Z-мир. 2. Цивилизация и стремление к совершенству

Виктор Сорокин
2. Наша цивилизация и стремление к совершенству


Из всех возможных интересов людей один занимает особое положение по значимости – это стремление к совершенству.


Стремление к совершенству в одной-двух сферах деятельности – случай нередкий. Но даже когда Чехов писал, что в человеке «всё должно быть прекрасно», то в это «всё» он включил всего три субстанции: тело, душу и мысли. Но ведь это всего лишь маленькая толика от всех субстанций (сторон) человека! При узкой профессиональной специализации, практикуемой в современном мире, даже выдающиеся достижения, если они сделаны лишь в одной области человеческого бытия (или субстанции) не позволяют дать высокую оценку личности в целом (снисхождения заслуживают разве что люди, совершившие высоконравственные поступки, однако один лишь нравственный героизм обеспечить устойчивое поступательное развитие цивилизации не способен). Люди, добившиеся высоких результатов в чем-то одном, обычно никчемны во всем остальном. Первоклассный профессионал, как правило, похож на плохой автомобиль, в котором только один узел (например, двигатель) сделан добротно. Впрочем, в отношении автомобиля люди прекрасно понимают, что есть отличный автомобиль, а вот в отношении самого себя…


Попытаемся распространить принцип стремления к совершенству на ВСЕ субстанции человека, на каждый целевой продукт и на каждый элемент его деятельности. Тогда окажется, что характеристики такой кибернетической модели человека, общества и мира (я называю его Z-миром) имеют с сегодняшней человеческим миром (или А-миром) мало общего. Можно даже сказать, что два указанных мира оказываются антиподами. Так, если в Z-мире нет ничего проще, как каждому и всем жить счастливо и в достатке, то в А-мире такая цель для подавляющего большинства людей все еще остается недостижимой.

Системное ВЗАИМОдействие этических, интеллектуальных и управленческих (кибернетических) критериев порождает систему ценностей и критериев (Z-ценности), кардинально выходящих за пределы общеизвестных (А-ценности).

Самыми определяющими Z-ценностями, в моем представлении, являются:

1. Принципиальное отрицание своего совершенства во всем;

2. Стремление к ПОЛНОсистемному совершенству и своего Я, и производимого продукта, и технологии реализации целей («производства»);

3. Сознательная ревизия ВСЕГО своего знания, включая логику мышления;

4. Использование специфического критерия истины (см. главу Критерий истины).

5. Посильные усилия в обеспечении вечного существования человечества (и, следовательно, в обеспечении полноценной собственной семейной жизни). (Замечу, что перестановка местами этих двух целей уже не обусловливает их взаимозависимости: забота о полноценной семейной жизни совсем не обязательно увеличивает устойчивость развития человечества.)


Сопоставим два мира (А и Z) – с позиции Z-ценностей. Заодно наметим и основные характеристики Z-цивилизации, которая, надеюсь, все-таки когда-нибудь придет (должна прийти!) на смену сегодняшней.


В области духа. Поведение А-человека определяется системой потребностей (и инстинктов), выбранными НЕ ИМ самим, а привнесенными в его сознание извне. Поведение же Z-человека определяется, в первую очередь, ценностями и установками, выбранными им САМИМ.

В области этики. В А-мире господствует безжалостная конкуренция, нередко с применением любых средств. Конкуренция же в Z-мире имеет лишь игровой и воспитательный характер, а отношение к другим людям определяется, в первую очередь, степенью их ответственности перед семьей и обществом.

В области сложного труда. В А-мире ценность работника определяется, в первую очередь, его знаниями, в Z-мире – его умением; А-человек обычно узкий профессионал, Z-человек подготовлен разносторонне.

В области потребления. Потребность человека превзойти себе подобных имеет великое множество разновидностей и форм проявления (властолюбие, тщеславие, конкуренция, спортивный азарт, соревнование, ревность и т.п.) и является едва ли не самой главной для А-человека. Именно эта потребность (если она у человека имеется) стимулирует безудержный рост и многих других потребностей. А-человеку нужно выглядеть самым богатым, самым сильным, самым умным, самым красивым, а то и самым добрым. И т.д.

