Княжна

Зина Ермакова
      
      

       Не знаю, почему я назвала ее княжной. Может графиня или принцесса. Для меня в том далеком 60-м году все они были из одной сказки, которыми я зачитывалась. В 15 лет, наверное нужно интересоваться чем-то более значительным. Наверное. А может и нет. Кто знает.

       Я приехала в гости к бабушке, которая работала в санатории на берегу Черного моря под Одессой. Так как я была не первой, уже там же находились моя двоюродная сестра и тетка, то поместили меня в каком то коридоре. В коридор этот выходили две двери – двух жиличек. Одна Зинаида –пожилая и вечно брюзжащая , вторая- бабка лет 90 довольно странная. Странности ее я бы не заметила если бы не соседка и моя бабушка. Они посмеивались и шипели при ее появлении , говорили разные вещи – чокнутая, ненормальная. До сих ни чокнутых, ни ненормальных мне не доводилось встречать , а хотелось. Я ждала ее появления с нетерпением.

       Звали ее – Ольга Васильевна. Вернее, так называла себя она сама, когда появилась в поселке без документов, голодная и почти умирающая. В санатории еда была всегда и ее оставили. Сделали паспорт и поселили в комнатенке на окраине. Вот и все, что о ней знали. Со временем интерес к ее личности вообще потеряли, но исправно кормили и поили.

       Из комнатенки своей она выходила редко, но когда выходила – удивляла всем - и одеждой, и манерой двигаться и говорить. Всегда чистая, в одежде не с ее плеча, платье, прихваченное нитками в разных местах, приобретало форму и хорошо смотрелось на ее худенькой фигурке, туфли, начищенные до ослепительного блеска. А ногти, я таких ухоженных и не видала вовсе – часто через окно наблюдала, как она сидит на кровати и что-то делает со своими руками.

       -"Деточка, обратилась она ко мне, Вы как оказались в этой Богом забытой местности?"

       То, как она произнесла эту фразу, сбило меня с толку. Во-первых – деточка? Я такого обращения к себе никогда не слышала –ни от мамы, ни от кого из близких. Во вторых –Вы. Это – я –Вы? И потом, почему это Бог забыл о этой местности? Короче, я обалдела и уставилась на нее не зная что ответить и отвечать ли вообще.

       -"Вы знаете, мягко продолжала она – это дерево, напротив моего окна, сведет меня с ума. Ветки постоянно качаются и у меня создается впечатление, что вместе с ними качаюсь и я. Вы не находите, что это неприятно?."

       И опять я не знала, что ответить, а, впрочем ей это было и не обязательно. Очень скоро Ольга Васильевна поняла, что в моем лице нашла молчаливого слушателя, готового ловить каждое ее слово, не перебивать и судя по устремленным на нее глазищам – верить .

       И началась интересная жизнь для обеих. Для меня – никому не нужной девочки и для нее – никому не нужной старухи.
Одна говорила, а вторая слушала и в воображении своем рисовала чудные картинки из жизни незнакомки, напоминающие сюжеты из сказок.
Обычно разговор начинался с мелочи. Я упала и сидела на ступенях, растирая коленку.

       -"Вы знаете, начинала она, помню я тоже упала. Но как!

       К нам в имение прибыли гости, а среди них –граф Андрей Васильевич – красавец и балагур, но нам-детям, запрещалось шуметь и глазеть на гостей. Вот мы и прилипли к окнам, разглядывая прибывающих, а особенно ждали графа, у которого всегда были в карманах конфеты, коими он баловал нас. Чтобы лучше его видеть, я- пятилетняя девочка залезла на подоконник и перегнулась вниз. Граф поднял голову и в этот самый момент я сорвалась и полетела – прямо на руки Андрея Васильевича. А он схватил меня и сказал – вот я и невесту свою поймал.

       -Ха...ха....ха...- смеялась Ольга Васильевна, мне было так неловко, я покраснела и убежала в дом.!!!!"

        Лицо ее покрылось румянцем и морщины, как будто разгладились. При этом, глаза были слегка полузакрыты, а руки, руки – они странно двигались, как будто что-то ловили ,гладили, то взлетая к волосам, то сбрасывая воображаемую пушинку с лица. И я ясно видела и графа и девочку в окне и большой красивый дом и гостей, съезжающихся на праздник.

       - Ольга Васильевна –рявкнула тетя Зина, я сколько раз просила Вас не трогать мою тряпку у двери о которую я вытираю ноги. Черт бы вас побрал. Руками она машет здесь. Где тряпка?

       -Ах, почему Вы так шумите? Прошептала бедная старушка. Неужели я могла взять ее, ведь она очень дурно пахнет!

        Я готова была покусать эту вредную тетку, мне так хотелось узнать что же было дальше. Но Ольга Васильевна поднесла худенькие ручонки к вискам, часто заморгала и молча ушла в свою комнату.

