Вкус сигареты, или - попытка рекорда

Степаныч Казахский
Михаилу Ивановичу Королёву - нашему опытнейшему и юморному авиатехнику, его памяти - посвящается..
                ***

Так уж была задумана наша работа, что вертушки 3-й авиаэскадрильи "Ми-2-х", были разбросаны по всему Казахстану, за исключением Восточного, и "ресурс часов" у них, от ремонта до ремонта, вырабатывался по-разному. А это значит, что подходило "Время" и нужно было перегнать в авиаремонтный завод (АРЗ) очередную машину.
Иногда, это выпадало на долю работавшего на ней экипажа, а иногда, стоящую в ожидании на оперативной точке - где-нибудь в степи или близ деревеньки, вертушку, приезжал перегонять дежурный (подвернувшийся) экипаж.
Вот и мы с дядей Мишей были таким "подвернувшимся" экипажем, не вовремя попавшимся "на глаза начальству".

                ***

- Пойдем на рекорд дядя Миша? - говорю своему шустрому, уже в возрасте авиатехнику.

- На какой ещё рекорд? – спрашивает тот, удивленно.

- Ну чего мы с тобой будем в Кзыл-Ордах, Аральсках и др. -"ах" прохлаждаться, да на ночь устраиваться, да утром подниматься? - отвечаю. Пока летнее и «длинное солнышко» светит, можа и до Актюбинска "добежать" успеем?! - продолжаю "мысль".

Дядя Миша задумчиво крутит в руках, не зажжённую сигарету.
Вижу: курить хочется, но спичек нет, а я - бросил курить.

- Вот прикуришь мне сигарету – говорит, подумав и улыбаясь. Поеду без продыху и не кормленный, с тобой, хоть до самого Актюбинска.

          Мы с дядей Мишей – моим авиатехником в этой командировке, гоним в ремонт в Актюбинск, в Авиаремзавод, вертолет - "Двоечку". Утром, с рассветом и по прохладе, вылетели из Джамбула, и нам предстоит "намотать" чуть больше полутора тысяч километров.
В "плане полёта" стоим во все мыслимые стороны. Кроме луны, правда. Наученные горьким опытом - то запреты военных, то отсутствие керосина в аэропортах, то ещё чем нибудь, мы можем лететь "хоть через Африку". Вот ведь были времена!

- Ну что-ж, дядь Миша! - говорю. Я тебя за язык не тянул. Вот прикурю счас тебе сигарету и ни шагу назад, как говорил тарщ Сталин!

Хлопает глазами "по пятьдесят копеек мон анженер", но потом - успокаивается: ...ну не о патрубки же «выхлопные» в полете-то, будет прикуривать комендор.
А я наученный желанием курить когда "уши пухнут", уже умел "добывать огонь в полёте", не вставая с кресла.

Молчу, выдерживая паузу.
Дядь Миша терпит, терпит...потом говорит-таки:
- Ну давай, уже - прикуривай! А в качестве благодарности, начнём с "моего сальца" сегодняшний ужин.
- Это уже деловой разговор, двух деловых людей! – отвечаю.

Пальцами одной руки, так-как вторая - на ручке управления, (ведь "автопилота" не предусмотрено, на нашем маленьком веротолетике) -разгибаю тонкую контровку (авиационное название мягкой проволоки) у крепления компаса, который авиационный люд кличет "Бычьим глазом" за сходство. Разгибаю очень аккуратно и стараясь не порвать.

Выровняв податливую проволоку, наматываю её на карандаш "виток к витку", как спиральку.
Дядя Миша с любопытством мальчишки не сводит глаз: что же будет дальше?!

- Сейчас - говорю. Сейчас будешь курить!
- Сейча-аас...

Выключаю вентилятор на приборной дОске, наклоняю его к себе до предела и выдёргиваю разъёмчик называемый в простонародье «папа-мама», в хлорвиниловой трубочке, спрятанный на корпусе вентилятора под зажимом. Втыкаю один конец самодельной спиральки в, извините "маму", а вторым концом делаю виток вокруг карандаша, и поворачиваю «восьмёркой», чтобы проволока зажала мою деревянную "приспособу".

- Готовь голову с сигаретой в зубах! - говорю.

Ещё не веря, что получится что-нибудь путное, недоверчиво тянет шею дядя Миша.

Включаю тумблер вентилятора и концом "где карандаш" - касаюсь металла у крепления вентилятора на "приборной доске".

Спиралька, вспыхнув на одну-две секунды - перегорает.

