Электронная библиотека международного института ди

Олег
       Современные информационные технологии и Интернет позволили приступить к широкомасштабному переводу (оцифровке) накопленной человечеством информации в электронную форму и созданию новых видов информационных ресурсов (ИР), к которым относятся интегрированные банки данных (ИБД), банки электронных образовательных ресурсов (БЭОР), порталы дистанционного обучения (ПДО), а также электронные библиотеки. Переведенные в электронную форму и сведенные в общую систему ИР приобретают статус стратегических ресурсов с качественно новым уровнем производства, хранения, организации, копирования и распространения самой разнообразной информации (текста, графики, аудио, видио, и др.), обеспечив ей широкое и эффективное использование на благо всего человечества.
       Электронная библиотека МИДО создана в 2006 году на базе ранее существовавшей системы электронной поддержки учебного процесса в МИДО на CD - ROM и представляет из себя комплексный постоянно пополняемый ресурс разнородных по своей сути, но единых по своему назначению – обеспечению высокого качества подготовки инженерных кадров, электронных средств поддержки образовательного процесса.

СТРУКТУРА БИБЛИОТЕКИ

       Электронная библиотека МИДО (Mido e-library) размещена в корпусе 11 – А БНТУ на двух библиотечных серверах в к. 109-А и 404 и включает в себя Банк электронных образовательных ресурсов (ЭОР) дистанционного образования (ДО), раздел аудиофайлов – Сонотеку, специальный раздел для преподавателей, систему электронной поддержки учебного процесса в МИДО на CD – ROM, систему доступа к ЭОР и диссертациям Национальной библиотеки РБ и раздел мультимедийных ЭОР (рис. 1)

1. Элетронный банк ДО основан в 2001 году и содержит подборку ЭОР по всему комплексу разделов дистанционного образования, включая:
- аналитический обзор систем дистанционного образования (СДО) и их программных оболочек;
- теория ДО;
- методика и технология ДО;
- экономическая эффективность СДО и др.

Навигация в Банке осуществляется с помощью встроенной в сервер поисковой системы по названию ЭОР либо по ключевым словам.

2. Сонотека включает в себя звуковые образовательные файлы, которые пользуются все большей популярностью, особенно у людей с ослабленным зрением: лекции российских университетов по гуманитарным наукам, курсы по иностранным языкам, образовательные порталы, «говорилки» типа Tom Reader и др.

3. Специальный раздел в основном предназначен для преподавательского состава МИДО и БНТУ и включат в себя следующие рубрики:
- тематические электронные библиотеки, например, по информатике, экономике, менеджменту РБ, России, Европы и др.;
- перечень конференций, съездов, школ, симпозиумов и др. научных мероприятий;
- переводчики с иностранных языков (PROMT, Lingvo и др.), а также электронные редакторы машинных переводов;
- отчеты НИР, аналитические тематические обзоры, статьи;
- поисковые системы, включая и «говорящие» поисковики типа Speegle Speak, а также методики оптимизации поиска в Сети.
- сотовая связь. Вред здоровью от мобильников и мониторов ПК;
- электронные издательства типа proza.ru, «самиздат» и др.
- образовательные социумы. Совместный сертификат.
- защита и реализация интеллектуальной собственности;
-генная инженерия, киборги, нанотехнологии, чипзация, торсионные поля и другие составляющие научно-технического прогресса;
- роботизация образования и быта;
- компьюторы будущего: карманник и наладонник;
-трансформация роли педагога вуза, мультимедийный педагог. Старение: проблема или достижение?
- мудрость как альтернатива здравому смыслу;
- труды сотрудников МИДО.

4. Система электронной поддержки образовательного процесса в МИДО на CD – ROM включает в себя множество ЭОР и КУММов на компакт-дисках, к которой имеют непосредственный доступ все студенты МИДО. Каждому студенту, начиная с первого курса, закачивается на его диск полный объем образовательной информации в соответствии с его специализацией: программное обеспечение информационных технологий, автоматизированные системы управления, экономика предприятий и др.

