Три Паллады. Глава 1

Людмила Канашева
О “Палладе” я узнала из семейных преданий. Сколько себя помню, всегда слышала, что мой прадед ходил на фрегате «Паллада» в Америку. Меня, конечно, притягивали эти слова, произносимые моим отцом, его братьями и сестрами с особой гордостью, но что они означали, я в детстве плохо представляла, хотя и пересказывала с гордостью своим подружкам эту фразу.

Но так как в детстве я была занята другими проблемами, то и не спрашивала подробностей. Мне достаточно было этой фразы, чтобы гордиться своими предками-моряками Я знала, что и дед был моряком, и его отец, и его дед.

Своего деда Михаила Елисеевича за свою жизнь я видела всего три раза, потому что они с бабушкой жили далеко от нас на Севере. Мы туда ездили всей семьей всего два раза. И они к нам приезжали один раз.
 
Деда я запомнила, всегда серьезного , высокого, худого, с окладистой темно-русой бородой и темно—русыми волосами. Всегда он был занят в своей столярной мастерской, огромной комнатой с разными инструментами, в большом светлом северном деревенском доме. Он что-то там строгал, мастерил, и я его почти не видела из-за этого. Дед был молчалив, по вечерам по северной привычке чаевничал и выпивал не один стакан чая.

В морской форме помню его только раз, когда мы к ним приехали в гости и мой отец захотел его сфотографировать в форме со всеми орденами. До сих пор эта фотография , увеличенная и поставленная в рамку за стеклом, украшает комнату отца. И каждый день смотрю на деда, на его глаза и бороду и пытаюсь разгадать, каким он был.

 Отец был почти профессиональный фотограф, это было его увлечением по жизни, наравне с рыбалкой. Он фографировал все: и природу, и родных, и рыбацкий улов, поэтому у нас в доме десяток альбомов с фотографиями.

В тот день отец попросил деда надеть его морскую форму с орденами и медалями. Дед подошел к большому, деревянному шкафу, сделанному его руками, очень красивому и украшенному резьбой, достал форму, надел ее и фуражку. На пиджаке были прикреплены ордена, медали и орденская ленточка. Ведь дед участник трех войн: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной.
 
Когда началась первая мировая его призвали. Было ему тогда около 20 лет. Вот он на фотографии в этот момент, перед проводами на первую мировую, в 1914г.
Он, как все его предки, был моряком, в его военном билете записано: “Комендор Балтийского флота”.

На каком корабле служил мой дед, Михаил Елисеевич, я пока не знаю, возможно, когда поеду еще раз на Север, удастся кое-что узнать. Там у его детей, моих теток и дядей, еще хранятся некоторые старые фотографии, возможно еще что-то.

Если бы мне в детстве и юности, когда он был еще жив, проявить любознательность и расспросить о его житье-бытье, где, как и что. и его отце и деде разные подробности. Но если бы да кабы. А тогда это меня почему-то не интересовало.

А сам дед был всегда спокоен и молчалив и занят своими делами.
И вот теперь, когда и отец-то мой приближается к 80- летнему возрасту, я у него пытаюсь выяснить интересующие меня подробности о старинной жизни,но отец также молчалив, как и его отец, и вечно занят своими делами, изредка отвечает на мои вопросы, много читает и что-то там записывает в свои тетрадки, что-нибудь мастерит по дому, и я не решаюсь его отвлекать.
На фото мой дед в 1914г перед отправкой на фронт.Вот он в фуражке и с гармошкой в руке.