – более разрушительный по своей сути. А именно провозглашение себя вместилищем Бога. Приводя в пример библейские отрывки, протестанты с пеной у рта доказывают присутствие Бога в себе. Какая глупость и какое неблагодарное занятие! Как может бесконечное вместиться в конечном? Как может нетленное стать тленным? Как может одна свобода вместиться в другую, пусть и более низшую по своей природе? Это европейское одурение, которое сейчас повсеместно можно встретить и в России. А если и так – то какая ответственность?!! Ответственность за сказанное, сделанное. Если в тебе живет Бог – то и ты Бог, так как становишься причастником божественного, тем самым растворяясь в Боге, а Бог растворяется в тебе. Откровенный политеизм и обожествление природы, в протестантизме оно имеет другой статус – статус благодати. Протестанты, по всей видимости, забыли, что единственная богочеловеческая личность в истории человечества есть Христос. Личная святость не достигается пассивным принятием в себя божества, а достигается ежеминутным, ежесекундным катарсисом души и тела. Протестантизм по сути отверг движение человека к Богу, оставив только лишь движение Бога к человеку. В этом заложена глубокая пагубность, т.к. предполагает некоторую пассивно-трусливую ожидаемость сошествия Бога в человека. Сводя весь метафизический метод к простому словоблудию и чтению, даже до изнеможения, библейских книг, они тем самым возводят в своем сознании идею бога. Безусловно, что это идол, подмена, но крайне тонкая и искусная. В такой системе недалеко до обожествления человека и поклонения ему. И с точки зрения протестантизма в этом не будет почти ничего порочащего и противоречащего библии. Да и неудивительно – ведь единственным критерием истины провозглашается библия, а не Бог.
Почему библия? В принципе, это есть следствие. Причина же видится в том, что протестантизм не обладает истиной. Религия должна указывать путь к Богу, протестантизм же указывает путь к библии, как будто к самому Богу. Критерием истины, как писал Н. Бердяев, может быть только сама истина, а сама Истина согласно христианской метафизике есть Бог. Истина постоянно творит и созидает. Протестантизм же остался на одном отрезке на исторической прямой. Дух преобразует человека – протестантов преобразует библия, а по сути идеи бога, которые разнятся по калибру, вкусам и представлениям того или иного человека, той или иной конфессии. Есть даже такие, которые «знают» все, а по сути не знают ничего. Вплоть до указания расположения камешков в аду и раю – это фантасма и иллюзия всезнайства, так распространенная у протестантов. Протестантизм ничего нового не говорит, метафизику не углубляет и не конкретизирует – обо всем говорит размыто, не точно и не предметно. Каждый из них жаждет что-то сказать – и говорит. Так возникли адвентисты, так возникли баптисты, так возникают и плодятся современные секты и течения, коих уже не одна тысяча. Каждый из них что-то говорит. Но это ложь, прямая и недвусмысленная. Они говорят, вернее пересказывают, уже сказанное давным-давно апостолами. Да и что протестантизм может сказать? По сути – ничего, т.к. не имеет собственного духа, собственный отношений человека и Бога. Каждый человек индивидуален – великий космос. Бог неисчерпаем бесконечно глубок. Каждое общение будет уникальным и новым, глубоким и одинаково ценным. И безусловно, приносящим новое в метафизику отношений Бога и человека. Но это новое есть старое, только конкретизируемое и предметное. Но это и новое, т.к. непосредственно в личном общении открывается невыразимая доселе новизна – Высшая Истина. В протестантизме каждый человек свят – и вследствии этого можно утвердить его правоту. Налепляя подобные ярлыки, человек однако святым в самом глубоком смысле слова не становится. Достаточно проследить жизнь того или иного протестантского делателя – и все станет на свои места.
В принципе, протестантизм уничтожает человеческую свободу. Утверждая снисхождение Бога к человеку – они умаляют обратное движение человека к Богу. Человек в таком взгляде есть не свободная личность, и обращение человека к Богу есть всего лишь желание Бога, и ни больше. Здесь плавно вытекает так любимое многими протестантами и так не понимаемое учение о предопределении человека ко спасению. Духовность на автомате – так можно выразить суть протестантизма. Человек идет к Богу как бы на автопилоте. Поэтому такая расколотость современного протестантизма – человек практически не делал шагов в своей свободе, естественной и ничем не обремененной. Человек по сути не умеет делать подобных шагов – о своей личной духовной свободе он почти не догадывается. А это смерть, неизбежная – смерть духа, т.к. рано или поздно свобода взыграет в нем, и не наученный жизни в свободном духе человек обречен на духовную катастрофу.
