Захар-Прилепин

Галина Щекина
БУДЕТ СЧАСТЬЕ ИЛИ?..(особенности Захара Прилепина)

Рассказ "Грех" давший заголовок книге, неожидан, он при всей

своей плотскости и реальности как-то уж очень поэтичен, и

краски мира в нем не размыты, наоборот все обстрено и

заострено до предела.Слово Прилепина наводит резкость на мир.

Делает фокус.

Первая примета Прилепина - нагромождение быта, но так что он

свет не застит и дает подумать вокруг. Вторая примета -

подчеркнуто простой сюжет. До того простой что временами

кажется примитивным. Лично меня как читателя это не устраивает,

потому что всякий человек сложен.. Но что ж делать - "автор

всегда прав" (Фаустов) даже и в том, что дал название

наоборот: греха-то и не было. Были и бились неистовые

желания, но он взял... и вышел. Удивительно.И ни насмешки тут ни

 цинизма,а только подспудное чувство, что все еще сбудется.

Тем же зыбким радостным чувством пронизан и "Какой случится

 день недели"- события грустные, собак растащили, одну

искалечили, и снова нет греха из-за близости смерти, и

все-таки нет конца света - дальше счастья будет больше.

Влюбленные Он и Она тащат нить жизни дальше - но! По

соседству со смертью.
Счастье еще будет и у любителя пряток малого Захарки в

рассказе "Белый квадрат" - но не будет его у изумительного

 друга - Сашки, который замерз в холодильнике.
Этот белый квадрат на дверях, и белый квадрат самой

холодильной камеры невероятно двоится и троится в глазах

героя, повторяется в белых квадратах рафинада. Белый

квадрат, символическая смерть. Третья примета Прилепина. За

бесстрастной констатацией стоят такие страдания какие

описать даже нельзя. Мастер детали? Конечно. Здесь аукнулась

и Петрушевская с ее "Песнями восточных славян", но ощущения

вторичности нет, потому что даже на страшное взгляд свежий,

незаштампованный.

Смерть как красная нить и как толчок сюжетного развития

всегда разговорается в рассказах Прилепина и но не всегда она

мерило. Да, с мерть бабуки толкнула героя в ночную темь,

иревущий мимо дальнобойщик показал что смертььвсегда

ряждом. Но вот эти родненькие оставшиеся дома - они-то толчок

гораздо более мощный. Они его держат, они. Рассказ "Ничего

не будет" хочяется продорлжить - "ничего не будет страшного,

пока тебя любят". И документальность, просто архивная

документальная точность в описании себя и своих близких

иногда раздражает (опять он о себе) - но умудренно понимаешь -

 к счастью человек не привык.. И слава богу.

Полная противоположность - "Шесть сигарет"- описание

дежурства в ночном клубе, сухая хроникальная запись, жестокие

грубые описания, невыносимое и бессмысленное чтение,

вызывающее физиологическую тошноту. Этот круг жизни и так

слишком известен, понятен, десятки раз показан в кино, его

герой тупой мачо, который месит тело беззащитного...Это не

мужская проза. Это криминальная проза...Согрешил тут Прилепин,

ничего не скажешь. Так что правда жизни не всегда правда

искусства.

Современный молодой писатель Захар Прилепин пока еще держится

на жизненной правде, на беспощадности реалий, однако лучшее

что он написал - это не нанайская фиксация факта, а

переживание этого факта внутри себя.И там где ему удается

графику жизни наполнить цветом и звуком сердечной муки - там

он головокружительно нов.


Неединство романа очевидно в этих рассказах: если уж хотел

автор обьединить разнородные вещи в одно целое при помощи

одного лиргероя, так мог бы хоть единство лица соблюсти,

так нет: то я (Какой случится день недели", Шесть сигарет"),

 то Захарка ("Грех"... "Белый квадрат"). Сборник рассказов,даже

очень ярких - это, строго говоря, не роман. Но в этих

хитросплетениях пусть разбираются критики. Будучи читателем,
могу сказать что слово "Грех" воспринимается как в кавычках.

Таких бы грехов побольше.