Тайны советского общепита. 1

Наталия Глигач
       А может, и не было ни каких тайн? Фантазия разыгралась от тоски по далекому прошлому, и захотелось вернуть то время, полное диффецита и своей значимости среди него? Да какая значимость, одни неприятности, с коими ты находишься - один на один с покупателем. Он требует, а ты сопротивляешься. А чего собственно, сопротивляться? Отдай, что требует, и возлюбит он тебя. А другой покупатель, которому все равно не достанется то, что унесет первый? Он тебя еще больше возненавидит! Как же так? Ему да, а мне нет?
- Но разве это тайна? – спросите вы.
- Нет, не тайна, - отвечу я.
И вот, решившись на такое название, я подумала:
- Как жаль, что это нельзя назвать мемуарами! Почему о тяготах армейской жизни, могут писать генералы. О спецоперациях КГБ – разведчики. Почему нельзя назвать мои откровения чем-то более красивым? И пришла в голову мысль, а ведь мое могут читать все! От мала до велика. И те, кто обманывал, и те – кого обманывали! А вот был ли это обман? И был ли выход?
Приятного всем чтения.


Тайна 1.

- Татка, ты завтра работаешь. В 6 утра на набережной.
- А что я там буду делать в такую рань?
- Так. Много не разговаривай. Надеть скромненькое платье, два белых передничка, и как штык на пристани!
Несмотря на лето, утро было сырым, и туман стелился на воде легкой прозрачной дымкой. Еще пять минут, и я буду знать причину своего раннего подъема.
- Ну, ты уже тут? - услышала я голос из-за спины?
- Да, Гаврил Евгеньевич, а что случилось?
- Будем мы сегодня Таточка, обслуживать «Великих» людей!
- Где? На пристани? А столы?
- Да какая пристань, глупая, на Красной Хате!
Откуда-то от середины реки слышен был звук парохода, а, приблизившись к берегу, я увидела катер на подводных крыльях.
- Господи! Как в кино! Откуда такая красавица? Здесь что, кино сниматься будет?
А лодка тем временем, причалила к набережной, Гаврил Евгеньевич дал им какие-то бумажки, и нам позволили войти на палубу.
Оцепенев от увиденного, меня сковало на столько, что не смогла спуститься вниз, в каюту, а, спустившись – онемела. Такую роскошь видела только в кино. Бархатные сидения, на полу ковер, ноги утопали в его ворсе. Зеркала, в которых отсвечивали атласные шторки на окнах, были похожи на горящую мозаику. Мой шеф меня так и усадил стоячую. Сидела, словно лом проглотила. К нам опустился здоровенный детина, и стал инструктировать. О чем он говорил, я ничего не слышала, не понимала, а лишь кивала головой. Видя мое состояние, он понял, что я новенькая, и, следовательно, глупая. Мой шеф Гаврила Евгеньевич, был на таких мероприятиях не впервые. Отличный кулинар, кондитер, он был еще и музыкант. Аккордеон в его руках был так же легок, как и разделочный нож, и кондитерский, воздушный крем. Бесчисленное количество песен и частушек, укладывалось в его голове, как товар на полках склада по определенному порядку. Патриотические – для сцены, романсы – для женщин, а для таких «веселильных» мероприятий – шли частушки. Но еще учитывались обстоятельства, кому ты играешь?
В данном случае была дружественная встреча Косыгина и Яноша Кадера, с женами.
Но, это я так, о встрече, а иначе, зачем описывала такой катер на подводных крыльях? УРОВЕНЬ!
И вот я, молоденькая официантка, победительница республиканского конкурса Украины, допускалась к обслуживанию таких политических деятелей!
Почему это место названо было «Красная хата», для меня и сейчас остается загадкой. Но версий много. Это был кусочек заповедника на Днепре, доступный лишь для избранных. От реки шли каналы, переходящие в маленькие пруды, скорее прудики, где осетры плавали, как обыкновенные караси. Их можно было потрогать, опустив в воду руку. Деревянный двухэтажный домик, казался сказочным, и утопал в зелени. А может, это название шло от слова «красная линия», и остальным было запрещено ее преступать? Да ну их, эти версии, это тайна чужого имени, которая говорит о сущности его носителя.
