Часть 11-я

Валентин Грудев
Нет более утомительного занятия, чем безделье.

* * *

Бездельники обожают упрекать других в недостаточной активности. Это лучшие учителя трудового воспитания.

* * *

Досуг — вот проклятие для бездельника.

* * *

Два бесценных дара — жизнь и время — даются нам даром. Поэтому мы так расточительны и небрежны в обращении с ними.

* * *

На Западе, на Закате. Закат на Западе, а Запад на Закате.

* * *

Милосердие — вот что более всего к лицу монарху, повелителю, сильному человеку вообще.

* * *

Милосердие личит властителю и лечит власть.

* * *

Чего в Америке не сыскать, так это женственности. А ещё более — мужественности. Лицо не мужское и не женское.

* * *

У Америки не женское лицо. Но и не мужское.

* * *

Несмышлёного, непонятливого, несообразительного тугодума у нас до сих пор кличут «турком» — ты что, турок? Было над кем потешаться. А теперь? Турки над нами потешаются. Туркам мы на смех.

* * *

Всё продаётся и все продаются. Торгуют и торгуются все. Всё на продажу. Нужно пройти и через это.

* * *

Мерзость коммунизма сменилась мерзостью меркантилизма. Конформизм сменился продажностъю. На смену многим невежественным пришли немногие продажные.

* * *

Москва — Большой Торжок.

* * *

Почему Россия беднее, и намного, Англии и Америки, своих вековых, непримиримых соперниц, с которыми не раз мерилась силами и которым, по правде, неизменно проигрывала? Да потому, что они вечно стаскивали на себя со всех земных углов одеяло, а Россия, стаскивая с себя, отдавая, отрывая от себя и своих детей последнее, на всех одеяло натягивала. Как же было не подорвать здоровье и серьёзно не заболеть?

* * *

Русские не умеют брать, но умеют давать. И, к сожалению, раздавать.

* * *

Работая на рынок, профессионально, ради денег, невозможно вести натуральное хозяйство: всё для себя, с собственного огородика собственноручно выращенные огурчики в рот — некогда!

* * *
 
Кто умеет — делает. А кто не умеет, но хочет (хорошо) иметь, — лезет в политику.

* * *

Цари-самодержцы-императоры были далеки от народа и жили (во дворцах, в столице, в Петербурге) у него на виду, рядом, в гуще, жизнь их была прозрачна и проницаема.

Большевики, эти «слуги народа», сразу удрали с глаз долой, подальше, в Кремль, да так по сию пору и сидят за кремлёвской стеной, радетели народных интересов. Чем дальше от народа, тем ближе к нему. Вот так.

* * *

Для дружбы необходимо равенство, возможность совместной работы, удвоив и утроив усилия. Дружба — единство подобий, сходств, совпадений, тождественностей. А семья — это единство противоположностей, возможность создания единого целого, круглого, шара. Жизнь семьи — внутри неё; энергия не расходуется, не выплёскивается, а накапливается, аккумулируется, восстанавливается.

* * *

Дружба без дел мертва, семья — без любви. Без понимания и уважения взаимного, терпения и терпимости, умения слушать и уступать. В семье не слабый уступает сильному, а сильный слабому, не сильный снисходит до слабого, а слабый поднимается, подтягивается к сильному, ни один не умаляется, а возвышаются оба.

* * *

Для создания семьи нужны чувства (и качества) иные, чем для обретения дружбы. Дружеских чувств недостаточно для создания счастливой семьи; её не создашь, поровну (даже справедливо) поделив обязанности и домашнюю работу. То, что достаточно для дружбы, мало для семьи, а то и вовсе не нужно.

* * *

В счастливом браке обязательно должен быть лидер, ведущий и ведомый, сильный и слабый. Сильный покровительствует слабому, защищает и прикрывает его. Сильный мужчина и слабая женщина. Сильная женщина и слабый мужчина. (Сильный и слабый неровня, но они составляют единое целое, созданы друг для друга.)

* * *

Насилием ничего нельзя добиться (во всяком случае, удержать завоёванное, захваченное, приневоленное) — только любовью, это универсальный закон жизни. Начинаешь с насилия, заканчиваешь любовью. И с этим уходишь. Без любви уходить нельзя. Смертельно опасно — для души.

* * *

При большевиках атеизм возвели в ранг религии, а на роль служителей культа назначили актёров, шутов и скоморохов.

* * *

В нынешней России время гоголевских персонажей. Это их пора. Они везде. Хлестаковы, Маниловы, Собакевичи, Ноздрёвы, Бобчинские и Добчинские — в политике; Чичиковы, Плюшкины и Коробочки — в экономике. И только капитанов Копейкиных не видно.

* * *

Два самых глубоких, самых проницательных русских писателя — Гоголь и Достоевский. Писатели-провидцы. У Гоголя — галерея бессмертно-русских типов, у Достоевского — Паскалева бездна неприкаянно-русских душ.

* * *

Когда русская деревня станет городом, тогда Россия станет действительно великой державой. Деревня спасёт и возродит Россию, став городом. (А потом придётся возрождать деревню, без которой России не выжить.)

