Красная шапочка

Сергей Милевич
       Хочется еще раз (уже в который!?) поиронизировать по поводу известной сказки Шарля Перро "Красная шапочка".
       Вспомните, как эта маленькая девочка, отправленная своей родной, любящей и заботливой мамой через весь темный и дремучий лес только для того, чтобы отнести бабушке, неизвестно почему живущей отдельно и так далеко от семьи, несколько пирожков, которые явно пеклись лишь иногда от случая к случаю, пройдя все испытания через встречи в лесу с дикими зверьми и, наконец-то уже подойдя к бабушкиному домику, постучала в двери. Вот на этом моменте я и хочу заострить ваше внимание. Ох, неспроста так подробно описан этот момент в сказке. Видно что-то этим хотел автор сказать. Но что? Давайте вместе по мере сил разберемся.
       Почти дословно цитирую:
       ...Постучала в двери Красная шапочка, а Волк и спрашивает бабушкиным голосом:
— Кто там?
— Это я, Красная шапочка, принесла тебе пирожки.
— Дернешь, деточка, за веревочку, дверца и откроется...
       На этом пока и остановимся.
       Не будем заострять внимание на том, что за бабушку отвечал Волк. Он настолько удачно моделировал бабушкино поведение, что Красная шапочка ничего не заподозрила. Поэтому и мы будем рассматривать этот момент так, буд-то в доме находится бабушка.
       Что я хочу сказать? В первую очередь бросается в глаза хотя бы то, что девочке, кажется, не чуждо было чувство этикета. Хотя можно поставить под сомнение то, что она знала, что прежде, чем войти, надо постучать. Ведь в доме то жила ее родная бабка, а не посторонние люди! А, учитывая то обстоятельство, что внучка довольно-таки редко посещала свою бабушку, невольно напрашивается идея сделать сюрприз из своего посещения. Что-то вроде "а вот и я! Что, не ждали?"
       Думаю, многие из нас могут вспомнить, как в детстве, приезжая в село к своим бабушкам, мы неслись в дом сломя голову и с радостными криками. Какое уж там в двери стучаться, когда нас еще на пороге встречали с распростертыми объятьями.
Но, как видится, в этой семье были не приняты такие родственные отношения. Напротив, вместо теплоты, открытости, радости и веселья мы наблюдаем какую-то натянутость, сухость, скупость в проявлениях своих чувств. Причиной этому может быть либо слишком строгое воспитание, либо дикая невоспитанность.
       Можно, конечно, отнести страх перед закрытой дверью к детской робости, но этот ребенок только что проявил недюжинную смелость, пройдя через темные дебри леса. Так что зачем Красная шапочка стучала в двери пока остается загадкой.
       Вопрос "кто там?" у нас не вызывает никаких вопросов, равно как и ответ девочки — "Это я, Красная шапочка."
       Далее в сказке мы читаем, как бабушка дает подробнейшую инструкцию по использованию сложнейшего запирающего устройства двери, с которым едва ли под силу справиться даже самому опытному медвежатнику без подобной инструкции. Нет, вы только представьте себе эту дверь, закрывающуюся на суперзамок под названием "веревочка". И само собой возникает вопрос об уровне IQ Красной шапочки, не смотря на то, что она ребенок. Ведь она только что была так логична в разговоре с диким зверем. Ну, сами посудите: перед вами дверь с одной лишь веревочкой. Как по-вашему, что нужно сделать, чтобы ее открыть? Неужели тоже не догадаетесь с трех попыток? Пожалуй, здесь надо по крайней мере одно высшее техническое образование. Вот и бабушка, зная, что ее внучка не относится к категории вундеркиндов, взяла, да и выложила перед ней весь расклад отпирания двери.
       К слову, заметьте, что бабушка сказала именно "дверца". Видно это была ну очень маленькая дверь, в которую могли легко входить лишь маленькие девочки, согбенные годами старушки и еще всякие звери. А вот как в дом проникли охотники... Но это уже выходит за рамки нашей темы и мы отнесем этот нонсенс к лингвистическим трудностям перевода сказки на понятный нам язык.
