Миниатюры Феликса Гринберга

Журнал Речевые Игры 1
 
самовар
Феликс Гринберг
Пошёл телёнок на базар
покупать самовар

эта тюркоязычная детская скороговорка-шутка стара, как самовар-

бзау (телёнок) китте (пошёл) базаргэ (на базар)
самоур (самовар) сэттэргэ (покупать)


базар – слово тюркское-
продажа, ярмарка
в оригинале- место продажи скота,
Атбасар, например – город в центральном Казахстане столетиями был ярмаркой,
базаром лошадиным, а
базар – это на языке средневековой торговли – мясо,
ат – тоже мясо, конина в те кочевые времена.
язык и понятия кочевников в быту живут-
и сейчас в тюркоязычных местах на вывеске мясного магазина пишут эт, или ит, или ат,- помните вывески в стамбуле, измире, анатолии?- а арба ат – московский Арбат- четыре колеса, запряжённые…лошадью, а лошадь - мясо

а чай – жизнь татарина, и рядом Тула с самоваром

не будем спорить с Тулой об изобретении этого самогрейного устройства, - за триста с половиной лет татары принесли на равнины не только ятаганы

однако самовар давно носили за круглую ручку по восточным базарам

давно, да, не страшит вас взгляд на прошлое, это ведь люди, они прямо перед нами жили тут же, где вы сидите сейчас? - и тысячи лет подряд,
и ещё тысячи лет раньше этого...?
если не страшно, пойдём дальше,

я немного боюсь, но мыслям не прикажешь... кофе в нашем районе был всегда, ну вот просто всегда - как африка рядом, так и кофе под рукой.

что варили в самоваре? то, что пьют сегодня все левантинцы - средиземноморцы, они и придумали кейфом торговать горячим, для этого спаяли когда - то самовар.

кофе в нём тогда сам варился – не чай, ещё не открылся леванту цейлон, тибет и китай, а кофе уже кипел

и продавался, самовареный в самокипящей технике, высокотехнологичной, как сегодня переносной компьютер, с самоваром ходил по базару владелец этой самогрейки, он щёлкал надетыми на жирные пальцы маленькими чашечками, их мы называем кофейными, подавал торговцам мини-порции кейфа-кофеина из вот этого самовара-
(чуть отступлю в сторону - вы заметили,что левантинцы настоящие, арабы и евреи продают день и ночь всё,что можно продать?)-

так же, как другие трудящиеся востока в это же время разносили ледяную воду, и сегодня разносят по восточным базарам зелёный мятный чай с лепёшками,вот так однажды какой-то умный абу- али, или абу- дауд придумал, видимо, самовар, потому что кофе есть сам кейф, самый кейф из позволенныых мусульманину тонизирующих...

у меня хранится такой арабский самовар

вот он

внутри его труба - печка, углями заправленная,
сверху выходит встроенная кочерга для шевеления углей,
она закруглённая сверху – видите?
вокруг печки – трубы много места для варки в кипящей воде крепкого кофе...

литры кофе варится внутри, очень много чашечек чёрного кофе,-
пара самоваров даёт дневной заработок владельцу этого чуда народного хай – тэка тысячелетнего изобретения
о, торговый шёлковый путь,
о, торговый путь благовоний,
о, ночёвки – перевалы в таможне
ой, эмек изреель, долина божьего самосева
с таможенной горой мегидо во главе,
с этим Армагеддоном - вынужденной остановкой
купеческих караванов…
самовар кофейный был там, как тут

вот он – этот старинный…

А на боках его отчеканено стилизованной во времена Саади
и Омара Хайяма арбской вязью:



три надписи,
перевёл их мне Мухаммад с западного берега Йордана,
позвав на помощь
учителя арабской классической вязи, как мы называем этот шрифт:

на всех трёх надписях, гравированных в овалах на боках самовара,
записано так :
"чтоб вам было тепло…"

а что ещё было нужно странствующим купцам?
погонщикам верблюдов и проводникам караванов?

