В Духов День

Николай Губин
       Еще до знакомства с трудами русских философов «серебряного века» я понял, что духовную жизнь Церкви Христовой определяет Сам Господь. В ее основу полагаются либо Божественные Откровения, либо субъективные взгляды воцерковленных художников на элементы Божьего Промысла. И то и другое осуществляется целенаправленной мировой деятельностью Духа Святаго.
Христос учил: «Бог есть Дух, и поклоняться Ему надобно в духе и в истине».
Как иначе поклоняться Божеству художнику, если не плодами своего творчества? Хоть на выставке, хоть в концерте сразу видно, что православный художник есть прежде всего философ и богослов. В основу творческого процесса он полагает собственную субъективную форму выражения той сферы эмоций, которую ему предлагает Бог. Именно предлагает, а не определяет, так как в творческом процессе Бог и Его чадо всегда паритетны..
Что же до светских мирских художников, так их творческая деятельность вполне укладывается в формулу: всякое зло в конечном итоге работает на благо.
Сказано: «…погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну».
Иначе говоря, руководство Духа Святаго незримо присутствует и в деятельности светского художника. И если творческий метод выбирает он сам, то истинный смысл его произведений предопределяет Бог.
Взять хоть «Черный квадрат» Малевича. Вроде бы признанный символ заумного светского абстракционизма, а глянуть шире - чем не эпиграф к Евангелию от Иоанна?
Или вот устоявшаяся ныне четырехчастная форма крупных музыкальных произведений; зародилась как примитивно-прикладная ( оформление средневекового светского раута), а живет как высшая форма музыкального искусства ( сонатно-симфонический цикл). И здесь Божий промысел виден всякому христианину.
       На Троицу я всегда стараюсь выбраться куда – нибудь в музей, в концерт, или на выставку хорошего художника. Ну, на худой конец, просто в научную библиотеку, «поклониться в духе и в истине». Конечно, общение с Духом Святым посредством искусства суррогатно. Эстетическое наслаждение с молитвенной благодатью никак не сравнить! Молитвенная благодать всегда преисполнена сердечной радостью и доступна любому христианину, а наслаждаться искусством может только особо подготовленный человек. Но мысль о том, что в любом виде художественного творчества Святым Духом присутствует лучезарная мудрость Высшего Разума согревает мне душу и над книгой, и на выставке, и в концерте.
" … Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил…" ( Инн; 14:26)
Прикоснешься к вечному, и думается, что только истинный художник и есть старательный соработник Богу.
 « Все великое в человеческом творчестве войдет в Царство Божие», - писал Николай Бердяев, и эта мысль есть радость для всякого подлинного таланта.
Но горе пустым подражателям и их апологетам, ибо « хула на Духа Святаго не прощается никогда».
Есть над чем поразмышлять, господа рецензенты?


Липецк
 2004 год.