В лунном сиянии

Галина Харламова
Катя ужинала в одиночестве, задумчиво ковыряя сосиску вилкой. Ей не нравилось быть одной, когда в доме тихо и скучно,и даже поговорить не с кем. Мама сегодня работала в ночь, а дочь весь вечер бесцельно слонялась из комнаты в комнату, не находя себе занятия.
      Выбросив недоеденную сосиску в мусорное ведро,  девушка вымыла за собой тарелку и хотела смести хлебные крошки со стола, но рука сама собой остановилась. В памяти всплыли слова, которые любила повторять бабушка: «На ночь крошки не убирай, оставь хозяину угощение. За это он тебя отблагодарит». Болью резануло сердце, и слезы брызнули из глаз…
Она умерла так внезапно, что до сих пор трудно в это поверить. Бабушка была такой доброй и веселой, никогда не жаловалась на болезни, и вдруг… инфаркт!
Катя любила гостить в ее чистеньком доме, где всегда пахло пирожками и мятой. С бабушкой всегда было интересно. Вечерами она что-нибудь вязала, а внучка играла в куклы или, пристроившись рядом, слушала волшебные сказки про домовых, леших и русалок, которые любила больше всего на свете. Бабушка знала их великое множество и рассказывала так, что невозможно было понять, правда это или вымысел.
Катя с улыбкой вспоминала бабушкины наставления.
-Нож на столе не оставляй! Ангел полетит, крылышко поранит.
И воображение рисовало маленькой девочке белоснежного Ангела с раненным крылом… Для этих целей на холодильнике всегда стоял пузырек с йодом, чтобы можно было вовремя оказать пострадавшему первую помощь.
-Крупную денежку носи в кармане, а не в кошельке. На полную луну похлопай по карману, и у тебя всегда деньги водиться будут.
-Что ты, бабушка, - смеялась Катя, - нет у меня никакой денежки, я же её обязательно потеряю.
- Я тебя на будущее учу, а ты запоминай. А если в лес пойдешь, брось мелкую монетку на дорожку для лешего. Даже если заплутаешь, он всегда тебе поможет дорогу отыскать.
-И откуда ты все это знаешь? – спрашивала Катя.
-Погоди, доживешь до моих лет, и ты все знать будешь.
-А мама говорит, что это всё су-е-ве-рия.
-Не слушай ее, детка. Жизнь долгая, а вокруг столько тайн и загадок и, возможно, когда-нибудь мои советы тебе пригодятся…

  И вот теперь ее нет…
Катя вытерла глаза и, горестно вздыхая, пошла в спальню. Там, на стене, висело большое старинное зеркало в резной золоченой оправе, бабушкин подарок. В самую последнюю минуту жизни умирающая женщина подумала о внучке и успела шепнуть родственникам, чтобы зеркало отдали ей.
Катя знала, как бабушка любила эту вещь. Подойдет, бывало, и долго, задумчиво смотрит на свое отражение. Это она свои морщинки считала. А потом улыбнется, поймав внимательный внучкин взгляд, и снова станет прежней, и морщинки как будто  исчезают.
       Катя тоже любила это зеркало. Сейчас оно напоминало ей об ушедшем детстве, о тихих счастливых минутах в бабушкином доме. Ей нравилось подолгу рассматривать узор на раме, восхищаясь умелой рукой мастера, трогать пальцами холодное стекло. Зеркало было необыкновенно красивым и величественным.
       А иногда девушке казалось, что в нем скрыта какая-то тайна. Что если случится что-то такое, что навсегда перевернет ее жизнь? Но время шло, зеркало по-прежнему висело на стене,  и в семье ничего особенного не происходило. И мысли о чем-то сверхъестественном все реже забредали в Катину голову.