ведь и сам большой Мухаммад ещё так недавно был одним из них…
и пил кофе, да так сладко пил, что запретил всем своим друзьям пить всё то, что крепче кофе и выше виноградной лозы

14 веков назад парень этот,
женившийся на вдове караванщика Хадидже, так получивший место караван - баши на великом пути благовоний,
безусловно и непременно коротал ночи на этом же привале
перед прохождением проверки
на одной из самых древних таможен в нашей истории-
под горой

Мегидо

с чашечкой кофе у рта

у самого

УСАМА го
 
моисей чужой
Феликс Гринберг
Моисей чужой

заезд на эту гору обычный, с простым дорожным указателем – холм имени такого-то парня
нет ограды, крутой подъём, въезд под арку,
нет и предупреждений о частном владении,
асфальт доводит до высоченного дома – дворца,
загадочного и мёртвого с виду.
пара новеньких машин под домом,
на стук и звонки не отвечают,
тропинки вокруг дворца заросли кустами и травой,
в этих зарослях подлинный антиквариат – базальтовые мельницы и ступы – ими мололи пшеницу и выжимали масло из маслин - всё
по-настоящему древнее, сотни и
сотни лет этому антиквариату, собранному в окрестностях холма - горы-
это видно сразу.
окрестности- самария, шомрон
кому-то понятнее так: западный берег реки Йордан,
территории, оккупированные территории…
удивительно, что молчаливый дворец на горе не арабский, это стоит без охраны домище еврея - невероятный факт
среди территорий самарии
вот так, просто по дорожному указателю я впервые поднялся туда посмотреть это чудо,-
так впервые походил вокруг него, а потом
узнал, что забор тут не нужен просто потому, что склоны горы
заминированы, а с крыши дворца хозяева, следящие за всем живым в округе, наставили на нас антенны и камеры...
воот..
ходил я вокруг чуда этого в жеребячьем своём восторге по минному, как оказалось, полю, по склонам этой горки бродил - повезло мне просто с этими минами – не наступил, не подорвался, потом только, усевшись на перекур, проволоку колючую заметил - обычное ограждение минного поля, все придорожные склоны на Голанских высотах таким манером отгорожены, только там армия пишет прямым текстом - заминировано, а тут на горке...
в общем, это позже я поумнел, а поначалу пробовал стучать в двери, чтоб дружелюбно поговорить - не открыли, просто следили за моими идиотскими кругами у необычного дома, и это я понял потом,когда мой телефон сотовый вырубили навсегда при первом же звонке с этой горы.
а съехав с горки в первый раз, в восторге от увиденного чуда, начал я расспрашивать всех и каждого в округе…
так "в добрый час" и узнал о нём…
живёт на этой горе одинокий человек, имя его на русский переводится Моисей чужой,
с этой Моисеевой горы виден Тель-Авив,
по спидометру начинающийся в 50-ти километрах,
вся округа как будто подчинена этой горе самарийской - так, как легло Мёртвое море под гору Масада, отдав 21 столетие назад дворцу Ирода Великого всё обозримое пространство.

да, да, без преувеличений, взгляните сами -
такой он сегодня, дворец Моисея Ирода Чужого…

вот…
дождался я человека , съезжающего в синей машине с той горы, приветственно помахал и улыбнулся,
он притормозил на минутку, - что ты хочешь тут, говорит, отвечаю, очень понравилось место, хочу поговорить с хозяином - экий смелый и большой человек…
-хозяин - я, зовут меня Моисей Чужой, приходи на чай, буду рад, говорит этот великий, я ему сразу же: готов хоть сейчас, а он- позвони в другой день…
и что странно, продиктовал номер своего мобильного. правильный номер надиктовал.
позвонил я разок и другой, а на третий- то он
и раздолбал своими антеннами мой мобильник
а, я не сказал, что за антенны?
так дом-дворец весь натолкан военной техникой,
сын этого чуждого был командиром армейским
по всяческой пеленгации в Наблусе, говорят, и по
новейшей электронике тоже, да погиб парень,
память ему долгая, от случайной пули,
пока папа его Моисей строил дворец на чужой горе.
памяти парня и горка названа прямо- таки официально, написано имя парня на дорожном указателе : холм имени … его, понятно, не называю,
а что скрывать, вот по дороге на Наблус и стоит гора эта.