         На следующий день мы с сестрой и теткой с самого утра пошли купаться на море и к вечеру я была красная как вареный рак. Кожа горела, голова горела, было противно и хотелось только одного – прохлады. Я направилась в свою каморку –коридор и легла. Сна не было. За дверью у Ольги Васильевны было тихо и я подумала, что она умерла , так и не рассказав мне свою историю.

         Каждое утро начиналась новая жизнь –море, солнце, пляж, люди и я постепенно стала терять интерес к моей собеседнице.

       - "Дитя мое,?! Что это? Солнце принесло вам столько вреда и боли. У вас все тело красное и воспаленное..Нежный голос вывел меня из сонной утренней неги.

       -Вас нужно лечить! Неужели Ваша бабушка обошла Вас своим вниманием?"
Я улыбнулась и вытянувшись на кровати похлопала по телу руками, показывая, что мне совсем не больно.

       -"Ах, не надо, не надо.... что Вы делаете, как можно....

       -Вот помню, когда мы с маман выезжали в Италию на воды, никто и никогда не появлялся на пляже без зонта. Во первых это было не прилично, а во-вторых загар был совсем не в моде. В моде были беленькие барышни с нежными личиками, а кои были смуглы, так присыпали себя пудрой.

       У меня была такая белая кожа, что были видны голубоватые вены и казалось можно было наблюдать как движется кровь. Однажды на балу у княжны Зинаиды Александровны собрались все прибывшие из России на отдых. Среди приглашенных были две барышни – Софья и Анна – сестры. Одна была блондинка с голубыми глазами и белой кожей, а другая – брюнетка с черными глазами и смуглая.

       Девочки были от одних родителей, но отличались друг от друга разительно, что вызывало в обществе подозрения и предположения. Мне было так жаль бедняжку Анну и я решила выглядеть как она. Одела черный парик, а накануне, тайком от гувернантки, просидела целый день на солнце .
Как же я сгорела, как вымачивали меня в простокваше и намазывали какими то дурно пахнущими снадобьями, а вечером на балу были уже три особы , привлекающие всеобщее внимание беленькая –Софья, черненькая – Анна и красненькая – я." Заливаясь смехом, она ушла в свою каморку и еще долго слышен был ее голос – она что-то напевала и говорила.



       Отдыхать приехала я на три месяца школьных каникул. Контроля со стороны бабушки и тетки не было никакого и я могла делать что хочу – ловить рыбу на самодельную удочку, купаться и загорать, а вечером ходить в кино в местный клуб. Фильмы были удивительные - «Чапаев», «Поднятая целина»,»Броненосец Потемкин» и прочая и прочая....Публика ничего не знала ни о фильмах, ни о авторах. В зале плевались семечками, переговаривались, курили, сморкались. Дико воняло потными ногами и еще чем то кислым. Выходила из кинотеатра я    всегда с головной болью и плохим настроением.

       - "Милая, где вы провели нынешний вечер? На стуле в глубине веранды сидела Ольга Васильевна и ее тихий голос манил, как таблетка от головной боли".

       -Я была в кино.

       -"О! И что же Вы смотрели, какую фильму?"

       - Во-первых не фильму, а фильм – так правильно.

       -"В наше время ходили на фильму и на Веру Холодную. Вы слышали о Вере Холодной?"

Слава Богу, хоть что-то о чем я слышала.

       -Конечно, я знаю кто такая Вера Холодная – это известная актриса немого кино, играла в фильмах ......

       -"Нет, дитя мое, я вам расскажу о Вере , какой она была в жизни. Она бывала у нас в доме. У нее были удивительной красоты глаза и когда она прикрывала их, то казалось что становится темнее. Она была очень больна, но никогда ни одна душа не знала о ее страданиях. И когда боль становилась совсем невыносимой – она прикрывала свои прекрасные глаза и ни один мускул на ее лице не выдавал ее мук. В нее был влюблен мой племянник – князь Долгорукий. Влюблен тайно, без огласки, без ответа, без надежды. Очевидно он обладал внутренней не дюженой силой, потому что стоило Вере прикрыть глаза в его присутствии, как он весь напрягался, краснел и какое то время смотрел на нее пристально, не дыша. И через минуту Вера открывала глаза, глубоко вздохнув и произнося всегда одно и тоже – слава Богу она пропала, боль. А князь бледнел, улыбался счастливо и покидал нас на долгое время. Он забирал ее боль себе и уже от этого был счастлив. И вот однажды....."

       -Сука...сука...сволочь....гадина...аааааааа....дрянь –раздалось над самым нашим ухом. Потом звон бьющейся посуды, падение, мат и из разбитого окна вылетела табуретка. Это тетка Зина воевала со своим сыном, вернувшимся вчера из армии и отмечавшим это событие .