...Но, клубы дыма от сигареты у блаженно зажмурившегося дяди Миши, уже наполнили кабину вертолета...

Включаю вентиляцию "на всю катушку" - пусть по-кайфует.
Я сам бывший курильщик, и знаю как сладка сейчас, сигарета и мягко сердце дяди Миши.


Быстренько сверзившись с высоты полёта садимся в Кзыл-Орде. Активно «рулим-едем» по рулежной дорожке к перрону, сдвинув блистер(окно у пилота) и вдыхая ещё не опаленный жарой и пахнущий цветущей "джигидой", воздух.

Проруливаем мимо целой "стаи" Аэн-2шек, собирающихся куда-то.
Их экипажи дремлют в тенёчке деревьев.
Встал рядом и пока нас заправляли, спрашиваю ребят:
- Вы куда, мужики?
- На "химию", в Россию идём через Актюбинск - говорят. Сейчас вылетаем.

- Ага! Попутчики значит - киваю им.

По возможности быстро «подписав документы на вылет», вылетаем из Кзыл-Орды.
После выхода из «зоны круга-подхода» договариваюсь "по радио" с «Крайним» - аэродромом Байконура и прошу "пропустить через себя". Мы сэкономим километры и лётное время - если разрешат.
Военные ребята, услышав знакомую фамилию командира вертолета имевшего «допуск» к работе на "их территории"- разрешают.

- Вот спасибо! Ну, вперёд «кривые ноги»!


Впереди нас ждет аэродром г.Аральска, с его военной заправкой и полным «отсутствием присутствия».
«Кричим» в эфир за полчаса до прилета - договариваемся заранее значит. А они нам:...
- Зыдрассстэ! - у вас издэс уже ест сбой запрапка.

Ага. Значит, и гражданский порт обзавелся топливом для вертушек.
Так это ж хорошо!

Однако непросто нам достался здесь керосин, ох непросто! Но мы тоже "не пальцем деланные". И несемся с дядей Мишей дальше - «хвост трубой» - уже из Аральска в Челкар, а светлого времени ещё хватает и до Актюбинска. Правда «тютелька в тютельку». Но хватает.

В Челкаре активно заруливаем на заправку, а там - мои попутчики - "стая Ан-2-шек".
Во дают! Уже здесь!

Ребята на ночь устраиваются и вышли поглазеть как Ми-2-шка будет корячиться мимо их самолётов, и "колонкой-заправкой". Места - "только-только".

Если зарулить "передом" между двумя рядами самолетов и отвернуть под девяноста градусов на заправочную колонку, то потом хоть в небо взлетай. Сзади-то, тоже ряд самолётов.

- Ну что ж! И это решаемо - если надо конечно - смеюсь про себя.

Подрулив к заправочной колонке делаю отворот влево, как на автомашине, и взяв ручку управления «на себя», разворачиваю педалями переднее колесо задом-наперёд, как у рояля. Аккуратно и не спеша, «заезжаем задом», то бишь "хвостом", на заправочную колонку. Дядя Миша контролирует "процесс", жестами.

"Делает крест", руками. Стоп!
- Есть стоп! Выключаемся.

АэН-2-шники рукоплещут. Понравилось, значит.

А я вприпрыжку, бегу на "Вышку".
Прошу у Актюбинска прилёт к нему.

Актюбинск, вот ведь змей, отвечает: "А у вас "рабочее время" вышло сегодня.
Вам ночь, в Челкаре. До завтра! План передайте по наземному каналу".

- Ну зануды! Ну-у, зануды!- крякнул я от досады и,... засмеялся.
Не получился значит у нас с дядей Мишей, рекорд. А жаль!

Зато ребята с Ан-2 оказались на редкость душевным народом, да у нас было такое САЛЬЦЕ с чесночком и чёрный хлебушек, что с их...«чайком», было очень даже ничего.
А утром, мы - своей дорогой, ребята на «фанерках» - своей.

*************************************

Дядя Миша, упокой Господи его душеньку, смотрит наверно сейчас, сверху, и тоже вспоминает - и эту сигарету и командировку в которой ничего особенного не было.
Просто, ещё одно мгновение, нашей быстротечной жизни. И хоть у меня перед ним
есть чувство вины за совершенный по неопытности и в спешке обстоятельств
поступок не присущий жизни командировочного экипажа, я много раз, мысленно
просил прощения у него и сожалел об этом. Надеюсь, что когда придет время и
нам дадут возможность встретиться, я попрошу ещё раз, простить меня, хоть
ничего страшного совершено и не было.