очерки по истории связи. почтовый рожок

Дмитрий Тартаковский
       

       Юным читателям

       Много лет я занимаюсь историей связи, в особенности на самых ранних этапах ее развития. Приводя здесь несколько очерков по истории связи, я надеюсь, что вы убедитесь в той силе ума человечества, в силе прогресса, которые потребовались, чтобы, от древних почт времен египетских фараонов прийти к сегодняшним средствам телекоммуникаций и информатики, преодолевая различные препятствия и предубеждения. Вот что, например, по поводу учреждения почты в России писал царю Алексею Михайловичу русский публицист Посошков.
       «Немцы пожаловали! («Немцами» на Руси называли всех иностранцев). Прорубили из нашего государства во все свои земли дыру, что все наши государственные и промышленные дела ясно зрячи. Дыра же есть – почта! А что в ней великому государю прибыли, про то Бог знает, а сколько гибели от той почты во все царство чинится, того и исчислить невозможно. Что в нашем царстве ни сделается, то во все земли разнесется; одни иноземцы от нее богатятся, а русские люди нищают. И почты ради иноземцы торгуют, издеваючись, а русские люди - жилы из себя изрываючи. А если бы почты иноземной не было, то и торг равный был: как наши люди об их товарах не знают, такожде и они о наших товарах не знали ж бы. И торг бы был без обиды. Мне, Государь, мнится, что лучше бы ту дыру загородить накрепко и почту отставить вовсе».
       И даже лет через тридцать после изобретения телефона Беллом (1876 г.) баптисты в Соединенных Штатах считали телефон изобретением дьявола. Национальный съезд баптистов в Индианополисе принял резолюцию, предписывающую всем членам церкви прекратить пользование телефоном. В качестве мотивировки в резолюции, было сказано, что телефон – выдумка дьявола, что он делает людей ленивыми, и что в Писании нет разрешения пользоваться им.


