В поисках города древних асов

Петр Лебедев
За последние два века археологи обнаружили несколько затерянных городов, сообщения о которых содержатся в древних письменных источниках. Самый яркий пример — это находка Генрихом Шлиманом (1822—1890) города Трои, факт существования и местоположение которого описаны в “Илиаде” Гомера. Руководствуясь указаниями древнегреческого поэта, немецкий археолог организовал раскопки и действительно обнаружил развалины города, соответствующего описаниям Гомера.

После Шлимана были другие находки городов в древних очагах цивилизации, например, в Сирии, в Северной Африке и других местах планеты, но никогда еще за всю историю человеческой цивилизации не был найден легендарный город богов, ставший основой целого цикла мифов и героических песен о богах и героях.

Единственный город из этого ряда, который был обнаружен, притом совсем недавно, — это упомянутый в древнескандинавских источниках Асгард. Сказания об Асгарде были переданы древними переселенцами в Скандинавию и там записаны в виде мифологических песен о богах…
Известный норвежский путешественник Тур Хейердал пытался искать Асгард близ устья Дона. Он побывал в районе города Азова, но никаких реалий, относящихся к Асгарду, он там не нашел. Им высказана и другая гипотеза, — что Асгард может находиться в Азербайджане, — об этом сообщали азербайджанское радио и пресса. Но после двух недавних поездок в Россию и СНГ, Хейердал был вынужден признать в прессе и по радио, что он разочарован, что ему не удалось найти древнего "города богов" и даже следов, относящихся к ранней истории викингов.

Анализируя результаты экспедиции 87-летнего норвежского путешественника, можно прийти к выводу, что он не был знаком с сообщениями интернета и российской литературой, посвященными результатам поиска Асгарда российским ученым и писателем Владимиром Ивановичем Щербаковым, которые состоялись гораздо ранее — в 1980-х годах, когда Асгард был найден в предгориях Копетдага, на родине древних индоевропейцев…
Всем известно имя легендарного гладиатора Спартака, героя многочисленных исторических и художественных произведений, начиная от античного писателя Плутарха и кончая кинорежиссером Стенли Кубриком, создавшим знаменитый фильм. Памятно и имя противника Спартака, подавившего его восстание, — римского полководца Марка Красса, впоследствии заключившего тройственный союз с Цезарем и Помпеем для овладения верховной власти над Римом.

Менее известно то, как погиб сам Красс: в 53 г. до н. э., будучи уже престарелым вождем, отправившись в военный поход на Восток, он был убит на переговорах со своими противниками парфянами, а его войско было разгромлено. Именно парфяне, — жители древнего государства Парфии, занимавшего часть территории Средней Азии, Афганистана, Ирана и ряда прилегающих областей, прежде входивших в разгромленное Александром Македонским Персидское царство, — остановили экспансию Рима на Востоке и развеяли миф о его непобедимости…
Духовный центр Парфии занимал две возвышенности поблизости от современного селения Багир неподалеку от Ашхабада.

Изучая указания древнескандинавских мифов, Владимир Щербаков показал, что легендарный город Асгард располагался на территории древней Парфии, недалеко от нынешнего Ашхабада, — или Асхабада, как более правильно произносится название столицы Туркмении. Асхабад в переводе Щербакова и есть Асгард — город асов.

Свою гипотезу о местонахождении “города богов” Щербаков надежно обосновал с помощью данных раскопок, произведя реконструкцию всех объектов Асгарда по находкам в Копетдаге, которые в точности отвечают описанному в скандинавских мифах.

На основе сведений из скандинавских источников и изучения монгольских рун, которые, как выяснилось, совпадают с исландскими, Щербаков показал, что основатели Асгарда пришли в Копетдаг с монгольского Алтая.

Российский исследователь использовал результаты раскопок, полученные доктором геолого-минералогических наук, палеонтологом Иваном Антоновичем Ефремовым (известным писателем), которому несколько десятков лет назад удалось найти захоронения людей индоевропейской внешности гигантского роста (великанов из скандинавских мифов?) недалеко от монгольского Алтая.

Сопоставив монгольские руны с исландскими, Щербаков доказал их тождественность. Это свидетельствует о том, что в Копетдаг предки индоевропейцев пришли из Монголии. Таким образом, проблему Асгарда и прародины скандинавов (Монголия — это Великая Свитьорд (Швеция), исландских источников), можно считать решенной.