У Z-человека эта потребность трансформируется в превосходство (победу) над самим собой и над негативными силами природы и общества. Или иначе: удовольствия являются не стержнем жизни, а приравой к ней.

В области интеллекта. А-человек в редких случаях ставит себе задачей совершенствование своего интеллекта, и если ставит, то лишь в отношении какой-то одной сферы умственной деятельности. В Z-обществе развитие интеллекта в разных областях деятельности является непременной задачей каждого человека.

В области управления. Современные работы по управлению мне больше напоминают художественные произведения, нежели серьезную науку. Да и само слово «управление» используется как синоним слова «власть», которая является скорее антиподом управления. Настоящее управление начинается со знания методики построения самОй конечной цели (и сверхцели).

В области экологии. А-человек относится к природным ресурсам как к безграничным. И даже защитники экологии своими действия больше наносят вреда, нежели пользы. В Z-мире используются только восстановимые природные ресурсы, а экономика развивается в основном по замкнутому циклу.

В области образования. В А-мире отсутствует обучение самой главной профессии – быть полноценным ЧЕЛОВЕКОМ. В Z-мире это является задачей всеобуча первостепенной важности, охватывающей не только вопросы приобретения профессиональных знаний, но и организации семейной жизни, воспитания детей, обеспечения безопасности жизни, экономного ведения домашнего хозяйства, бесконфликтного общения и т.д.

Другие сопоставления будут приводиться в процессе изложения материала. А пока вернемся к характеристике А-человека.

***

Интересно приоритетное отношение между потребностями, привнесенными в сознание извне, и потребностями, порожденными сознанием по собственной инициативе. Противоречие между этими двумя видами потребностей столь велико, что делает почти невозможным их одновременное удовлетворение. Основной причиной такого непримиримого противоречия является наличие у А-человека потребности в превосходстве над другими людьми (которая с позиции Z-ценностей является просто абсурдной). Хотя потребность в превосходстве весьма тесно переплетается с другими потребностями и не сразу поймешь, какая из потребностей является средством, а какая самоцелью, тем не менее одно понятно: для удовлетворения потребности в духовно-интеллектуальной деятельности превосходство над другими людьми не является нужным. А вот, к сожалению, для достижения превосходства, власти и т.п. умственная деятельность является весьма важным средством. (Здесь остается надеяться только на то, что рост интеллекта может привести к пониманию нелепости потребности во власти.)

Подытожим: у властолюбивого А-человека умственная деятельность есть слуга его психики. У Z-человека разносторонняя умственная деятельность есть наиважнейшая самоцель, а ее наличие является первостепенной потребностью. Описанное соотношение между двумя видами потребностей и легло, на мой взгляд, в основание известного афоризма Сократа: «Люди живут, чтобы есть; я же ем, чтобы жить».

***

Одной из характеристик А-человека является то, что он, как правило, доволен самим собой, своим Я. Конечно, он может сетовать на свои внешность, здоровье, характер, память, иногда даже на знания и профессиональные навыки; исключительно редко он выражает недовольство своим интеллектом, и НИКОГДА – своей системой ценностей (а если такое вдруг случается, то он фактически выпадает из А-мира).

С кибернетической точки зрения сущностное свойство А-человека состоит в том, что он (его Я, его цели) является ОДНОЗНАЧНОЙ функцией обстоятельств (генетики и воспитания). А-человек реализует ту программу, которую в него заложили. Программа эта может быть плохой или хорошей, но отступить от нее А-человек не может (возможно, поэтому Л.Толстой утверждал, что нет в мире виноватых, коли всё предопределено). И не в том беда, что программа может оказаться плохой, а в том, что и в случае хорошей программы сам А-человек в ее выработке не участвует. Следовательно, направление "развития" А-цивилизации предопределено, причем, как об этом пишут многие аналитики (в частности, М.Веллер) – в сторону самоуничтожения. А всё возрастающий темп технического прогресса спасти человечество от гибели не может, ибо и этика, и логический интеллект и особенно управленческий интеллект А-человека по существу не меняется. Когда же водородной бомбой забавляются безответственные политики, то рассчитывать на поступательное развитие цивилизации отнюдь не приходится. Кстати, помимо термоядерной войны, над человечеством висит и множество других угроз, среди которых такие явления, как: радиоактивность при техногенных катастрофах, мировой терроризм, использующий средства массового уничтожения, повышение температуры атмосферы Земли, озоновые дыры, уничтожение лесов и существенное сокращение мирового генофонда, полное истощение невосполнимых ресурсов, наркотики, СПИД, генетическое преобразование продуктов питания и как следствие активное наступление рака, загрязнение мирового океана и как следствие почти полное уничтожение рыбных запасов, подделка пищевых продуктов и медикаментов и другие. (Замечу, Z-мышление легко находит решение каждой из этих «неразрешимых» проблем.)