Конечно, меня спросят, какое я имею право писать подобное? Пишу по личному опыту и по личным размышлениям и наблюдениям, свободным, и подпишусь под каждым словом. Могу писать только свое, т.к. другого не имею. Так что же? Остаться статичным и объявить себя протестантом? Протестантом чего? Глашатаем какой истины? Христа? Это хорошо – но о нем гласят и католики, и православные. Тот путь, который преподносит протестантизм к Христу – вот коренное отличие, вот их пологое богословие.
Протестанты имеют одну специфическую черту, весьма пагубную и опасную – смотреть на библию как на учебник духовной жизни. Библия не есть карта загробного мира – а есть только лишь писанный опыт духовных людей, коих история насчитывает не одну тысячу человек. Но какая пропасть между тем же ап. Павлом и обычным протестантом! Коренной вопрос, который встряхивает все основание протестантизма – готовы ли вы отдать свою жизнь за свою истину? Имеют ли истины протестантов ту ценность, которая меряется смертью? Никто не захочет отдавать свою жизнь за сборник книг – тем более протестанты, остается лишь навести гордую браваду, ложную изнутри и напыщенную снаружи.
В протестантизме есть свои святые, к чьему опыту тайком обращаются – например Лютер. Но я не есть Лютер, и не могу вместить в себя чужой опыт. Лютер сделал подвиг – указал на заблуждения папизма. Но не пристало истинно духовному человеку отказываться от своей свободы и личности и становится Лютером. Это есть лицемерие и внедуховность. Подобные апелляции протестантов скорее вынужденные, чем свободные. Не имея внешнего удостоверения, не зависимого от субъективности другого человека – они вынуждены кидаться на духовность других людей. Взяли духовность Лютера – и разодрали ее на века и народы, каждому по кусочку. Может быть, вследствии отсутствия своего свободного духостроительства, в протестантизме, современном, нет героев и подвижников. А откуда им взяться? Героями становятся в личном опыте, подвижниками становятся, делая шаги в собственной свободе, переживая собственную духовность, а не чью либо.
Во что верят протестанты, как не в библию? Почему библия верна – потому что она богодухновенна! Почему библия богодухновенна – потому что она верна! Получается некий замкнутый круг, не могущий разрешиться сам собой. В этой порочности протестанты живут и проповедуют. Вы когда-нибудь обращали внимание на их проповеди? Они скорее напоминают лекционное занятие в университете, чем указание пути. Протестанты всегда размышляют о воде – но никогда не могут утолить жажду человека. В этом их главная черта – отсутствие живого опыта общения с Богом, и, как следствие данного отсутствия – невозможность приобщить человека к Богу.
Мне кажется, что многие протестанты глубоко несчастные люди. Их несчастье кажется в том, что они как раз и не имеют собственного счастья. Все, что они имеют в самих себе – не свое личное, а чье то чужое. Мне кажется очень полезным время от времени спрашивать самого себя – мое есть ли мое, или это чье то? Постоянный катарсис собственной души неизбежен для свободной личности, познавшей и измерявшей свою свободу. Именно осознание ценности свободного духа как бы заставляет отсеивать чужое и инородное из собственной души, оставляя себя в полном одиночестве чувства и мысли. Познавшие свободу, хотя бы почувствовавшие дыхание этой самой свободы, берегут ее и лелеют, очищают и углубляют. Это не есть эгоизм – это есть свободное строительство личности, свободный поиск Бога, свободное хождение или отхождение от Него. Мне кажется, что вся жизнь свободного человека есть некое хождение по тонкому лезвию относительно Бога и жизни. Свобода как бы очищает пути к Богу, указывает их, для некоторых крайне явно, для других только в набросках. В свободном духе человек начинает презирать любую тиранию – она становится ему в тягость. Он рвется к свободе – ибо подобие тянется к подобному. Христианская метафизика испокон веков утверждает, что Бог есть свобода. К ней начинает стремиться свободный человек. Внутренне осознавая свою скованность, да хотя бы тем же грехом и пороком, он ищет способы реализовать свою свободу как можно более полно, он ищет приобщения к некой Свободе. Мне кажется это естественным движением свободного духа. Но в этой естественности нет принуждения – именно имея в своем потенциале постоянную возможность уйти по другому пути, человек осознает ценность своей свободы.