* * *

Это не крах, не Смутное время, не катастрофа, не поражение в войне, не распад государства, не утрата завоёванных позиций, не провал, не позор, заговор и измена (хотя это всё понемногу имело — и продолжает иметь — место) — это Преображение России. Бог любит Россию и помогает ей. Почему бы и нам не последовать Его примеру?

* * *

Россия не должна испытывать никакого чувства вины перед кем бы то ни было за период большевицкого коммунизма. И тем более недопустимо прививать его уподоблением России гитлеровской Германии. Немцы сами выбрали Гитлера, а русские никогда большевиков не выбирали — те сами навязались на их голову. Гитлера пришлось выкуривать силами Объединённых Наций, разорив Германию дотла, превратив её в пепелище, — настолько он пришёлся ей впору. Россия же сбросила коммуно-большевицкое иго сама, без чьей бы то ни было помощи. Просто переросла, сбросила, переступила и пошла дальше.

* * *

Самодержавно-античная Россия была разрушена варварами-безбожниками, как императорско-античный Рим — варварами-язычниками.

* * *

Первая повесть, в которой выведен первый русский диссидент, — «Моя жизнь» Чехова.

* * *

Со времён «Ионыча» ничего ровным счётом не изменилось в русской провинции: участь интеллигента столь же печальна, а выбор небольшой — или погрязнуть в мелкой наживе, или утонуть в алкоголе.

* * *

Неудачник в России — это чаще всего просто порядочный человек.

* * *

Сколько на свете Савлов, которые так никогда и не станут Павлами.

* * *

Свобода от богатства — свобода для себя.

* * *

Достоевский как-то сказал, что если истина и не на стороне Христа, то он всё равно с Христом. Но тогда на чьей стороне может быть Истина — на стороне Его антипода? Христос и есть Истина. Постичь Христа означает постичь Истину.

* * *

Дела Америки идут слишком хорошо, чтобы это могло продолжаться сколько-нибудь долго.

* * *

Соблазняли (нас) безбожием, теперь соблазняют богатством. Ладно бы искушали, а то ведь надувают. Одни наживают, других надувают.

* * *

Умный если и не всегда скажет, то всегда подумает, а дурак и не подумает промолчать.

* * *

Соблазняют всех ради оправдания богатства немногих.

* * *

В провинции нет культурной среды. Культурные люди есть, а культурной среды нет.

* * *

Назначение русского человека — быть самим собой, хотя бы горьким пьяницей. Проявить свою природную особость, выявить свою суть.

Американца — найти, ухватить самую доходную или престижную роль, овладеть ею.

У русских главное — какой ты человек, у американцев — какой у тебя капитал. У русских — что у тебя за душой, у американцев — что у тебя в мошне. У русских главное — чего ты стоишь, у американцев — сколько?

* * *

Придёт время, недалёк тот час, и России будет так же наплевать на Америку, как той сейчас наплевать на весь мир.

* * *

Результат крестьянского труда — нужда, даже подчас нищета, так он дёшев. Крестьянин задавлен, подчас даже раздавлен непосильным трудом и бытом, беспросветным бытием своим.

* * *

Крестьянину некуда податься, кроме как в город.
 
* * *

Москва, «восстанавливая» снесённые при большевиках здания и сооружения, взращивает архитектурную «клюкву» а ля рюс, разве что в расчёте на неискушённых туристов и интуристов. А так это есть, как и была, столица интернационалистической коммунистической империи, устремившаяся в капитализм, с коммунистическим же чванством и прожорливостью обгладывающая тощую Россию.

* * *

Почему Москва всё хорошеет да хорошеет? Да потому что Россия всё хиреет да хиреет.

* * *

Москва — ещё не Россия, но об этом сразу забывают, как только туда попадают. Для одних земля обетованная — Америка, для других — Москва. А куда податься в России честному человеку, чтобы не околеть с голоду?

* * *

Всё, что нужно сейчас России, — это просвещение. Просвещение в национальном духе. А к нему приложатся и еда, и жильё, и здоровье, и нормальное правительство, и общественное согласие и терпимость.

* * *

России нужно научиться жить, не слишком интересуясь происходящим в мире, не очень-то оглядываясь на остальной мир. Иначе просто не научимся хорошо жить.

* * *

Дёшев, ох и дёшев же труд деревенский.

* * *

«Челноки» 90-х — это те же средневековые купцы, с тем же самым средневековым риском быть ограбленными на большой дороге. Россия мучительно выползает из своей средневековой шкуры.

* * *

Москва наливается соками, Россия чахнет. Не скоро ещё Россия оправится от московской сытости.

* * *

В отсутствие реальных политических партий нужно выбирать реальных людей. А этого-то больше всего боятся и не дают делать.

* * *

Москва — это не духовный центр современной России, а её утроба, урчащая и всё переваривающая, вечно, как пережравший купчина, отрыгивающая. Ненасытное чрево.

* * *

Русский человек спасается семьёй и в семье.

* * *

Моя семья — моя крепость. Истина для России.

* * *

Русскому человеку Америка настолько же безразлична, насколько той безразличен остальной мир.

* * *

Россия — «лишняя» для Америки, потому что Америка сама лишняя — для мира.

* * *

Россия — «лишняя» для Америки, потому что застряла у неё костью в горле. Собралась, вроде, проглотить, да подавилась. Поэтому собираются расчленить, раздробить на куски — чтобы сподручнее было глотать.