Беспомощность А-цивилизации в попытке вырваться из черной дыры объясняется, прежде всего, не подлежащей пересмотру самоуверенностью А-человека в совершенстве своего мыслительного аппарата.


Фундаментальное положение кибернетики утверждает, что информационно и по числу возможных состояний управляющая система должна быть богаче управляемой. Без этого условия последняя гнет свою линию. Это условие кажется парадоксальным при попытке человека управлять самим собой. Действительно, так как Я А-человека неразделимо, то и управлять самим собой он не способен – у него нет "царя" в голове. Вместо "царя", управляющего, у него в голове диктатор – в виде заложенных психофизиологических потребностей (ПФП).


Но ситуация кардинально меняется с обособлением в сознании человека над-Я, которое не занимается мелочными потребностями, ибо лишено чувств. Но над-Я формирует общие директивы поведения человека. Чтобы над-Я было способно к выполнению управленческих функций, оно, помимо специфических целей, должно иметь еще соответствующее "образование": уметь исчислять степень доброты и зла, красоты и уродства, ума и глупости, интеллекта и тупости, истинности и ложности, порядка и беспорядка, смысла и бессмысленности, степени важности и еще очень многих характеристик любых поступков и вещей. Например, невозможно повысить свой интеллект, не умея определять его уровень, сравнивать его с интеллектом других людей.

Кроме того, развитие отдельно взятого элемента любой системы (в частности, человека) существенно зависит от развития остальных ее элементов. И только системное, гармоничное саморазвитие открывает перед личностью путь (пока всего лишь путь) и к абсолютному совершенству во всем, и к вечности. Установка на гармоничное, полносистемное саморазвитие выводит человека из А-общества. И не важно, докуда он дойдет по этому пути; важно, что он шагнул в иной мир.


Все современные научные знания, похожи на концентрации логической упорядоченности в бесконечном хаосе непознанных вещей и явлений. Но непознанное всегда бесконечно шире познанного. Поэтому на своей периферии любое знание настолько засорено непонятностями, расплывчатостью и неполнотой информации, что теряет свою точность и эффективность. А если еще учесть узкопрофессиональный характер знания А-человека, то можно только удивляться тому, что между людьми существует хоть какое-то взаимопонимание. К счастью, в А-мире существует огромное множество отшлифованных временем и проверенных практикой алгоритмов поведения и устоявшихся традиций, которые облегчают решение этой задачу.

Беда состоит, однако, в том, что система алгоритмов крайне консервативна, а обстоятельства меняются чрезвычайно быстро (особенно с середины ХХ века). Сегодня множество факторов угрожают жизни миллионов людей, а то и всему человечеству, но лишь редчайшие люди видят их опасность и говорят об этом. И никогда теперь А-сознание не сможет прийти в равновесное соответствие с обстоятельствами, ибо оно больше неспособно ими управлять. (И это вызывает у меня большое беспокойство.)

Хочу еще раз остановиться на отсутствии в А-цивилизаци квалифицированного управления. Из-за незнания сути управления народы выбирают правителей, властителей, а не управляющих, в результате чего государство всегда превращается в аппарат диктатуры, где не государство для общества, а общество для государства. А это означает, что А-цивилизация обречена оставаться цивилизацией рабов и тиранов. При этом 99% принимаемых государством решений противоречат цели развития общества, а оставшиеся 1% являются далеко не оптимальными. Темпы экономического развития в десятки, а научно-технического – в тысячи раз ниже возможных. А темпы роста социальных противоречий несоизмеримо (на порядок) опережают темпы выделения средств для их разрешения.

