Хасидские паломники поддерживают экономику украинс

Матвеев Владимир Иванович
Хасидские паломники поддерживают экономику украинского города

Владимир Матвеев

Украина,(JTA) – Чтобы прикоснуться к еврейской культуре, жителям Умани не надо отправляться в дальнее путешествие.
У них есть свой Маленький Израиль.
Так местные жители прозвали ту часть города, которая каждый год привлекает тысячи хасидских паломников, приезжающих сюда, чтобы отметить Рош а-Шана и помолиться на могиле любимого реббе – Нахмана из Брацлава.
Каждую осень еврейские праздники меняют темп жизни этого обычно тихого провинциального украинского городка со стотысячным населением, расположенного в 200 километрах к югу от Киева.
В Умани похоронен Нахман, скончавшийся в 1810 году. Правнук Баал Шем Това, основателя хасидизма, Нахман иногда называл себя мессией. Он глубоко почитаем своими последователями, которые славятся истовыми танцами и пением.
После падения «железного занавеса» Умань снова стала главным местом сбора брацлавских хасидов, живущих в Израиле, Соединенных Штатах и в десятке других стран.
Каждый год в Рош а-Шана преданные паломники становятся заметным элементом Уманского антуража. Надев поверх пальто белые молитвенные шали, они темпераментно пляшут на улицах и скандируют: «Умань, Умань, Рош Хашоно!»
Местные жители, в том и числе и евреи, далеко не сразу привыкли к этим ежегодным шумным празднествам.
Когда первые большие группы паломников стали приезжать сюда в последние годы Советской власти, ослабившей в конце 80-х религиозные запреты, «многие местные смеялись над мужчинами в черных костюмах и шляпах», - вспоминает Людмила Муратова, директор «Хеседа Нахман», местного благотворительного центра для бедных евреев.
«В те годы единственное, что они покупали у местных, была вода в бутылках, а жили они в палатках», -- рассказывает она.
Времена изменились.
Сегодня паломники могут арендовать у местных жителей квартиру или дом, или снять номер в «Шаарей Сион», кошерной гостинице, где расположился и магазин, торгующий здешними и импортными кошерными продуктами.
Кошерные продукты можно также купить в киосках с вывесками на украинском и иврите, где продают пиво и безалкогольные напитки местного производства – все с сертификатами кошерности, – а также чай, растворимый кофе, печенье и макаронные изделия из Израиля.
«В конечном итоге мы к ним привыкли, -- говорит Муратова. – Сегодня это часть нашего города, теперь у нас есть свой кусочек Израиля», -- говорит она о городском районе, в котором брацлавцы скупили много квартир или арендуют жилье на время паломничества.
Некоторые члены брацлавской общины теперь постоянно действуют в Умани: поддерживают функционирование инфраструктуры, которая помогает еврейским паломникам обеспечить себя жильем и едой, следят за новыми постройками – гостиницей, огромной синагогой и мавзолеем на могиле реббе.
На самом деле, некоторые местные жители говорят, что без паломников им было бы трудно выжить экономически. Кто-то из них работает на брацлавцев; другие получают постоянный доход от сдачи своих домов, или работают водителями на своих автомобилях, или продают иностранцам сувениры – матрешки и медальоны с портретами реббе.
«Поначалу все это казалось очень странным», - говорит Василий Будновский, нееврей, работающий на местном заводе электрического оборудования «Мегометр», расположенном по соседству с брацлавским комплексом зданий и до сих пор занимающем часть помещения бывшей синагоги, конфискованной большевиками.
«Но прошли годы, и мы к ним привыкли, - говорит Будновский. – Они отмечают свои праздники с такой радостью, везде так много огней, и мне нравятся их мелодичные песни».
Хотя антисемитские инциденты на Украине сегодня – не редкость, за последние годы в Умани произошло всего несколько таких инцидентов с паломниками, -- говорит Михаил Когос, лидер местной брацлавской общины.
Однако вовсе не всем нравится это ежегодное нашествие евреев-хасидов.
Жители Умани отмечают, что паломники редко общаются с местными. Исключение составляют лишь те, кто обеспечивает их товарами и услугами.
Но местные власти говорят много хороших слов о паломниках и об их вкладе в экономику города.
«В 1988 году у нас было всего 200 паломников, а в прошлом году – 11.000, -- говорит Светлана Липинская, сотрудница мэрии Умани. – Власти чувствуют свою ответственность перед ними и всегда стараются им помочь».
Однако предстоящее в этом году паломничество оказалось под угрозой.