тяжёлая история, парень погиб, отец его обманом выманил у арабов их исконные земли – обманом –
в это я верю полностью – арабы не продают своих
земель никогда, а в особенности евреям –это просто,
как сама земля, не надо доказывать – а вот что надо послушать и подумать:
этот Моисей по фамилии Чужой пережил налёт-
ночное нападение на него с ножом на горле за выкупленные обманом родовые территории…
ой, территории эти по правде громадные,
он владеет до сего дня такими гектарами – страну в Альпах можно было бы поставить… да нет, похоже, что решил он сам себе стать Иродом Великим…
а почему бы и нет – только в истории на одного Ирода
миллионы Моисеев приходятся.

вот что с этим великим было:

как рассказывают давние поселенцы самарийских окрестностей – вот эти самые, что живут в близком соседстве с Моисеевой вершиной, напали на него и лезвием острым по горлу глубоко провели на автозаправке – заправка эта рядом с его горой находится, ну, под его дворцом в паре километров.
это первое, что о нём говорят .
дальше расходятся слухи - несколько человек сказали, что зажал ему перерезанную вену на горле
и вызвал скорую помощь арабский парень с этой же заправки, и держал пережатой вену до приезда медиков, чтоб Чужой не истёк кровью,
а другие люди говорят, что в это время чудесным образом мимо заправки проезжала его дочь, и
она – то папу и спасла…случайно

не знаю, что в этой истории точно, а что уже и легендой отдаёт,
да для легенды, правда, время созреть не успело- сын Моисея на рубеже наших веков под той горой и схоронен,
только вокруг этого дворца в самарийской пустоте
кружил я своими ногами,
и с человеком этим – хозяином горы говорил, когда
он притормозил машину, отъезжая от своего дома,
пригласил меня зайти в другой раз на чай…

видел я сам с расстояния считанных сантиметров шрам поперёк его шеи

и чёрные – чёрные больные глаза.

ааа , в каждой избушке свои погремушки…
 
маки и камни, самария-1
Феликс Гринберг
мак маку рад
брат брату дар
красный брат – мак
       кровь мака
       веет -
макавеи
макаби
бар кох ба
если только можешь, аба..
сил бы
чашу эту мимо
макаби мы
синий мак – брат раб
       добрее
       веруя
белый брат встал- восстал
самария – шомрон
помнит – хранит
ещё
с ноя
консерватив
ное
шомронище
как тот встал
добрейший
помнейший
самарейший
нищайший
саванейший
шей и ей

белый аз вос стал
со сна
синью
осеняясь
о крест-
аз есмь

весна сама реет

от галилеи мак шёл
против отца
горлом
как и он
сквозь
шомрон
шёл..ком
на гвоздь
лама савахтани?
почто впутал мя?
ой, эта маслобойня
гефсиман,ой
в горний
ах, Малыш,
ты лишь
брат - лет нет
лет - ноль
восстал сном

реет весна сама
в сама…рии
ууу, мир риму
миру – пурим
риму-ууу, мир
рем умер
ромул ромулу лупус эст
супус есть?
хлебус есть?
есть зреть?


галилеею
через тиберию
шёл мак
иерусалима
города ирода
через шомрон
мнил себя он
через шломо
ма ши ах
ха иш ам
мес си я
мис си я
ах - иш ам
я ис сим
я ис хам
я ис ферт
я - фет
ма- не я?
ма..ни..я
белая

как на хххх…рест
       Он
гол шёл путь
год шёл
глагол
чтоб в нуль
пусть

всё, что до него
ничего-
три тысячи семьсот шестьдесят лет
нет

нега мака
Его мука

красный
белый
голубой


выбирай себе любой




*примечание-

3760 лет от сотворения мира согласно Книге
католики выкинули из истории,
высчитав приблизительную дату Его рождения,
вот...
поэтому можно согласовать даты заветов,
прибавив к нашему году 3760,
это будет год еврейского календаря-
он консервативен,

самариен - на иврите самария - это слово , обозначающее консервативность - шомрон

дочери
Феликс Гринберг
пониже пояса земли
на острове австрал
бросают бумеранг они
чтобы к ногам упал


поднял коалу, обогрел-
твой бумеранг взлетел
промеж застрявших в небе тел
в астрал хороших дел


декабрь, вернулся бумеранг
стрельцом- мальцом к тебе
а ты, мой давний бумеранг,
забыла, кто есть где



http://www.chapman.edu/music/faculty/grinberg.asp

ночной раскас струит ужАс-из рассказов бен-йосефа
Феликс Гринберг
чёрный террор...