Тихий летний вечер сменился ночью, за окном зажглись фонари. Пора было ложиться спать. Девушка разделась и юркнула в мягкую постельку, но долго вертелась с бока на бок, пытаясь уснуть. И только ближе к полуночи сон сморил её.
Глубокой ночью она неожиданно проснулась. Полежав немного на спине, Катя повернулась на бок и снова попыталась уснуть, как вдруг почувствовала легкое дуновение ветерка. Странно, откуда здесь ветер, если она перед сном закрыла форточку? Отчего-то стало страшно, показалось, что в комнате еще кто-то есть. «Вот еще глупости!» - успокоила себя Катя, храбро открыла глаза и чуть не вскрикнула от неожиданности. Бабушкино зеркало светилось неестественно-ярким голубоватым светом, от которого невозможно было  отвести взгляд. А на ковровой дорожке в лунном сиянии танцевала полупрозрачная, невысокого роста, девушка. От страха хозяйка комнаты не могла пошевелить ни рукой, ни ногой. Казалось, что это всего лишь сон, стоит проснуться и все исчезнет. Она крепко зажмурила глаза, потом открыла их, но это не помогло. Видение не исчезало…

         Страх постепенно сменился любопытством, и Катя принялась рассматривать незнакомку, все еще не веря в происходящее. Полная луна, заглядывавшая в окно, ярко освещала комнату, и девушка продолжала самозабвенно танцевать. Она - то начинала кружиться, раскинув худенькие ручки, то замирала на миг, будто задумавшись, потом снова кружилась и выполняла какие-то сложные, немыслимые па. Незнакомка словно купалась в лунном свете. Возможно, он давал ей силу, а может быть, даже жизнь. За взмахом ее рук тянулся слабый мерцающий свет, и там, где ступали ножки, оставались маленькие искристые следы. Как это было красиво!
Танец продолжался довольно долго. Потом девушка приблизилась к зеркалу и, протянув невесомую ручку, прикоснулась к раме. Неожиданно луна спряталась за тучкой – в комнате сразу стало темно и неуютно, а когда появилась вновь, лунной дорожки уже не было. И незнакомка будто растаяла в темноте.

Какое-то время Катя не двигалась, но вскоре почувствовала, что отлежала бок, и с облегчением перевела дыхание, повернувшись на спину. Все это время она наблюдала за своей гостьей, едва дыша, боясь спугнуть или помешать неловким движением.  Ей очень хотелось, чтобы призрачная танцовщица появится вновь. Но этого не случилось...

Незаметно наступило утро. Катя задремала и проснулась от звука открываемой двери. Это мама вернулась с работы, значит, пора вставать.
-Как спалось? – спросила Вера Сергеевна, целуя дочку в лоб.
Но вместо ответа дочь лишь зевнула.
-Чего зеваешь? До утра смотрела телевизор?
-Нет. Были другие причины…, - уклончиво ответила Катя.
-Какие еще причины? А вот я бы сейчас с таким удовольствием прилегла, - устало произнесла Вера Сергеевна. – Глаза сами собой закрываются.
-Ну, так ложись и отдохни…
-Сначала я должна тебя завтраком накормить, а потом уж…
-Мам, я уже взрослая и могу сама себя накормить и даже напоить, - напомнила Катя.
И пока мама мыла руки, девушка поставила чайник на огонь и достала из холодильника сыр и колбасу.
-Ну, давай рассказывай, почему тебе не спалось? Приходила Ленка, и вы до полночи болтали? – предположила Вера Сергеевна, садясь за стол.
-Нет, Ленки не было.
-А в чем тогда дело?
-Мам, а ты веришь в привидения?
Женщина удивленно взглянула на дочь:
-Странный вопрос, давай-ка лучше завтракать.
-Ну почему взрослые не могут прямо ответить на вопрос? – возмутилась Катя.
-Хорошо-хорошо, я отвечу. Я верю в привидения, но давай сейчас не будем о них говорить.
-А что если в нашем доме поселилось настоящее привидение? Я видела его прошлой ночью, - свистящим шепотом произнесла дочь.
На маму это сногсшибательное известие не произвело никакого впечатления, и она сказала с улыбкой:
-Вот его-то нам и не хватало для полного счастья! Как это мы жили без него?!
-Я серьезно!..
-И я серьезно. Тебе, наверное, приснилось? Все знают, что привидений не существует, все это сказки.
-А почему же тогда ты в них веришь? Ведь ты же взрослая… Я видела его, понимаешь?! Своими собственными глазами!.. Вот как тебя сейчас. Это была девушка, и она танцевала в лунном свете. Она была такая худенькая… и красивая. А еще я почти не боялась. Мам… Ты меня слышишь?
Вера Сергеевна размешивала ложечкой чай, задумчиво глядя в окно.
-Что ты молчишь? – нетерпеливо воскликнула Катя.
-Я завтракаю, если ты не заметила. Советую тебе поменьше смотреть телевизор перед сном. Насмотришься всякой ерунды, а потом мерещится непонятно что.
-Мам, я не спала, понимаешь? И мне не померещилось, я действительно его видела.
-Ну, видела и видела, забудь об этом и никому не говори.
-Почему?
-Потому что привидений не существует! Тебе же никто не поверит.
-А ты... Ты мне веришь?
-Я-то верю, но...
Она не договорила и снова принялась задумчиво размешивать чай.
-Мама, я тебя не понимаю. Так ты знала, что в нашем доме живет привидение?
Вера Сергеевна молчала.
-Расскажи мне, - не унималась Катя.
-Я очень устала и хочу спать, давай в другой раз.
-Мамочка, ну, пожалуйста! Я прошу тебя!
-Ну, хорошо, хорошо, - сдалась женщина. - Уж если ты прилипнешь, заноза... Не хотелось бы мне об этом говорить, но раз уж оно снова появилось в нашем доме, видимо, настало время тебе все узнать.  Я тебе верю, дочка, потому что однажды тоже видела привидение в доме твоей бабушки…

