Белизна...

Степаныч Казахский
Фото гор из интернета.
А фото над облаками взято из архива альбома вертолётчиков.


Кто бывал в бескрайней степи зимой, особенно после свежевыпавшего снега,
тот - знает, что такое "Белизна". Когда белО вверху и бесконечно белО
внизу, невольно возникают всевозможные глюки в мозгу не подготовленного
и слабого существа, под названием "человек".

И если метёт позёмка "поперек", на девственно чистом и белом покрывале
земли, то можно и сбиться с пути не опытному-то человеку. Знаю это по
себе и по печальному опыту людей, легкомысленно отправившихся вне дорог, "напрямки". Ветер и мороз делают свое чёрное дело, а нетренированный вестибулярный аппарат своё. И если дать себе слабину и не предпринять превентивных мер, передвижение может закончиться и трагедией.

Вертолетчиков мотающихся по всевозможным заданиям специально тренируют, подготавливая в межсезонье, восстанавливая подзабытые навыки пилотирова-
ния при "накрывающем", разгоняющийся или тормозящий на посадке вертолет,
"снежном вихре". И не одну и не две винтокрылые машины разных модификаций
и типов "положили" набок, в "снежном вихре и на белизне".
Но, мы не будем "о грустном". Лучше послушаем один маленький эпизод из
работы в "Гражданской авиации", прошлых лет.

                ***********

Проваливаясь выше колена в слепяще-белом снегу, протаптываю "тропинку"
от вертолёта, вперед, по направлению предполагаемого взлёта....

Много раз слышал, что приходится создавать себе ориентир подобным образом,
для взлёта в условиях «белизны», но никогда не приходилось сталкиваться
самому с таким белым, в яркую искру зимним покрывалом, при сером и размытом горизонте, сером небе вверху, и отсутствии даже малейшего пятнышка на снегу.

Пока стоишь вне вертолёта ещё куда ни шло - сохраняешь пространственное положение, автоматически поддерживаемое мозгом - прекрасной, до сих пор
мало познанной «машиной», необыкновенные свойства которой мы частенько
сами того не зная ощущаем.
Ведь стОит отойти в сторону, и прикрыть на пару секунд глаза, как можешь
запросто не устоять, открыв их, и не найдя "за что зацепиться". Да и при
взлете, когда яростный снежный вихрь накрывает всё вокруг, подобная
обстановка может привести к потере пилотом визуального контакта с местом
взлета, и тогда может случиться беда....   

...Мы «делаем «гравику» в Талды-курганской области, а базируемся в
маленьком МВЛ-овском порту, севернее Алма-аты в 200-х км. Подлет на
площадь работы около 120-130 км. Зима в "самом разгаре". Температуры
воздуха в этих районах колеблются в пределах -5 -35 градусов за сутки,
в радиусе 120 км. Можете, себе представить?!

Впервые сталкиваюсь с таким явлением погоды, когда ночью мороз «трещит»,
а вылетев при минус тридцать, из "порта", на "площади работ" имеем, всего
минус пять. При таких вот перепадах, запросто можно "найти" туманчик,
особенно в котловинах, которыми изобилует данный район.
       
Топчу тропинку, чтобы иметь чёткий ориентир, по которому буду сохранять
и пространственное положение и направление для взлета, в первые секунды,
когда происходит  разгон вертушки. А потом, набрав требуемую скорость и необходимую высоту, можно перевести взгляд, на "авиагоризонт" - надёжного
и верного помощника и друга любого пилота.

Мне нравится работа на "гравике" зимой: вертолет «прёт» как оглашенный -
так уж устроен этот сложный механизм. Болтанки нет и чистый морозный
воздух, можно пить как воду на кратковременных стоянках, когда геологи
долго делают свою сверхточную работу. Они просят выключить двигатели, и
тогда, можно услышать в ломящей уши тишине царящей в снежном поле, стук собственного сердца. Если конечно отойти от вертолёта, метров на пять-
десять, чтобы шум от останавливающихся моторов "авиагоризонтов" стих, приглушённый расстоянием.

Я тепло одет: «ползунки» заправлены в собачьи унты, а вязаный свитер
подпоясан офицерским ремнём. Теплый байковый "подшлемник", подарок
коллеги по-«станку» Валерки С., позволяют упасть в это белоснежное,
в прямом смысле "море", и наблюдать, как пар вырываясь изо рта оседает
на лице, ресницах и бровях.
Мы сегодня «напрыгались» вдоволь: геологи довольны так-как проделан
большой объём работы, и теперь можно передохнуть.

Да! Видел архара, когда «снимали» крайне северную точку в скалах. До
сих пор, перед глазами картина из этой жизни: ..."Рогач" стоит, опустив
тяжелую голову на скале, смотрит на нас, и, не убегает. Количество
"рогатых витков" говорит, что годов ему много.

Что сдерживает это стремительное и гордое животное? - Может быть высота
скалы, на котором умещаются лишь четыре копытца?
       Может быть он ещё не сталкивался, с такой машущей и грохочущей,  винтокрылой птицей, как наш вертолет? 
       Или настал его последний час, и он, прощаясь с белым светом,
оглядывает в последний раз, эти - бывшие его владения, и ему абсолютно безразлично, что там шумит и машет рядом? Шумит, не понимая величия
момента на невидимой глАзу границе "жизни и смерти".

Я много раз видел в горах, рога с черепами оленей, архаров. Не исключено,
что они уходят от своих сородичей, чтобы испустить последний вздох в
одиночестве, как и рождаясь.

