Почему я люблю Россию

Иван Подколодный
Почему я люблю Россию.

 Недавно я прочитал несколько работ Александра Попеля см http://www.proza.ru/2008/03/02/250 , во многом я с ним согласен, но его рассказ «Почему я не люблю Родину» заставил взяться за перо.
Должен сказать, что меня нельзя обвинить в зашоренности видения мира, я и сам критично отношусь ко многим проявлениям сегодняшней России, и, хотя я могу с уверенностью назвать себя космополитом, но не вижу бесперспективности России. Слово Родина- это особый термин, который через некоторое время просто умрет. Можете меня критиковать, но в мире идут невероятные миграции, и такого смешения народов как сейчас, наверное, не было никогда. Что это дает? Это дает некую универсализацию видения мира независимо от знания обычаев, традиций и языков. Путешествуя по миру, я вижу, что везде люди стремятся к одному: жить, любить, сытно есть, иметь дом, машину…что еще? Есть, конечно, особенно жадные , которым надо больше, а еще есть «дорвавшиеся,», которым удалось наворовать и хочется всего и сразу. Причем много. Но это отдельный разговор. Что же касается народов и стран, то нельзя сказать, что какой-то народ чем-то резко отличается от других. Это же относится и к России. Поэтому можно говорить, что у нас плохая армия, что у нас берут взятки, у нас грубость, хамство, грязь, но нельзя говорить, что это приговор, и страна обречена. Всем хочется гордиться своей страной, хотя пока нечем, кроме размеров, конечно. Но я все чаще вижу людей, которые мыслят цивилизованно, которые созидают, и даже критикуют на страницах «Прозы». Это симптом выздоровления.
Что лично я замечаю за последние годы7 Я вижу, что хотя бы иногда автомобилисты начинают пропускать пешеходов.(Вспомните как это было раньше) Я замечаю, что люди начинают стесняться своих незаконных доходов. Я знаю бюрократов, которые нахапали, и продолжают брать, но всячески стараются обелить себя перед друзьями и соседями. Это тоже симптом нового времени. Я вижу, что теперь требуется гораздо меньше бумаг для видения бизнеса. Теперь можно ездить за границу, можно высказывать свои мысли, хотя есть риск поплатиться за особо резкие разоблачения. Теперь, в конце концов,- это для тех, кто никак не хочет смириться со страной,- можно уехать и жить в любой стране мира. Но по большому счету нас там никто не ждет, Точно так же , как мы относимся в России к выходцам из других стран, пусть даже и братских.
       Мне кажется, что мы при нашем огромном богатстве, привыкли расслабляться и ждать изменений сверху. Мы не научились выживать в новых условиях. Да, мы выжили и победили в войне. Но теперь совершенно новые условия, и выживать надо, а старые привычки изживаются с трудом.
       Я разговаривал в Польше с предпринимателем-сербом. Он, будучи беженцем, сумел наладить бизнес в другой стране, открыл гостиницу, купил даже озеро, в котором разводит рыбу. Этот человек жаловался, что не может найти работников. Люди пьют, воруют, не соблюдают дисциплину, и пытаются ловить рыбу в его озере, хотя именно он его чистит, ухаживает за ним и разводит рыбу. Что это? Неужели поляки таковы? Вовсе нет. Это та же пост-советская система отзывается в поляках, венграх, восточных немцах, словаках. Список можно продолжать. Но, поездив по миру, те же поляки, венгры, словаки, привозят домой новое понимание. Они соблюдают законы, они думают о семье и работе. Те же таджикские гастарбайтеры, пожив в России, не хотят возвращаться к феодальным порядкам, а если все-таки возвращаются, то приносят свежие мысли и новое понимание жизни.
       Жизнь не может измениться в одно мгновение. И глобализация,- как ни ужасно это слово,- несет с собой некую универсализацию мышления. Совсем недавно мы шарахались от помпезных торговых центров с улыбающимися продавщицами, а теперь мы чувствуем себя в них вполне уютно. Еще недавно было страшно заходить в зазывающие огнями рестораны, а теперь многие заходят туда днем пообедать, благо бизнес –ланч стал чем-то вроде комплексного обеда.
       В России много думающих и творческих людей, хотя еще больше находящихся за гранью цивилизации. Но, если вспомнить нашу историю, вспомнить сколько лучших людей было убито в войне, сколько людей сгнило в лагерях, а сколько уехало из страны после революции, станет ясно, что генофонд нации уничтожен. Как же строить теперь Россию? Только плакаться и проклинать? Уже теперь многие стараются выживать несмотря ни на что. Я знаю людей, вырвавшихся из нищеты, и заработавших капиталы честно. Я знаю грамотных программистов, работающих в престижных фирмах, совестливых милиционеров (хотя их мало), честных и творческих людей. Они живут и работают. Пусть до сих пенсионеры не могут ходить в рестораны, как это происходит в Италии или Франции, но нельзя сразу превратить уничтоженную страну в сказку. Я тоже не верю обещаниям власти, но знаю, что и у бюрократов есть дети, которые учатся за границей. А там люди живут по другому ( я имею в виду Европу, а не Азию), и, приезжая домой, они захотят жить точно так же. Изменений не будет, будет постепенный прогресс, хотя и медленный. И он будет не потому. что Россия особенная страна, а потому, что мы становимся частью цивилизованного мира, у которого свои правила. И в этом мире у нас больше козырей: у нас гораздо больше грамотных людей, мы умеем широко мыслить, у нас огромная территория, включая ресурсы, а также вода, борьба за которую начнется в недалеком будущем.
 Возможно , в силу национальных особенностей, бизнес и власть перейдут к женщинам, как это уже происходит в Скандинавии, но мужчины в России тоже становятся сильными, спортивными, начитанными, умеющими работать.
       Мне тоже хотелось бы завтра проснуться и увидеть вымытую шампунем улицу, сесть в красивую машину, зайти в красивый и недорогой ресторан и радоваться жизни. Но это зависит не только от одного меня. Это зависит от нас всех.
       Можно и съязвить, вспомнить Некрасова, с его высказыванием о железной дороге. Помните, «жаль, только , что в эту пору прекрасную, не придется жить ни мне ни тебе»
( перефразирую по памяти). Если вы еще молоды и хотите, чтобы Ваши дети имели кусочек солнца на земле, создайте для этого основу. Знаю, что трудно. Но еще я знаю, что за рубежом мы никому не нужны.