01. 17 высота снегов вершины

Артём Киракосов
Смотрите отобранные и обработанные фотографии репортажа с открытия Выставки 14-и бронзовых рельефов Лазаря Гадаева "КРЕСТНЫЙ ПУТЬ" -

http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/34517





Артём Киракосов

О ДРУГОМ И ДРУГИХ


семнадцать мгновений весны





1 \\ 17 ВЫСОТА СНЕГОВ ВЕРШИНЫ
 О Лазаре Гадаеве


Велик мастер, с годами не теряющий формы, поднимающийся медленно и методично, к высотам своих вершин. – Вершин духа! И мастерства! – Таков Лазарь. Лазарь Гадаев, современный скульптор, выставка последних работ которого открывается 13-го марта в самом старом действующим клубе Москвы – АРТ`ЭРИИ (``Пространстве Искусства``). На кирпичных стенах трёхсотлетней давности мы увидим новые творения автора – большие бронзовые рельефы «КРЕСТНЫЙ ПУТЬ» – 14 символических остановок, которые совершают молящиеся (католической традиции) вечером в пятницу, символически проходя Последний Путь на Голгофу с несущим Свой Крест Христом – своим Спасителем.

Велик Лазарь, проходящий свой творческий, человеческий, духовный путь достойно, с честью. Творения мастера, по мере течения лет, с каждым часом отдаления их от времени создания обретают в наших глазах всё большую весомость и значимость, открываются глубиною на фоне того, что происходит `за окном`. Художник – это свой внутренний мир. Лазарь создал его – он огромен, необъятен. Это и наивность, и лирика, и ирония, и трагизм, и одиночество, и общность с соплеменниками, и сценки сельского быта, не отпускающего мастера никогда, детские впечатления и раздумья – темы вечных бесед мастера в пластике наедине с воспоминаниями.

Всё больше мне кажется, что такого разнообразия я не встречаю у современных мас-теров скульптуры, даже таких, о которых Лазарь говорит, как о повлиявших на его творческое становление: Марино Марини, Деспио, Сосланбек Едзиев, Мур, Джакометти. Нет – всё больше думаю я о том, что слово «талант», настоящий талант, приложимо к таким, как Лазарь, Лазарь Гадаев. Всё больше на ум приходят Роден и Микеланджело – по объёму сделанного, масштабу, дарованию, разнообразию поисков, порыву страсти к творчеству, любви к тому, что производишь, делаешь. Гений этих мастеров – отзвук, отблеск на Лазаре.

Тысячи и тысячи молодых людей, приходящих на концерты фолк-, рок-, этно-, кантри-, джазовой, электронной и всякой иной современной музыки, так обильно, щедро проходящие в залах клуба АРТ`ЭРИА («Пространство Искусства») увидят эти прекрасные, замечательные, такие нужные нам его работы – на тему Крестного Пути Спасителя, на тему пути человека в жизни, “по жизни”, как сейчас говорят.

Мне посчастливилось видеть Лазаря с самого детства, видеть, как он работает, живёт, видеть его рядом, на домашних застольях, в бесконечных наших семейных встречах, видеть его в мастерской, – в первой, во второй, – видеть, как создаются, делаются, готовятся работы. Велика и ответственна доля, назваться его учеником. И всё чаще думаю о Провидении, наградившем меня этим даром – жизни `близко` (с ним).

Клуб несёт и ещё одну великую миссию – встречу поколений: много молодёжи, много детей, с совсем юными родителями, много людей среднего возраста, много поэтов, художников, музыкантов, писателей старшего возраста. Клуб – открытая площадка встреч, бесед, общения, разговоров, дружбы – площадка искусства и доброты.

Есть и ещё одна грань выставки: тяжело, много лет болевший художник, перенёсший не одну операцию, многократно бывший на грани жизни и смерти, хорошо `изучивший` эту границу `бытия` и `небытия` – выздоравливает, выздоравливает, поправляется, поправляется – впереди юбилей – 70 лет, и выставка (осень 2008) в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи – предельное признание, которого может добиться в нашей стране живущий художник.

Центральная скульптура экспозиции – «Воскресение Лазаря», думаю, она родилась (и имеет прямое, непосредственное отношение к Лазарю, к его чудесному воскрешению, выздоровлению) после долгих лет болезней, блужданий по больницам и `оживления` чудесного, воскресения, воскрешения. Мне посчастливилось показывать эту скульптуру длительное время в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Детской клинической республиканской больнице – болящим детям и их страждущим родителям, прихожанам, молящимся. Другую фигуру этой сложной композиции посчастливилось показывать в Семхозе, в музее, посвящённом Александру Меню, на выставке «ДВЕНАДЦАТЬ ХУДОЖНИКОВ» современного религиозного искусства. – И это всегда было событием в жизни чувствующего и думающего человека, любящего скульптуру.

Не человек выбирает Бога, но Бог – человека. Лазаря выбрал Бог. Чтобы создать эту вершину своего пути – выставку четырнадцати бронзовых рельефов «КРЕСТНЫЙ ПУТЬ», увенчанную в арке центральной фигурой Лазаря, воскресшего Лазаря.

Лазарь, – несмотря на то, что путь огромен, сделанное велико, значительно, великолепно, и эта вершина – выставка твоя – уникальна и, безусловно, войдёт, как целый этап, который никогда не смог бы состояться ни в одной галерее, музейных залах, выставочных пространствах с их `нейтральными`, так сказать, белыми стенами – впереди ещё много и много того, что предстоит тебе – и ты обязательно сделаешь! С воскрешением тебя! А нас всех – с выставкой! С выставкой – нас всех!

13 – 17 марта 2008-го года