4 августа из-за конфликта между частной строительной фирмой и хасидской организацией суд приказал временно закрыть синагогу. Ее открыли на следующий же день – после вмешательства губернатора и киевского раввина, однако многие вопросы, касающиеся ежегодного паломничества в Умань, остаются нерешенными, - говорят люди, знакомые с ситуацией.
Похоже, синагога и паломничество стали заложниками коррупции, раздирающей посткоммунистическую Украину.
Синагога Умани, открытая в 1998 году, вмещает 5.000 верующих и считается самым большим еврейским молельным домом в Европе.
Около двух лет назад брацлавский фонд, который содержит местную общинную инфраструктуру, нанял компанию «Шанс» для ремонта синагоги. Менеджеры «Шанса» говорят, что потребовали от суда закрыть синагогу, потому что брацлавская организация не заплатила за уже сданную работу.
«Строительство еще не завершено, - сказал Станислав Мазуряк, генеральный менеджер «Шанса». - Мы выполнили свою часть проекта, но Фонд раввина Нахмана нам не заплатил».
В декабре прошлого года «Шанс» подал жалобу в местный суд в надежде получить сумму, которую, по мнению компании, она заработала. И суд постановил, что Фонд раввина Нахмана должен выплатить компании около 3 миллионов долларов.
В июне, после ряда апелляций, поданных фондом, суд решил передать «Шансу» права на синагогу и пантеон рабби Нахмана, главную святыню брацлавцев, -- за неуплату.
Однако решение суда не было совсем уж безосновательным. Оно стало результатом договора, подписанного от имени брацлавского фонда бывшим его представителем в Умани Игорем Лифшицем. Лифшица уволили, но договор, в котором гарантией выполнения обязательств является недвижимость, остался в силе.
Брацлавский фонд считает, что суд должен был аннулировать этот договор, поскольку он категорически противоречит интересам фонда.
«Лифшиц злоупотребил своими полномочиями и подписал договор без нашего ведома, -- сказал нашему корреспонденту раввин Насан Маймон из Всемирного брацлавского центра в Нью-Йорке. – Юристы, которые просмотрели это соглашение, сказали, что никто никогда не подписал бы соглашения с такими драконовскими условиями».
Еврейская сторона утверждает, что вообще не было произведено никаких работ, а договор используется лишь для вымогательства у брацлавцев денег. «Они не предоставили нам ни проекта, ни технической документации и шесть месяцев с начала проекта вообще ничего не делали, - сказал Артур Казарян, представитель Фонда раввина Нахмана в Украине. – И когда фонд начал подумывать о смене застройщика, «Шанс» обратился в суд».
Между тем, местные власти пытаются погасить конфликт.
На встрече с хасидскими лидерами в Умани в начале августа заместитель губернатора Черкасской области Николай Овчаренко заявил, что область сделает все, чтобы паломничество состоялось.
В то же время Овчаренко выразил надежду, что еврейская организация удовлетворит финансовые претензии «Шанса». Суд снизил их до 116 тысяч долларов – эту сумму, как утверждают владельцы строительной фирмы, они вложили в ремонт синагоги.
Некоторые еврейские лидеры утверждают, что за всей этой историей стоят не только деньги. Налоговые службы, пожарное и санитарное ведомства долгие годы использовали массовое паломничество как источник дохода, - сказал главный раввин Киева Моше Реувен Асман.
«Паломничество в Умань используется различными организациями для вымогательства денег у евреев», - заявил он.
Если власти не получат взятки, они могут отключить воду или электричество в еврейских зданиях, - сказал Азман.
Городские власти Умани опровергли эти обвинения и сказали, что их беспокоят скандалы, сопровождающие паломничество все эти годы.
На встрече с еврейскими лидерами советник мэра Умани Светлана Липинская попросила сообщать обо всех фактах вымогательства.
Благодаря взаимодействию государственных и еврейских организаций в этом году празднование Рош-а-Шана прошло в Умани без заметных эксцессов. Продолжается позитивная динамика развития религиозного туризма в Умань, которую в этом году посетило около 20 тысяч паломников со всех уголков земного шара. “Каждый год мы приезжаем в Умань праздновать Рош-а-Шана с великим праведником своего поколения цадиком Нахманом, которого мы почитаем так, как будто он жив и сегодня. Мы благодарны украинским властям, которые предоставили нам возможность, несмотря на действия фирмы "Шанс", молиться на этом святом месте", - сказал нашему корреспонденту Михл Дорфман, лидер движения брацлавских хасидов, президент фонда рабби Нахмана.
2006