Эверест марксистской мысли

Мальхан
ЭВЕРЕСТ МАРКСИСТСКОЙ МЫСЛИ (истоки философских концепций Михаила Веллера?)

В мои руки попала редкая и странная философская работа.
Впервые она была опубликована в сборнике «Философия и культура» (Москва, 1991) под громоздким заголовком:

«Космология Духа». Попытка установить в общих чертах объективную роль мыслящей материи в системе мирового взаимодействия (Философско-поэтическая фантасмагория, опирающаяся на принципы диалектического материализма).

Автор этой футуристической марксистской теории, Эвальд Васильевич Ильенков, родился 18 февраля 1924 г. в Смоленске.
Через несколько лет его отец, видный советский писатель Василий Павлович Ильенков, переехал в Москву. Эвальд Ильенков с честью прошел горнило Отечественной войны, брал Кенигсберг, командиром орудийного расчета участвовал в штурме Берлина. В 1950 г. окончил МГУ и поступил в аспирантуру. Через три года защитил кандидатскую работу, посвященную анализу работ Карла Маркса. В том же году стал сотрудником Института философии Академии наук СССР.
В 1968 г. им была защищена докторская диссертация на материале немецкой классической философии.

В работе Ильенкова самым странным образом соединились воедино классическая утопия о светлом коммунистическом будущем, научном и общественном прогрессе и ужасающая по своему размаху и смыслу катастрофическая судьба Вселенной.

Ильенков исходит из двух предпосылок:
- во-первых, все, что единожды рождено, с необходимостью должно погибнуть;
- во-вторых, человек, точнее, сознание, которое репрезентирует человека, есть та высшая форма, в которой природа достигает своего самосознания, и, достигнув осознания собственной гибели, природа возлагает на человека обязанность уничтожить себя.

Причем под этим имеется в виду не какая-нибудь локальная экологическая катастрофа в масштабах одной планеты, но тотальное разрушение Вселенной.
Человек коммунистического общества доходит до сознания того, что он как высшая природная форма должен оказать эту услугу Универсуму, потому что природа вне человека не способна самоаннигилироваться. Таким образом, человек приносит себе в жертву Вселенную и самого себя посредством чудовищного взрыва, так что и наша Вселенная, предполагает Ильенков, образовалась за счет того, что предыдущая сознательная форма пожертвовала собой, в результате чего возникло то, что физики-теоретики по причине диалектической непрозорливости называют Большим взрывом.

Приведу отрывок из «Космологии Духа»:

«Если предположить, что мыслящий дух рождается где-то на периферии круговорота мировой материи только затем, чтобы вскоре бесследно и бесплодно исчезнуть, вспыхивает на короткое мгновение на остывающей планете лишь затем, чтобы снова погаснуть, оставив после себя лишь развалины материальной культуры, которые столь же быстро развеет по Вселенной поток ее нескончаемого движения, - если предположить такую судьбу мыслящего духа, то получается весьма странное понимание «атрибута».

Ведь в этом случае мышление оказывается чем-то вроде плесени на остывающей планете, чем-то вроде старческой болезни материи, а вовсе не высшим продуктом всеобщемирового развития.
Мышление превращается в абсолютно бесплодный эпизод, которого с равным правом могло бы и не произойти вовсе без всякого ущерба для всего остального.

Вряд ли такая роль соответствует месту мышления в системе форм движения мировой материи. Высшая форма ее движения не может быть самой бесплодной и самой ненужной из всех. (…)
Попросту говоря, мышление оказывается необходимым опосредующим звеном, благодаря которому только и делается возможным огненное «омоложение» мировой материи, оказывается той непосредственной «действующей причиной», которая приводит в актуальное действие бесконечные запасы связанного движения, на манер того, как ныне оно, разрушая искусственно небольшое количество ядер радиоактивного вещества, кладет начало цепной реакции. Только в данном случае цепная реакция распространяется не на искусственно накопленные запасы радиоактивного вещества, а на естественно накопленные запасы движения Вселенной, на запасы, связанные состоянием тепловой смерти в мировом пространстве.
Попросту говоря, этот акт осуществляется в форме грандиозного космического взрыва, имеющего цепной характер и материалом которого (взрывчатым веществом) оказывается вся совокупность элементарных структур, рассеянных по всему мировому пространству.
С точки зрения современной физики это вовсе не выглядит невероятным.

