Роль симфонии светской и духовной власти

Александр Клюшников
РОЛЬ «СИМФОНИИ» СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ



Несмотря на видимые перемены во внутренней политике России и укреплении ее международного статуса, значительные пороки государственного и общественного устройства остаются.
Это видно из того, что попытки модернизации в разных областях раз за разом проваливаются, инициативы не дают результата, как в вату уходит их энергия и порыв. Коррупция в обществе только нарастает, никак не реагируя на попытки борьбы с нею. Чиновничество безынициативно и пассивно, его стремления ограничены кругом только тех инициатив и решений, которые идут на пользу ему, чиновничеству. Попытки организовать общественный контроль за властью (например, в виде «Общественной палаты») мало что дают. Все это в сумме приводит к малой эффективности власти.
       Кроме того, к критичному порогу подошли и проблемы общества. Накапливаемые на протяжении десятилетий, сегодня они приводят к кумулятивному эффекту в своих последствиях, наиболее зримым из которых является демографическая ситуация. Налицо - отсутствие национальной идеи и неспособность светских властей ее сформулировать, восприятие западных, упаднических, ценностей и распад под их влиянием традиционных ценностных и моральных установок, следствием чего стали размытость национальной, культурной идентичности и отсутствие глобальных целей государственного строительства.
       Так же нельзя сбрасывать со счетов и те вызовы и опасности, которые несет глобализация. Процессы глобализации ведут к созданию глобального государства, откуда следует, что сегодня уже идет, может и неосознанно, конкуренция за то, какая именно страна станет тем «центром кристаллизации», вокруг которого и объединиться мир.
       Малая эффективность власти, на самом деле, возвращает нас к извечной проблеме: как в условиях господства меркантильных интересов, обеспечить приход в высшие эшелоны власти людей, руководствующих ценностями надындивидуального порядка.
       Иначе, перед нами сегодня стоит задача – конструирование такой системы власти, которая смогла бы обеспечить процветание России, ее гражданам в нашем сложном, противоречивом мире.
       В мировой истории мы можем четко проследить, что наибольшего могущества раз за разом добивались не самые сильные, самые богатые и самые умные народы – нет. Главенства в мире достигали лишь те, у кого была наиболее продвинутая система власти, и, как правило, она была наиболее революционна на тот момент. Это и демократия древней Греции, Рим с усовершенствованной по сравнению с греческой демократией, а затем империей, конституционная монархия в Великобритании, США со своей, переделанной и улучшенной в сравнении с греческими и Римскими образцами, демократией. Так что если мы хотим добиться величия нашей державы и использовать уроки истории, нам необходимо сконструировать свою, систему власти, ориентированную на национальные традиции, а не «передирать» в очередной раз, тупо и с маниакальным старанием, «лучшие западные образцы».
       Практический вывод из этого напрашивается следующий – нам нужна эффективная система государства и общества во всей их совокупности, в которой бы соблюдались, без перекоса в какую либо одну сторону, верные пропорции между соотношением прав и обязанностей, свобод, безопасности граждан и могуществом страны, свободного волеизъявления народа и эффективностью государства.
       Одна из подсказок по конструированию системы власти нам досталась из древности – это принцип «симфонии» светской и духовной властей. Впервые он был сформулирован в VI новелле Кодекса Юстиниана I Великого в 534 году: "Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах... Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода..." Но, к сожалению, со времен Юстиниана так и не удалось до сего времени во всей полноте воплотить принцип симфонии. И в Византии, и в Российской империи после весьма краткого периода существования «симфонии властей» мирская власть подчиняла себе церковь, превратившись на практике в «цезарепапизм». Но сейчас мы практически стоим перед фактом возможного начала ее воплощения в жизнь.
       Сегодня, имеются определенные предпосылки возвращения к истокам властных отношений российского общества. Светская власть, уже не дистанцируется от своей национальной традиции, поддерживает веру, помогает восстановлению храмов, возвращению христианских святынь, но в то же время старается не вмешиваться в дела церкви. Церковь же делает свое дело, не стремясь особенно контролировать государственную власть. Насколько продлится данное равновесие – неизвестно, но если удастся его сохранить и дальше, развивая в нужном направлении, то мы получим и равновесную симфонию властей.