       Бедная Ольга Васильевна зажала уши руками и куда то убежала. Выскочила моя бабушка и тетка. Кого-то тащили, кого-то ругали, помогали, галдели, ругались и орали.....Но куда делась Ольга Васильевна?. Мне так хотелось услышать продолжение ее рассказа. Когда я нашла ее, она стояла в метрах 20 от дома и тихо плакала. Как мне стало жаль эту маленькую одинокую совсем не старушку, а потерявшуюся королевну. Я подошла почти вплотную, она уткнулась мне в плечо и рыдала так сильно и надрывно, что стон вырвался из моего горла и наши рыдания слились в одну ноту. Так и стояли мы – две одинокие души, так кстати нашедшие друг друга , и потерявшие одновременно. В тот момент она была мне и бабушкой и мамой и княжной , а я для нее и дочерью и внучкой и единственным близким существом на свете.

       -Ольга Васильевна, не плачьте – все кончено, соседи успокоились и пошли спать.
       -"Не то, не то, дитя мое, я не боюсь их, но они невольно возвращают меня во времена о которых мне вспоминать не хочется вовсе. Ведь были в моей жизни и очень горькие моменты. Когда пришли к нам в имение люди в черных кожаных куртках, стоял такой же крик и звон. Нам дали 1 час для того, чтобы мы убрались   восвояси. Папа был болен и передвигаться сам не мог .Мы попросили повозку и к удивлению нам позволили ею воспользоваться. Что мы могли взять из дома за 1 час? Собрали всех пятерых детей, какую-то одежду, что-то из посуды и продуктов и тронулись в путь. Все были напуганы, а я трясущаяся от страха прижимала к груди 5 серебряных ложек с гравировкой – моей невесте Ольге – граф Андрей. 6-я ложка где-то затерялась и я бегала по дому, чтобы найти ее. Ничего дороже для меня в этом доме не было. В дороге нас ограбили, выбросили из повозки. Маман и папа остались в каком-то селе, а мы с гувернанткой направились пешком – куда и сама не знаю. Потом был тиф, голод, когда я пришла в себя, то была одна без сестер и гувернантки, не ведая ничего о их судьбах. Спас меня наш бывший конюх – Степан, чудом оказавшийся в теплушке полной больных и мертвых людей. Он сказал, что я его сестра и ему позволили выйти со мной на какой-то станице."

       Голос бабушки вывел меня из оцепенения, так ярок был рассказ Ольги Васильевны.

       -«Немедленно спать, уже ночь. Ольга Васильевна, если Вам не спится, то не мешайте ребенку».




Как будто она так сильно переживала – сплю я или нет. Но, замечание подействовало и старушка засеменила в свою комнатенку, а я – спать в коридоре у ее двери. Все мои мысли были только о ней. Мне было 15 лет, но ничего значительного в моей жизни не происходило. Любопытство и полная свобода выбора интересов приводила меня порой в разные сферы жизни – история, литература, искусство, спорт, куда только меня не заносило, но никогда возле меня не было человека интереснее Ольги Васильевны. Следующий день выдался дождливым и я с удовольствием сидела на веранде в ожидании появления моей новой подруги, что нового узнаю я сегодня?. Долго не ждала, она вынесла кресло соломенное все в дырах, одеяло и укутавшись в него, села, прикрыла глаза .Мне показалось, что она спит.

       -«Ну, вы же хотите меня о чем то спросить? Спрашивайте, не открывая глаз, произнесла."

       -А Вы ответите на все мои вопросы?

       - "Не знаю.... не обещаю....но... начинайте."

       - А Вы кто? Княгиня или графиня?

       - "Вы думаете, что звание так важно?"

       - Не звание. Происхождение.

       - "Нет, милая –воспитание. И князя можно плохо воспитать и простолюдинку изменить тем же воспитанием."

       -А у Вас был муж , дети?

       - «Степан выходил меня, скрывая мое происхождение раздобыл какую то справку о том, что я сельская девушка. Тяжело работал, чтобы я была сыта. В благодарность и от безисходности я вышла за него замуж. Родных своих всех растеряла и от прежней жизни остались у меня 5 серебряных ложек с которыми я никогда и ни при каких обстоятельствах не расставалась».

       - А где он теперь?

       - "Нет... Ничего нет... Никого нет... Только одна Ольга.........ская. произнесла тихим голосом."-

       -Какая, не расслышала я? Как Вы назвали свою фамилию?
Она вздрогнула, открыла глаза и произнесла довольно жестко – хватит!.Потом внимательно посмотрела на меня, улыбнулась и сказала –

       - "Знаете, дитя мое, Вы неправильно сидите на стуле. Почему Вы плюхаетесь на него? Нужно подойти, и присесть почти на краешек, спинка должна быть ровной и следите, пожалуйста за коленками, чтобы они у Вас не разъезжались. Так.... еще раз... еще. И так каждый раз, где бы Вы не находились следите за осанкой , со временем это войдет у Вас в привычку и Вы не сможете сидеть иначе. И еще, не смейтесь очень громко, закидывая и руки и голову – лучше улыбнитесь, это будет вызывать интерес к Вам. Вот первый урок моего воспитания, а если Вам не скучно, то мы продолжим его в следующий раз».