       ПОЧТОВЫЙ РОЖОК

       Почтовый рожок. В наше время – международный символ принадлежности к почтовому ведомству. Обычай присваивать знаки, отличающие почтовую службу, существовал с давних пор. Римские письмоносцы снабжались особыми бронзовыми бляхами. Почтари средних веков носили на одежде (на груди, плече или руке) изображение герба. Мирная миссия почты подчеркивалась знаками в виде окрыленного колеса и письма, окруженного пальмовыми ветками или почтового рожка на форменной одежде, шапке или шляпе почтового служащего.
       Родиной почтового знака в виде рожка считается Германия. Сам по себе этот простейший музыкальный инструмент, значительно старше почты. Нередко на рожке играли предшественники почтальонов – верховые вестовые, разъезжающие по оживленным дорогам Германии. При княжеских дворах обращалось особое внимание на то, чтобы господские вестовые уже издали заявляли о своем приближении громкими трубными звуками. В Швабии играли на рожке даже мясники, которые при своих разъездах по стране для покупки скота попутно перевозили почту («почта мясников»), выполняя, таким образом, роль сельской почты.
       Трубные звуки веселых мясников навели смышленого потомственного почтмейстера Франца фон Таксиса на мысль дать своим почтальонам блестящий рожок, обязав их извещать жителей о введении новых почтовых курсов и почтовых правил. Не последнюю роль в этом решении сыграла конкуренция. Великий почтовый путь, созданный им в 1516 году для соединения городов Инсбрука и Вены с Брюсселем, проходил через многие княжества, и нельзя было допустить, чтобы имперские почтальоны молча проезжали через страну, в которой даже мясники при своих поездках играли на рожке. Теперь посредством рожка почтальоны династии Таксисов издалека возвещали о спешности и важности новых имперских почт.
       Таким образом, этот примитивный музыкальный инструмент был возведен в степень символа почты. Вскоре право ношения и использования рожка было признано исключительной привилегией имперской почты. Однако это вызвало протесты «почты мясников», ссылавшейся на свой приоритет в использовании рожка и не желавшей добровольно от него отказаться. Возникший из-за этого юридический спор, тянулся с перерывами почти триста лет. Спор, в котором, как пишут историки почты, не было недостатков в трагикомических эпизодах, окончился победой рожка Таксисов. Трудно было бороться с периодически издававшимися указами в защиту императорских почт, когда те угрожали всем, кто позволит себе носить или даже дуть в рожок, денежным штрафом в размере до 50-ти золотых гульденов и прочими карами. На прошении одного дворянина о разрешении его кучеру во время загородных поездок носить почтовый рожок прусский король Фридрих II собственноручно наложил резолюцию, что тот может завести себе сколько угодно рожков, но только не почтовых, так как это против установленных правил.
       Однако монополию имперской почты ухитрялись нарушать сами имперские региональные чиновники, которые заводили у себя собственные почты, самовольно присваивая себе привилегию почтового рожка и строго карая других лиц за его использование на своей территории. И к этому были, конечно, веские основания, потому что с этим музыкально-сигнальным инструментом были связаны существенные привилегии. Так на сигнал почтового рожка всякий другой экипаж должен был уступать дорогу почтовому экипажу. А это при весьма плохом в те времена состоянии дорог было немаловажным преимуществом. По звуку рожка перевозчики через реки обязаны были немедленно перевозить почту бесплатно, а у застав с почты не взималась подорожная плата. Даже в ночное время по звуку рожка должны были открываться тщательно охраняемые городские ворота, тогда как всякий другой экипаж был обязан ожидать наступления утра.
       Но не только на этих привилегиях основывалась слава почтового рожка. Во многом она обязана силе его музыкального обаяния, способности располагать к себе и радовать в пути сердца людей незатейливой мелодией. Музыкальное обаяние рожка способствовало его распространению во многих европейских странах. Наивысшего расцвета искусство почтового рожка достигает в Германии в начале девятнадцатого века с возникновением спешных почт, которые вводились на главных путях, превращавшихся в хорошие шоссейные дороги.
       Естественно, что почтальон, невероятно возвысившийся в своем общественном положении, почувствовал также подъем музыкального духа. Пассажиры почтовых экипажей всегда охотно и щедро вознаграждали почтальона, если тот занимал их игрой на рожке. При этом и мелодии, которые выдувал из своего рожка почтальон и сигналы, подаваемые с помощью рожка, первоначально никак не регламентировались. Прошло более трех столетий, прежде чем появились инструкции почтальонам о том, что они должны уметь обязательно трубить на почтовом рожке. Вначале прусским почтовым управлением было установлено девять различных сигналов: «для отъезда и прибытия» эстафет, курьеров, экстрапочт, простых почт, спешных почт, верховых почт; два сигнала для обозначения лошадей и экипажей и сигнал о помощи. Впоследствии были добавлены еще сигналы, обозначающие езду шагом или рысью и сигнал остановки, так что, в общем, почтальон должен был уметь подавать двенадцать обязательных сигналов.
       Интересно отметить, что по старинному обычаю почтовое ведомство Германии пользовалось привилегией принимать участие в определенных торжествах. Такая привилегия была дана почте в 1666 году, и акт об этом, напечатанный на шелке, хранился в Берлинском Почтовом Музее. В ритуале таких торжеств почтовый рожок занимал достойное место
       Вот как описывает торжественный кортеж, сопровождавший въезд германской наследной принцессы Цецилии по случаю ее бракосочетания с германским наследником газета Verkehrszeiung (№25, 1905):
       «Во главе кортежа шествовал почетный отряд почтовых чинов в парадных живописных мундирах. Этот отряд своим бравым видом вызывал громкие знаки одобрения. Впереди в богато вышитом золотом парадном мундире ехал обер-почтдиректор на прекрасном буром коне, покрытом обшитой золотом голубой попоной. Позади его следовали прочие чины: шесть почтовых инспекторов, также в шитых парадных мундирах со шпагами и в лакированных высоких сапогах со шпорами, на вороных конях. За ними следовали сорок почтальонов на светлорыжих лошадях, по восемь в ряд, с капельмейстером. Эти почтальоны в соответствующих парадных одеяниях, имели звучные почетные почтовые рожки с богатым украшением. Чепраки на лошадях были украшены изображениями почтовых рожков по углам. Когда был дан сигнал, что карета с невестой отъехала от дворца и что ожидавшие войска уже двинулись, почтовый отряд со звуками спешного почтового сигнала выстроился впереди кортежа. По всему пути следования процессии почтальоны попеременно с оркестром кавалерийского полка играли на рожках различные песни: факельный танец, марш, польку почтальонов, а при проезде через Бранденбургские ворота и королевский дворец – венчальную песнь».
       В России почтовый рожок, как сигнальный инструмент, применения не нашел. Возможно, что это тесно связано с природными и географическими особенностями ее территории. В самом деле, трудно представить себе каюра, в лютый мороз перевозящего на оленях или собаках почту на дальнем севере Архангельской губернии и дудящего при этом в рожок. То же самое можно сказать и о перевозке почты на верблюдах в Закаспийском и Туркестанском краях или на волах, утопающих весной в черноземной грязи юга России. Место почтового рожка в России занимал колокольчик, который подобно рожку в Пруссии составлял исключительную принадлежность почтовой гоньбы. Существовали в России также и особые правила почтовой гоньбы. Частным лицам воспрещалось ездить с колокольчиком. В одном из журналов Особой Комиссии по упорядочиванию почтового движения есть запись от 3 ноября 1836 года: «При сем случае Государь Император (Николай I) припомнить изволил, что в Пруссии у почтарей употребляется рожок, по звуку коего всякий обязан едущему на почтовых, дать дорогу. У нас сего нет и быть не может, а есть колокольчик».
       Тем не менее, изображение рожка, как символа почтовой связи и принадлежности к почтовому ведомству было принято и в России на рубеже 17-18-го веков. Прежде всего, это нововведение коснулось форменной одежды. В положении о введении формы для почтовых работников писалось: «Те выборные люди, которые гонять станут, одеты будут в наших зеленых суконных кафтанах и на правой стороне кафтанов будет пришит красного сукна орел, а на левой – рожок, чтобы они дорогою были знатны». Образцы орла и рожка были представлены Государю и хранились в Приказе Тайных Дел. Сама же форма с орлом и почтовым рожком введена в России в 1675 году
       С развитием речного и морского судоходства в России, как и в других странах, образовывались почтовые пароходства, общества и товарищества (например, «Соединенное общество Кавказ-Меркурий» на Каспии или «Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства») занимавшиеся перевозкой почты. Наиболее крупным из них даровалось право иметь особый почтовый флаг с изображением почтового рожка. На менее важных почтовых линиях на судах поднимался значок (флажок) почтово-телеграфного ведомства.
       Сегодня рожок является неотъемлемой частью эмблемы российской почты и почтово-телеграфной связи. Взгляните на вывеску любого почтового отделения, где изображен двуглавый орел, держащий в лапах почтовые рожки в переплетении электрических молний.