Трансформация роли преподавателя в мультимедийной

Олег
Высшее образование сложилось исторически так, что приоритетным является процесс преподавания - передачи знаний,- а не процесс постижения. Чтение лекций пассивной студенческой аудитории - традиционная модель. Активные мультимедийные формы обучения, обучение в процессе совместной работы и обучение в процессе ассистирования преподавателям пока еще не стали преобладающими в системе вузовского образования в республике. Докомпьютерная система образования слишком ориентирована на "рациональное" мышление, не дает простора оригинальным идеям, подавляет попытки поставить под сомнение авторитеты, поощряет стандартное поведение.
       Сущность и специфика мультимедийных средств обучения влияет на формирование и развитие психических структур у преподавателя, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и в большинстве языков организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.
       Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение - имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от А к Б и далее к С с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.
       Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер призван увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и дистанционной обучающей среде, созданной ИКТ, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.. человеком посредством слуха и зрения.
       Основная схема освоения мультимедийных средств заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых этими средствами, а затем подчинить их целям и задачам своей деятельности, получив новые возможности достижения результатов этой деятельности.
       Ha первом этапе мультимедийное средство или ресурс выступает предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются знания о работе средства, изучаются языки и приемы взаимодействия с ним, усваиваются навыки работы.
       На втором этапе этот мультимедийный ресурс превращается собственно в средство решения каких-либо учебных или профессиональных задач.
       Подобное превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

Сравнительный анализ
обычной ( I ) и мультимедийной (II) формы аудиторных занятий

Варианты занятий Действия Поза Техни-
ческие
средства Кол-во
студентов Речевая
нагрузка
препода-
вателя Степень
усвоения
лекционного
материала Примечание
Препода-ватель Студент Препода-ватель Студент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I
(Обычный) читает Слушает/
не слушает

Стоит

Сидит

Доска,
мел
До 50
человек

70-100 %

40-70 %
Пишет
(рисует)
на доске Пишет,
ждет
II
(Мульти-
медийный) Введение
в лекцию Слушает


Сидит
Сидит
ПК
Экран
Сканер
Принтер
=Интернет=
20-25
человек

20-30 %

80-95 %
Презентация
на ПК Слушает
Комментарии Спрашивает
Стоит
Тестирование
автоматич. Отвечает
Новое мультимедийное средство обучения целесообразно внедрить в учебный процесс если за счет внедрения подобного средства время обучения (или объем изучаемого материала) удается сократить (увеличить) без потери качества на 30%. Если аналогичный показатель не превышает 10%, то рассматриваемое мультимедийное средство обучения не заслуживает внимания, с точки зрения его использования для повышения эффективности образования.
       Содержание и оформление мультимедийного средства обучения должны обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержание высокой степени работоспособности обучаемого за счет грамотной организации диалога и дружественного интерфейса.
       Также как и при обыкновенном диалоге, когда смысловую нагрузку несут не только слова, но и жесты, мимика и др., так и в компьютерном диалоге применяются похожие элементы, например значки (пиктограммы) вопроса, восклицания, запрета или др., выделение отдельных слов цветом или начертанием символов, применение различного цветового оформления..
       Изображение информации в мультимедийных средствах обучения должно соответствовать требованиям к цветовой гамме, разборчивости, четкости и контрастности изображения, эффективности считывания, изображению знаковой информации (размер и яркость свечения), к пространственному размещению информации на экране в соответствии с гигиеническими требованиями и санитарными нормами работы с вычислительной техникой.
       Преподаватель должен иметь возможность контролировать устойчивость мультимедийного средства обучения к ошибочным и некорректным действиям обучаемого, соответствие функционирования программы описанию в эксплуатационной документации, защиту от несанкционированных действий, минимизации времени на действия пользователя, эффективного использования технических ресурсов, восстановления системной области после завершения работы программы.
Мультимедийные средства обучения должны пройти экспертную оценку психолого-педагогического и программно - технического качества продукта.
 