       А я опять приглашаю вас к тому моменту, когда уже прозвучали общепринятые фразы "кто там — это я", так как параллельно с поднятым выше вопросом возникает еще один вопрос. Хочу обратить ваше внимание на то, что бабушка рассказывает своей внучке как открываются двери вместо того, чтобы подорвать свою задницу с постели и самой открыть, как и подобает гостеприимным хозяевам. Собственно говоря, здесь даже не один вопрос, а сразу несколько. Но по порядку.
       Итак, бабушка лежит в своей постели, словно медведь в берлоге, и даже не пошевельнется, чтобы встретить внучку. Даже слово "деточка", которое должно вроде бы подчеркивать некоторую теплоту отношений, звучит как-то натянуто, скорее как навязанная традиция или обременительное исполнение родственного долга. Как я уже говорил, здесь бросается в глаза какая-то странная натянутость в отношениях между членами этой не менее странной семейки.
       С другой стороны, бабушкину неподъемность можно было бы объяснить какой-то тяжелой болезнью, но, в таком случае, нормальные родственники забирают тяжелобольных к себе и ухаживают за ними дома. Кстати сказать, такие больные, оставленные без присмотра, не могут подняться даже для того, чтобы сходить, извините, в туалет и очень скоро вокруг них образуется облако стойкого неприличного запаха. И хотя волки не едят падали, но, как мы знаем из сказки, волк все таки съел бабушку...
       Но, опять-таки, как мы знаем из сказки, бабушка предстала перед Красной шапочкой, когда та вошла в домик (почему не в "дом", а именно в "домик"?), лежащей в чистой постели, в чистом белье, да и в "домике" не наблюдалось особого беспорядка. Значит либо бабушка иногда вставала, чтобы прибраться, либо у нее была приходящая прислуга. Лично я больше склоняюсь ко второму варианту, так как человеку преклонного возраста, тем более женщине, да еще и больной, нелегко вести хозяйство в частном секторе. Как мы знаем, пенсий в то время не было, а если нанимается прислуга, то, значит, денежки у старушки водились. А, если были деньги, то, спрашивается, зачем бабушке были нужны какие-то пирожки? Но вопрос, кажется, не по теме,
       Итак, какие же выводы можно сделать из этого маленького эпизода из сказки? Очевидно, что бабушка была не матерью мамы Красной шапочки, а, скорее всего, приходилась ей свекровью со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. И пирожки, в таком случае, являются уже не актом добродетели, а, по-видимому, обременительной традицией или, что вероятнее всего, лицемерным поддерживанием якобы добрых отношений. Согласитесь, что были бы у вас родственники, которым осталось не так уж много жить на этом свете, и, в надежде получить хоть какое-то наследство...
       Далее: человек, пусть даже ребенок, часто посещающий дом своего родственника, должен как свои пять пальцев знать, как открывается дверь. То, что мама Красной шапочки должна была из своих меркантильных соображений поддерживать постоянную связь со своей свекровью не вызывает у нас сомнений. Возможно, что до описываемых в сказке событий мама и сама ходила через лес, не встречая, однако, никаких препятствий со стороны Волка хотя бы потому, что Волк побоялся бы приставать к взрослой женщине. Очевидно, она иногда, отправляясь в гости к свекрови, брала с собой и маленькую дочку. Иначе, откуда бы бабушка знала о существовании у нее внучки, не так ли? А тут и Красная шапочка подросла до такого возраста, в каком уже хоть как-то можно отвечать за свои действия. Вот мама и послала ее вместо себя, сославшись на занятость.
       Думаю, девочка и без всяких там инструкций могла бы открыть "дверцу", но в сказку почему-то настойчиво вставлен этот эпизод. Единственный вывод, который можно из этого сделать: у старушки был склероз. Зачем же тогда каждый раз напоминать ребенку о веревочке?
       Вместо эпилога: многие, вероятно, скажут, что, мол, ведь это сказка. Но, позвольте, возражу я, сказки-то подсовываются нашим детям для воспитания в них каких-то хороших качеств, а не для развития алогичности. Вспомните, например, наше разочарование или, по крайней мере, грусть, когда мы вдруг узнаем, что Деда Мороза не существует. Или, взрослея, понимаем, что жизнь совсем не такая, как нам о ней рассказывали родители. Зачем же тогда мы обманываем своих детей, говоря, что хорошо, а что плохо? Почему учим их, что обманывать и лгать нельзя? И что нужно говорить только правду, ибо только чистосердечное признание облегчит вашу участь...