Четыре измерения Антона Корбайна

Александр Хлупин
       "Подлинное искусство опережает время".

       Сен-Поль Ру

       На днях я посетил выставку «Четыре измерения Антона Корбайна» в Музее современного искусства в Москве. Впечатлений от этого похода – масса. Поэтому я решил разделить данное сочинение на две условные части, в одной из которых я расскажу о самом музее, а во второй непосредственно о выставке.

       Музей современного искусства, имеет выставочные залы по трем адресам. Все они находятся в центре Москвы. Я побывал в том, который расположен по адресу: ул. Петровка, 25.
       Приятные сюрпризы начинаются уже после попадания во двор музея. На его небольшой территории расположились ресторан, а также многочисленные бронзовые скульптуры работы Зураба Церетели и других мастеров. Видимо руководство музея постаралось разместить как можно больше предметов, максимально используя имеющуюся в распоряжении площадь. Организаторы этой экспозиции постарались систематизировать фигуры по тематике. Но все равно, учитывая их скученность, создается ощущение некоторого хаоса. То есть скульптуры на тему религии соседствуют с городскими сюжетами, а скульптуры, изображающие известных музыкантов и артистов находятся бок о бок с абстракциями на тему жертв политических режимов. Особенно хочется отметить великолепные изображения Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Дмитрия Шостаковича, Святого Сергия Радонежского, а также огромную по размеру статую Святой Семиапостольной Нины. Но самое большое умиление вызывает скульптура московского дворника, которая находится при входе во двор музея. Лицом дворник весьма похож на Юрия Михайловича Лужкова. Возможно, Церетели, таким образом, хотел сделать приятное градоначальнику, который является его личным другом. Примечателен тот факт, что внутри музея фото и видеосъемка запрещена, а во дворе, со скульптурами вы можете фотографироваться, сколько вашей душе угодно.

       В самом музее, на всех трех этажах вы можете лицезреть разнообразные выставки и экспозиции. Я не буду рассказывать подробно обо всем, что в настоящее время там представлено, а только о том, что действительно произвело на меня неизгладимое впечатление. В первую очередь, это конечно картины Марка Шагала – «Семья» и «Скрипач». Особенно вторая картина. Что касается изобразительного искусства в целом, и картин Шагала в частности, то описывать их словами – дело неблагодарное. Картины все-таки надо видеть. Также произвели впечатление полотна Казимира Малевича, который, оказывается, является автором не только знаменитого «Черного квадрата», но и других полотен, в том числе отражающих жизнь простых крестьян.
       Кроме того, весьма заинтересовали фотографии, представленные на стенах одного из коридоров второго этажа. Мне не известно кто является их автором, но эти работы едва ли не интереснее многих других, представленных в музее. На этих фотографиях запечатлены пустыни, ледники, равнины и горы. Глядя на эти прекрасные по качеству фото, я в очередной раз убедился в том, что все-таки природа во всем ее многообразии и неповторимости – это лучший объект для художественного отображения. Невольно вспомнились великолепные документальные фильмы о живой природе нашей планеты, которые создает канал ВВС. Там тоже, что не кадр, то потенциальный шедевр.
       Ну, и неизгладимое впечатление произвела аудиовизуальная инсталляция Юлии Мильнер – «Universe». В темном зале, на большом экране демонстрируются слайды, на которых отображен Космос, а именно удаленные галактики, скопления пылевых и газовых облаков, черные дыры и кометы, запечатленные на пленку с помощью сложного дорогостоящего оборудования. Взору того, кто смотрит на все это великолепие, предстают неповторимые по своей палитре и форме объекты, которые находятся так далеко от нас, что даже самое организованное воображение не в силах преодолеть это расстояние. Ниже, под каждым слайдом находится пояснительная надпись с указанием наименования отображенного на нем объекта, расстояние от него до Земли и проч. Просматривая эти слайды, я поймал себя на мысли, что во многих из них так и сквозит определенный эротизм. Форма некоторых галактик весьма напоминает женские половые губы. Я поспешил списать эти свои мысли на счет весенней игры половых гормонов, но когда прочитал на стене зала стенд с описанием данного проекта, то убедился, что гормоны тут не при чем. Просто я смог в полной мере почувствовать то, что почувствовала автор данного проекта Юлия Мильнер, когда решила им заняться. Вселенная во всем своем объеме и многообразии, несет в себе женское начало, а соответственно способность рождать миры. Поэтому, спонтанная ассоциация с половыми признаками земных женщин, при просмотре этих слайдов отнюдь не случайна. Все в этом мире взаимосвязано и проистекает одно из другого. Так что удивляться тут нечему.
       