При организации открытого и дистанционного образования с применением мультимедийных средств обучения педагогам необходимо детально учитывать психологию межличностных отношений с обучаемыми. Установлено, что положительное или отрицательное отношение к личности педагога формируется уже в первые минуты его контакта с обучаемыми. В случае, если педагог за короткое время воспринимается положительно, то и вся передаваемая им информация будет восприниматься должным образом, какой бы сложной она ни была. Если же он воспринимается изначально негативно, то обучаемые выбирают для себя отрицательную информацию, с которой они не согласны и выстраивают внутреннюю аргументацию несогласия.
       При изучении мультимедиа технологий и использовании разработанных мультимедийных средств обучения внимание студентов будет напрямую зависеть от умения педагога организовать занятие. Для правильной организации использования мультимедийной информации на занятии педагогу требуется:
* установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
* поставить конкретные задачи;
* определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
* ориентироваться на осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
* стремиться к активизации мыслительной деятельности обучаемых,
* предоставлять указания на возможные ошибки;
* осуществлять контроль над исполнением заданий.
Повышения организации внимания и восприятия при работе с мультимедийной информацией можно достичь благодаря использованию фактора новизны и возможности личной интерпретации, которая привлечет внимание обучаемых и создаст соответствующую эмоциональную насыщенность занятия.
       Работа на занятиях должна соответствовать индивидуальным возможностям студента, предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. В последнем случае обучаемые могут использовать автоматизированные тесты, предусмотренных в мультимедийном средстве обучения. Вместе с тем, потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемой мультимедийной информации.
       Следует помнить, что, несмотря на использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, мультимедийных средств обучения для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить другими средствами и технологиями. Чтобы достичь эффективности восприятия педагог должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая имеется у учащихся на момент обучения. Кроме того, педагогам следует уделять внимание на то, чтобы учащиеся правильно называли все, что изучают на занятиях, проговаривали основные моменты информационного наполнения мультимедийного ресурса, грамотно излагали содержание основных Инетрнет-ресурсов и приемов работы с ними. Именно это формирует культуру речи, культуру восприятия и информационную культуру.
       Обучение с использованием мультимедийных ресурсов и мультимедийных сайтов Интернет должно осуществляться поэтапно. Выделяется три основных последовательных методических приема изучения информационного наполнения мультимедийных ресурсов:
 Первый прием - метод случайных проб при работе с информационными мультимедийными ресурсами;
       Второй прием - метод целенаправленных проб при работе с информационными мультимедийными ресурсами;
       Третий прием - полноценное пользовательское оперирование с информационными мультимедийными ресурсами..
       Применение первого приема позволит осуществить введение учащихся в мультимедийные интерактивные среды, сформировать умения оперирования с мультимедиа информацией, достигнуть осознания учащимися необходимости обучения мультимедийным информационным ресурсам телекоммуникационных сред.
       В ходе реализации второго методического приема у обучаемых будет происходить овладение конкретными способами действий, приобретение умений расширенного поиска мультимедийной информации и использования инструментария сервисов Интернет для удовлетворения познавательных информационных потребностей.
       В ходе применения третьего методического приема, должно произойти постепенное формирование из учащегося достаточно профессионального пользователя современных компьютерных сетей, умеющего осуществлять поиск и обработку мультимедийной информации для удовлетворения образовательных информационных потребностей на системном уровне, пользуясь для этого не только мультимедийными средствами обучения, но и информационным наполнением сети Интернет.
Педагоги, работающие в системе открытого образования должны знать, где и как найти учебные материалы в телекоммуникационных сетях, уметь использовать подобные сети в различных аспектах преподавания и обучения, знать, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий, как применять мультимедийные средства обучения.
       Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала мультимедийных средств предполагает соответствующую подготовку преподавателя, который должен опираться на следующие положения:
* обучение работе с мультимедийными средствами обучения является частью содержания образования;
* мультимедийные средства обучения есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
* использование мультимедийных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления в решении проблем;
* обучение работе с мультимедийными средствами является методом формирования мышления.
По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли преподавателя в учебном процессе. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными мультимедийными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя.
       На данный момент большинство педагогов, преподающих в вузах, испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием мультимедийных информационных ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей названных средств и технологий. Иногда такая недооценка объясняется поверхностным знакомством с сущностью процессов информатизации образования.
       Даже поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение мультимедиа в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления студентов.
       Одной из первоочередных проблем на пути практической информатизации образования и повсеместного применения мультимедийных средств обучения является подготовка педагогических кадров. Существует несколько первоочередных задач, решение которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных педагогических кадров к использованию мультимедийных информационных ресурсов в обучении. В частности, необходимо создание многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений
Как решается эта и другие проблемы, связанные с подготовкой специалистов ОДО, в Италии и Германии? Прежде всего, на уровне министерства. Так, например, одним из главных направлений деятельности Министерства образования Италии является не только организация учебных программ, но и обеспечение условий работы преподавателя. В университетах создаются межкафедральные центры, где проводятся тренинги для работы в Интернет. Результаты этой деятельности очевидны: около 25-30 процентов итальянских преподавателей готовы активно использовать информационные технологии, около 50 процентов интересуются ими и лишь 8 процентов педагогов являются противниками информатизации образования
Наиболее последовательно и продуманно проблема подготовки специалистов и менеджеров ОДО решается в образовательном консорциуме Nettuno, который был создан в 1992 г. в Риме и на сегодняшний день объединяет более сорока университетов Италии и Албании. В деятельности консорциума четко проявляется специфика итальянской модели ДО - создание виртуального университета на базе традиционного.
       С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели-пользователи готовых мультимедийных информационных ресурсов и преподаватели-разработчики мультимедийных программных средств педагогического назначения. Преподаватель должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми мультимедийными учебными программами, мультимедийными средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации.
       Преподавателям-пользователям, стремящимся использовать мультимедийные средства в обучении, рекомендуется курс лекций по психолого-педагогическим основам информационных образовательных технологий. Практическая реализация подобного курса вызывает множество различных затруднений, поскольку его содержание находится на стыке дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин, связанных с программным и аппаратным обеспечением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако при надлежащей административной поддержке вуза такой курс может стать реальностью, если к его прочтению подключены различные специалисты, как правило, имеющиеся в вузе.
       Подготовка второй категории педагогов, к которой относятся преподаватели, самостоятельно занимающиеся разработкой необходимых им мультимедийных информационных ресурсов, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры мультимедийных электронных ресурсов. Для преподавателей-разработчиков чрезвычайно важно в рамках обучения на курсах повышения квалификации или самостоятельно познакомиться как с основами конструирования и использования мультимедийных средств обучения, так и с требуемыми для этого основами педагогики и психологии.
       Требования к преподавателю, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности.
Профессорско-преподавательский состав и руководители не совсем уютно себя чувствуют с таким явлением, как трансформация, и ищут другие типы изменения или другую терминологию для определения их сути. Некоторые из них полагают, что трансформация может свести на нет те составляющие, что делают их учреждения особенными. Они не стремятся пересматривать пути ведения своего дела, основополагающие принципы или практику работы в целом, а скорее хотят поэкспериментировать с новыми видами деятельности или модифицировать уже существующие. Это, конечно, обоснованные стремления, но не трансформационные изменения. Они не уверены, что трансформация необходима и не хотят рисковать.
Другие думают, что язык трансформации слишком прямолинейный. Носители преобразований - как руководители, так и преподаватели - говорят, что не испытывают желания "размахивать флагом перемен" в своем университете, не говоря уже о знамени трансформации, чтобы не внести беспокойство и не отпугнуть этим членов своих коллективов. Они предпочитают совершать необходимые изменения спокойно, без фанфар. При этом они могут соглашаться с концепцией трансформации в целом, но не видят причин и выгод провозглашать публично свои намерения