       Какая я дура. Надо было спросить у нее....А, впрочем что спросить. Итак я при каждом вопросе боялась, что она встанет и уйдет. И все равно я опять ничего не поняла..А эта странная фамилия, кончающаяся на ...ская. Как же я прослушала? Ланская...Трубецкая...? А ведь она вроде и отвечает на мои вопросы и в то же время ничего не говорит. Встать, сесть, смеяться, не смеяться....Разве этому учат? Оказывается учат. Следующие дни я исправно следовала урокам Ольги Васильевны – вставала и садилась, держала спинку, когда все смеялись – улыбалась, склонив головку. Бабушка и тетка смотрели на меня подозрительно, хихикали и пытались выяснить причину моего странного поведения.

       -Ты что, зуб выбила?

       -Почему, удивилась я?

       -А губы чего сцепила? И сидишь как-то странно?

Ага, заметили!!!!! С восторгом подумала я.

       -Может у тебя геморрой?

В медицинских познаниях бабушки я не разбиралась, но слово показалось обидным,. что подтвердил гомерический хохот обеих. Смеялась и я. А над кем? Над собой? Над ними? Какими то чужими становились мне мои родственники, я чувствовала огромную разницу между ними и Ольгой Васильевной. В их отношении ко мне было что-то не родное, не теплое. Возможно я бы никогда и не ощутила этой разницы , если бы не узнала эту странную жиличку так неожиданно и вовремя появившуюся в самом начале моей жизни.



       Как то вечером, возвращаясь домой, подняла голову к темному небу и увидела сказочную картину –звезды были так низко и так загадочно мерцали, так манили к себе, столько было на этом небе загадок и ответов....

       -"Вы ищите свою звезду? –спросила Ольга Васильевна. Не советую, смотрите, выберите ее, а она вдруг погаснет и будет Вам и страшно и грустно. Не привязывайтесь к предметам – это опасно."

       -Но там ведь кто-то живет?!

       -"Там живет Бог".

       - Бога нет.

       -" Никогда не говорите этого. Пройдет много времени – вы будете старушкой и Бог прийдет к Вам, а Вам будет стыдно, что сомневались в его существовании."-

       -А что, он к Вам уже пришел? оторопела я.

       -"Да, он давно со мной."

Сны были тревожными, снились графы, конюхи, ложки, Бог, хохочущие родственники.....и порхающая милая девочка в платьице с кружевами и....5 ложками с надписью – моей невесте –граф Андрей.
       Следующий урок был о правилах вести беседу. Ольга Васильевна вышла утром из комнаты и протянула мне яблоко – "возьмите, милочка."

       -Нет, не хочу.

       -"Не правильно, так нельзя отвечать, это очень грубо и не вежливо.Можно отказаться, но в другой форме."

       -А что, для того чтобы отказаться нужна форма?!! Удивлению моему не было границ.

       -"А Вы послушайте.... –Спасибо, не хочу. Чувствуете разницу?"

       Если честно, никакой разницы я не чувствовала. Ведь не хочу же. Но прошло много времени и когда я привыкла к этому выражению, то уже очень чувствовала эту самую ..разницу.

Так постепенно проходили мои университеты. Были уроки –слушать не перебивая, говорить спасибо каждый раз, смотреть в глаза собеседнику, не лгать, не брать чужого, не обижать слабого , понимать разницу между красивым и не красивым, отличать добро от зла.
Однажды Ольга Васильевна появилась с загадочной улыбкой и спросила:

       -"Хотите я Вам погадаю на картах?"

       -Хочу, очень хочу, а меня научите?

Дело в том, что с картами я уже была знакома. Они интересовали меня, заставляя копаться в литературе в поисках правил гадания. Я много находила и читала, но все было в отрывках, не понятно и ..загадочно. А тут сидит человек, который умеет гадать.

       Что говорила мне Ольга Васильевна я не помню. На то время не было для меня важным –призрачное будущее, дом, казенный дом, семья. Это было мне не интересно. Как она это делает –вот главный секрет. И начались уроки – масти, значения карт, расположение, интуиция ....все было так интересно, а многое непонятно. Но молодость и пытливость были выше непонимания. Я и спала с картами и ела и на пляж ходила. Задавала вопросы и совсем забыла о таинственности моей новой знакомой. Мы очень подружились. Я бегала для нее за обедом и завтраком, когда в корпус приносили ужин, я выбирала самые лучшие куски пирога и несла ей, таскала яблоки и конфеты , садилась на стул по правилам, улыбалась как учила она, говорила спасибо по любому случаю и всем, даже сестре, когда просила передать хлеб за столом. Никто ничего не замечал, но все видела она и хвалила и восторгалась так искренне, что я чувствовала себя уже не 15 летней девочкой, а юной дамой.

       Занятия картами на время оттеснили воспоминания Ольги Васильевны , она была увлечена так же как и я. Порой мне казалось, что мы вовсе и не в Одессе, а где-то там в 18-м веке и сидит со мной не старушка, а настоящая княгиня и моя самая лучшая подруга. Вот только, как я оказалась в этой компании – для меня загадка. А все мои вопросы фактически оставались без ответа. Хотя, нужно было быть очень внимательной к рядовой беседе, в коей просвечивались детали, типа .....ская.