       Ну, вот я собственно и подошел к главной части моего сочинения на тему. Выставка легендарного голландского фотографа Антона Корбайна.
       Корбайн начал фотографировать в 1972 году на рок-концерте. С тех пор он не прекращал этим заниматься.
       Почему данная выставка называется «Четыре измерения»? Ну, потому что она отражает четыре ключевых этапа его творческой карьеры, а именно:
       1973-1989: знаковым явлением этого периода стал альбом «Famouz» (1989) с черно-белыми документальными фотографиями музыкантов. Как говорил сам автор, это «взгляд внутрь снаружи» на таких известных людей, как Майлз Дэвис, Боно или Кэптейн Бифхарт.
       1990-1996: Корбайн начал работать в новом для себя формате студийной съемки, и эти опыты вошли в альбом «Star Trak» (1996). Именно сейчас он и сам становится знаменитостью, а в объектив фотографа попадают все новые звезды – Клинт Иствуд, Мэрианн Фэйтфул, Изабелла Росселлини и многие другие. По словам Корбайна, в этих работах он заглядывает «внутрь изнутри».
       1997-2000: возникает цикл портретов «33 натюрморта» (1999) – работы ловко имитируют стилистику случайных кадров папарацци, но на самом деле тщательно выстроены в студии, с декорациями и постановочным светом. Фотографии по-прежнему монохромные, но основным тоном становится голубой. В череде портретов – Роберт де Ниро и Катрин Денев, Мэл Гибсон и Том Уэйтс – будто герои несуществующего фильма нуар, схваченные взглядом «наружу изнутри».
       2000-2002: Корбайн создает серию автопортретов «A. Somebody» (2002). Все кадры сделаны на одном из островов в Нидерландах, где родился Антон. На этих снимках Корбайн при помощи костюмов и грима перевоплощается в великих музыкантов, уже покинувших этот мир, – то в Джона Леннона, то в Боба Марли, то в Джими Хендрикса. Этот современный «взгляд наружу снаружи» отражает страстную увлеченность Корбайна миром музыки.
       У Корбайна свой неповторимый стиль. На уровне ассоциаций, его работы более всего напоминают черно-белые фото начала прошлого века. Ведь не даром же говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Он не просто делает фотопортрет человека. Он создает некий образ, который способен увидеть только он. Это сродни тому, как художник рисует портрет. Вы просто сидите перед ним в кресле, а он изображает Вас с помощью кисти и красок. Или с помощью карандаша. Или угля. Все зависит от стиля и школы каждого отдельного художника. Но зачастую потом, когда Вы смотрите на готовый портрет, Вы не узнаете себя. Да, какие-то черты похожи, но Вы-то себя видите другим. Вы показываете портрет своим родным и друзьям. И мнения их разделяются. Кто-то говорит, что это стопроцентно Вы, а кто-то говорит, что на Вас похоже, но не совсем.
       Так и с фотографиями Корбайна. Вот на одном из его фото мы видим актера Денни де Вито с воздушным шариком в руке. Но в то же время, не очень-то на него и похоже. А почему так? Ну, наверно потому, что мы привыкли видеть этого актера в совсем другом образе. А здесь он какой-то… Нетипичный? Да, пожалуй, это слово подходит в данном случае лучше всего. Нетипичный. В этом-то и заключается главная изюминка Корбайна – способность показать известного человека по-новому, либо в нетипичной для него ситуации. Одним словом, Корбайн и ему подобные творят для того, чтобы другие люди смогли увидеть привычные вещи под другим углом. Иногда он в своих изысках заходит так далеко, что если бы не пояснительная надпись к фотографии, то ни за что человека, отображенного на ней, было бы не узнать. Взять к примеру фото Энтони Кидиса, вокалиста «Red Hot Chili Peppers», на котором он запечатлен в женском платье из прозрачного мультиплекса.
       Ну, и конечно особое место в биографии Корбайна занимают его фото и видеоклипы для групп «Depeche Mode» и «U2». Неповторимый, легко узнаваемый и любимый многими сценический образ и имидж этих двух великих групп, был бы немыслим без фоторабот Корбайна. Можно ли в связи с этим считать его законодателем стиля? Ну, если говорить непосредственно о музыке и музыкантах, то, скорее всего, нет. Корбайн все же не визажист и не мастер по PR-технологиям. Он фотохудожник. Причем весьма талантливый и своеобразный. И вот именно в своей области творческих изысканий, Корбайна безусловно можно считать законодателем стиля.
       В рамках той выставки, которая в настоящее время проходит в стенах Музея современного искусства, люди интересующиеся творчеством Корбайна, а также мировой рок-музыкой и кинематографом, смогут увидеть его многочисленные фотоработы (всего около 170), а также смогут оценить подборку авторских видеоклипов Корбайна, которая демонстрируется на большом экране в специально отведенной для этого комнате.

       Что может быть лучше искусства? Только искусство! Поэтому наслаждайтесь произведениями искусства всегда и везде! Ведь это лучшее из того, что удалось создать человечеству. Империи возникают и рушатся, поколения сменяют друг друга, как в калейдоскопе. А предметы искусства остаются жить в веках, потому как время над ними не властно. Они вне времени, над ним, ибо отражают его само в тот или иной момент, замирая на мгновения, из которых и складывается Вечность.