Встретившись с Владимиром Ивановичем, я спросил его мнение о раскопках, произведенных Туром Хейердалом.

—У меня вышла книга “Где жили герои эддических мифов” (Москва, 1989 г.) с научным аппаратом и всеми ссылками. Тираж книги — два миллиона экземпляров. Там был описан город Асгард и дана реконструкция всех его объектов. Сделаны сообщения в интернете… Тур Хейердал, ничего этого не читая, вдруг отправился искать Асгард двенадцать лет спустя после того, как он был не только открыт, но и подробно описан!

—Владимир Иванович, не пытались ли вы излагать свои результаты в академических и сугубо научных кругах среди профессиональных историков и специалистов по зарубежной литературе?
—Дело в том, что на уровне Академии наук никто, кажется, не слышал слово Асгард. Создается впечатление, что историки никогда не читали “Эдду”, а Хейердал не имеет ни малейших представлений об истории древнейших народностей. Не даром один знаменитый человек говорил: “Когда я слышу разговор о культуре, моя рука тянется к пистолету”. Весь мир так устроен, только еще хуже. Я еще не нарисовал вам полную картину. А полная картина состоит в том, что люди не только ничего не читали, но они и не способны читать… Вернее, они могут механически прочитать, но они не понимают текста, даже простого. Кроме того, люди не умеют мыслить даже в принципе. Читают обычно совсем по другим причинам — потому что “прижало”, кто-то попросил… Или вот вы, редактор журнала, обязаны читать…

—Про “Эдду” я, конечно, слышал, но, увы, не читал. Наверное, можно найти какую-то хрестоматию по скандинавским мифам в наших переводах. Но там действительно можно прочитать про Асгард?

Ответ Щербакова звучал саркастически:

—Действительно, “Эдда” у нас вышла в библиотеке “Всемирная литература” в 1975 г., но ее, по-видимому, никогда никто не читал, включая даже переводчика, который переводил ее не с древнеисландского, как следовало делать, а с немецкого. К чему это привело? Я приведу пример совершенно анекдотический. Главная песня эддического цикла называется “Прорицание Вёльвы”, с нее начинается вся “Эдда”. Вёльва — это прорицательница, колдунья, и вот к ней, в академическом переводе “Эдды” на русский язык обращается главный бог Асгарда (и всей скандинавской мифологии) Один! Верховный бог и вершитель истории обращается к прорицательнице — к смертной женщине, которой он сам должен сообщать все, что можно сообщать о древности! Итак, он сам обращается к Вёльве, а она ему отвечает: “Один, ты хочешь, чтоб я рассказала о древности, о сущем, что помню?” И начинает рассказывать о прошлом главному богу Асгарда. И знаете, что она ему рассказывает дальше? Это поразительно! — рассмеялся Владимир Иванович. — Но это написано и опубликовано в “Библиотеке всемирной литературы” (которую никто не читал, конечно) и в академическом издании. Что же рассказывает прорицательница великому богу Асгарда? Она ему рассказывает о том, как все начиналось: боги сели на троны могущества и Один вел первое совещание богов, на котором было решено создать карликов, которые бы создали людей. Потом она рассказывает богу Одину, который к ней обратился, о том, как он, Один, начал первую в мире войну!..

История с признанием открытия Щербакова изобилует такими же несообразностями и недоразумениями. Пресса и телевидение с неослабным вниманием следили за деятельностью Тура Хейердала, ищущего Асгард на территории СНГ, но ни словом не обмолвились об аналогичной деятельности отечественного ученого и подвижника, который в течение многих лет искал — и нашел тот самый “город богов” из скандинавских мифов!

Пусть даже открытие Щербакова требует дополнительных исследований, споров, проверок и перепроверок (хотя он сам и утверждает, что вся необходимая работа им проделана), но, похоже, действительно “нет пророка в своем отечестве”, и мы вынуждены с грустью констатировать, что пока очередная иностранная знаменитость, призванный из-за моря “варяг”, не возьмет на вооружение идею нашего соотечественника, она не будет всерьез обсуждаться россиянами, академические умы останутся герметически закрыты для ее восприятия, несмотря на грандиозную культурную значимость Асгарда не только в культуре скандинавских стран, но и всех индоевропейских народов. Ведь открытие Щербакова означает ни больше, ни меньше, чем приобщение древнескандинавской “Эдды” к источникам по древнейшей истории Руси.

2001