Как же протестанты, не имея и не осознавая своей личной свободы, моей, а не чьей-нибудь, могут рваться к свободе? Они не знают веяний свободного духа, они не мыслят о чистой Свободе, т.к. не осознают в себе образа и подобия этой Свободы. Весь их акт состоит как раз в унижении личной свободы и вселении инородного, пусть даже это инородность самого святого человека. По моему, лучше иметь зерно личной метафизики в свободном духе, нежели полноту духовного развития чужого человека. Самое близкое и самое понятное – это мое «Я». Именно очищая и развивая свое «Я», человек начинает строить личность. Несчастные апостолы – протестанты их личный опыт перестраивают и модернизируют, расширят и перевирают. Для чего? Не лучше ли заняться строительством личного духа? Бумажная вера порождает бумажную свободу. Бумажная свобода порождает бумажную жизнь и бумажного бога. Бумажные личности не могут мыслить широко – их помысли плоские и неинтересные. Самое поразительное, что в этой плоскости они хотят показать глубину. Однако свободные люди этой глубины не наблюдают – они видят одно опошление и узость.
Очищение собственного духа есть крайне тяжелое и опасное занятие. Но крайне нужное и крайне важное. Подобное очищение можно сравнить с отрезанием живой плоти – очень больно. Но резать по живому нужно – а иначе как можно строить личность? С течением времени налипание инородности неизбежно, необходимо эту инородность находить. Также необходимо находить силу и волю изгонять эту инородность из собственного духа. В отношениях человека и Бога третий всегда лишний. Так или иначе, но когда человеческий дух обращается к Богу – Бог обращается непосредственно к вопрошающему духу, а не к третьему предмету. В противном случае человек, из-за присутствия инородности, может и не услышать голос Бога – эта инородность пожрет и заглушит голос Свободы, а человек погрузится в иллюзия и станет слугой этого третьего. Возможно, этим третьим в протестантизме стала библия, несмотря на ее полезность и ценность. Очень тонкая иллюзия, увидеть которую можно только в свободном духе. По моему протестанты, да и не только они, не имея личного духа, вернее не осознавая его присутствие в себе, уподобились марионеткам и пляшут под чужую дудку. Может быть поэтому их так легко расколоть и разделить…
Когда я смотрю на свободных людей, на свободное творчество – меня обвораживает и восхищает глубина и внутренняя космичность человека. Я испытываю чувство глубокой гордости за человечество – которое в этих единицах сумело сохранить глубину жизнепонимания и великую личностность человеческой индивидуальности. Плоскость мертвит и разрушает – от нее веет живой смертью. В ней нет ничего хорошего и ценного – это воровство чужого духа. По моему протестантизм концентрирует плоскость и узость, тем самым привлекая в свой стан таких же плоских и узких людей. Есть среди них глубокие личности – но эти личности так и не осознали своей глубины, или осознали не до конца, заглушенные чужой инородностью. Когда они говорят – они говорят не свое, когда они пишут – они пишут не свое, когда они думают или поют – они поют не свое. Даже здесь они умело заменяют личную свободу голосом якобы Бога – от меня говорит сам Бог, это следственный порок понимания метафизики как буквальной жизни Бога в человеке. По моему, утрата личной свободы есть катастрофа личности, способная создать катастрофу общества. Ужас, когда общество становится не свободным, когда обществом владеет что-то чужое – та видимость человеческого причащения к божественному есть действительно видимость, т.к. не может не-свобода увидеть Свободу. Это физически не возможно, подобно тому, как слепой не может видеть Солнце. Но есть надежда – слепой, не видя солнце, чувствует его тепло. Протестанты, по всей видимости, не наученные и не сознающие собственной свободы духа, чувствуют великое тепло – но это только лишь чувствование, не могущее разрешиться предметным созерцанием. Для того, чтобы увидеть Солнце, необходимо прозреть. Не знающий свободы никогда не будет свободным – в Боге или без Него.