С детства мне приходилось слышать одну удивительную историю. Мама рассказывала ее как сказку, и я всегда думала, что это просто одна из её фантазий.  Но однажды привидение появилось в моей комнате, и я узнала в нем героиню той удивительной истории.
Давным-давно, еще в восемнадцатом веке, жила-была девушка по имени Агаша. Родители ее были богаты и дали дочери прекрасное образование, но больше всего на свете девушка любила танцевать. Видя, что дочь нашла в этом свое призвание, отец пригласил из Франции самого лучшего учителя. Он оказался молодым и очень красивым человеком, они с Агашей полюбили друг друга и мечтали пожениться. Но отец был против этого, он давно уже выбрал для дочери богатого жениха и приказал готовиться к свадьбе. Тогда влюбленные решили бежать. Каким-то образом отцу Агаши удалось узнать об этом. Молодого человека отправили на родину, а Агашу заперли в комнате. И только маленькое серебряное колечко осталось у нее на память о любимом. Девушка отказывалась выходить замуж за другого человека, очень тосковала и плакала, но отец был непреклонен. Однажды он увидел, как дочь любуется колечком, и приказал слугам ночью украсть его, чтобы ничто больше не напоминало ей об учителе. Следующим утром Агаша заметила пропажу. Девушка заперлась в своей комнате и долго плакала, пока не наступила ночь. Потом она нарядилась в лучшее платье, открыла все окна и принялась танцевать при свете луны. Утром пришли слуги, и нашли её лежащей на полу с кинжалом в груди…

Мама закончила свой рассказ и поднялась, чтобы уйти в свою комнату.
-Вот так история! А почему ты мне раньше об этом не рассказывала? - тихо спросила Катя.
-С тех пор, как привидение появлялось в последний раз, прошло много лет. Мы думали, что оно исчезло навсегда.
-Но оно появилось снова... Интересно, что ему от нас нужно?
-Об этом никто не знает.
-Мне кажется, это как-то связано с бабушкиным зеркалом?
-Ты права. Мама говорила, что будто это зеркало принадлежало когда-то Агаше и висело в её комнате. Но для нас оно стало настоящим проклятьем. Ведь никто не знает, зачем и почему привидение появляется, и когда все это закончится.
-Неужели одно маленькое привидение может кому-то помешать? - удивленно воскликнула Катя.
-Еще как! Не все же такие храбрые, как ты и я. Бабушкина сестра, например, с детства боялась привидений, заходила в комнату с опаской и никогда не оставалась там одна.
-Но зеркало можно было продать кому-нибудь или подарить.
-Мы хотели так сделать, но тогда в семейную тайну будут посвящены посторонние люди. Никто не знает, чем это обернется. Я уж грешным делом  хотела разбить его, и дело с концом, но не смогла… Жалко стало!.. Люблю я его, оно у нас так давно, что стало частью нас самих. Давай его повесим в прихожей, если боишься?

