Прозой о стихе

Сергей Вшивцев
Спор двух поэтов. (отрывок)

Образы собирательные, вымышленные и не имеют за собой конкретных имён. Какие-либо совпадения имён и событий могут быть случайными.




- Краткость - сестра таланта. - Сказал Пётр. И многозначительно поднял руку с оттопыренным указующим перстом. Высокомерно смотря на своего опонента.
       На что Селантий, сдержанно улыбнувшись, изрёк следующее - Краткость, как говорится, сестра таланта. Но древние говорили, что краткость граничит с безмолвием. А безмолвие не всегда мудрость. Скорее это для глупца выход из любого положения, оправдание его невежества. Речь, наполненная смыслом не всякому дана. Как и разум понимания вещей, событий происходящих вокруг.
       Слова больно кольнули Петра. Он имел иное понимание этого афоризма, как он полагал, к которому следует стремиться.
- Это древняя мудрость. Которую не доказать. - Нашёлся Пётр. - Как быть с людьми, которые любят рассуждать и говорить много, бессмысленно тратя время в своих монологах? - Спросил он Селантия, ожидая этим вопросом поставить его в безвыходное положение.
- Пустословие - это иное. - Отвечал Селантий. Продолжая свою мысль. - Хоть и речь, но неимеющаяя в себе смысла. Только количество слов, от обилия которых становится тошно умному человеку. Так же как и бессвязная, с оборванными и логически незаконченными мыслями тирада угнетает своею пустотой. Заставляя окружающих задавать уточняющие вопросы. Чтобы выяснить для себя, о чём идёт речь.
       Петру от обиды и волнения хотелось протестовать. Селантий в эту минуту стал ненавистен ему. Так как он всё сказанное им воспринимал, как критику в свой адрес. Противоречия, вселённые в его прежнее спокойное равновесное состояние сознания, оказали столь сильное действие, что ему захотелось сильно ударить Селантия, за его раздражающие, на тот момент, приведённые доводы. Он так много хотел сказать, имея в себе массу аргументов в свою пользу. Но всё это вылилось в неподвластное и бесформенное выражение его настроения. Нижняя челюсть его тряслась. Глаза блестели. Невыносимость внутренних переживаний, беседы с глупым человеком, который считает себя умнее всех, а что самое главное, выше его, Петра, со многими развитыми до совершенства талантами, доведёнными до мастерства.
- Я много читал книг. Эти книги многому меня научили. Я знаю больше чем кто-либо ещё. Мои произведения значительно преображают всё вокруг. Каждый найдёт в моих произведениях что-то для себя полезное. - Здесь эмоции совсем вывели его из равновесия, потеряв самоконтроль, понёс несвязанную смыслом речь. - В своё время я изучал историю. У меня два с половиной высших образования. За это меня нельзя ругать и обливать мерзостями. Тем самым унижая моё человеческое достоинство. Потому что я долго учился своему литературному искусству. Ты же только думаешь что умён. На само же деле бестолковый. Ничего не знаешь. Своими бездарными стихами только засоряешь мир вокруг. У тебя всё не так, как надо по-науке. Тебе нельзя не писать не те вещи, которые нужны людям. Ты несовершен. Мне с тобой не интересно. - Петр, страстно ненавидя Селантия, желал растоптать, уничтожить его. В висках стучали "молоточки", дыхание затруднялось нехваткой воздуха в лёгких. Но как-будто в глубоком и неподконтрольном сне, все его действия становились словно парализованными. Вся его сущность вырывалась на свободу. От чего его трясло в нервном припадке.
- Научи. В чём же неправильность моих сочинений?
- Не пиши много. Ты гонишься за большими размерами. Ошибаешься. Очень много недостатков в твоих опусах, которые сейчас мне трудно упомнить.
- Буду работать над собой. Что ещё остаётся? Главное для меня сейчас это развитие таланта узреть и верно понять мир неполон без умения преподнести своё неповторимое видение другим людям, так чтобы они восприняли картину полноценно, без искажений, меняющих смысл показанного художником. Техника исполнения того, что я желаю выразить пока несовершенна. Но я обязательно преодолею те трудности, которые вырастают передо мной в силу недостатка образования и моей природной лени.
- У тебя ничего неполучится. - Безнадёжно. - Заключил Пётр. - То что ты говоришь глупо и нерационально. Стихи бездарны. Не пиши. Ненадо. Уже поздно. - Заключил Пётр. Он прекрасно понимал, что Селантию таких "рецек" не напишут, как ему на сайтах, где обильно выложены его произведения.
На что Селантий постарался сказать наиболее корректнее, чтобы необидеть Петра и не усугубить его волнение:
- Знаешь. Есть предметы, есть видение их наблюдателем, а есть общепринятые понятия, как называть те предметы чтобы не запутаться в определении. Когда смотря на квадрат и говорят, будто это треугольник, объясняя своё суждение о предмете своим оригинальным видением - это уже отклонение от нормы. Ведь есть общепринятые понятия, что есть квадрат, а что есть треугольник. Давно определено. У квадрата четыре стороны, а у треугольника их три. Мы не говорим, показывая на дерево, что это овраг или гора, а называем предмет своим именем. И если какой-то человек станет называть предметы несвойственными им именами, то окружающим станет понятно, что у него есть какие-то отклонения от нормы. Или так. В данном случае, у человека, имеет место быть, медицинский диагноз из раздела психиатрии. Так, думаю, с художником, который теряется среди множества других, таких же как он личностей. Он от обиды, что его произведения хуже чем-то и не имеющим такого успеха как иные, ищет свои авангардные пути выделиться. Презирая остальных он ненавидет себя...

(продолжение следует)