       -А где Вы жили, тогда? Я задала очередной вопрос просто так, даже не ожидая конкретного ответа.

       -"Тогда? –в Петербурге, Париже, Ницце, здесь в Одессе."

       -В гостинице?

Тогда, в моем представлении ничего интересней гостиниц не было. Попасть туда было не возможно, вот я и решила, что уж она то могла.

       -"Зачем!! У нас всюду были имения и только время года решало, где мы будем жить."

       -А царя Вы видели?

       -"И не только царя, и не только видела, но и общалась с его детьми."

       -Так , кто ВЫ?

       -"Ольга."

       -Это Ваше настоящее имя?

       -"Его дал мне Бог – значит настоящее".

       Неожиданно за окном тетки Зины зазвучала мелодия – это пьяный сынок ностальгировал о чем-то только ему ведомом. Патефон скрипел, запинался, но мелодия была нежная и говорить уже не хотелось. Ольга Васильевна встала, поправила шаль на плечах и легко, почти не касаясь пола заскользила по веранде. Куда девался ее возраст, сколько лет было ей сейчас и куда перенесло ее воображение. Я смотрела и удивлялась. Сколько грации. На музыку вышла бабушка и увидев танцующую Ольгу Васильевну, решила присоединиться. Подбоченившись, подергивая плечами, она пыталась попасть в такт музыке. Танца не получалось, тогда она – донская казачка – ухватилась за края юбки и пропела –..... смотрите здесь, смотрите там – понравится все это вам......, при этом поворачивалась передом а потом задом к публике – то бишь к нам. Выскочила тетка Зина и почти вприсядку поскакала по веранде. Танец у них с бабушкой получился своеобразный, но веселый. Откуда не возьмись появился сынок, громко присвистнул и присоединился к танцующим, присидаючи и орущий что-то не понятное. Настоящее народное гулянье. Мне стало весело и привычно – это было мое время, мое окружение, наши танцы и наше веселье.

       Я и не заметила, как исчезла моя княжна – уже и называть ее иначе не могла, правда про себя..

        Почему то мне было очень стыдно, как то не вязались начало и конец веселья.
Зато через пару дней княжна предложила мне попробовать танцевать, а вернее показала движения во время танца. Я вообще танцевать не умела. Мне стало стыдно и я отказалась, но тонкая натура Ольги Васильевны поняла свой промах и не обременяя меня, сама показывала эти движения. Правда, я пробовала повторить, но в саду, когда никого не было. По-моему получалось очень плохо.

       -Ольга Васильевна, а Вы когда-нибудь любили? Я спросила и сама испугалась своего вопроса. Что в то время знала я о любви? Что это самое лучшее и удивительное в жизни и что ради этого нужно жить, а если ее нет –любви, то жить вообще не нужно. Так, по крайней мере описывалась любовь в романах..

       -«Любила ли я? Не знаю. Часто мне казалось, что да – любила, но проходило какое то время и я понимала, что это была и не любовь вовсе, а скорее триумф победы над мужчиной. И вот сейчас, по прошествии многих лет могу сказать, что среди всех мужчин в моем сердце остался один – тот самый граф Андрей. Всех остальных память стерла, а он всегда со мной в моих мечтах и воспоминаниях. А тепло его тела и глаза на уровне моих, когда я слетела с окна в его объятия, вижу и чувствую постоянно. После того случая мы изредка встречались в Свете, он никогда не был женат, а я представляла себе, что он ждет меня. Ложки он мне подарил на мое 15 летие и только мы двое знали о произошедшем 5 лет назад. Это было нашей тайной, сладкой тайной. Я не могла встречаться с ним взглядом, а когда это происходило свято верила, что в это мгновение мы чувствуем одно и тоже. Но мне было 15, а ему 30. Однажды на концерте, который проходил во Дворце мы оказались рядом. Играла скрипка и итальянский тенор завораживал публику своим пением. И вдруг князь взял меня за руку и сжал. Сильно. До боли. Потом повернулся к маман и ко мне, извинился и ..ушел. Что это было – не знаю. Но в жизни более я не испытывала ничего подобного от прикосновения к моей руке. Больше мы не виделись. Я слышала, что он был влюблен в одну барышню, хотел жениться и уехать с ней во Францию или Америку...Барышню звали –Надежда и она испытывала одинаковое чувство любви - к графу и к....Родине. Любовь к Родине оказалась сильнее. Надя отказалась выйти замуж и уехать. Граф ждал до последнего и чуть не загремел в обратную сторону. Что было дальше – не знаю. Бедная Надя......"

       -Почему бедная?

