Слава

Серафимм
- Слав, а за что гордишься, вспоминая вот это всё, за что честно, перед собой горд, без экивок?

Мы уже "тепленькие", но не пьяные, день рождения Лёхи идет по нарастающей. На экране ТВ кадры первой и второй войны. Мелькает Слава в полковничьих погонах (или, тогда, в подполковничьих), что-то негромко втолковывает сослуживцам, а за стеной у него дым, Новогрозненский, "вертушки". Внезапный обстрел "вертушками" своих же, пьяный пилот, выбирающийся из кабины, к которому кидаются сразу несколько Славиных ребят, маты, "Ты ж своих, падла.."... Слава, растаскивающий всех, опять его спокойный голос с экрана.

Слава не отвечает. То ли мой вопрос настолько идиотский среди компании спецназовцев, то ли...
- О, пшеница Славина, - говорит кто-то из следящих за экраном.
- Почему - "Славина"?
- А ты не слышал? Слава же за неё медаль получил.

- Слав, это серьёзно?
- А-то ж... - неохотно. - Уборочная наступала, ***-маё, люди голодают, а тут урожай. Технику нашли, а горючки нет. А я ж - комендант района. Местный администрюк неполномочный, как девочка - кто ж ему чего даст, только военная администрация рулит. Ну я у бандюков и отнял.
- Каких?
- Да там по лесам сидели балбесы. Так, сопляки, деваться им некуда, работы нет, вот и "записались". Им же за это платили - семьи кормились. Но они стрелять-то не вылезали, в землянках сидели. А начальники их горючку продавали: там же, куда не компни - нефть наверх всплывает.

- И чё - сами отдали?
- А куда им было деваться. Я ж сказал им, что не буду за ними по лесам бегать - сожгу лес "реактивами", людей своих не хочу положить. Горючку, говорю, отдайте - вашим же детям кушать хочется. А там уж и сами вернетесь к холодам. Кто без крови - тому помогу амнистироваться, думайте головой.
- Так отдали?
- Конечно. И хлеба подняли много. С горючкой, кстати, несколько механизаторов вернулось из леса.
- А медаль - кто?
- Ну, глава района подал куда-то наверх, в Москву, бумаги - дескать, герой, всё такое. А оттуда пришел ответ: "Мы его посылали воевать, а не пахать, пусть радуется, что взыскание не получил."
Время прошло, мы уж давно уехали с района, а люди подписи собрали, новый глава района их передал в правительство республики. Вот этой весной мне и привезли медальку, глава области вручал.

- А ты её как считаешь - за позор, потому что "чичевская"?
- Почему? - изумляется Слава. - Она ж не рамзанкина, она же от л ю д е й, чего мне стыдиться.

...Ночью, хоть было не по пути, Слава повез меня домой. А когда подкатили к подъезду, вдруг сказал:
- Весной "афганцы"-однополчане собирались, первый раз за много лет пошел туда - не люблю старое поминать. А там подошел прихрамывающий седой мужик и молча пожал мне руку. Батя моего пацана. Мои же все остались живы, всё подразделение. Не шкерились, не трусили, выжили - правильно учил, видать. Вот за это - горжусь.