Господи Исуси или зима в Астрахани

Григорий Сухман
       
Вряд ли зима в этом южном городе сильно отличалась, скажем, от кишинёвской температурами
или количеством осадков, и уловить что-то особенное в ней непосвящённому в детство человеку будет трудно. Конечно, мне возразят: а вобла мороженная на прилавках? Но ведь в разных городах вполне могла быть речная рыба, разная и мороженая. А сайгачье мясо? Верно, оно вдруг иногда появлялось на прилавках КООПа, создавая удивительное настроение изобилия и достатка. Но такие события были редки, хотя, возможно, лишь в Астрахани 60-х годов являлись признаками зимы несомненной, ибо в другое время года сайгаков-антилоп не отстреливали. Зима для человека,в России выросшего, должна означать снег и мороз.Одновременное их явления случалось, но это было не ежегодно, а потому запоминалось накрепко. Скажем, в декабре могло запросто сковать Волгу, до марта, а вот снег, да чтобы два месяца пролежал...Короче, лыж в городе не держали.
Но снегопады бывали, дороги при этом чистили неактивно, так что грузовики утрамбовывали снежок в каток, и, переходя улицу, каковой являлась дорога, вы рисковали "навернуться". Впрочем,
для пацанов это была золотая пора - мы цеплялись за задний бампер ПАЗиков, и он мчал нас, балбесов, вприсядку, до следующей остановки.Весь фокус состоял в умении вовремя отцепиться, чтобы удрать от выскакивавшего на остановке с кулаками шофёра - мог и накостылять, ведь случись что-нибудь"нехорошее" с ребёнком, отвечал бы он, а не пострадавший (от идущей следом за ним машины)... А мы-то были довольны! Каждый хвалился, сколько у него пальцев прилипло,
ведь морозы-то были и по двадцать градусов! Но если с автобусом уезжала примёрзшая намертво варежка - катастрофа...Иди домой и объясняй матери, где ты, разгильдяй, её посеял! Так что велик был шанс, что до конца зимы твои кисти рук будут подмерзать, и тогда дармовые авторейсы вприсядку - отменяются...
Но есть горки! Прямо к заводоуправлению спускалась дорога, такая же оледенелая, но транспорт там по вечерам почти не ходил - катайся вволю! На чём? На санках? Так где же их взять-то, это чудо дюралевое? Гагарин с Титовым уже в космосе были, а санки...В общем, народ придумает что-нибудь или перебьётся. Придумать - это сделать из подручных обрезков, коих на территории судоверфи было изобилие, но вот вынести - проблема...Решаемая, разумеется. Вот я своего отца и достал: у Витьки Глухова,одноклассника, с отцом-шофёром санки есть и дротики к ним, а у любимого сына начальника цеха судоверфи им .Кирова - нет. Справедливо ли это?..Принёс он санки через месяц. Сколько радости было - сидя на корточках, отталкиваясь дротиками, скользить по замёрзшим лужам! А вечером - на горку вышеупомянутую. Но однажды проходивший мимо летящего пацана мужик решил сноровку русскую применить - выдернул из-под меня санки, я по инерции, разумеется, слетел с них, больно ударившись головой...- Я папе скажу,он тебе голову оторвёт!- орал я сквозь плач. Обидчик обернулся, не останавливаясь, явив мне подобие злой улыбки. А что смог бы отец?..Я так и не сказал ему.
       Свежий, пушистый снег - радость в тех местах неописуемая. Мы играли в снежки, забрасывая ими всё и всех - трамваи, девчонок, машины, друг друга, радуясь жизни и зиме со снегом. Но
бывало, что невинные забавы были не вполне...Как-то я бросил в проезжавший мимо, метрах в 15 от меня, грузовик снежок с упреждением - он влетел аккурат в открытое окошко кабины. Будучи
обалдевшим от своей меткости, я понял, чем мне это грозит, лишь когда из ставшего автомобиля вылетел шофёр и бросился за снайпером, выражаясь громко,явно не по-парламентски. Спасли меня тогда не столько ноги, сколько знание расположения всяких мест схрона, коими пацаны пользовались во время своих игр в прятки. Догадываясь, что собирался со мной сделать раненый снежком водитель, я сидел там ниже травы и тише воды...
 А ещё через пару лет - юность с идеалами, которыми кормила подраставшее поколение власть советов через, скажем, пример Рахметова. Нет, спать на гвоздях я не собирался, но вот закалка...Короче, в комнате на ночь я открывал окно,и, не смотря на горячие батареи, термометр на столе показывал только +4С,что приводило в полный "восторг" мою мать, зато отец только напоминал, чтоб не забыл закрыть окно перед уходом в школу.А вечером я имел обыкновение вылазить через то же окно на подоконник, благо до тротуара было лететь в случае чего около двух метров – и закалялся с четверть часа. Разок мимо бабушка проходила, и что-то заставило её повернуть голову...Она обомлела, застыв, потом отступила на пару шагов, и повторяя"Господи Исуси, Господи Исуси",кладя крестные знамения, как-то боком, вроде Ниловны в известном романе "Мать"Горького ,обошла Опасное Место, то есть моё явление на подоконнике. Наверняка она не знала, что с Иисусом, раввином из Назарета, я был одной крови. Впрочем, тогда и сам я не сильно об этом задумывался. Юность,знания и самосознание пока зимуют,весна ещё даст свои ростки, но это будет отнюдь не скоро...
28.04.2008г.