По рецептам идеологической войны...

Трогательное Единство
Таисия Ирс осчастливила своих фанатов очередной эпохально-шедевральной нетленкой, “Зарина new.”
http://www.proza.ru/2008/04/13/565

Эта нетленка даже в рейтинге ПрозаРу не на последнем месте, в отличие от работ Вашего покорного слуги (посмотрите на картинку – вещи *Трогательного единства* исключены из рейтинга, хотя рецензий-то хватает).

Такая вот свобода слова на ПрозаРу.

 * * *

“Но я не плачу, я никогда не плачу…” (с)
:)

Продолжим препарировать эту авторэссу. Новая работа Т. Ирс написана по всем правилам и рецептам психологической войны. Подробно можете прочесть здесь:

“Секреты психологической войны” Усталый Путник
http://www.proza.ru/2008/04/12/252

Пока же – главное: её работа написана с соблюдением основных принципов пропагандистского воздействия на противника, изложенных в “Директиве для фронтовых пропагандистов”, изданной Верховным командованием вермахта.

“1. Во фронтовой пропаганде бесполезно использовать сложные, запутанные, искусственно построенные конструкции. Чем проще, яснее, естественнее и примитивнее содержание, тем выше его эффективность;
Из директивы для фронтовых пропагандистов”

У Таисии Ирс содержание абсолютно примитивное – противостояние премерзейшей прислужницы федералов Айзан и высокоморальных жены и дочери убитого федералами боевика, Зарины и Хадижат. Мерзавка-приспешница пришла свататься и получила от ворот поворот.

Столь же примитивен и язык авторэссы. Сформулирую тезис: данная работа Таисии Ирс – это не литература. Докажу его ниже, чтобы не нарушать восприятия чёткого следования Таисией принципам пропагандистского воздействия на противника, изложенных в "Директиве..."


“2. Человек больше всего подвержен эмоциональному воздействию, поэтому значительно эффективнее обращаться к его чувствам, а не к разуму.
Из директивы для фронтовых пропагандистов”

Что и делает Таисия. Вот так она рисует несостоявшихся родственников героинь рассказа:

“Все бы ничего, быстро прикидывала в уме Хадижат, коли бы не Айзан и не ее заморыш-сынок, которого в селе за глаза называли «йеса хьума» (что означает пустое место). Муж Айзан - председатель сельсовета, как никак власть в селе, прежде работал с федералами. За глаза сельчане называли его федеральный Рустам, а кто и предателем, блюдолизом, стукачом, и извергом, тянувший с людей их последние жилы и копейку. Ни справку, ни свидетельство о рождении, ни даже обычной промокашки, нечего было надеяться получить без денег. Издевался над обнищавшими сельчанами не хуже плантатора над рабами. Жалкие крохи шифера и цемента, которые выделяло, так называемое чеченское правительство, эти жалкие остатки с барского стола, и те зажимал федеральный Рустам. Выше своего дома он оброс людскими проклятием. Но, ни Айзан, ни ее мужу задуматься над этим и в голову не приходило. Гордыня заела их.”

Чаще всего в одном ауле (деревне) живёт один тейп, чеченцы сильны кровным единством, родственными связями. Они бы не потерпели такого выродка, как муж Айзан. Более того, на все выборные должности выбирают достойнейших. Председатель сельсовета – должность выборная.

Но это этого не знают большинство читателей, Таисия этим беспардонно пользуется, рисуя свой очередной ужастик:

“И не только от русских приходится нынче убегать. Мать не меньше страшилась и чеченцев, тех, кто облачившись в милицейскую форму, не меньше федералов зачищали семьи воевавших бойцов. Некогда незыблемые обычаи и традиции, по которым жили легендарные предки, сейчас предавались забвению. Убить, унизить чеченца, «наехать» на семью погибшего бойца, стало обычным делом. Страшные последствия войны, вылившись в национальную трагедию, словно торнадо прошлись по Чечне. Зная об этом не понаслышке и всегда предчувствуя беду, затаилась и Зарина.”

То, что это клевета на чеченцев (никогда чеченцы не нарушали своих обычаев), не видят шокированные Таисией Ирс читатели.

Об этом подробно рассказано в “Секреты психологической войны” Усталый Путник
http://www.proza.ru/2008/04/12/252

Как, Вы не прочли? Напомню:

“Психогенное воздействие является следствием:


б) шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д.”

