Чудаки или пасхальная миниатюра

Виктор Морозов
Существуют ли чудеса на свете? – главная тема телевизионной передачи, случайным свидетелем которой я был недавно. С экрана о чуде рассуждали: ученый, литератор, преподаватель, священник и иные приглашенные интеллектуалы. На передаче о «проблеме» чуда высказывались все и многократно. Ведущий много раз возвращал присутствующих к главной теме передачи, в надежде услышать ответ на вопрос – так есть чудеса на свете или нет. Один из приглашенных демонстрировал пробирку с маслянистой жидкостью, близкой по составу с оливковым маслом, собранной с мироточивых икон. Ученый настаивал на том, что все можно объяснить с научных позиций. Священник утверждал, что чудеса – это не главное. Были и иные версии.
 
Время передачи шло, а я смотрел и думал – неужели так никто и не скажет, что сам человек - это чудо, которое не требует никаких доказательств. Ведь с экрана само чудо рассуждало о возможности существования самого себя и не замечало абсурда в своих рассуждениях. Какие еще нужны доказательства тому, кто сам не способен разглядеть в себе чуда?
 
Передача закончилась. Время, отведенное на поиск доказательств существования чуда, истекло. Казалось бы, обычное событие, каких на телевидении десятки – поговорили, поговорили и разошлись, каждый по своим делам. Однако здесь, в преддверии Пасхи, просматривается совсем иной смысл. Он особенно заметен при взгляде на картину «Голгофа» с распятым Христом и удаляющимися от него людьми. Они уходят, убив его за то, что Он, как мог, убеждал каждого увидеть, разглядеть в себе чудо. Но люди хотели и других чудес, и других доказательств, о которых у них были свои представления. Две тысячи лет назад люди, как и наши современники, рассуждали о чуде. Они страстно хотели его, стремились к нему, но когда настало время его принять, со злом и страхом отвергли его.

Картина «Голгофа» - это достоверная иллюстрация достигнутой за две тысячи лет «глубины» рассуждений о чуде. Поговорили, отвергли в очередной раз общее для всех чудо и разошлись: ученые, священники и другие чудаки в поисках каждый своих чудес «в решете». Разошлись с тем, чтобы еще раз убедиться в справедливости поговорки: «Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда!».