Метростроевцы

Виктор Свиридов
       «Метростроевцы», так бы в духе названий советского времени я назвал бы этот мини-спектакль. Был же когда-то спектакль «Сталевары»!
 
       1995 год... Самая середина «послесоветского» десятилетия… Безработные кандидаты наук, случайные заработки, сомнительные сделки, ненадёжные договора...
А моему другу повезло. НИИ, в котором он работал, вдруг получил метростроевский заказ. И друга моего назначили «почти главным ответственным исполнителем» этого заказа. Тут надо сразу пояснить, что НИИ этот полвека работал на авиацию и всегда находился в авиационном ведомстве. Но ещё не отгремела перестроечная «конверсия» и по этой самой конверсии авиационный НИИ, который ещё недавно изобретал и изготавливал жаропрочную обшивку для космического «Бурана», теперь занимался вопросами металлоконструкций для строительства метро… Более того, этот НИИ был определён головным в этом вопросе и мог размещать заказы на других предприятиях.
       Итак, как говорится, с неба сразу под землю!
 
       Вот в этот период я приехал к другу в его НИИ (режим в ту пору уже ослабел, и было достаточно просто заказать пропуск)
       Мы обсуждали свои проблемы, и тут телефон прервал нашу беседу. Друг снял трубку и сразу стал кричать, что договор их НИИ выполнил полностью, а монтаж подземных ангаров в договор не входит...
       Далее из разговора мне стало ясно, что через пять дней должно состояться торжественное открытие новой ветки метро, а указанный монтаж на нескольких станциях никак за пять дней не сделать... Заказчик требовал, потом просил и умолял, предлагал новый договор и хорошие деньги... Однако мой друг был неумолим:
       «Да не нужны нам Ваши деньги, не нужен миллион, тем более, что платите не деньгами, а векселем «Менатепа»! Никто не возьмётся за эту работу! Мы Вас предупреждали, а теперь, когда мы всё выполнили, Вы говорите о взаимовыручке! Нет, нет, нет...»

       И тут я, уловив слово «миллион» замахал на друга руками и шепчу: «Отложи разговор на пять минут!»
       Друг, о котором я рассказываю, это настоящий друг. Сорок лет дружбы позволяют это утверждать.
       Это к тому, что я за пять минут уговорил друга переменить решение и согласиться на просьбу «Метростроя» смонтировать подземные ангары на пяти станциях. Друг согласился, поверив мне на слово, что я быстро найду бригаду, да и банковские дела возьму на себя.
В моём решении не было переоценки сил. К 1995 году мы научились если не жить, то выживать! К тому же у меня было знакомство с одним майором инженерной службы. Эта служба тоже хотела жрать и искала работу…
       Короче, майор выделил бригаду из солдат, и мы составили что-то отдалённо напоминающее договор… Так мы стали "метростроевцами" и начали работать.
       Сначала всё шло хорошо… Утром из города Жуковского приходила машина с фрагментами будущих ангаров, эти металлические конструкции мы спускали вниз на эскалаторе, перетаскивали в подготовленные ниши, где и превращали в нужный объект. Шли последние дни перед пуском линии метрополитена…
 
       И вот наступил день ИКС. День пуска линии! На одной из станций (а может и на двух) присутствовал сам Лужков. Ура!!!
А мы в этот день приняли очередную машину с металлом на станции… Нет, язык не поворачивается назвать эту станцию Московского метрополитена! (До сих пор с дрожью в коленках ступаю на её эскалатор).

       В этот день эта станция впервые открылась для москвичей… А мы, с устного разрешения работников метро, должны были спустить по эскалатору железные листы размером 2,5 х 2.5 метра… А метро уже работает! Вверх и вниз по эскалатору едут вереницы первых пассажиров…
       Нам выделили резервный левый крайний эскалатор. Ещё вчера рабочие спускали первую партию этих листов по центральному эскалатору. А сегодня… Лист упёрся в полукруглый арочный свод в самом начале спуска! Слава Богу, работник метро, управлявший процессом спуска, быстро остановил эскалатор. Но изогнувшийся деформированный лист уже успел прижать одного рабочего к стенке…
       Другие стали лихорадочно освобождать своего товарища. Именно в этот момент меня вызвали из помещения дежурного, откуда по телефону я звонил на фирму, отправляющую нам металл…
       Только я выбежал из дежурки, вижу: рабочие выдернули металлический лист (напомню: это квадрат 2,5 на 2,5 метра!) И отшвырнули его на парапет эскалатора… И этот лист заскользил вниз по парапету, срезая красивые светильники… А навстречу ему снизу уже поднималась очередная группа пассажиров! Сейчас этот лист, как бритвой, срежет не только светильники, но и пассажиров... Не скрою, во мне всё похолодело...
Комментарии излишни…