Когда читаешь протестантские книги (не все – есть за редким исключением действительно ценные), возникает ощущение банальности всего написанного. Словно показ голодному картинок с едой. Кажется, есть некая невидимая граница, через которую протестантизм не в силах перейти – он не в силах утолить голод и дать пищу. Протестанты говорят много – и всегда не утоляют духовного голода. Они только способны разжечь аппетит у свободного человека – но кормиться он будет не у протестантов. Помнится, в сказке Питер Пен была такая интересная сцена: обед друзей, среди которых за столом был Питер Пен. Но на столе ничего не было – пустота. На вопрос – что же нам есть? – Питер Пен ответил – представьте, что вы едите. Показательно взяв пустоту в свою руку – он поднес ее ко рту и как бы начал есть. Другие начали делать то же. И удивительно – через некоторое время все наелись! Но ели то они пустоту – только ведь эта пустота, преломленная желанием человеческого естества, благодаря фантазии, обрела иллюзорную видимость. Питер Пен создал идею еды в сознании окружающих – и этой идеей окружающие насытились, приняв за еду порождения собственного сознания. Мне кажется, так и в протестантизме – предлагается идея Бога, которая впоследствии становится объектом поклонения – представьте, что вы поверили в Бога. Но ведь это не есть религия! Это не есть истина – это замена идеями реальной пищи. Можно сказать, что в качестве «обеденного стола» выступает библия, а в качестве «пищи» - ее персонажи. Такой мини мир и такую субкультуру, построенную на иллюзии, предлагает протестантизм.
Протестантизм в своей сути, если попробовать взглянуть в эту суть, не обладает некой метафизической гравитацией, если можно так сказать. Нет единого цельного учения – и, как следствие, брожение умов, вызывающие очередные расколы. Брожение умов неизбежно и даже полезно, так как осуществляет драгоценный катарсис души – но брожение в протестантизме какое то непредметное и не конкретное. Библиоцентричность в данном брожении играет ключевую роль – поэтому каждый имеет право толковать библию по своему, а поскольку каждый святой – то и толкование каждого является святым. Смотря на библию как на некое мерило – подобные не-конкретности в принципе неизбежны. Если бы протестанты обладали полнотой присутствия Духа – Дух указывал бы им на их ошибки, наставлял бы и поучал, и не было бы подобных расколов. Истина не может разделиться сама в себе, как ее разделили протестанты. Истина на то и является истиной, что истинна для всех и каждого.
В протестантизме есть свои плюсы, но они заглушаются минусами. На определенном историческом периоде протестантизм являлся непосредственным брожением умов, призванных произвести катарсис христианства. Но протестантизм перебродил и стал не годным к употреблению – им по сути можно отравиться. В своем брожении протестантизм принял самые причудливые формы – начиная от всяких «нео» и кончая учениями и конфессиями, носящими явно не христианский характер (например мормоны и свидетели Иеговы). В принципе, дробление протестантизма неизбежно, оно подобно цепной реакции – и будет дробиться, пока не разложится на метафизические элементарии, дальше которых разложение не возможно, разрозненные по конфессиям, где будет каждому – свое. Раскладывая метафизику, они раскладывают человека, делают его не цельным и несколько оторванным от реальности. Человек погружается в неизведанные миры – по сути плоды человеческой фантазии, некую матрицу иллюзий – в которой пребывает до конца своих дней. Эта матрица даже не есть библия, т.к. в принципе невозможно достоверно истолковать чужую душу («чужая душа – потемки»), а можно сделать только некие наброски смысла сказанного в купе со своим метафизическим опытом, открытый духом. Эта матрица есть отсутствие у протестантов некой границы неизведанного, т.е. потустороннего. Очень важно человеку увидеть границы собственного познания, чтобы не обольщаться потом иллюзиями, а мыслить и развиваться в достоверных областях, если возможно, отодвигая данную границу на пункты вверх. Протестанты данных границ не видят – еще бы, ведь, не имея собственного духа, они надеются на дух апостолов и Христа. Возможно именно поэтому протестантизм так не глубок и в своем полете мысли так скован и робок. Оставшись на своем историческом периоде, он делает шаги вперед, только под руководством давно сказанного. Это не шаги вперед, а топтание на месте.

