Д. Файзов о книге А. Чёрного Мёд 2001

Газ. «Ступени»
21.09.01.



КАПЛИ ДЕТСКОГО КОРОЛЯ

Возвращаясь, будто еврей на землю Сиона, на родную Вологодчину, удивление испытываю, ежели не более. Сколько нового, непонятного, интересного творится на родимой стороне, и, прежде всего в мире литературном.
Попалась мне для ознакомления книжка нынешнего короля поэтов Антона Чёрного «Мёд». И сразу стало ясно - не зарастает народная тропа - в лоно поэзии по-прежнему отправляются ходоки и паломники, норою даже умные и грамотные, хотя королям грамотность, вроде бы не так и нужна?
Сделаны стихи их Величества хорошо - «блох» не наловить. Старательность и тщательность - категории для поэзии обязательные. Однако берёт меня какая-то настороженность, и не понять сразу - отчего. Но на шестом по счёту стихотворении (Из цикла «Солнце») ответ пришёл сам собой - настораживает меня какая-то неуемность, странная уверенность, что можно быть запанибрата с кем угодно, этакий литературный провинциализм. «Но прежде них за тыщу лет/ Один сказал: «Да будет свет!». И стал свет». Один это о Боге-Отце? Да каким бы язычником или атеистом ни был, коробит меня такая сентенция! Или «Смысл, Бог, Душа и Вдохновенье// Всё уже внутри тебя давно». Вот оно бремя пророка, аки Прометей несущего нам истину. А я то этого всего и не знал. Избитость сентенций - не просто балласт, ах, если бы гак - выкинуть это, и позабыть к чёртовой матери. Нет, это неотъемлемая часть мировоззрения автора, тот груз, от которого необходимо любому поэту избавляться, а буде появится снова - бежать от него как от огня.
В конце концов, я нашёл метод, который помог мне прочитать и осознать эту книгу. Это, как ни странно - арифметика. Очень просто берутся ключевые слова. (Ну, это, как «Шёл ирландец мимо паба» - ключевое слово мимо), а именно: никотин и все образования от нею, смерть, весна. При желании можно отыскать ещё несколько поэтизмов-трюизмов. Так вот, эти-то ключевые слова необходимо просто аккуратно пересчитать, и после этого становится понятным многое, если не все. Например, курение, никотин и сигареты встречаются 14 раз, весна и смерть - и того чаще. Плюс - Солнце. И уже из этого можно представить себе портрет лирического героя - alter ego Антона Чёрного. Вот сей портрет: это некий молодой человек, проводящий время за курением сигарет, достаточно тепло относящийся к девушкам (может, даже, спящий с ними, хотя, совсем необязательно), знающий несколько иностранных языков (фр., англ., нем., лат.) чрезвычайно боящийся смерти (судя по всему, от солнечного удара) но принципу: «Вот умру. И тогда вы поймёте, кого потеряли»; ну и непомерно романтичного. Короче, поза до смешного банальная. Случай, на самом деле далеко не клинический - лечится взрослением в девяносто девяти случаях из ста. Но, вернусь к эпитету, употреблённому в начале статьи «непонятно». Мне действительно, совершенно непонятно - как это может кому-нибудь нравиться, кроме преданных друзей Антона Чёрного.

Данил Файзов


Рецензии
Бежать. Бежать! - Прав Данил. Бежать от клубной литературы - сиречь литературной групповухи.Толпою ходят в баню, на футбол, но не в поэзию.

Павел Данилевский   24.01.2016 09:17     Заявить о нарушении