Чернобыль и измененное сознание

Виктор Постников
За несколько дней до аварии на Чернобыльской АЭС я был госпитализирован с неизвестным заболеванием, которое врачи определили как «паратиф». Кроме высокой температуры, была нестерпимая тошнота, но антибиотики не помогали. После трех дней почти бессознательного состояния, тошнота, наконец, отступила, и я почувствовал, что заново родился на свет. Выглянув в окно и увидев двух стрекотавших сорок, я понял, как жизнь прекрасна и поблагодарил Бога за выздоровление. В больнице я провел около двух недель, совершенно не представляя масштаба Чернобыльской аварии. Только дома, послушав Би-Би-Си, узнал, какая произошла чудовищная авария. Сразу же я ощутил внутренний ужас и страх за детей: Маше было в то время одиннадцать лет, Ване – шесть. Ваня с мамой ходил на демонстрацию 1-го мая, несмотря на то, что радиация в Киеве в тот день по некоторым данным превышала норму в сто (!) раз. (Правительственные детки были эвакуированы из Киева на следующие сутки после аварии). Именно тогда я почувствовал настоящую ненависть к режиму. В моем сознании произошла радикальная перестройка и в отношении науки. Я вдруг «увидел» всю опасность неконтролируемого развития техники, безответственность ученых, непоправимый урон, который техника наносит природе и будущим поколениям. После чернобыльской аварии, значительно ускорившей горбачевскую перестройку, стали появляться материалы, высвечивающие нарастающее экологическое движение на Западе. Я стал искать такую литературу.

Не знаю, что больше повлияло на мое сознание – тяжелая болезнь, после которой я чудом остался жив, или страшная техногенная авария. В любом случае, вот несколько книг, изменивших мое мировоззрение: «Отравленный рай» Бенгта Даниельссона (М.: Прогресс, 1989), «Окружающая среда: споры о будущем» (М: Мысль, 1983), «Наше общее будущее» (М.: Прогресс, 1989), «Современный мир глазами «зеленых» (М.: МО, 1987), «Поворотный пункт» Фритьофа Капры (Фламинго, 1982) и в особенности две статьи об альтернативистах США в журнале «Иностранная литература» (№12, 1986), на которые отец обратил мое внимание; к этому можно добавить журнал Импакт №2, 1985, посвященный взаимоотношению человека и техники. Как раз в это время, в Германии зарождалась партия «зеленых», появились экологические организации типа «Гринпис». Я твердо решил начать «проповедническую» деятельность среди студентов, и для этого задумал вернуться в КПИ. Мне это удалось сделать лишь в 1991г.

          Тем не менее, курс "Экология и энергетика", который я подготовил для студентов и читал в 1993 - 1996 гг, оказался невостребованным - ни кафедрой, ни студентами.