***

Как мир стал плоским? Довольно интересный вопрос. В принципе, его плоскость есть свойство человека. Это крайне банальное утверждение, но оно требует некой расшифровки. Человек есть свободная личность, дух, закрытый от всего мира своим телом. Проявления духа есть явления в мире, исходящие от человека. Т.е. некая проекция мыслей и желаний, действий и переживаний духа. «По плодам узнаете их» - довольно точное и конкретное высказывание Христа. Если плоский мир – то в первую очередь плоский не мир, а плоский дух у современного человека. Дух обесцененный и бедный, растративший себя.
Кто мы, как не пожиратели собственной жизни? Мы прожигаем свою жизнь, данную нам единожды, на всякие мелочи и на совсем не нужные вещи и события. Мир как бытие не зависим от человеческого сознания – но человеческое сознание в силах менять этот мир и подстраивать под себя. Наша культура, как кажется, еще сохранила свой потенциал – но в проявлениях внешнего мира мы стали плоскими. Причем эта плоскость проявляется во многих вещах – начиная от внешних явлений и кончая духовным состоянием человека. Духовное важнее – ведь все является проекцией духа. И если человек обновит свой дух, разожжет его внутренне пламя – изменится и внешний мир вокруг него. Возможно, даже вполне вероятно, что после этого последует некая цепная реакция причин и следствий, которой по силам не раз обогнуть землю. Так чего же мы медлим? Ответ мне кажется крайне простым, даже до омерзения – мы ждем, когда другие начнут. Однако выход из проблемы кроется в личностном начинании – начни с себя, с собственного духа, с его обновления и очищения. Стань личностью – именно личностью, а не жалким плагиатором чужих жизней. Увидь свой дух в себе самом, обнаружь в себе свободу – но узнай и ответственность за данную свободу. В противном случае человек опять будет половинчатым – свобода без ответственности, плоть без духа, дух без свободы и т.д. Человек опять становится плоским.
Но говоря о личности, о духе и о внутренней свободе мы так или иначе, но затрагиваем вопрос религиозный. Сейчас в мире много религий – шведский стол, выбирай из чего хочешь. И люди выбирают. Но веяние ли это духа? Истинный дух в человеке, очищенный и свободный, знает свои истоки, и не ошибется в выборе. В принципе, речь идет даже не о выборе – ведь выбор есть изъятие потребного из предоставленного. Истинный дух просто идет к истине – он знает ее, он чувствует ее и жаждет ее. Но, мне кажется, таких людей крайне мало – в основном же мы облеплены чужеродностью, и не знаем собственного духа. Нами то движет инстинкт, то движет корысть, то зависть, то чувства, то разум. Но не дух. Мне кажется, дух есть полнота качеств человека, причем качеств чистых и не плоских. Зависть, зло, убийства и прочие – есть плоские явления. Эта плоскость каким то образом уже не один век накладывается на мир, делая его плоским и не интересным. Дух, как видится, есть противоположное плоскому – дух объемен в своих проявлениях, он свободен, и свободен в первую очередь от всего плоского, да притом и чужеродного. Дух есть некая полнота, объемная по своей природе. Именно по природе, в противном случае необходимо постулировать, что дух является либо социальным элементом, либо отпечатком чего то внешнего, от рождения не присущего человеку. Думать так – значит отвергнуть себя и утвердить свою плоскость.
Можно сколько угодно размышлять о других, о мире, о явлениях, о бытии в целом – и не дойти до сути. Потому что в любом деле нужна твердая точка отсчета. Как видится, одной из этих наитвердейших точек отсчета является человеческий дух, личное «Я». Уже в древности провозгласили – «познай самого себя». Каждому необходимо познать самого себя. Но нужно быть готовым к тому, что может открыться – открывшееся может не понравиться человеку, он может испугаться и оставить строение личности. Но подобный беспристрастный взгляд просто необходим – как можно утвердить себя, если себя мы не знаем?