На практике реализация принципа «симфонии властей» дает современной светской власти основной инструмент поверки ее решений – православную этику. Православие служило и служит культурным фундаментом, культурной средой нашей цивилизации и потому именно этим эталоном мирская власть должна мерить приемлемость целей и путей их достижения. Не в последнюю очередь и потому, что Православие, как культурный базис русской цивилизации, породило неизвестный более нигде в мире феномен национальной и веротерпимости, чему молчаливым свидетелем может послужить наличие многочисленных этнически нерусских народов, органично вошедших в ткань российской государственности. При этом нужно отметить, что ни один, даже самый маленький, этнос не был уничтожен, все сохранили свою самобытную культуру. Более того, выработавшийся веками особенный культурный менталитет заставил и приучил и представителей иных конфессий к толерантности, немыслимой для представителей этих конфессий (чему примеров достаточно каждый день) в иных странах.
       Церковь призвана помогать власти и направлять власть. Власть близорука, а церковь дальнозорка, поэтому только вместе они могут видеть и далекое и близкое. По отдельности они наполовину слепы. Но не нужно думать, что объединение церкви и государства (как это уже бывало в истории неоднократно) решит проблему полуслепоты. Наоборот, в таком тандеме обязательно возьмет верх кто-то один, а значит, иная возможность видения исчезнет. Так было в Российской империи, где была потеряна дальнозоркость церкви, превращенной в министерство, поглощенной близоруким государством. Так происходит в теократических государствах Азии, где государство поглощается религией. Здесь необходимо равновесие, так же, как и при соблюдении баланса интересов и прав личности и общества.
Другой задачей Православия может быть и помощь государственной власти в определении долгосрочных приоритетов и задач государственного строительства. Учитывая то, что стремительно глобализирующийся мир все больше объединяется, то православие может помочь государству стать лидером этого планетарного процесса. Сегодня на первые роли все больше выходит не экономическая или военная составляющая в притягательности того или иного пути, а идеологическая. Учитывая это, можно предполагать, что вторым центром мира, наравне, или превзойдя США, станет не Китай, Индия или Объединенная Европа, не какой-то иной мощный в военном и экономическом плане центр. Им станет та из великих держав, которая сможет предложить альтернативный евро-атлантическому план реорганизации мира. Учитывая сказанное мною в начале, мы получаем два основных фактора, приводящих к господству – наиболее эффективная система власти и наличие глобального идеологического проекта. Этот тезис подтверждается тем, что сверхдержавами всегда были именно те страны, которые наряду с революционно превосходящей системой власти имели глобальный план обустройства мира. Китай – все на восемь частей света вокруг Китай, просто варвары еще не знают этого. Рим – pax Romana. Великобритания – мировая империя. Фашистское немецкое государство – мировое нацистское государство. Российская империя – Москва – третий Рим, объединение всех славян и православных в одной империи и строительство царства Божьего на земле. США – распространение демократии и прав человека по всей земле, золотой миллиард, глобализм.
Конечно, нужно учитывать и тот факт, что необходимость стать «центром кристаллизации» объединяющегося мира – автоматически ставит задачи обретения достаточной для реализации этих целей государственной мощи, быть самодостаточным и привлекательным государством. При этом, если нам суждено быть «центром кристаллизации» мира, а значит и просто центром мира, то для нас теряет свое значение разрывавший в течении трех столетий общество вопрос «Кто мы в Европе?» Теряет свое значение разделение на западников и славянофилов и любые другие разделения. Нам просто нужно брать все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и строить свою страну, исходя из необходимости достижения превосходящей по отношению к любой другой стране мира государственной мощи.
И, наконец, такая цель позволяет, ответить на один простой вопрос – почему мы должны жить именно в этой стране?