Рабинович - рябинов

Лорд Форштадт
 
       



 С Яковом Михайловичем Рябиновым, я познакомился в управлении флота. Седой, как лунь, с аккуратной шотландской бородкой, он напоминал рыбака Хемингуэя.
       Был канун праздника дня Советской армии.
       Женщины управления накрывали праздничный стол. И тут я оказался рядом с Яковом Михайловичем.
- « А вы ведь не наш, не местный, вы из далека!- Начал я разговор.- Говорят откуда-то с Украины к нам приехали?» - спросил я, после третьей или четвёртой рюмки.
– «Да я был на Украине. Меня застала там оккупация» - Начал он свой рассказ.
- «Вы же еврей, вот только, фамилия русская, как же вы пережили оккупацию?» - С удивлением спросил я.
- «О, это история заслуживает, что бы её рассказать:- сказал он.
       Родился я в далёкой Иркутской губернии. Время подходило, мне в армию идти. И решил я поехать к дальним родственникам, на Украину.
Много я слышал хорошего об этом крае.
 И там застала меня война.
Я бегом в военкомат, а мне говорят: - «Молод ещё».
 Собралась компания, человек пять, таких как я, и решили в соседний город махнуть. Говорили, что военком хороший, на возраст не смотрит, лишь бы, желание было Родину защищать.
 В общем, когда мы туда добрались, немцы уже оккупировали этот город.
И пришлось нам добираться до своего городка ночью, околицами, да перелесками. Насмотрелись мы такого, что и рассказывать страшно.
       На наших глазах расстреливали евреев у оврага. Зверствовали полицаи из местных националистов. А мы, лёжа в рощице, всё это видели. Я мальчишкой кучерявым был, но не черноволосым. И лицо моё, никак, на русское не смахивало. И хотя фамилия моя была Рабинович, я говорил без акцента на чисто русском языке.
       Вот один из друзей моих и предложил: - «Давай на всякий случай паспорт исправим». И я, с опаской, протянул ему свой новенький совсем недавно полученный паспорт. Он же достал из котомки вареное яйцо и, облупив его, стал что-то шаманить над моим паспортом. Каково же было моё удивление, когда я, заглянув, обнаружил, что теперь я не Рабинович, а Рабинов. На мой немой вопрос, мой друг ответил: - «Ты чему так удивляешься, ты что, никогда отметки в дневнике не исправлял. Ну-ка подожди, сейчас ещё чуть подправлю….»?
       Он, забрав у меня паспорт, еще немного повозился,
и я стал Рябиновым.
Мы вошли в свой городок ранним утром.
 Нас встретил патруль из местных полицаев.
 – А это, что за жидёнок с вами?- Был первый их вопрос. Ребята все наперебой затараторили:
- Да он русский, в гости к нам приехал из Сибири, посмотрите дяденьки его паспорт.
Я протянул свой исправленный паспорт со страшным волнением.
 - Ишь, всё верно, а на жидёнка он всё же похож. Может у вас, там, в Сибири, все такие? Чтоб сегодня все, как один, в управу пришли для учёта- сказал один из них».
       А дом моих родственников в это время был уже сожжён, а они все расстреляны, вместе с евреями городка. Со своими новыми друзьями я не расставался. Мы пошли в управу. Там опять мне учинили допрос. Один с хохлом на голове, (я таких, только на старых картинах видел), усмехаясь в усы, сказал: - «Я казак, я жидов за полверсты вижу. Какой ты русский? У тебя ж имя еврейское, да и остановился ты у жидов в доме. Правда, разговор у тебя чисто кацапа, но это ещё мы проверим. Ну-ка снимай штаны». - Я оторопел, и ничего не понимая, расстегнул брюки.
- «А ведь действительно кацап, а на жида похож. Видать мамка твоя грешила.
А имя от чего у тебя еврейское»? -
- « И совсем не еврейское – от злости я потерял контроль над собой – Короля Англии и Шотландии так звали: Яков первый. Ты чо, дядька, не слыхал? А остановился я, где приютили. Скажите ему парни». Все в один голос закричали: – «Да»
- «Ну ладно, ладно. Завтра с утра, все, чтоб на работу вышли. Великой Германии рабочие нужны. Хорошо будете работать, так может, и в Германию пошлют. Будете жить, как живут настоящие люди».
       Однако где-то друзья узнали, что в лесах скрываются советские солдаты, и продолжают партизанскую войну с немцем. И решили мы податься в леса. Но до ближайшего леса, было не менее двухсот километров.
Шли в основном, ночью.
Уже смеркалось, когда вдруг, нам навстречу из-за оврага вышли два полицая.
- «Руки вверх! Что за компания? –
- «Да мы, да нас комендант послал в ваше село. А зачем не знаем», - вдруг, не опомнившись, ответил я.
- «Да ты вроде как жидок? Смотрите хлопцы, у нас за укрывательство жидов и коммунистов на месте расстреливают. Ребята между тем окружили полицаев.
- « На, смотри! И я расстегнул брюки.
- «Да-а-а, а как похож!» Я в мыслях отблагодарил отца с матерью за то, что не обрезали меня в детстве, по еврейскому обычаю, только потому, что евреев в нашем селе всего две семьи было.
       И в этот момент оба полицая стали медленно оседать на землю. Когда они упали, я увидел торчащие в их спинах ножи. Забрав оружие, мы продолжали свой путь, но теперь уже более осторожно.
       Прошло не мало дней и не мало встреч пока мы добрались до партизанского отряда. Там я и воевал, пока не освободили Украину наши войска. А войну я закончил в Манчжурии, в звании старшего сержанта. Так, что война моя прошла, в основном, в партизанском отряде.

       В тот вечер мы с Яковом Михалычем, хоть и изрядно выпили, но стали самыми лучшими друзьями. Моя память, хранит о нём самые лучшие воспоминания. Похоронили его на шестьдесят пятом году жизни, как заслуженного ветерана Великой Отечественной Войны.