Т. Ирс сначала нагнала ужаса на читателей, закошмарила их, потом пропихивает очередную ложь, рисуя картинку сватовства, ничего общего не имеющего со сватовством у чеченцев:

“А Айзан, тем временем, стряхнув с пухового платка на пол снег, вновь принялась тараторить.

- Но льет ли дождь, падает ли снег, как говорится, есть вещи, которые не требуют отлагательства.
С этими словами, бросая всюду подозрительные взгляды, Айзан внимательно ощупывала глазами все углы в доме, стараясь увидеть брошенную впопыхах вещь, или тапочки, или что-нибудь такое, о чем утром, распустив язык, можно было бы посплетничать с соседками, и затем перевела взгляд на Зарину.
-Тьфу-тьфу, Машаалла, какая же ты красавица. Во всем селе не сыщется другая такая! Из-за тебя я тут оказалась, на ночь глядя. Из-за тебя, деши б1елаг(самородок)! Когда подрастает в селе такая красавица, все хотят ее в снохи! Мало того, сегодня к нам приезжали из соседнего Овстари къотар, и просили намекнуть о том, что зашлют к вам сватов.”

А вот так на самом деле проходит сватовство у чеченцев – почувствуйте разницу:

"Женитьбе, совершаемой обыкновенным способом, всегда предшествует сговор или сватовство… Желая засватать девушку, родители жениха засылают сватов, которые и делают предложение родителям девушки выдать её замуж. Если родители её согласны, то призывают девушку и спрашивают: согласна ли она выйти за такого-то. Такое допрашивание составляет только форму, требуемую обычаем. Девушка, в большинстве случаев, исполняет беспрекословно волю родителей, а если и высказывает протест, то на него не обращают никакого внимания, разве имеется в виду другой, более выгодный жених или девушка чувствует видимое отвращение к сватающемуся."

http://www.ingushetiya.ru/forum_main/msg_280759_280759.html

Сваты приезжают к родителям невесты, а не к соседке. И никто не просит соседей делать намёки.


“3. Пропагандистские тексты должны быть логически продуманы, но не обязательно логически изложены.
Из директивы для фронтовых пропагандистов”

И этот императив Таисия исполняет свято: текст логически продуман – нагнетается истерия, чувство страха и ненависти к федералам и чеченцам. Строящим и защищающим мирную жизнь:

“И не только от русских приходится нынче убегать. Мать не меньше страшилась и чеченцев, тех, кто облачившись в милицейскую форму, не меньше федералов зачищали семьи воевавших бойцов. Некогда незыблемые обычаи и традиции, по которым жили легендарные предки, сейчас предавались забвению. Убить, унизить чеченца, «наехать» на семью погибшего бойца, стало обычным делом. Страшные последствия войны, вылившись в национальную трагедию, словно торнадо прошлись по Чечне. Зная об этом не понаслышке и всегда предчувствуя беду, затаилась и Зарина.”

“После гибели единственного кормильца-мужа ее глаза всегда были на мокром месте. Мало того, сколько ужасов ей пришлось пережить. Самым страшным из того, что ей пришлось испытать, это допрос в концлагере «Чернокозово», откуда она вернулась другим человеком.

- Почему Аллах не забрал меня вместе с вашим отцом?! Что мне пришлось пережить! Чем же я виновата, что муж воевал?! Чем виноваты мои дети?! –плакала она долгими длинными ночами .
Глаза ее не просыхали от слез. Слышать эти жалобные всхлипы матери, было выше ее сил. В такие минуты, словно чья-то рука, сжимала девушке горло. Беспомощность, отчаяние и страх захлестывали душу, и ее девичье тело вздрагивало от безумной тоски по погибшему отцу, от жалости к матери, братьям и самой себе.”

Логика повествования, правда жизни идеолога террористов не интересует:

“И, правда, многие в селе перебивались, как могли. Из-за войны ни сеять, ни обработать землю на протяжении многих лет не было возможности, и даже прежняя, доступная всем, кукурузная мука нынче взлетела в цене. А вкус мяса, обнищавшие люди вообще забыли.”

А чуть дальше – совсем иное:

“На базаре она долго стоит около мясной лавки и ждет, пока взгляд рядом стоящего не упадет на какой-то кусок, а затем вырывает этот кусок прямо из рук несчастного. На недоуменный вопрос бедняги всегда отвечает однозначно: «Что, на этом куске свет клином сошелся?! Вон сколько мяса, а ты вырываешь его из моих рук!». Сама вырвет чуть ли не из глотки да еще другого в этом обвинит! Если Айзан видели у мясных лавок, все разбегались, а продавцы были не рады, что она вообще приблизилась к их лоткам.”