А что же едят эти политические деятели на природе? Не привозят же они с собой консервированный «завтрак туриста», и прочие походные консервы? И вот, в таких мероприятиях, участие принимали все! Совхозы и колхозы, пищевкусовые фабрики, колбасные цеха и молокозавод! Свозилось все! А вдруг захотят! Масло сливочное – блоками, сметана – бидонами. Раки – мешками, колбасы – кольцами, сыр – кругами! А ну, такую армию накормить!
А едят они очень мало. Чайными ложечками икру, у раков только хвостики.
Варенички - под вилочку, это значит маленькие, чтобы не откусывать. А еще, мы готовили вареники, которые называли «Брежневские». Леонид Ильич очень любил их, и готовили их на одну вишенку внутри. И когда согласовывалось меню по сезону для таких мероприятий, обязательно их включали. А самое интересное, что их кушали все, даже если и не любили, как только узнавали что это «Брежневские вареники». Давились, но ели!
Но, вернемся к нашему обслуживанию. Утро в заповедной зоне, особенное. Представьте, легкий туман, который подгоняется ветерком, и плывет красивыми, клубами. Живая изгородь от реки из высоченного камыша, и узкий мостик, ведущий к воде, и частые всплески рыб.
Придя в себя, я вспомнила для чего я тут? Быстро засервировав стол в беседке, начала помогать повару. А повар, был простой рыбак дядя Коля. Его юшка из рыбы – была не написанной научной диссертацией. Он скрывал ее секрет долгие годы. Он не разрешал ни кому стоять возле себя, когда он священно действовал. Почему? Это его секрет. А к юшке обязательно шла каша. Говорили, что с его кашей можно выпить огромное количество водки, но пьяным не будешь. Так вот, помогая ему, я слышала его сопение, ворчание, и отдельные слоги слов, не связанные между собой. Тогда - он был для меня загадкой, и я боялась смотреть ему в глаза. О нем я расскажу в другой тайне.
И вот, подошел наш выход на большую сцену. Гаврила Евгеньевич получил разрешение на начало музыкальной программы. И, как человек бывалый, мягко растянул меха аккордеона, и музыка перешла в утренний марш. Из домика вышли люди, и на их лицах заиграли искренние улыбки. Да, мой шеф знал толк, он знал, с чего начинается утро «Великих» людей. Но, как ни странно, они направились к обслуживающему персоналу. С дядей Колей здоровались особо, и очень долго. Спрашивали о здоровье, жене, детях и внуках. Дарили подарки, и даже что-то привезли, что он заказывал. Когда подошла очередь ко мне, руки у меня взмокли, на лбу холодный пот, а в душе страх. Косыгин улыбнулся, заметив мое состояние, потрепал по плечу, чем взбодрил. А Янош Кадер подарил подарок, это модный в то время большой платок с венгерским рисунком. Хранила его десятки лет, но никто не верил от кого подарок.
Но вернемся все-таки к обслуживанию. Я показала все свое практическое умение, и приложила все свои теоретические знания. Шеф заливался соловьем, пел все подряд, и дарил женщинам романсы. День был для гостей сказочным, а мы валились с ног. Их ожидала очередная сказка, а мы ожидали их отъезда, мечтая присесть и просто помолчать. Для уборки и сбора грязной посуды, привезли других людей, и я себя зауважала. Значит мой труд – работа ювелирная? И теперь разумно перейти к концу первой тайны.
В чем же она? В ящиках, бидонах, мешках, кругах и кольцах. Куда девать остальные продукты? Это же не предприятие общественного питания с холодильниками и всем прочим? За это кто-то отвечает?
- Да, - ответил нам организатор встречи.
- Теперь это все ваше! Тут ничего не оставлять.
- А кому платить, и сколько?
- Все уплачено. Это награда за обслуживание.
Погрузив все в катер, на набережной нас ожидала машина, которая развезла нас с шефом по домам. От такого количества продуктов, у моей мамы закружилась голова. А папа сказал одну единственную фразу из анекдота:
- А какого слонам?
Тогда я этого не поняла. При чем тут слоны?
И вот, конец моей первой тайны заключается в слонах. А что же тогда досталось им, если мы, маленькие люди, Моськи лающие на слонов, получили месячное бесплатное довольствие на всю семью? Кто же все таки за это заплатил?

Продолжение следует.