Да прибудет свет в вашу душу..

Анна Михневич
С древнейших времен и по настоящий день религия занимает одно из главенствующих положений в устройстве каждого государства и в жизни любого общества, поскольку религия проникла в механизм возникновения, существования и развития как государства и общества, так и простого человека.
Религии или вероучению свойственны как положительные стороны, так и отрицательные элементы. С одной стороны, религиозные учения способствуют укреплению духовной нравственности, моральных ценностей, развитию культуры и превращению общества в совокупность людей с высокоразвитым духовным содержанием.
Ярким примером послужит прежде всего христианство, которое базируется на 10 заповедях, данных Богом человеку. Мы знаем их все, но на первом месте безусловно стоят 3 заповеди, которые предание вложило в уста Моисея: «Бог наш, есть единый Бог. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всеми силами твоими», и «Возлюби ближнего твоего как самого себя».
Достаточно этих двух заповедей, чтобы охарактеризовать христианство как вероучение, воспитывающее в человеке доброту, нравственность, уважение и любовь к окружающим.
Как верно отметил А.Борисов, священник Русской православной церкви, протоиерей, кандидат богословия, кандидат биологических наук в своей статье «Десять заповедей – свод божественных законов для человека»(журнал «Российская Юстиция», 2002, № 3, стр.44): «…Бог дает человеку духовную способность идти против своей греховной природы в поиске жизни не по своей воле, не по своей маленькой и вечно колеблющейся правде, но по Воле и Правде Божией». А это ни что иное, как саморазвитие и путь к совершенствованию души и разума.
Если заглянуть в историю России и обратить взор на Древнюю Русь, то принятие христианства нашим государством способствовало повышению уровня культуры, формированию национального самосознания, развитию государственности и философско-богословской мысли. Церковное искусство оставило безусловно бесценные творения иконописи и музыки. Принятие христианства способствовало распространению грамотности и смягчению нравов.
Ярким примером может послужить небольшой этап в истории развития Северного Кавказа. В 1765г. в Осетии непосредственно в г.Моздоке была открыта школа, в которой осетинский народ обучали христианскому закону и российской грамоте. Как пишут осетинские историки, эта школа подготовила грамотных осетин, которые умели не только говорить, но читать и писать по-русски. Несколько позднее детей обучали и русской, и осетинской грамоте, а так же чтению церковных книг и церковному пению.
Рассмотрим мусульманство. Здесь прежде всего следует отметить, что слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», «мусульманство» происходит от арабского слова «муслим» - предавший себя Аллаху.
Предания гласят, что рождение Мухаммада (Магомета) было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). Это же христианские пророки! Здесь нет ничего странного. Ислам относится к так называемым авраамическим религиям, и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же пророков из Ветхого Завета, а так же Иисуса Христа как одного из них.
И если говорить о положительных сторонах ислама, то именно раннему исламу и шариату были присущи нормы, содержащие элементы милосердия, заботы о ближнем и о калеках. И в Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми» (8.48).
В созданной Мухаммадом (Магометом) религии отсутствует идеал человеческого совершенства. Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу.
С другой стороны, религия несет в себе и отрицательные элементы, особенно, когда речь заходит о научных и технических открытиях и творениях. Служители церквей боролись и борятся с инакомыслящими, с «неверными», «иноверными»и т.п., отстаивали такие взгляды и понятия, теории и обычаи, которые прогрессивному обществу с атеистическими взглядами казались закостенелыми, отжившими и препятствующими совершенствованию общего механизма.
Под особым вниманием церкви всегда в древних времен находилась медицина. До сих пор некоторые медицинские открытия вызывают негативную реакцию у представителей церкви. Так клонирование вызывает крайне отрицательные отклики у православных христиан: клонирование человека человеком есть узурпация прав Бога, а поэтому прямой сатанизм.
Католики имеют более конфессиональные мнения по данному вопросу и их прежде всего волнует вопрос: наследуется клонированными людьми первородный грех без полового акта; если наследуется, то каким образом он считается переданным.
Долгое время католическая церковная цензура запрещала книги на экономические темы, считая их богопротивными и опасными. В печати запрещалось упоминать о вращении Земли. Католические церковные власти насаждали мракобесие, считая, как говорил один из ватиканских прелатов – монсиньор Д Азелио, что «невежественным народом легче управлять».
Нередко религиозные правила, убеждения использовались для установления насильственным путем таких преобразований, которые были угодны прежде всего представителям духовной власти.
Светская власть и духовная власть постоянно борятся за первенство в управлении делами государства. Кроме того, существует борьба между православными христианами и католическими христианами за приоритетное воздействие на умы человечества.
Кроме того, церковные власти нередко оказываются не просто служителями Бога на земле, но и ярыми политиканами. Помимо спасения душ человечества, их интересовали и земные дела. Так, Джакомо делла Кьеза был избран римским папой 3 сентября 1914 г. и принял имя Бенедикта XV. В период своего папства он принимал активное участие в политических отношениях Ватикана с другими государствами для установления устраивающего его положения на политической арене, и за его симпатии к кайзеровской Германии получил прозвище «боше».
Вернувшись к исламу, хочу отметить, что в нынешнее неспокойное время особенно всех волнует понятие «священная война». Так в Суре 11 написано: «Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства…Если нападут на вас – купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных».
Здесь прослеживается связь с иудейскими законами о нормах поведения, которые Бог дал Моисею. Их характерная черта – соразмерность наказанию преступления: «Око за око, зуб за зуб».
Большая часть положений в Коране носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком. Многие установления тем не менее имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В результате возникли противоречивые и взаимоисключающие себя понятия и предписания.
Для обычного человека – верующего религия приобретает несколько иной смысл, и носит безусловно частный характер. Для него вера и религия в целом – спасательный круг в бушующем и непостоянном мире, где царят жестокость, корыстолюбие, безнравственность.
Только истинный православный способен испытать тот трепет, что он ощущает при посещении церкви, склоняясь перед святой иконой и поставив свечу. Замирает душа от понимания исключительной истины – ты пришел для общения с Господом.
Маленький колыхающийся огонек – вот, что верующий приносит в дар Богу. Свет своей души…Ясные мысли, просветленный ум, чистое сердце. Этот огонек – единственная надежда на спасение. Он освещает молитвы.
Только истинный католик понимает важность своего прихода в храм Божий, где он может окропить пальцы святой водой, перекреститься, словно открыв себя для Бога, преклонить колено, присесть на деревянную скамью и сложить руки в покаянии перед образом Господа.
Церковь, храм, собор для верующего – второй дом, где тебя ждут и примут в любом состоянии. Только здесь можно открыть свою душу и поделиться проблемами, страхами, горестями, не боясь непонимания и насмешек. Здесь есть возможность выговориться и вымолить прощения за грехи, лежащие на душе тяжким грузом. Только в доме Божьем можно получить освобождение.
Вера в существование Всевышнего дана для того, чтобы осознать миссию христианина – претворить замысли божьи на земле в реалии и сделать как можно больше хорошего. И долг христианина – любить Господа и соблюдать заповеди. Обязанность христианина – оказывать помощь нуждающимся.
Нам дается надежда для того, чтобы в трудные минуты не сойти с пути истинного. Любовью нас наделяют для того, чтобы она согревала душу и поддерживала вы минуты отчаяния во время трудных испытаний.
Если есть вера, то прилагаешь все усилия для достижения поставленных целей и задач, а если есть то, к чему стремишься, то имеет место движение вперед, саморазвитие.
Религия в конце концов помогает верующим осмыслить для чего живет человек.