       Провидение спасло пассажиров и нас, грешных.
Лист, срезав третий светильник, замедлил ход и застрял на четвёртом…

       А потом было много чего… И следователи милиции, и следователи прокуратуры, и бесконечные объяснения и протоколы... И всё это длилось несколько месяцев...
Пострадавший парень попал в больницу, и мы с другом большую часть наших денег отдали ему на лечение. Парень не стал возбуждать против нас уголовного дела. (Это и без него сделала прокуратура…) Забегая вперёд скажу: произошло чудо, и мы отделались нелёгким испугом!

       Вообще-то в этой сделке всё было в нарушение правил. Военные, которых выделил майор, работали незаконно, да ещё используя казённое время и казённую машину… акта об инструктаже по технике безопасности не составлялось… никаких прав на работу под землёй ни у кого не было (разве что у меня, ведь в далёкой молодости я работал на шахте)… И договор на проведение работ был оформлен не так, и поздно… И т.д., и т.п. ….

       Кстати, и банк «Менатеп» знал своё дело туго: отхряпал половину вексельной суммы… Если Вы, читатель, хоть немного знакомы с системой распределения договорных сумм (и знаете слово «откат»), то Вам ясно, что до исполнителей работы доходит очень малая часть суммы, от оговоренной в договоре…

       Одним словом, мы еле ноги унесли, и были счастливы, что хоть в тюрьму не попали (и за это спасибо!)
……………………………………………………..
………………………………………………………
       Однако история будет неполной, если не покажу финала «стройки века»… Ведь после несчастного случая и прокурорских проверок наши военные рабочие отказались продолжать работу… (Наверно и майора начальство прижало…)
       Ну а как же слово, которое я дал другу? Хочешь – не хочешь, а работу надо было завершить, даже под прессом начавшихся прокурорских проверок!

Не помню уж, как я додумался предложить продолжить эту работу Диме.

       ...Дима... Я знал его мальчиком, учеником физматшколы при МИФИ. В середине восьмидесятых я много раз водил их школьную компанию в байдарочные походы, и мы остаёмся друзьями по сей день…

       Дима отслужил в погранвойсках, причём в самое кошмарное время: землетрясение в Армении и всё с этим связанное… вчерашний школьник разбирал завалы и стрелял в мародёров… А после дембеля ему предложили служить в технической службе ФСБ. При этом бесплатное заочное обучение в ВУЗе. Так Дима стал прапорщиком ФСБ. Но денег платили очень мало, а появилась семья, дети… Ночами Дима подрабатывал извозом на старенькой машине… Именно так я его встретил: проголосовал, сел в машину и… привет тебе, Дима!
       В результате этой встречи на поприще Метростроя военно-инженерную службу сменила аналогичная служба ФСБ.
Однако теперь нам разрешили работать только ночью, когда в метро нет пассажиров.

       И вот наша бригада, состоящая из четырёх ФСБешников и пятого гражданского (меня) мчит на машинке по ночной Москве к месту работы.
       Вдруг сзади догоняет милицейская машина и в громкоговоритель (т.е. в матюгальник) очень грозно орёт, чтобы мы немедленно остановились, а то они откроют огонь из автоматов!

       Кто-то из наших говорит: «А ну этих ментов, и так опаздываем, давай оторвёмся...»
А кто-то отвечает: «А ведь эти дураки и правда будут стрелять… надо остановиться… А у кого «ксива» при себе?»
       Выяснилось, что «ксива» только у водителя. Значит ему и отдуваться…
Пока идёт разговор менты озверели совсем: бах-бах…
«Стой!!! Стреляем на поражение!!!»
       Машинка наша тормозит, водитель выскакивает, руки сразу на капот и кричит подбегающему милиционеру: «Волына в правом кармане, ксива в левом!»
Мент, обыскав водителя и проверив его ксиву, нас проверять уже не стал: «А, конкурирующая организация, мать вашу в... хрен с вами, езжайте!»
       
       Мало кто помнит: в то время между МВД и ФСБ была вражда (не меньше, чем между Динамо и Спартаком)

       Очередной спектакль нашего театра закончился вполне в стиле «Хеппи-энд»:
и живы остались, и под суд не попали, и даже в конце концов какие-то денежки смогли получить!

       Спектакль 1995 года окончен. Занавес опущен.
       Только вот не слышно аплодисментов.