Оказывается, и мясных лавок несколько, и народ в них покупает – торговцы не стали бы открывать лавки, если бы покупателей не было.

“4. Волшебное слово в пропаганде – повторение. Удачного пропагандистского тезиса следует придерживаться до тех пор, пока не изменятся условия психологической обстановки.
Из директивы для фронтовых пропагандистов”

И этот императив Таисия строго выполняет. Из новеллы в новеллу кочует у нее пещерная ненависть к русским. Удалили несколько её пасквилей - она наваяла новое подмётное письмо, иллюстрирующее тот же тезис разжигания ненависти к русским. Подробно проанализировал это в удалённой работе “Трогательное единство”, удалённой модераторами.

Интересующиеся могут ознакомиться с ней здесь:
http://touching-unity.livejournal.com/


“5. Самый лучший учитель на пути повышения эффективности фронтовой пропаганды - опыт”.
Из директивы для фронтовых пропагандистов”

И этот завет Т. Ирс блюдет. Поднабралась опыта, перестала открыто прославлять преступников-террористов (Как в эссе ”Вечный город”).

* * *

Посмотрим, какие же литературные достоинства у анализируемого текста, какие высоты стиля взяла Таисия?

А никакие. Кто-то из больших спецов по продвижению духовных товаров брякнул:"Бестселлер - отсутствие стиля". Очень точно брякнул. Таисия стряпает очередной бестселлер идеологической войны, литературные достоинства только мешают.

Таисия: “Вот и сегодня лучи утреннего солнца ласкают их макушки, озарив непревзойденную красоту и величие этих исполинов.“

VS

“как лучи уходящего солнца ласкают макушки высоких деревьев”
childprey.narod.ru/site_ver2/304/fanfics/007.htm
“Он смотрел на то как первые лучи летнего солнца ласкали макушки высоток и небоскрёбов.”
www.forum.gondor.ru/index.php?showtopic=4258

Таисия: “Широкая, сельская дорога, петляя змейкой, уносится вверх и тонкой ниточкой теряется вдали.”

VS

“Дорога от пруда шла на гору, петляла змейкой”
lib.ru/NEWPROZA/LIHACHEW_W/lihachew.txt
“...Широкая накатанная дорога змейкой петляла, теряясь где-то в горах”
 
“Теряясь тонкой ниточкой вдали”
freedomforum.3bb.ru/viewtopic.php?pid=559

Любой образ, метафора, гипербола в рассказе – банальны донельзя. Вы их легко найдете в поисковике.

Сделано это специально – чем тривиальнее, проще текст, тем легче он потребляется читателем. Потребляется без участия сознания. Усваивается вместе с нехитрыми идейками авторэссы: пещерная ненависть к русским, к мирной жизни чеченцев.

Описание героини:

“Даже те, кто не посвящен в таинства красоты, при виде Зарины не могли отвести от нее свой взгляд. Хрупкая, с осиной талией, стройными ногами тонкими в щиколотках, с голубыми глазами, обрамленными бархатными длинными ресницами, изогнутыми дугой бровями, она была очень красива! Не говоря о полных капризных губах, которые Зарина имела привычку сжимать, находя их чересчур пышными. Красавица, каких свет не видывал, так думала Хадижат, глядя на дочь, которая все еще стояла у порога.”

Читатели усваивают этот набор штампов, не приходя в сознание. И столь же бездумно усваивают и вот эти штампы:

“И не только от русских приходится нынче убегать. Мать не меньше страшилась и чеченцев, тех, кто облачившись в милицейскую форму, не меньше федералов зачищали семьи воевавших бойцов. Некогда незыблемые обычаи и традиции, по которым жили легендарные предки, сейчас предавались забвению. Убить, унизить чеченца, «наехать» на семью погибшего бойца, стало обычным делом. Страшные последствия войны, вылившись в национальную трагедию, словно торнадо прошлись по Чечне. Зная об этом не понаслышке и всегда предчувствуя беду, затаилась и Зарина.”

Штампы, состряпанные идеологами террористов. Зайдите на сайт “Кавказ-центр” – чуть ли не в каждом материале там этими страшилками посетителей кормят.