Плач души или... 13. Мои слезы

Гулистан Матякубова
 Приближается Новый год, друг мой!
Я же вобрала в свое сердце Новый год – новую жизнь еще в начале прошлого года. Для меня нет иного Нового года! Я и прошедший год остаемся! И прошедшие дни мои и грядущие связаны лишь с прошедшим годом.
Следовательно, я живу…
Друг мой! Вы сказали, что искали меня утром! Обрадовалась безмерно. Не могла выговорить и слова. Начала путаться в разговоре! Хотела прочитать стихотворение, написанное вчера, но сдержалась. Эти желания я спрятала в душе…

***

Если стану ныне я писать,
Реки слезы прольются.
Ибо плача, я творю,
Написав же, плачу.
Иногда даруют они мне счастье,
Иногда – печаль.
Бросившись в объятия мои, плачет терпение.
Наступает Новый год,
Бескрайними просторами.
Белоснежным в душу проникает стон,
Триста шестьдесят могил расположились в ряд.
Триста шестьдесят, жизнь же – чудотворная зима…

Я буду еще много раз писать этот стих. А сейчас эти строки, порожденные сердцем, желают нам на перепутье пройденных дорог терпение и смирение. Наше с Вами посещение святынь, без сомнений, даруют нам силу и поддержку, преподнесенные тремястами шестьюдесятью духов. Ощутите и Вы, друг мой, как ощутила я, как полный радости и одухотворения год, когда я Вас нашла, полностью проникли в мою плоть, и заструились по венам…
… Сегодня нужно посетить новогодние торжества. Лживая любезность и фальшивая учтивость людей меня сильно коробят. Наблюдая, как они при помощи двуличия и лести пытаются понравится высоким чинам, не нахожу себя места от стыда…
Но среди них я увижу Вас, друг мой! Вы, как и всегда излучаете спокойствие и искренность. Ничего нельзя ни отнять и не прибавить ко всему тому, что вы говорите и делаете.
Размышляя об этом, решила пойти. Желая себе спокойствия, сдержанности, но все же на крыльях радости стремлюсь попасть на праздник.

 ***

«Друг мой!
С наступающим Новым годом Вас!».
Сегодня все обращаются друг к другу подобными словами. И я, внезапно проснувшись еще засветло, и представляя, как через несколько часов перед нами загорятся новые цифры, пожелала Вам счастливого Нового года.
… Друг мой, кусочек неба, что заглядывает через окно в мою спальню, так же темен, как и сердце.
Через некоторое время небо, без сомнения, посветлеет… И я, желая того же для своего сердца, стала вспоминать вчерашний день.
Еще раз убедилась в том, что возле Вас я наполняюсь душевной энергией, святым светом, а разум же, напротив, теряет свою проницательность и остроту… Благодаря вам, для Вас я вела себя так «смело». На самом же деле это не так. На деле я была ужасно трусливой. Взглянула на Вас, и тут же вся кровь вскипела и прилила к лицу, я почувствовала, что полыхаю в каком-то неведомом доселе пламени. Сердце бешено забилось. Я испугалась того, что не смогу сдержать вот-вот готовые пролиться слезы. И если я предстану в таком виде, каково же тогда будет Вам?
И как отреагируют на это подчиненные? В этом случае мне придется покинуть этот круг.
Друг мой, смотрите, если Всевышний дарует людям радость и веселье, то наверняка, вслед за этим последуют горечи разочарований… Скрыла все…
«Мысли человеческие обязательно приведут человека туда, о чем он мечтает, к примеру, мысли о саде подсознательно поведут его к цветущему саду. Только эти мысли скрывают истину», – говорит Мавляна Руми. В эти мгновение мне следовало скрыть истину, сформированную в мыслях. Я просила Бога, а затем и Вас дать мне сил!
Я просила дать мне сил, чтобы скрыть истину, затаившуюся в сердце. И благодаря Всевышнему, мне посредством вас была ниспослана эта сила. Со скрытой в сердце силой я влилась в этот круг. Однако все мои действия и слова были понарошку, мне необходимо было так поступить, и я смогла так сделать…
Какое легкомыслие…
А если правда моего сердца была бы обнародована, не было бы и сожаления.
«Когда обнажив истину исчезнут мысли, чувство сожаления навсегда покинет тебя. Истина, охватившая твое сознание, есть правда, сделавшая тебя твердой», говорит Мавляна Руми. В Коране есть такой аят: «И станет в тот день все скрытое явным». В самом же деле скрытым является лишь одно. В моей душе. В моем сознании. Это Вы. Это любовь, которую я испытываю к Вам. Какая жалость, что об этом я могу поведать лишь страничкам своей тетради.
Друг! Это были мысли вчерашнего дня. А сегодня я общаюсь с Вами посредством моей тетради. Поздравления с Новым Годом, высказанные людьми, принимают для меня иной смысл.
Мне желают: «Поздравляю Вас с Новым годом. И пусть он станет для Вас самым счастливым, успешным, насыщенным и радостным». Я ведь уже нашла для себя такой год. Я живу его месяцами, днями и мгновениями. Они всегда со мной!
Я не хочу иного. Не желаю. В этих мгновениях для меня заключается и прошедшая жизнь и дни, которые дарует мне Всевышний. Осознающий это человек поистине счастлив! Все пожелания, адресованные мне, я нашла в прошлом году. Ныне же не хочу расставаться с ним…
Вот, уже минула неделя после этого. Новый год вносит обновление в мое сердце. Живу надеждой вновь увидеть Вас.
Как сказал Мавляна Руми: «И днем и ночью душа и сердце мое на службе Вашей. И только забота о нашествии Монголов, не позволяет мне навестить покои Ваши».
Я же в ответ нашептываю вам его слова:
«И эти дела – дела народные. Ибо они являются опорой мусульманства. Вы, дабы успокоить, поддержать их, жертвуете своей жизнью и имуществом. Это дело богоугодное. Слава Всевышнему, даровавшему Вам такую способность. Это свидетельство милости, оказанной Вам Создателем».
Друг мой, я знаю, вы заняты большими и нужными делами. Вы жертвуете собой, полностью отдаваясь любимому делу. Но вместе с тем, я чувствую это, вы, несмотря на свою занятость, осознаете мои чувства к Вам, и это осознание, в свою очередь, наполняет меня духовной силой. Значит, я рядом с Вами. И это уже помимо Вашей воли.
Проходят дни…
И цвета жизни, нашедшие для себя приют в моих глазах, верю в это безгранично, никогда не изменятся. Хочу, чтобы они стали еще ярче. И в этом свете каждый месяц, неделя, день, час и мгновение прошедшего года для меня являются самыми незабываемыми, счастливыми и полными волшебства.
Я могу очень долго говорить об этом. Ибо, все, что должен пережить человек, я перенесла. Все это прошло сквозь сердце, выливалось слезами, горело во мне опаляющим пламенем.
Все еще не могу прийти в себя. Все еще не могу познать себя.
Друг мой, простите меня, ваш сумасшедший, слабый друг желает, чтобы жизнь была счастливой и содержательной лишь для Вас. Вы видите мои слезы, а раз так, то как же она может быть содержательной, коли я на даю Вам покоя, все время заставляя вас быть свидетелем своих страданий…

***

Друг мой, разглядывая тающий снег, чувствую, что и надежды мои словно этот снег. Тают безвозвратно.

Я вас пригласила в свое сердце,
А для чего же Вам нужны руины.
Глянув раз на беспомощное привидение,
Сожалея, покидаете его…

Помните, как вы пытались восстановить мои развалины душевные, я же, не зная как благодарить Вас, не зная, куда девать себя от волнения, опешила. Тогда вы сказали: «Вы призовите меня в свое сердце», ответом которому были эти строки. И действительно, мои душевные руины не для Вас. Вы достойны радостного и светлого! Я же не гожусь на большее, как любить Вас, привнести свою жизнь на алтарь того благословенного трепета, которую мне дарит Ваше существование.
Друг мой! Я в своих мечтах занята возведением дворца наших сердец. Прошлый год в моих мыслях создал именно такой дворец души. Его стены были выполнены любовью, его воздух исполнен пламенным дыханием, его своды заливают светом звезды и Млечный путь…
Я не хочу, чтобы это пристанище покидал день, сменяясь темной ночью. Как я не хотела завершения года прошедшего, так я не хотела, чтобы он погрузился в темень мрака…
Друг мой! Обратите внимание на следующие изречения Руми: Пророк наш Мухаммед порицал одного из своих близких друзей: «Я тебя звал, почему же ты не пришел?». Друг ответил «Я молился». Тогда Пророк Мустафа спросил: «Но ведь звал тебя и я?». Ответом были слова: «Я лишь один несчастный».
Видите, друг мой! Я ищу смысла в этих словах смысла, пытаюсь найти успокоение. Сколько вы меня не поддерживайте, пытаетесь донести до меня мое «я», все равно, в ваших покоях я всего лишь несчастный раб божий. Как я вас превозношу, точно так же я ощущаю себя несчастной и покорной.
Послушайте, что ответил Пророк Мухаммед: «Это хорошо, что и в бытность свою великим, ты чувствуешь себя несчастным. Ибо и над твоей мощью существует еще более могущественная сила. Ты всегда приговорен к Истине. Ты не состоишь из двух половинок, чтобы ощущать себя временами то всесильным, то несчастным. Воззри на его мощь! И тогда ощути себя несчастным без рук и ног!.. Он великий Творец, его сияние не похоже на свет звезд и солнца. Нельзя заменить его блеск. И если он явиться во всем блеске, не будет видно ни земли, ни неба, ни солнца, ни месяца».
Друг мой! Посредством Вас я ощущаю мощь Творца. Моя любовь к вам сродни тому трепету, который я испытываю к Всевышнему.
Друг мой! Вы спросили про мою матушку. Я промолчала, затем сказала, что она чувствует себя хорошо. На самом же деле, мне кажется, что ее связывает с этим миром лишь тоненькая ниточка, призванная защитить меня. Я не пожелаю даже и муравью и сотой доли тех страданий, в которых она пребывает. Глаза ее открыты, руки сведены в молитве. Она денно и нощно благословляет нас. Она говорит мне: «И да исполнятся все твои светлые мечты и чаяния». А моей душе Вы!
Послушайте, что говорит Мавляна Руми: «Одни из рабов божьих обратился к Господу: О, Всевышний, дай мне возможность свидеться с другом моим, ибо все это в силах твоих. Творец отверг его просьбу: «Я не желаю, чтобы ты его видел». Однако раб продолжал упрашивать его: «Аллах, это желание преследует меня и днем и ночью, окажи милость, подари мне это счастье». Господь ответил: Раз желание твое так велико, принеси в жертву свою голову. Покинь этот мир. Раб согласился, и пожертвовал собой. И была достигнута сия цель»…
И я так же возжелала Вас, друг мой. Я полностью позабыла себя, я никто и ничто.
Друг мой! Я не хочу, чтобы дни проходили. Знаю, круги, описываемые мельницей бытия, мне неподвластны. Хочу каждое утро видеть вас, разговаривать с вами, вглядываться в ваши глаза. Но это невозможно, осуществление этих желаний не в моих силах.
С новым рассветом, друг мой!
Друг мой, примите мои чистые и прозрачные приветствия. Хотя вы никогда и не прочтете этих строк, однако, я ощущаю, что ментальные порывы, устремленные к вам, не останутся для вас неосязаемыми. Вы во мне, а я в Вас.
24 аят 8 суры Корана гласит: «Господь есть между каждым смертным и его душой».
Все известно Творцу. Раз он между плотью и душой, он многое доносит до нас с Вами.
… Вчера, полностью во власти размышлений, прогуливаясь по улочкам, одетым в белоснежные одеяния зимы, вспомнила мгновения только что наступившего года. Я не хотела, чтобы прошедший год ушел безвозвратно, но такова воля Всевышнего. Я живу, вновь и вновь пропускаю через сердце мгновения потрясшие меня…
Мгновения, потрясшие меня… Они мне преподнесены Вами.
Лед и пламень, материи противоположные. Однако то потрясение, дарованным вами, зажгло пламя в царстве снега. Это есть полыхающее мое сердце во власти снегопада.
Друг мой, от тех преобразований, которыми полон Ташкент, голова кругом. И нет слов, чтобы описать мои чувства. Верю, что мост возведенный между прошлым и настоящим, без сомнений, приведет мой край к величию и процветанию. Мы с вами верим в это. Знаете, слушая ваш таинственный голос, ощущая, будто двери, ведущие к радостям этой жизни открываются все шире, словно в глаз слетает еще одна пелена.
И все вокруг предстает передо мной в истинной красе. Строки начинают изливаться из сердца…

Сегодня таю, как и белые снега
Вместе с ними в то же время и горю я
В белоснежных сетях светлой души своей
В объятия земли родной впиталась я.

Снег все идет…
… Глаза мои, свободные от пелены видят выстроенные в молчании деревья, их стволы окутаны волшебным трепетом, который ждет с нетерпением наступления теплоты и радости весны грядущий. Мощные и величественные деревья Ташкента во власти белоснежного покрова, их листва, покоящаяся на земле, ничуть не сожалеет о своих днях, когда они зеленой кроной опоясывали тела своих хозяев. Они словно вторят волшебной песне зимы…
Слова этих песен полны таинственной мудрости. Они полны доброты и любви. От их слов матушка земля, промерзшая до глубины, обратилась вся в слух, погрузилась в тяжелую тишину.
… От этой мелодии у меня кружится голова. А вскруженная голова пытаясь ухватить узды высшего чувства, имя которому разум, старается вновь и вновь найти сокровенный смысл в каждом преобразовании…
Несмотря на то, что земля наша – Узбекистан полна загадочного и таинственного, при посещении других государства появляется чувство сожаления и жалости. А сожаления заключены в том, что презренные деяния XX века безжалостно стоптали наши надежды и мечты.
… В ту эпоху невозможно было не рассказать, не предпринять шаги в свете провозглашения свободы Родины, прославления нашей культуры, истории. Мы прожили больше половины срока, отведенного нам. Но что мы сделали для Родины? Что мы хотели сделать, почему не смогли. Почему в других государствах люди, с именем Аллаха на устах смогли достичь процветания и достатка, а мы же довольствовались только тем, что завидовали им…
Хотели создать…Не позволили… Говорили, строй, но только что скажем мы, намечали перед нами совершенно иные горизонты…
Хотите взращивать…Говорили…взращивайте, но только то, на что укажем мы.
Хотели жить как предки, хотели быть похожими на них…не позволили. Указывали другие, чуждые нам пути, при этом аршинными буквами застилали нам глаза: «Вы идете по правильному пути, товарищи».
Мы служили не для строительства, а для подтачивания основания стен великого наследия, оставленного нам предками.
Сегодня, когда глаза наши свободны от шор, переполняемся сожалением от бесцельно прожитого прошлого. Переполняемся болью.
Мавляна Руми в своих наставлениях писал: «Боль всегда открывает человеку дорогу. Для того, чтобы начинать какое либо дело, человек должен испытать сильное желание и боль. В противном случае, человеку не дано этого сделать. Без боли и сожаления и работа не будет спориться в руках. И в делах мирских, предпринимательстве и радости, науке – положение везде схожее».
Друг мой, мое принятие Вас складывается из многих составляющих, но, прежде всего, я принимаю вас посредством ваших обращений ко мне.
Сегодня я понимаю, что та боль и сострадание выведут вас вас на путь, полный надежд. Ибо, проживая дни жизни, отведенной мне Творцом, я оставляю после себя эти строки, призванные стать путеводителем для поколения последующего…