 

В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого мультимедийного виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании мультимедийных средств без очного контакта педагога с обучаемым, подобные требования значительно трансформируются.
       Существует достаточно много вполне естественных мотивационных аспектов при работе с мультимедийными ресурсами. Практически у каждого обучаемого существует желание иметь свой собственный мультимедийный сайт в мировой сети. Кроме того, обучаемые с удовольствием используют электронную почту и чат. Такие сервисы Интернет обеспечивают учащихся особыми способами коммуникативного общения, дают возможность обрести новых друзей, самовыразиться, заявить о себе, используя для этих целей элементы мультимедиа-технологий.

ВЫВОДЫ
1. По мере внедрения современных мультимедийных технологий в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли преподавателя в учебном процессе
2. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога.
3. Большинство педагогов, преподающих в вузах, испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием мультимедийных информационных ресурсов в обучении.
       4. Для практического использования мультимедийных средств в открытом образовании педагогам должны быть присущи следующие навыки:
- Общие педагогические навыки;
- Навыки владения мультимедийными средствами и технологиями, средствами информационных и телекоммуникационных технологий;
       - .Навыки применения информационных и телекоммуникационных технологий и технологий мумльтимедиа в открытом образовательном процессе
4. Педагоги, работающие в системе открытого образования должны знать, где и как найти учебные материалы в телекоммуникационных сетях, уметь использовать подобные сети в различных аспектах преподавания и обучения, знать, как представить содержание учебных предметов посредством мультимедиа-технологий, как применять мультимедийные средства обучения
6. Н6. Нобходимо наряду с оснащением аудиторий мультимедийным комплексом техгических средств создание многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений