Увольнительная

Степаныч Казахский
На фото - молодые обалдуи 60-х...и, почти "полный интернационал"


Я иду озираясь по сторонам, словно "только что из лесу".
Да оно так и есть: наша часть на самом деле находится в лесу, возле посёлка Околица, под Минском.
Уже не раз ко мне подходили граждане и гражданки, с вопросом: 'чего ищешь-то, солдатик?'
А я ничего не ищу. Мне просто интересно, через полгода солдатской службы - это после вольготной гражданки-то - выйти на 'белый свободный свет'. Посмотреть:.. изменилось ли что-либо в стране, после ухода в армию её сына, гражданина Союза Советских Социалистических Республик?!

Не-а. Ничего не изменилось. Так же смеются проказницы-девчонки, прыская в кулачок и краснея, под пристальным взглядом, не видевшим таких красивых озорниц, уже столько времени. Так же сидят, судачат старушки у подъездов, в считанные доли секунды просвечивая насквозь, своими 'рентгеновскими', мудрыми глазами. На минуту замолкают, провожая взглядом мальчишку со стриженой головой в пилотке набекрень - на одно ухо и затянутой в талии гимнастёрке.
У самих небось, такие же пацаны служат на другом конце страны. Где-нибудь на Камчатке или в Узбекистане.
Так же режутся в домино старики и няньчатся со своими чадами молодые мамы, держа коляску в одной руке и книгу - в другой. Сидя в тенёчке, на скамейках. Снуют туда-сюда машины, гудит-шумит город, живёт страна, несмотря на моё отсутствие!
Какой красивый город Минск! - светлые, чистые улицы. Зелёные газоны, огромные витрины магазинов. Народ ходит со светлыми лицами, улыбаясь чему-то своему, сокровенному...

Так вОт, меня отпустили в увольнение, впервые в нашей 'учебке', - как сказал командир взвода - 'старлей', довольный и гордый за меня, поскольку проверяющий из Москвы приказал поощрить солдата, не смутившегося при виде 'очень большого начальства'.

   Дежурный по роте - дэбэлый сержант, почесав "репу" приказал мне, дневальному,- 'четырёхмесячному солдатику', разыскать моего командира отделения вроде бы сидевшего на политзанятиях в "ленкомнате", и взять у него ключи от каптёрки.
- Так там же заезжий полковник 'причёсывает' сержантско-старшинский и офицерский состав - бормочу ошалело. Бобо будет однако!
- Ну не мне же туда идти, напарываться - рассудил сержант и дал команду: 'выполнять!'

Подумав, что буду говорить и в какой последовательности,- не перепутать бы блин, стучу в дверь 'Ленкомнаты'. С выскакивающим из груди сердцем, без запинки отчеканиваю по очерёдности: 'тащ полковник разрешите войти, тащ полковник разрешите обратиться, рядовой такой то, тащ полковник разрешите обратиться к сержанту такому то, тащ сержант разрешите обратиться и т.д. и т.п.'.

Народ в 'Ленкомнате' только успевает головами крутить: на полковника - на меня, на полковника - на меня, на сержанта - на меня.
...Ффу-у! - забрал наконец ключи, и вроде ничего не перепутал пока.
Та-ак, теперь почти всё в обратной последовательности...............та-та-та-та,
- "Разрешите идти, тащ полковник?"
Рраз! Через левое плечо, щёлк!- каблуками - как белый офицер из кино, дверью 'Ленкомнаты' - бац! За дверью, тишина...
Наверно, ещё головами мотают туда-сюда по инерции. Сила такая есть, оказывается. Инерция.

Позже, как оказалось, этот проверяющий узнал от моего командира взвода, что в свободное время сижу с паяльником в каптёрке, мудрю с таким же 'повёрнутым на радио' солдатиком, усовершенствуя (ой не могу) УКВ радиостанцию Р-105М, чтобы моим друзьям-сослуживцам было интересно (оно им надо?) работать на приём принимая азбуку Морзе с эфира в обстановке, приближенной к реальной.

Какое может быть поощрение для солдата-'первогодка', да ещё в 'учебке'?
Ну не медаль же. Ясное дело - увольнительная в город.
Для меня как гром среди ясного неба. Но, приятно!
Правда моему командиру отделения это "как серпом по одному месту"(там, где вам по пояс будет) - ну не нравилось и всё.
Почему - не знаю. Может пилотка моя не нравилась. На правом ухе.

Вот и брожу теперь по улицам Минска, разглядывая любопытным взглядом всё вокруг. Отутюженная гимнастёрка с глухим белоснежным подворотничком и натянутые бриджи 'сидят' на мне как влитые, надраенные сапоги отражают свет солнышка на чёрной коже и мне приятно ловить взгляды девушек делая вид, что мне они совсем не интересны, хотя второе 'я' орёт внутри благим матом: 'Э, э, э-х! - Ну ты куда попёр, в сторону-то? Ну познакомься с кем-нибудь, дундук'!

Ведь подходила девушка, спрашивала по-человечески между прочим:'Что-то ищете? Вам помочь?' - заалев щеками.
Вот ведь, какие времена и страны были! - надо отметить.
Бе-ло-рус-си-я!

Ну так вот, меня и занесло на площадь имени Якуба Колоса, где заглядевшись на красивый устремлённый ввысь шпиль, не заметил военного. Краем глаза только, отметил: пого-ны!!!
Поворачиваю голову и, обалдеваю: навстречу идёт "настоящий генерал" в лампасАх
и красивом кителе, с колодкой наград "до пупа" и фуражке с "дубами".

