Мастер и Маргарита Булгакова и Бортко

Наир Шариф
Нет смысла перечислять, сколько копий сломано критиками об это произведение, нет смысла спорить со всеми ними и пытаться по-новому увидеть поднятые ими темы. Я хочу дать новый взгляд и поднять новую тему, будучи уверен абсолютно, что в таком ракурсе Булгакова не видел еще никто, либо видели, но молчали.
Как-то раз одна моя знакомая девица лет юных, но, впрочем, достаточно культурная, чтобы знать многое, чего не знают большинство ее сверстников, возмутилась в моем присутствии - почему Владимир Бортко выбрал в качестве Маргариты Анну Ковальчук. Она считала и ее черты лица несколько грубоватыми, недостаточно утонченными для потомка королевского рода, и образ, созданный ее игрой, образом довольно вульгарной женщины - не для массы, конечно, но для высшего света. Подумав, я с ней отчасти согласился - действительно, именно так все и выглядит, более того, у Булгакова то же самое, здесь Бортко ни капли не погрешил против автора. Но в том-то и дело, что, по моему мнению, именно так и должно было быть. Моя попытка объяснить это вызвало праведное возмущение восторженного ребенка - да как я могу, да как смею принижать это романтическое существо, ну и так далее... И к сожалению, такое восприятие романа свойственно почти всем, кто его читал. А давайте все-таки вдумаемся и, главное, попробуем точно прочувствовать описанные события и персонажи.
Предыстория Маргариты до встречи с Мастером в романе кратка и скомкана, можно подумать, что не сказано почти ничего, но на самом деле в этих строках и между строк - для тех, кто умеет видеть, сказано очень много. Прежде всего, у Маргариты был муж. Я далек от ханжества, и вполне допускаю разрыв всяких отношений, которые, исчерпав себя, фактически прерваны, но формально - еще нет. Но об этом нет ни слова. Тогда можно предполагать многое. Например, что для него Маргарита по-прежнему была любимой женщиной, и она когда-то тоже любила его, и тогда ее потеря стала для него, может быть, сильнейшим ударом в его жизни. Именно в таком ударе, в сильной душевной боли, наносимой резким и не подготовленным разрывом, без всякой попытки милосердного смягчения этой боли, я и нахожу преступление перед близким человеком и перед своей душой, а вовсе не во всяком разрыве вообще. А боль душевная, как известно, сильнее и разрушительнее любой физической пытки. Есть другой вариант - Маргарита никогда не любила мужа, но тогда, простите за резкость, но брак со столь обеспеченным и влиятельным человеком вопреки своему сердцу, если только он не был, например, отчаянной жертвой во спасение по каким бы то ни было обстоятельствам других близких людей, такой брак есть ни что иное, как узаконенная обществом продажа себя. Но нет у нас подробностей этой истории, не дано, мы можем только гадать. Одно известно, что Маргарита вела жизнь праздную и абсолютно ничего не делала, она скучала, она была просто почти обычной женщиной без талантов и занятий. Между тем я знал много женщин, попавших в ту же самую жизненную ситуацию, но нашедших себе достойное занятие по сердцу, и не оставлявших надежду, как и она, найти любовь и счастье. Однако, будем сами милосердны, блеклость жизни вполне может достичь той степени невыносимости, когда иначе поступить уже невозможно, когда человек находится на грани самоубийства от безысходности обрести яркость красок ее, и тогда - только желтые цветы и последний отчаянный шаг, чтобы жить и любить. Поэтому не будем больше ругать несчастную женщину, она слаба и хочет тоже "жить и любить", оправдаем ее. Однако беда в том, что романтический образ ее настолько ярок, что читатели часто видят прежде всего ее, между тем, как образ Мастера на ее фоне несколько бледнеет, тогда как человек этот намного ярче и сильнее самой Маргариты. И автору, я уверен, просто приходится ввести несколько явно искуственных приемов, чтобы сравнять их, ибо, насколько мне кажется, по Булгакову только равные люди могут столь сильно любить друг друга. Прежде всего, Булгаков вводит упоминание о брошенной жене Мастера, еще более краткое, чем для описания семейной жизни Маргариты, с несколькими неприятными деталями советского коммунального быта, и таким образом представляет и этот брак незначительным и одновременно уравнивает проступки Мастера и Маргариты, закрывая тем самым тему их темного и неясного прошлого навсегда. Но вот дальше просто так уравнять их уже не получится. Точно как и Маргарита, Мастер получает относительное благосостояние, но немного потратив на обеспечение комфорта, он не переходит к ничегонеделанью - он пишет роман, и какой роман! Не знаю, как вы, но лично я нахожу роман Мастера - роман в романе самого Булгакова, - на порядок выше, чем основная сюжетная канва "Мастера и Маргариты". И главное - это роман о Свете, а не о Тьме! А ведь я встречаю до сих пор множество людей, которые лишь бегло просматривают эти страницы, чтобы скорее перейти к веселым проделкам бесов или к романтической истории влюбленных. И во всем романе можно найти, приводить я их не буду, множество намеков на отношение Мастера к Тьме - отношение уважительное, с полным сознанием роли и силы Тьмы в мире, но не на приятие, а даже на страх к ней. Вы думаете, что Мастер принимает в конце концов подарки Тьмы? Вы наивно ошибаетесь, он принимает не Тьму, он принимает жертву Маргариты ради него, а это совсем другое - это сродни в чем-то причастию, ведь в причастии тоже принимается Жертва. Да и в романе явно указано, что Дьявол сам не берется решать судьбу Мастера, а спрашивает у Иной Силы, и покорно следует ее приказу. А это уже явное указание, что Мастер все равно не в его власти, а по-прежнему во власти Света. А вот с жертвой тоже не все ясно. Такая жертва, если она действительно истинная, неизбежно награждается Светом, так почему же им был дарован только Покой?!
