Киевский политехнический

Виктор Постников
Еще в школе я задумал поступать либо на географический факультет в университет, либо в институт иностранных языков. Ни тому, ни другому не суждено было сбыться. По настоянию отца я пошел (как на заклание) в Политехнический. Занятия с репетиторами сделали свое дело: все экзамены я сдал на отлично и без проблем поступил на электроэнергетический факультет КПИ.
Однако в новой институтской среде я сразу почувствовал себя не в своей тарелке. Незнакомые сокурсники, не вдохновлявшие меня предметы. К счастью, со мной поступила моя подруга детства Оля Коваленко. Это несколько сгладило мое разочарование от института. Кроме того, в этот же институт, (но на другой факультет) поступила моя одноклассница, в которую я был тайно влюблен. Это также стимулировало мою учебу и надежду на встречи. Но одноклассница вскоре вышла замуж, а я полностью разочаровался в своей специальности.

Среди преподавателей мне нравились лекции, пожалуй, только Б.Н.Кондры, который умел живо и доходчиво рассказывать о физических явлениях в электрических аппаратах. Именно под его руководством (и по его настоянию) я написал свою первую научную статью, кажется, на третьем курсе. Я уже подумывал было над тем, как перевестись в другой институт, но на последнем курсе, работая над дипломным проектом, неожиданно увлекся экспериментальными исследованиями и теорией электромагнитного поля (что было сюрпризом для отца и моих друзей).

Преддипломную практику я проходил в Институте электродинамики АН УССР, в отделе, которым заведовал отец. Только тогда я начал по-настоящему понимать, чем он занимается. Там я встретил живую атмосферу поиска и невольно заразился ей. Моя дипломная практика заключалась в испытании нескольких типов массивных ферромагнитных роторов и расчете их рабочих характеристик. Погрузившись в рекомендованные отцом книги, я обнаружил белые пятна в теории, и почувствовал азарт. Научные дискуссии тогда шли по всему институту, в коридорах были оборудованы небольшие аудитории, где можно было проводить семинары, обсуждать любые теоретические вопросы. Я хорошо запомнил один из таких семинаров, посвященный теории плазменных генераторов – на нем шел ожесточенный спор между К.И. Кимом и Э.Г. Страшининым. (В этот период, Институт электродинамики был известен своими работами в области МГД-генерирования, которые проводились под руководством отца).
 
С этого момента мой интерес к теории поля и вообще к науке, резко возрос. Я начал штудировать книги, делать расчеты, проводить эксперименты. Стал просматривать и переводить статьи в английских и американских научных журналах IEE Proceedings, IEEE Power Apparatus and Systems и др. Когда дипломная работа была уже почти готова, я решился ее заново переделать -- выразить все уравнения в критериальной форме. (Это было сделано, кажется, под влиянием книги А.И. Вольдека по МГД-машинам). Отец в это время находился на отдыхе в Кисловодске. После приезда он ужаснулся, увидев радикально переделанную работу, но потом признал: так лучше. Интересно, что много лет спустя я все еще продолжал заглядывать в свой дипломный проект и находить там материал для дальнейших исследований. В последствии, размышляя над своим увлечением поисками новых электромагнитных критериев, я вспомнил, что и у отца был такой период увлечения критериями проектирования*; один из которых получил название «критерия Постникова».

После защиты дипломной работы в 1972 г. я остался работать на кафедре, хотя меня больше привлекала свободная, творческая атмосфера Академии Наук. Получаю направление в аспирантуру и заканчиваю ее через три года. Моя кандидатская диссертация практически оказалась развитием дипломного проекта.
Начинаю работать на кафедре ассистентом. Опять возвращается чувство неприкаянности. Устаревшие курсы, неинтересные лабораторные работы. Работа со студентами предельно формализована, контролируется каждый шаг преподавателя и студента. Пытаются контролировать и меня. Сначала кто-то пишет донос в партийный комитет о том, что я якобы слушаю со студентами «Голос Америки». Затем, вызывают в Первый отдел и делают «предупреждение». Уехав со студентами в Москву на практику, «случайно» оказываюсь уволенным. Я понимаю, что это «сигнал свыше» и прошу отца срочно перевести меня в Институт электродинамики, но он не спешит. Как-то встретив директора института А.К. Шидловского в метро, рассказываю о своем печальном опыте на кафедре. Он тут же предлагает перейти в Академию Наук, и я с готовностью соглашаюсь.
Все мои главные научные публикации были сделаны в Институте электродинамики в период 1975 - 1992 гг.

       После смерти отца (1990 г), научная работа, которую он возглавлял, свелась на нет. Я был вынужден уйти из-за отсутствия финансирования. И здесь я делаю роковую ошибку: возвращаюсь на кафедру КПИ, полагая, что ситуация с "правами человека" улучшилась. Начинаю читать курс "Экология и энергетика". Однако дрязги на кафедре продолжаются, и я после долгих колебаний ухожу навсегда из науки. Более того, становлюсь ее критиком. Этому в большой степени способствовали книги, которые я обнаружил в America House Library в Киеве в 1995-96 гг. да и весь предыдущий опыт общения с научным истэблишментом.


*"Магическое" число, позволяющее связать основные электромагнитные нагрузки и размеры электрической машины, универсальность которого позволяет выбрать первоначальные размеры на этапе проектирования. - ВП