Памяти дяди Васи

Аркан
Десять лет назад мой друг организовал автосервис... Просто так, для себя - чтоб не стоять в очереди и не заглядывать просительно в глаза слесарям. Ну и для других тоже, причем чтобы цены - умеренные, а качество - отличное. Чтобы все радовались... В ту пору ему казалось, что это возможно, нужно лишь приложить немного усилий.
       К рабочим были следующие требования: не напиваться на работе, не приходить с похмелья и не брать деньги с клиентов себе в карман - вот и все нарушения гражданских прав.
       Очень быстро появился у нас свой клиент-завсегдатай. И вроде - всем довольный. Однако, когда сам хозяин пользовался услугами ссобственного сервиса, почти все его не устраивало. Может быть, это природная избалованность? Ну в самом деле, разве так уж важно, чтобы прикручены были все колеса? Или что за беда, если свежее масло зальют, не закрутив сливную пробку. А след на капоте от забытой на крышке воздушного фильтра головки на 27? - он ведь только украшает автомобиль, да и с чужим не спутаешь. Ступичную гайку с левой резьбой не без труда отвернули "против шерсти", а потом надели обратно, и полгода он ездил с практически незакрепленным колесом.
       Обидно! Сам же их породил, а они норовят его угробить. Друзьям и знакомым, которым довелось пользоваться услугами его сервиса, и мне в том числе, тоже как-то не везло. Он все недоумевал: если они ему так умеют угодить, то как же они посторонних-то обслуживают?
       ...Теперь автосервиса у него нет, и слава Богу. Что может - делает сам, что нет - в весьма дорогом техцентре. И не боится, что после ремонта на ходу отвалится колесо. А его бывшие работники все стали руководителями. Чего? Автосервисов, конечно.
       Резюме. Эти яйца всегда были тухлыми. Работники все делали плохо не специально, они просто не умели по-другому. И не только они. Возьмусь утверждать, что большинство провинциальных автосервисов именно такие. Часто - хуже.
       Подавляющее большинство исполнителей на автосервисах средней руки - это необразованный, необязательный, безответственный, зачастую полупьяный люмпен. Люди способные и знающие не задерживаются в нижнем звене, их не хватает в руководстве. Обучать же персонал невыгодно, так как после обучения он, скорее всего, разбежится на вольные хлеба. Платить ему достойную зарплату не получается по причине низкой рентабельности ремонтных работ и высокой стоимости аренды. Пролетарии же ничего не боятся. Уволившись с одного места, они моментально приживутся на другом.
       Но при всем при этом на автосервисы почему-то не распространятся правило про грабли, на которые только бледнолицый наступает дважды. Несчастный клиент может два, три и более раз приезжать к одному и тому же "мастеру". Чтобы он исправлял все поломанное в ходе предыдущих починок.
       Автомобилист, который может себе позволить не менять масло самостоятельно, но не принимающий душой тарифы фирменных станций техобслуживания, вносит свою лепту в разведение этих "специалистов". Особенно когда бежит к ним, минуя менеджеров. И все верит, что где-то ждет его тот самый смекалистый "дядя Вася", о котором столько песен спето и легенд сложено. Только все это в прошлом. Дядя Вася, служивший спасением первых поколений автомобильных собственников, давно умер от инфаркта, не выдержав темпа и качества перемен. Его старый, верный "Москвич-412" давно разбили внуки и бросили догнивать в кювете. А в сарайчике, где исправлялись любые поломки, открыт пункт скупки цветных металлов.