       -"Уверена, что не единожды она пожалела о своем решении. Какую судьбу приготовила этой девушке и ее семье – Родина.....уж мне известно...»
.
       Вся судьба и история Ольги Васильевны не складывалась у меня в голове во времени.Что и когда происходило я не ориентировалась, а она не называла ни дат, ни фамилий, ни конкретных адресов. Все запуталось и мне казалось, что если я узнаю ее фамилию , то раскрою ее секрет. И вот, такой случай неожиданно выдался.

       -"Деточка, я могу попросить Вас о одолжении?"

       -Да, конечно, а что?

       -"Не могли бы Вы вымыть пол в моей комнате.Мне очень трудно, а я Вам дам рубль."

       За один рубль я готова была помыть целый дом. И я согласилась еще и потому, что могла войти в ее комнату в которой никогда не была. В комнате у окна стоял маленький столик, а у противоположной стенки – кровать. Больше в комнате ничего не было – ни шкафа, ни зеркала – ничего, за что можно было зацепиться взглядом. Пол я начала мыть под кроватью и обнаружила там – маленький деревянный чемоданчик. Мне так хотелось заглянуть во внутрь, но....не могла....не могла. Мыла, мыла, а любопытство было сильнее и я открыла чемоданчик. Что в нем было не помню, но на самом верху лежал паспорт. Вот она – разгадка, думала я. Открыла и прочитала – Иванова Ольга Васильевна. Да какая Иванова....!!!!!!!! Петрова...Сидорова... Так ничего и не узнала.

Вскоре пролетели три месяца и я готовилась к отъезду домой. Тянуло к подругам, маме и я уже считала дни до отъезда.

       Ольга Васильевна позвала меня в свою комнату, усадила за стол, налила чаю в стакан, на тарелочку горкой уложила черный хлеб. Во всем ее облике чувствовалась нервозность. Она вставала, ходила, потом вдруг останавливалась и стояла с закрытыми глазами. Я ждала, с интересом наблюдая за ее действиями и тревожно ожидая чего-то.

       -«Деточка моя –в голосе было столько тепла и тоски, что сжало горло.

       -У меня никого нет во всем мире. Мне не к кому обратиться. Выслушайте меня и исполните мою просьбу.

       -Я знаю, не много мне еще осталось быть на этой земле. Придет мой последний час и провожать меня пойдут в последний путь – кладбищенские рабочие. Исполните мою просьбу." Вот, и она протянула мне необыкновенной белизны сверток, а в нем оказались 5 серебряных ложек с вензелями и надписью на каждой – моей невесте Ольге – граф Андрей. Я прикоснулась к истории, все о чем рассказывала мне княжна, я была уверена – правда. От удивления я молчала и ждала, что будет дальше. Зачем они мне? Почему? Но ответ прозвучал незамедлительно.

       -«Когда меня не станет, а Вы приедете сюда вновь, положите эти ложки на мою могилу. Это не трудно? Вы можете выполнить мою просьбу.?»

       Только теперь я поняла, что у этой истории наступает конец. Я завернула ложки в салфетку, положила в карман и чтобы не разрыдаться встала из-за стола и только смогла произнести-

       -Я исполню Вашу волю, чего бы мне это не стоило. Где бы я не была, знайте ложки будут с Вами.

       Княжна рассмеялась весело и озорно, закружилась по комнате и почти пропела –« я вовсе не собираюсь умирать, мы еще встретимся обязательно, вот увидите – однажды это произойдет и Вы узнаете все о том
, что так занимало Вашу умную головку последнее время».

       Год тянулся очень долго, как обычно долго тянется время в 16 лет. Бабушка работала все в том же санатории и наступило время школьных каникул. Я написала письмо, что приеду, что скучаю и передаю привет Ольге Васильевне. Ответ пришел через две недели – приезжай, жду а Ольга Васильевна умерла. Еще зимой.

       Собирала меня мама и когда среди вещей обнаружила чьи то чужие ложки, начались расспросы и допросы. Что я могла ей сказать?Рассказать о княжне? Не поверит. Рассказать о последней воле Ольги Васильевны? Не поймет, а еще и отберет. И я придумала историю, что знакомая бабушки передала ей ложки для своих детей, живущих в Одессе. Телефонов на то время не было, искать эту знакомую не было времени – уезжать завтра. И мама согласилась.

       Одесса встретила меня солнцем и запахом рыбы. Несколько дней я купалась, загорала и все оттягивала время, когда нужно было пойти на кладбище. Нашла местного мальчишку, разведала как попасть на кладбище и прихватив все тот же белоснежный сверток пришла .Вот она – могила. Да и не могила, а так небольшая возвышенность над землей, сколоченный из палок крест и масляной краской на доске надпись –Иванова О.В. Вокруг не было ни души. Я взяла заранее приготовленную детскую лопатку и как не страшно было, выкопала глубокое отверстие у креста , опустив 5 серебряных ложек. Положила букетик полевых цветов, собранных по дороге и ..ушла.
По дороге домой все думала, почему же княжна унесла свою тайну с собой, почему ничего мне не открыла , ведь считала меня своим другом...Было немного обидно. Я уходила навсегда от то- ли графини, то-ли княжны Ольги Васильевны, понимая, что не вернется она ..никогда! Не захотелось и мне возвращаться в эти места. Больше я к бабушке не приезжала.

       Но у этой истории оказалось продолжение.....

Прошло очень много лет, но времени не удалось стереть из памяти мою странную знакомую. . Мне казалось, что я запомнила все о чем она мне рассказывала, и в разные периоды жизни, вдруг выяснялось, что есть еще что-то....о чем я забыла.

       -«Хотите, я Вас научу, как заинтересовать любого мужчину и как любого заставить влюбиться?!», когда Ольга Васильевна произнесла эту фразу, мне было глубоко наплевать на мужчин, а тем более...заставить. Разве любить можно заставить?

       -«Еще как можно..., а иногда просто необходимо».

С такой стороны она мне показалась менее интересной и я не очень внимательно слушала ее объяснения. Но сама история меня поразила гораздо больше...

       -"Я ведь не всегда жила так хорошо, голос ее погрустнел и она слегка покраснела. Не знаю, вправе ли я рассказывать Вам об этом?...Но что-то мне подсказывает, что Вы правильно меня поймете.

       Когда умер Степан, я осталась одна – без средств к существованию, без возможности работать – я никогда не делала этого, а жить хотелось. Рядом не было ни одного человека, кто бы меня знал , а значит и стыдится было некого. Первый раз я украла в мануфактурном магазине сверток с тканью. Удачно. Тканью поделилась с портнихой, за что та сшила мне прелестное платье, в коем и выйти было не стыдно. Пошла я в ресторан – уж очень хотелось есть. Официант был сбит с толку моими манерами, речью и знанием ресторанного меню.Я заказала обед на две персоны и попросила проследить за тем, чтобы по приходу доктора N, пригласили за мой стол. Имя доктора было на слуху в городе и официант изощрялся в услужении. Я была так голодна, что первое же блюдо насытило меня и я уже не могла ничего есть. Встала и ушла. Дама одна в ресторане – это было жутко неприлично, так что никому и в голову не пришло, что я ушла вообще. Дома мне стало весело от моей выходки и совсем не страшно оказалось надуть несколько особ. Безнаказанно. Город был большой, магазинов – множество, ресторанов еще больше, так что я была долго еще сыта, немного пьяна и весела от удачи.

       Стали появляться знакомые .... все чаще ловила на себе восторженные взгляды мужчин, потом появлялась с этими мужчинами в тех самых ресторанах, но ни разу никто не посмел напомнить мне о моих проделках. Я была не понятна никому – ни официантам, ни мужчинам, которые меня сопровождали. Первые боялись очевидно ошибиться или спугнуть клиентов с толстыми кошельками, а вторые, пристальное внимание к даме, объясняли ее красотой и безупречными манерами.
 Постепенно я научилась менять мужчин, а потом выбирать, а затем коллекционировать. Интересней всего было заставить мужчину потерять голову. Потом – нескольких и желательно в одном обществе. Женщины меня ненавидели. Там где появлялась я – они лишались покоя, не понимая, что происходит. И ведь ничего не происходило....ну, кроме одной уловки. Нужно было только одно условие – чтобы мужчина заговорил с тобой .Когда он говорит, посмотреть двумя глазами в его один глаз, затем перевести взгляд на второй, потом посмотреть на его губы, слегка приоткрыв свои, задержать взгляд на губах и .....в обратном порядке. Результат был всегда один и тот же – говорящий терял нить повествования, начинал запинаться, краснеть и напрочь забывал о чем это он......5 -10 минут такого общения и... все – он твой. А ты переходишь к следующему....К концу вечера начинается неразбериха – все пытаются тайком всунуть визитку, а некоторые предлагают сию же минуту покинуть помещение вместе.

          Несколько лет я жила припеваючи. Любовники, наряды, деньги.....Но так не могло длиться вечно. Однажды в мои сети попал юнец – дерзкий красавец. Или я не проявила должных усилий или он оказался изощреннее меня, но через какое-то время я осталась без всего. Без денег, без дома, без мужчин А женщины в этом городе ненавидели меня так, что о сочувствии не было и речи. Выход был один – уехать в другой город."

       Я вспомнила рассказ княжны через много лет и мне захотелось испробовать ее метод. Потрясающий эффект. Удалось. И не раз. К сожалению, я начисто лишена авантюризма. Послал же мне Бог такую встречу. Среди серости, бытовой неустроенности, при отсутствии любви от окружающих, мне довелось встретить старушку-волшебницу, которая провела меня по дорогам и закоулкам совсем необыкновенной жизни. Тогда, я еще не понимала значения этой встречи, но на протяжении жизни, в различных ситуациях, всплывал ее образ, когда я выравнивала спинку, красиво садилась на стул, пыталась смеяться не забрасывая рук, когда сбивала с толку, говорящего со мной мужчину. Всегда, чуть вдалеке появлялось ее лицо с одобрительной, мягкой улыбкой.
Но, самое удивительное произошло позже – через много, много лет.