Мышление, таким образом, и выступает как то самое звено всеобщего круговорота, посредством которого развитие мировой материи замыкается в форму круговорота – в образ змеи, кусающей себя за хвост, как любил выражать образ истинной (в противоположность «дурной») бесконечности Гегель.

Задача, таким образом, решена при соблюдении всех условий.
Ни один из принципов материализма не затронут. Некоторые положения диалектики приобрели более конкретную форму выражения. Мышление понято как действительный атрибут материи, как высший продукт всеобщего развития, как высший цвет материи, который с необходимостью расцветает в ее лоне и при этом дает необходимый с точки зрения всеобщего развития плод. Соблюден и конкретно проведен и закон сохранения и превращения материи и движения. И вместе с тем указан возможный путь, на котором происходит использование излученной звездами теплоты для обратного процесса – процесса концентрации материи и движения в плотную и разогретую туманность, в раскаленные вращающиеся массы газа. Но что не менее важно и интересно с точки зрения проблемы взаимоотношения материи и мышления – гипотеза отводит мышлению, мыслящему духу, такую роль в ходе всеобщего круговорота мироздания, которая гораздо больше соответствует его месту на лестнице развития, чем представление, согласно которому все развитие духовной и материальной культуры, вся история мыслящего духа ведет к нулевому результату, к гибели, не оставляющей никакого следа.

Предлагаемая гипотеза отличается тем преимуществом, что гибель человечества (и мыслящего духа вообще) предстает в ее свете не бессмысленной, как в любой другой возможной гипотезе, а оправданной как абсолютно необходимый акт с точки зрения всеобщего круговорота мировой материи, развивающейся по своим объективным законам.

Смерть мыслящего духа становится подлинно творческим актом – актом, который превращает обледеневающие пустыни межмировых пространств, погруженные во мрак, во вращающиеся массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров – систем, которые становятся колыбелями новой жизни, нового расцвета мыслящего духа, бессмертного, как сама материя…
Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием.
И когда-то вновь – в бесконечно далеком грядущем – новые существа, в которых природа разовьет мыслящий дух, будут, как и мы ныне – созерцать сверкающие над небом их Земли звездные миры с гордым сознанием, что миры эти обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве».

Вот такая громоздкая цитата…

Сколько красивых слов, посвященных картине самоубийственного акта, предлагаемому к исполнению всему человечеству! Куда там античному «учителю смерти» - Гегесию! Тот предлагал освободить от страданий только единичные человеческие тела с помощью простого самоубийства, самыми примитивными способами. Ильенков берет на вооружение всю совокупность будущего технического прогресса, а самоубийственный акт предлагает совершить над всем Универсумом, включая неразумных зверушек и птичек (младенцев человеческих тоже не следует забывать), которых, конечно, никто не будет спрашивать, согласны ли они с таким самоочевидным выводом марксистского разума!

Вселенная отомстила «новому Гегесию» Эвальду Ильенкову по-своему.
Он покончил жизнь самоубийством 21 мата 1979 года, перерезав себе сонную артерию.
Сон разума, породивший самоубийственное чудовище, ведущее Вселенную к гибели, прекратился.

Остается отметить поражающее сходство взглядов на судьбу человечества в философии Ильенкова и последних трудах Михаила Веллера («Самовар», «Всеобщая теория всего», «Все о жизни», «Кассандра»).

Энерговитализм (термин М. Веллера) как философия рассматривает человека в образе звена в цепи эволюции энергопреобразования Вселенной. Конечная стадия развития человечества – Максимальное Действие. Энергоэволюция Вселенной имеет антиэнтропийный характер. И главный вывод у Веллера гласит о том, что разум – это способность организовать и запустить максимально эффективный процесс превращения желания в удовлетворяющее его действие.
И не человек будет управлять миром по законам разума. А разум будет продолжать переделывать мир по законам мира.
И не для «блага человека» - а в продолжение функции человека энергопреобразовывать Вселенную.

Поневоле задаешься вопросом: а случайны ли эти совпадения во взглядах Э.В. Ильенкова и М.И. Веллера?