Приученный муштрой, напружинился, вскинул правую руку к виску, левая вдоль тела и, рубанул строевым печатая шаг как на параде, навстречу разомлевшему на летнем солнышке и ничего ещё не подозревающему генералу, идущему по своим неспешным генеральским делам.

Похоже, замер вокруг белый свет. Только приятно удивлённый до невозможности, генерал, асфальт, звонко впечатывающий кованные юфтевые сапоги старшины, ради такого случая выданные мне, и, рубивший строевым во всю мочь,
девятнадцатилетний солдатик, впервые, неожиданно для себя увидевший живого высшего офицера, в непосредственной близости. Да где?! В городе!

Время тикает, а я "чеканю" шаг, вскинув руку к виску и довернув голову в сторону генерала.
Наверно он до сих пор оглядывается: не рухнул ли сынок?
Площадь ведь, имеет окончание.

Очнувшись, останавливаюсь. Генерал - далеко; вытираю пот со лба и жизнь вокруг замерев на время вместе со мной, продолжила своё течение, облегчённо выдохнув:
- "ну, слава Богу обошлось!"

Вздыхаю облегчённо и я: ...мда-а, всё-таки в родной части гораздо спокойней!
Но, не тут то было....

Напротив - через улицу, опять с меня "глаз не сводят".
Только уже не девушки, а ещё красивше - патруль с красными повязками на рукавах.
Молодой "микромайор" и два таких же как я, молодых солдата.

"Будущий настоящий лейтенант", увидев, что я его обнаружил в поле зрения, манит пальцем: "куть, куть, куть"'

Докладываю, подойдя - отступать некуда: "рядовой такой-то, часть такая то, нахожусь в увольнении".
"Младшой лэйтэнант" обвёл меня взглядом, поправил пилотку "как положено" подставляя пальцы "куда положено", и наверно хотел отпустить на все четыре, но тут его взгляд скользнул вниз, где и усек подвёрнутые вовнутрь голенища длинноватых мне старшинских сапог. Не из "кирзы" - солдатских, а офицерских.

- Па-ачему нарушаем? Па-ачему не по уставу?
Не поленился ведь: поднял сапог и глянул на каблук.

- Па-ачему подковки?!
Ну не буду же я "вкладывать" своего-же старшину и комвзвода, собиравших меня
как на свадьбу!?
Бормочу: Так мол и так, тащ младший лейтенант: первый раз в увольнении.
Случайно одел не те сапоги - перепутал в каптёрке. Ну и тому подобный бред сивой кобылы "а ля арми".

- Ну-ну! - поёт "микромайор". И картинно повернувшись на маршальских "бутылками" сапогах, (вот ведь зараза) показал на перекрёсток, держа мою увольнительную между пальцев.

Показав направление, отдал, и цедя сквозь зубы, в последний момент оценил командирским взглядом: "Пойдёте туда, товарищ рядовой. За углом - гарнизонная гауптвахта.
Доложите дежурному, что я задержал Вас за нарушение формы одежды.
Дальше - по его усмотрению.
- Есть! - козыряю.

- Вперёд, "на губу" - и, делаю шаг, подчиняясь словно загипнотизированный.
Что значит сила приказа. Ха-ха

Мда. Пошел, значит.

Нашёл ворота, зашёл внутрь.
Стоит за ними солдатик с автоматом, а я - подумал: ошибся однако и шагнул было назад.
А солдатик-то рявкнул мне, как настоящий: Стой! Низ-зя назад. Только вперёд!

- Понял - говорю, вперёд!

- Где дежурный? - "пытаю" невозмутимого служивого. 
Тот мотнул головой, вверх-в сторону.
- Ага. Найдем.

Докладываю дежурному "как было дело".

Он устало провёл рукой по красным глазам, то ли от недосыпа, то ли от перепоя и ткнул большим пальцем за спину, в окно:
- Вишь, на плацу народ марширует?!
- Так точно!
- Пристраивайся голупь!
- Есть!
И, вскоре остервенело "рублю" брусчатку плаца вместе со всеми, видно такими же как и я, бедолагами.
- Рраз, рраз, рраз два, три!

Дело привычное, годы молодые: ножка вскидывается "как положено", опускается без 'подсекания' и четко. Выправка и задор делают своё дело и через короткое время интенсивной строевой подготовки среди пузанов-сверхсрочников и жопастых старшин, а также сержантов разных калибров и солдат всех возрастных категорий, меня отпускают восвояси крякнув на прощание:
- Вот так, ходить должон солдат!

И добавил во-след, что-то из русского народного непечатного фольклора, что хорошо разъясняет .."Направление движения и объект к которому следует стремиться как можно скорей";)

Дежурный подумал, повертел мою увольнительную, и ничего писать в ней не стал, а кратко сказал: Уматывай-ка сынок, в свою часть. Нехрен тебе шастать по городу, без парадной формы и в офицерских сапогах.

- Да?! Есть уматывать!

Командир моего отделения, в части, не поверил объяснению и нервно вертел увольнительную все переспрашивая:
- Ты точно не сбежал с губы?!
- А?!

- Точно не сбежал, говорю?!
Мотаю головой, отрицательно-возмущенно: нет, мол!

А командир взвода хлопнул по плечу и ободряюще резюмировал:
- Не ходили мы в увольнение до этого, в учебке, нехрен и начинать!

Мда-а. А, жаль.
Мне понравилось в городе-то. Несмотря даже на экстремальные моменты и бродящих
от нечего делать, генералов, на улицах.
Жить можно! Ей-бо!