 

5. Система доступа к ресурсам Национальной библиотеки РБ впервые позволяет абонентам Библиотеки МИДО с библиотечного сервера (к.109-А, корп. 11-А) получить удаленный доступ не только к систематическому каталогу главной библиотеки Республики, но и выбрать через электронный каталог (www.diss.rsl.ru) для последующего заказа требуемую полнотекстовую электронную копию диссертации, защищенной в России, начиная с 1985-года.

6. Мультимедийный раздел Библиотеки - это сравнительно новый перспективный раздел, который предназначен для оказания помощи преподавателям МИДО и БНТУ в широком освоении ММЕД – технологии в ежедневной педагогической практике. Такой раздел пока лишь содержит ресурсы по физике, теории управления, информатике и некоторые другие ЭОР, скачанные из открытых тематических образовательных порталов Cети типа www.allmath.ru, а также приобретенных из других библиотек и учебных компакт – дисков.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

По своему характеру это человеко-машинная система(рис.2), включающая в себя библиотечный сервер и менеджера-оператора, обслуживающего заявки кафедр и ответственного за обновление банка ДО, а также взаимодействующего с поисковой системой сервера и электронными каталогами. Кроме этого менеджер по мере необходимости может свзываться через Интернет с виртуальными центрами повышения квалификации.
Центральным ядром банка ДО является множество кафедральных электронных учебно-методических комплексов (УМК), содержащих главным образом открытые Интернет-ресурсы. При этом пользователи: научные работники, преподаватели, магистранты и студенты могут не только ознакомиться с нужным источником, но и скачать их для личного пользования.
 

В основу концепции банка ДО были положены следующие основные принципы:
- разноформатность хранимых объектов. Извлечение метаданных осуществляется из электронных документов различных форматов: DOS, HTML, TXT, Postscript, PDF, Ascii и др., а также электронных изданий, построенных в соответствии со спецификацией IMS, архивы в формате ZIP, RAR и т.д., а также приложений в форматах EXE либо COM c доступом к документам через протоколы FTP, HTTP, Gogher, NTTP и др.

-сохранение извлеченных данных на сервере (в файловой системе) в соответствующих рубриках (например, экономика предприятий, основы менеджмента, культурология и др.)

-обеспечение пользователям открытого онлайн и офлайн, а также авторизированного доступа (к документам, защищенным авторским правом)

-предоставление возможности пользователям как простого, так и сложного с использованием метасистем поиска с помощью менеджера-оператора.

-пополнение и обновление коллекции хранимых в банке документов по результатам анализа запросов кафедр.

-раздельное хранение описаний информационных объектов (электронного каталога) и самих объектов путем систематизации информации по алфавиту, по дисциплинам кафедр либо по ключевым словам.
-создание ежегодных сборников твердых копий документов по актуальным повторяющимся запросам основных групп пользователей.
Начальный опыт использования Банка показал, что приведенные принципы позволяют достаточно эффективно и полно удовлетворять самые разнообразные запросы пользователей, которые, как правило, не ограничиваются только УМК. Соискатели, например, активно посещают электронный каталог авторефератов диссертаций, тематические виртуальные библиотеки, патентные базы данных и т.д. Всем желающим публиковаться в электронных изданиях и СМИ предоставляется впервые реальная возможность разместить свою статью в оригинале, например, на портале proza.ru, в Computer Journals, Электронной газете и др. Помочь преодолеть пресловутый языковый «барьер» помогает набор трансляторов, а также электронные редакторы переводов.
Перспективным, на наш взгляд, является возможность преподавателей организовать самообучение и даже переподготовку на базе бесплатных виртуальных центров повышения квалификации, выход на которые можно получить с помощью менеджера-оператора.
Бесспорно, что структура информационного обслуживания и его функциональные возможности будут совершенствоваться в соответствии с растущими постоянно требованиями информационного обеспечения образовательного процесса МИДО для приближения качества обучения студентов к мировым стандартам.

Связаться с нами можно по т-нам: 331-34-17 и по e-mail: koi16@yandex.ru.