Может создаться впечатление, что Маргарита сознательно жертвует своей природой и закрывает себе путь к Свету ради спасения "погубленного ею" Мастера. Она думает в любви своей, что это именно так. Но с мистической точки зрения все не так. Мастер уже шел сам по пути иной жертвы, более возвышенной, настолько возвышенной, что она была уже очень близка к жертве самого Искупителя - да и как вообще иначе можно оценить не только написание, но и предерзейшую пред лицами правящих земных владык попытку опубликовать свой роман, такой роман в Коммунистической России того времени - в этом Кровавом Варварском Риме. Разве это не подвиг подобный подвигу первохристиан, всходивших на костры за веру свою, подобно Учителю их! Чем же тогда объяснить то, что и Мастер не получил Света, а только Покой? А все очень просто - измученный ударами судьбы душевнобольной после первой великой жертвы своей находит в себе силы для второй жертвы - и это уже почти невозможное деяние, переводящее его уже из стана великомучеников в ранг прямой святости. В романе нет объяснения, нет его молитв и просьб об этом, но имеющий глаза да видит, но в силе самопожервования своего ему уже не нужны прямые молитвы, он сам уже может это силой духа своего, и Свету просто ничего не остается, кроме как засвидетельствовать своим приказом уже совершенное им решение. Недаром же, в самом бедственном своем состоянии, и далее, уже представ перед Сатаной, он не стенает о своих ужасных страданиях, хотя и здесь они описаны, а прежде всего жалеет Марго и боится причинить ей боль, и даже прямо говорит об этом. "Не за себя, а за други своя" - он остается с Маргаритой, потому что истинно любит ее и видит, что она сама не может своими силами пройти дальше вместе с ним, ей нравится ее новая ведьмическая природа, которая все же есть природа темная, и тем самым Мастер, пусть хоть и не для всех живых душ, а для одной бедной женщины только, он уже становится Бодхисаттвой, существом, могущим освободится от земных страданий и уйти в высшие миры, но из любви и сострадания возвращающимся на более низкие уровни Путей Человеческих, чтобы не оставить любимых один на один с их тяготами. Именно такого Мастера я вижу за видимостью изможденного сумасшедшего, которая есть только фальшивая оболочка сильного духом подвижника.
Фильм Бортко талантлив, очень талантлив, и игра актеров в нем высочайша, и все в нем невероятно приближено к автору, но жаль мне только, что и в книге, и в фильме очень многие увидят одну лишь дьявольскую красоту Зла, не понимая его истинной роли - отсекать отжившее, - воспримут его как оду Злу, и заигравшись в романтические образы ведьм и демонов, сами не заметят, как обратятся к Злу не опереточно-романтичному, а к истинному, и будут творить Зло - ломать друг другу судьбы и совершать прочие нечестивые дела. Несчастные глупцы, они так и не заметили, что вместе Мастер и Маргарита все равно когда-нибудь выйдут из Тени Зла, выйдут из Покоя, и пойдут по лунной дороге к Свету. Ибо Тень Зла падает над вами только пока есть что лишнего отсекать в вас, а Покой по природе своей не может длится вечно, содержа уже в себе порыв к движению. Осмотритесь, увидьте же, что роман этот вовсе не о Зле, он - о Любви и Свете!