Но Катя наотрез отказалась. Разве могла она допустить, чтобы бабушкин подарок пылился в прихожей?  Пусть он будет всегда рядом, и, если маленькое привидение появится снова, она еще раз увидит его необыкновенный танец.
 После завтрака мама уснула, а дочь, удобно устроившись в мягком кресле, долго размышляла. История Агаши так потрясла её, что больше ни о чем другом она не могла думать. В памяти снова и снова возникал нежный образ юной танцовщицы. Как сильно, наверное, она любила того юношу, если решилась убить себя. Это и есть настоящая любовь, о которой пишут в книжках. Прошло уже столько лет, тот парень давно состарился и умер, а душа ее всё не знает покоя.

Ночью Катя тихо лежала в кровати, вглядываясь в темный потолок. Ближе к полуночи луна заглянула в окно, заполняя мерцающим светом комнату. Ленивый лунный лучик добрался, наконец, до зеркала. Оно снова заблистало, заиграло волшебным светом, и на коврике появилась знакомая полупрозрачная фигурка. Катя несказанно обрадовалась, а призрак начал танцевать.
Сначала это было похоже на задумчивое покачивание, но потом девушка взмахнула ручками и принялась кружиться. Все быстрей, быстрей, неистовей… Неожиданно она упала без сил, но спустя мгновение, взмыла вверх, будто невидимый вихрь. Сердце Кати замерло от волнения. Казалось, она может прочитать в этом необузданном танце все, что пыталась поведать Агаша. События далекого прошлого мелькали перед ней и будоражили воображение... Любовь, страсть, предательство, боль, разочарование, одиночество - картинка за картинкой. Потом освобождение и… вечность.

Как и в прошлую ночь, танец продолжался довольно долго. Затем призрак девушки приблизился к зеркалу и протянул к нему ручку.  Какое-то время ничего не происходило.  Но вот ручка медленно опустилась, и девушка снова переместилось вглубь комнаты.
К тому времени лунный лучик перебрался на стену и свет зеркала начал постепенно тускнеть. Вслед за ним рассеялась и фигурка юной танцовщицы.

Катя была потрясена увиденным не меньше, чем вчера.  Строя различные предположения, девушка промучилась до самого утра, и только на заре задремала.
Стоял уже жаркий полдень, когда она проснулась. В комнате было тихо. Любопытство не дало Кате понежиться в кровати. Она бодро поднялась и двинулась в сторону бабушкиного зеркала с твердым намерением приоткрыть завесу тайны, так мучившую ее последние несколько часов.
Она остановилась там, где прошлой ночью стояло привидение, и принялась изучать раму. Ничего интересного. Катя видела ее сотни раз и помнит каждую трещинку и зазубринку. Но ведь что-то же должно быть! Во всяком случае, в это хотелось верить. Девушка попыталась отодвинуть зеркало от стены и, когда ей это удалось, заглянула в образовавшуюся щель. Но, кроме пыли, ничего там не нашла. Тогда она просунула в щель руку и стала ощупывать тоненькую дощечку, к которой крепилась рама. Ей показалось, что там что-то есть, палец  будто бы зацепился за что-то острое. Дрожа от волнения, девушка бросилась в чулан, чтобы взять нож или отвертку. То, что скрывалось там, за зеркалом, невозможно было достать голыми руками.
Аккуратно подсунув нож под деревяшку, она с трудом извлекла свернутый несколько раз, полуистлевший от времени, бумажный листок. Трясущимися от волнения руками Катя осторожно развернула его… и вздрогнула от неожиданности, увидев маленькое серебряное колечко.