Тем не менее выход из этой, казалось бы тупиковой, ситуации, на мой взгляд, все-таки возможен.

***

Идею иной организации сознания (следовательно и всей личной и общественной жизни) я стал разрабатывать еще в конце 60-х годов и более активно в 70-е годы – с освоением основ кибернетики. Разумеется, с использованием находок десятков мыслителей в самых разных областях знания. Суть идеи состояла в полном пересмотре (ревизии) человеком своего понятийного знания, а именно: сначала полностью «отбросить», а затем воссоздать его заново, но теперь уже строго научно, придерживаясь принципа: очередная порция знания прибавляется к отревизованному только в том случае, если она не противоречит уже воссозданному.

Изначально вопрос состоял только в том, какое знание и почему именно его взять первым, за базу. В сердцевину лично своего базового знания я положил понятия сомнение, систему, цель, истину, вещь, ценность, причем нередко с содержанием, существенно отличным от общепринятого.

И вот после создания этого базового знания неожиданно для меня самого началась "цепная реакция": воссоздаваемое знание почти однозначно указывало, какое знание брать следующим и включать его в отревизованное память-знание. В итоге все (в том числе и еще не известные) вещи и явления в мире уложились в стройную саморазвивающуюся и саморазрастающуюся систему (эта возможность была реализована благодаря введению функции построения нового знания). Таким образом, в новой системе знания в неявном виде содержатся и все будущие научные открытия и изобретения. Например, на одной ветке моего дерева знания "висят" все придуманные мной варианты турбин, которые когда-либо будут "изобретены" на сегодняшнем множестве известных законов природы и свойств материи. И мне изобретать их уже не надо; а изобретать мне надо лишь наилучшие алгоритмы поиска наилучшей турбины для выполнения заданной функции. Впрочем, я освобожден и от этой работы, так как существует другая ветвь знания, на которой "висят" алгоритмы поиска, а на третьей – методы оптимального поиска... Это означает, что Z-знание с большей вероятностью дает наилучшие решения любых проблем (правда, пока только для меня и на базе известных мне свойств материи).

Конечно, пока Z-знание я обрисовал весьма аллегорически. Чтобы построить его и овладеть им в достаточной степени, нужно затратить (лучше всего в школьные годы) от трех до пяти лет учебного времени – ведь по ходу дела нужно вникнуть в суть нескольких десятков наук!


Может ли Z-знание осчастливить (в обычном смысле этого слова) человека? Скорее всего нет, ибо Z-знание делает человека, владеющего Z-знанием, одиноким в этом мире, в этой цивилизации, поскольку почти никто не разделяет его взгляда на мир и его понимание мира. Более того, мало кто способен увидеть преимущество уже готовых теоретических Z-решений перед обычными, и только практический результат (для чего нужны немалые средства) может выявить неоспоримость этого преимущества.


Зато Z-знание приносит истинное наслаждение тому, для кого Истина (и Чудо) важнее самой приятной лжи (и самообмана). Конечно, даже абсолютно полное и эффективное знание не является достаточным условием для быстрого улучшения окружающей жизни – нужен еще и труд, а самое главное – материальные ресурсы, развитие которых подчиняется объективным законам. Тем не менее, при равных ресурсах и одинаковых условиях труда результаты труда (соответственно и прибыль) двух работников с разными типами знания могут разниться в десятки раз (мои многочисленные эксперименты подтверждают этот факт).

Z-знание выталкивает человека из А-цивилизации, но выталкивает в сторону цивилизации далекого будущего – с совершено иными этическими, моральными, эстетическими, интеллектуальными, управленческими, духовными и педагогическими критериями. Z-человек живет не только здесь и сейчас, но и в бесконечно далеком будущем ВМЕСТЕ со всеми себе подобными в выжившей ветви человечества. Я искренне верю, что наступит время, когда Z-цивилизация придет-таки на смену А-цивилизации.


Чтобы не заканчивать эту главу на мрачной ноте относительно А-цивилизации и воздать ей должное, напомню, что все те ценности, которые положены в основание этой книги, родились в недрах этой самой А-цивилизации. Можно сказать, что умные люди рождаются из дураков.