       Мы с мужем приехали в Париж, чтобы отпраздновать Рождество. Был с нами приятель, имеющий давние связи с этим городом, и знакомых. 2дня мы гуляли по Парижу, наслаждаясь его красотой и особенно тем, что вдруг здесь оказались. Само это событие уже было фантастикой. Мы и Париж!!!Особенно часто нас заносило на Елисейские Поля .Улица была одна сплошная елка, а на ней – игрушки, сверкающие витрины магазинов, миллионы огней, какие то немыслимые сооружения из мигающих лампочек. А публика – веселая, смеющаяся и такая счастливая. Наш приятель что-то рассказывал, но я ничего не слышала, а только смотрела и не насмотрелась. Несколько раз уловила слово – князь, но как современная женщина, живущая уже в 2000 году, решила, что это кличка «князь». А на второй день приятель сказал, что мы все приглашены в гости к этому самому князю.

       -А что это за князь такой, поинтересовалась я.

       -Чавчавадзе.

       -Кто?! Какой Чавчавадзе?

       -Тот самый – из грузинских князей.

       Итак, мы шли в гости к князю Нико Чавчавадзе, которй жил в одном из переулков Елисейских Полей.

        Я ничего себе не представляла. Не умела поместить свою особу где-то среди царственных особ. Воображение не работало вообще.

        И вот, мы оказались в старинной квартирке. Встретили нас – пожилые особы , муж и жена – князь Чавчавадзе с женой. Для меня все еще – князь - это дворец, блеск, роскошь, туалеты. Перед нами были милые современные люди в обычных одеждах, а в доме не было ни роскоши, ни дворцовых атрибутов. Мебель, правда – старинная, маленькая, а стены все увешаны фотографиями, кинжалами, веерами и различной атрибутикой, очевидно имеющей большое значение для их обладателей.
Нас провели в гостиную, где уже находились несколько особ. Представлял присутствующих сам князь.

       -Его Светлость – Светлейший князь Дмитрий Галицын. Передо мной стоял юноша лет 26.

       -Граф и графиня Долгорукие.

       -Барон фон Керн.

       -Баронесса Старо-Сельская.

       Не вязались как-то их звания и обычный современный вид. Люди оказались очень милые, поддерживающие близкие отношения вот уже много, много лет. Некоторые породнились. По всему чувствовалось, что они очень любят и уважают друг друга и сохраняют память о своей бывшей Родине и что самое удивительное – безумную любовь, ко всему, что связано с Россией. Нас принимали, как дорогих гостей. Пригласили пообедать. За столом велась беседа на русском и французском языках, подавались легкие закуски, затем разнообразные сыры и вино. Очень любопытно было слышать устаревшие слова –« не соблаговолите ли Вы отведать вина» .

        Затем нас пригласили в гостиную, где на столике стояли разнообразные более горячительные напитки. Говорили громче, смеялись, слушали музыку – Шаляпина, а затем песни какого-то известного в Париже цыгана – исполнителя русских шлягеров.

       Все было не вероятно. Я ужасно боялась попасть врасплох – перепутать звания при обращении ,и вообще – кто какую роль из них играл в той России, поэтому пошла рассматривать фотографии на стенах.

       -Портрет первого грузинского царя – Чавчавадзе, услышала я возле уха голос баронессы, фотографии знаменитых виноградников в Грузии, которые принадлежат роду Чавчавадзе, клинки и шпага из коллекции Светлейшего князя Дмитрия Галицына – крестника князя Нико Чавчавадзе, фотографии покойного отца Дмитрия, портреты моих тетушек – баронесс Старо-Сельских –это единственный предмет, принадлежащий нашей некогда большой семье не считая – вот этого и она из ярко-красной бархатной коробочки достала серебрянную ложку. Горло мое сдавило так, что стало трудно дышать. Что-то знакомое было в этой ложке, в вензеле, где я могла ее видеть? Взяв в руки и перевернув, прочла – моей невесте Ольге –князь Андрей.

       -У моей матушки было пять сестер, продолжала баронесса, одна – Ольга пропала в России, когда мы всей семьей бежали во Францию. Эта ложка – все, что осталось в память о ней......

        Ольга Васильевна Иванова была баронессой Старо-Сельской?.Вот оно это.....ская. Но как сказать обо всем этом баронессе?. Ведь не поверят, да и доказательств никаких у меня нет. Посмеются невероятности моего рассказа. Ну что же делать? Сказать или нет? . Рассказать где она похоронена, но ведь там фамилия Иванова, да пожалуй и могилы давно нет....Что же делать, как поступить?

       Я села на диван, налила виски, выпила, напротив было окно, за ним – дерево. Ветер раскачивал ветки и привиделось давно забытое лицо и вспомнилась фраза – « качающееся дерево сведет меня с ума, Вы не находите, что это утомительно?» Этими словами начиналась и заканчивалась эта странная история длинною в мою жизнь. ...




       2005 г.
       Зина Ермакова
       Дюссельдорф