Заказчики машут: "Поехали, конец, домой"!

Мы благополучно взлетели, пользуясь искусственно созданной линией, и
пошли домой - если так можно назвать наше временное пристанище.
Постоянно выполняемые в таких условиях, полёты, заставляют вырабатывать
навыки, позволяющие пилотировать практически по приборам, так как
сливающаяся белая поверхность, ровной как стол степи, с белёсым горизонтом
и белёсым небом создают впечатление, что, ты - в облаках.
Также, как постоянная работа в горах вырабатывает привычку - автоматически "держать горизонт» без крена - независимо от крутизны и наклона скал,
рядом. И тогда, самообладание, четкое распределение внимания и твердая
рука, позволяют безопасно работать, но держа при этом, «ушки на макушке».

Вертолёт скользит над белым покрывалом, тепло печки - нагревает вымерзший
за время стоянки салон, и, тянет в дремоту. Не в силах бороться с
обволакивающей тело негой, прикрываю один глаз, зорко, как я думаю,
контролируя полет "другим".

Опасное заблуждение: Однажды я уже имел «удовольствие», быть разбуженным дремавшим сзади пассажиром, ещё на Ми-1. Мы вышли тогда из пике на
двадцати-тридцати метрах, от матушки-землицы! Урок, казалось бы на всю
жизнь. Да только, быстро мы их забываем, эти уроки.

Рывком сдвигаю боковой "блистер" и морозная струя воздуха, упруго ударив
в лицо, мгновенно приводит в чувство.

Осматриваюсь вокруг и прикусываю губу: Ох как коварна эта дымочка, больше
похожая на туман, над поверхностью которой мы несёмся, как на скоростном
катере по морю. Белоснежные волны облаков, ласково шлёпая нас по днищу
фюзеляжа убаюкивают бдительность: Мол, всё нормально, всё хорошо! Ведь
нет никаких препятствий на пути и дорога - свободна!

Запрашиваю аэропорт: Как там у вас, погодка?
Встревоженный голос диспетчера подтверждает опасения:Видимость
стремительно ухудшается!

-"Эт-то не есть хорошо" - как говорит дядя Федя - немец, - сторож,
охраняющий вертолетную площадку, в аэропорту. Удивительно перемешала судьба, война и географическое положение,язык местного населения! Здесь мирно живут
бок о бок, немцы, корейцы, казахи и русские, почти каждый из которых свободно говорит, на всех четырёх языках. Уму непостижимо! Ведь никто их не заставлял учить язык соседей по двору, селу. Видно, сама жизнь показала, что можно сосуществовать не воюя, а работая, любя, мечтая, и, рядом друг с другом.

..Диспетчер говорит условную фразу, по-которой понимаю, что мои шансы сесть
в свой порт невелики, хоть мы и несемся, с предельной скоростью, вырывая
запас времени.

Чем хороши маленькие "ЭмВэЭл-овские" аэропорты, так это минимумом коллектива
и пониманием труда, другого "участника процесса", так как весь процесс
работы у всех на глазах на небольшом участке земли под названием "аэродром".

Переживаний нет: Многолетняя работа в этих местах, выработала отличное
знание особенностей расположения нашего "пункта назначения". Эти знания, совмещенные с чётко выполняемыми операциями в условиях, когда приборы
имеющиеся
у тебя на борту, становятся твоими «ушами и глазами», а стрелочка секундомера практически реально перемещает в пространстве и времени,
превращая знания и опыт в выработанную годами, уверенную технологию посадки
не описанную ни в одном руководящем документе.

...Лишь бы диспетчер не передала в базовый аэропорт сведения о погоде
ниже моего минимума. Тогда - будет скандал, если всё-таки сядем в порту
не взирая на "плохую погоду" не соответствующую "Правилам визуальных полётов".

Ну не в зимней же степи, нам, ночевать, если совсем прижмет?!
Мы ведь - вертолет!

Слава Богу! Диспетчер Гильда - умница, знает, что надо говорить и кому. За это
мы её и очень ценим. Она подтверждает наше верное направление на
посадке, "цифрой пеленга на меня" при радиообмене, хоть я её и не просил.

Через минуту, запрашивая "вход в круг", «виртуальный» конечно-же, она снова
даёт цифровое значение, по которому быстро соображаю - куда "несёт" нас,
ветерок, на посадке.

Но вот, мелькнуло и «проявилось «окно», в белом молоке тумана и под нами
невнятно "прорисовалось" лётное поле - обычная, грунтовая - бесформенная
и белёсая если бы не аэродромные знаки, изъезженная колёсами Ан-вторых, посадочная полоса.

...Мы - дома. Хоть это и не совсем так: Пока находимся в очередной
командировке, здесь тоже, наш, хоть и временный но дом. Ведь большая
часть жизни экипажей обслуживающих "Народное Хозяйство" проходит вне
родного очага. И эта привычка нисколько не тяготит. Думаю, не только
меня одного.

- Посадка, конец работы...
- Посадка ваша, во столько то, конец связи, до завтра!
До завтра! - спасибо диспетчеру и "моей маленькой ласточке", верному
«Коньку – Горбунку» - как ласково зовут, эту воздушную машинку созданную
людьми для людей.

   Завтра будет новый полёт и новая история, страницы которой пишешь и
ты тоже. И это - радует, прибавляя оптимизма и вычерчивая линию и смысл,
этой жизни.