Экзамен

Всеволод Затеев
«Кандидатский минимум»… Придумают тоже! Ну сколько в этой жизни можно сдавать экзаменов?! Школа… Институт… Ординатура… Аспирантура… Я злобно сплюнул. Ну какое понятие я мог иметь о каких-то там клетках и молекулах, когда в течение последних пяти лет только и делал, что лечил больных? Ну, еще в промежутках по поручениям бегал, но это уже к делу не относится.

Неся в руке тяжелый портфель, переполненный учебниками, я шел на экзамен. Учебниками, как мне было обещано, можно будет воспользоваться. Ну что ж, не самый худший вариант…

- Можно? – Я поздоровался с ученым секретарем.

- Да-да, проходите скорее. – Надежда Михайловна, как я понял по донесшимся из кабинета обрывкам фраз, которыми она перекинулась со своим помощником, собиралась к директору, но все же решила вначале «расквитаться» со мной, несмотря на то, что я пришел раньше назначенного времени. – Реферат принесли?

- Да. – Я протянул свою увесистую «астму» в трагическом переплете из черного пластика, который мне смонтировали в одной конторе с полчаса назад, благо оказавшейся по пути, и который у меня уже не было времени заставлять переделывать.

- Молодец… - Михайловна оценила мои труды, взвесив реферат на руке. – Ну, берите билет.

Билеты лежали содержимым кверху. Нет, ну чего я жаловался? Я принялся выискивать свой «номер шесть». Содержимое билетов я тоже знал заранее. Своих аспирантов обижать не принято.

- Готовы?

- Номер шесть.

- Хорошо. Проходите в зал, готовьтесь, а к двум подниметесь в кабинет Подзвездного.

- Все понял.

У меня полтора часа. Для списывания из учебника больше чем достаточно. Боялся я только дополнительных вопросов. Я - врач, а отвечать нужно было научным работникам, всю жизнь трудившимся в лабораториях. Они на этих клетках и молекулах собаку съели. Или молекулы на собаках… А у меня если и остались какие-то знания по теоретической иммунологии, то их явно немного. Освежить свои воспоминания я не успел – темы рефератов сообщили за два дня до экзамена.

- Ну что ж, реферат мы почитали… - сообщил Подзвездный старческим скрипучим голосом, делая шумные выдохи со свистом (шеф предупредил, что у Подзвездного астма, поэтому рефератом он наверняка заинтересуется). – Для начала – вопрос по реферату…

Подзвездный спрашивал, а я отвечал, думая, что он меня слушает. Рядом с ним сидел второй профессор, Распорядин, средних лет, раза в полтора младше Подзвездного. Казалось, Распорядин пришел только для протокола. По крайней мере, вопросы задавал пока Подзвездный, а Распорядина я услышал, только когда он приглашал меня в кабинет.

- Да, да, но я хотел бы Вам заметить… - Подзведный терпеливо выслушивал мои соображения и давал собственные рекомендации по лечению. Естественно, в теоретическом аспекте. Он не казался злобным. Да я и не слышал о нем ничего худого. Правда, я вообще ничего о нем не слышал, кроме фамилии и должности. – Хорошо, первый вопрос по билету. «Вспомогательные клетки иммунной системы»…

- К вспомогательным относятся эозинофилы, базофилы, тучные клетки… - Я не торопясь зачитывал только что полученные сведения. Несмотря на то, что я это в общем-то знал, изложить так красиво без учебника не смог бы.

- Хорошо, по-моему, достаточно. – Это вдруг «ожил» Распорядин. – Как Вы считаете, Эдуард Антонович?

- Да, да, переходите к следующему! – Кивая, отозвался Подзвездный.

- Следующий вопрос – «тучные клетки»…

- Это уже было! – Усмехнулся Распорядин. - Следующий! Да, Эдуард Антонович?

- Да, да! - засмеялся Подзвездный. Выбирать билет заранее – хорошая традиция…

- Третий вопрос… - Я вновь исправно изложил суть дела. Теперь мной занимался Распорядин. Задав пару вопросов, он сам же их отменил, поскольку знать их мог лишь специалист. Представляю, как для них звучат мои ответы…

- Ну что ж, все хорошо, но я советую Вам почитать про тучные клетки. – Вынес вердикт Подзвездный. - Вам будет полезно это знать…

- Так мы же перешли к следующему вопросу, потому что…

- Да, да… Все хорошо… Но Вам нужно лучше знать о тучных клетках… - Я с недоумением посмотрел на Распорядина, ища поддержки. Тот едва заметно подмигнул…

- Эдуард Антонович, мы это уже выслушали. Просто тучные клетки – часть первого вопроса, поэтому мы решили это опустить…

- Да… Да… Все было хорошо! Но тучные клетки…

- Ладно. – Распорядин обратился ко мне. – Вы пока погуляйте, а мы тут обсудим… У нас такая традиция!

- Хорошо. – Я направился к выходу. Стало ясно, какова основная функция Распорядина... «По-моему, парень неплохо отвечал…» - закрывшаяся дверь прервала его голос…

- Проходите! – Распорядин подозвал меня не позже, чем через 3 минуты.

- Ну что ж… - Подзвездный добродушно смотрел мне в глаза. – Я Вас поздравляю! Вы успешно сдали экзамен. Общая оценка – отлично. Мы поставили за второй вопрос «хорошо», потому что здесь чувствуется «пробел». Почитайте для себя про тучные клетки. А то Вам принесут анализ, а Вы не будете знать, что это… Пожалуйста, отнесите протоколы секретарю. Реферат я пока оставлю у себя…


Апрель 2008.