       -даа, говорит Бен - Йосеф, сколько уж лет как читать научился - всегда где – нибудь про террор пишут...


да такой разноцветный - на любой вкус,
белый террор –чинила как бы белокожая гвардия- читали в своё время, когда-то верили пропаганде...
красный террор… не индейцы, а коммунисты сначала народ свой расстреливали миллионами, просто по разнарядке сверху, позже тоже по разнарядке лагеря невиновными набивали, про это теперь документы читаем...
жёлтый террор,
коричневая чума,

чёрный террор....это читали про гарлем... тут уж по цвету кожи и по сути одно и то же... совпадение называется...

воот...

вот и в нашей святой землице тоже... совпадения черноты террора с коричневым цветом в последнее время пошли густым косяком.

а как благостно всё начиналось... марципан в шоколаде...
очень хорошо помню....работаю в торговой компании гольф стажёром на директорское место в кфар- сабском филиале, оле тогда- эмигрант я зелёный,- значит, это год 91-й, зива ротем, начальница головного гольфа в рамат-гане с другом своим знакомит, фотокорреспондент,говорит,знаменитый...
а тут как раз радость всеизраильская, полетели много самолётов - джамбо в эфиопию, и в тот день как раз вернулись, битком набитые чернокожими евреями, которые очень страдали от разлуки с любимой исторической родиной...

полувоенная кампания шломо, так эта история тогда называлась, в 91-м, по имени царя соломона, который якобы царицу савскую- эфиопскую чёрную разок - другой на ложе три тысячи лет назад... простите, само просится слово - наложил, да от неё якобы и пошли эти новые эфиопские евреи...

вооот...
а ведь евреями - то считаются только те, кто рождён еврейской матерью, а эти нало... лож... да, точно, их всегда ложными называли все:
народы- в европе – бастардами, на Руси- увы, вы****ками, в израиле - мамзерами...


(мамзеры упоминаются и в Пятикнижии - ветхом Завете: «Да не войдет мамзер в общество Господне, и поколение десятое его не войдет в общество Господне» (Второзаконие 23:3).

вот, по- русски я вы****ками их не назову- всё же потомки соломона, но мамзеры эфиопские тоже евреями считаться вроде бы не должны, хотя бы у них на лбах магендавид был татуирован...

дааа, на какие только хитрости не пойдёшь, когда ты начальник полуминистерства еврейского - сохнут называется, и задача твоя-
навезти в страну как можно больше народишку-
американские миллионы потратить...

кстати, может,кто знаком с нынешним начальником
сохнута – подсказал бы ему, что в афганистане
племя одно есть – пуштуны называются,
по преданию, одно из потерянных колен израиля, самоназвание вполне ивритское-
от слова пашут, то есть простецкие, да и многие еврейские обычаи и праздники и сейчас соблюдают…

так не слетать ли за ними самолётами, а то террора
стало привозного маловато, всё свой, местный.

ну вот, а в 91-м тот фотокор малюсенького росточка, зивин друг, официальным фотокорреспондентом при этой кампании шломо был, в эфиопии сидел, под деревьями сборы племени лжеевреев фотографировал для газет
да прямо с джамбо - самолёта к подружке зиве на работу и подрулил....

ну да...

и всем гольфом празднуем мы во главе с директрисой зивой : лехайм, на зайн ( 7 по- еврейски) тысяч евреев в израиле враз прибавилось... опять чудо Господне, хоть праздник пурим внеочередной объявляй…
правда, евреи-то с крестами на лбах татуированными, да это он ошибся, хайле селассио, король эфиоповский, спутал ветхий завет с новым, а себя с мессией – соломон я, говорит, царь из рода давидова, вот те крест...

воот, вот тебе и крест, на лбах "еврейских" татуированный. алё, фотокорчик малорослый, что ж тогда кресты на лбах не снимал? запретили тебе сохнутовские наниматели, гонорароплатители?

вот теперь я уже не зелёный, фотокор, глянь-ка, милый, фото мои 2007 - года, где моя кровь разлита мамзерами 16-тилетними, после 91-го года от крестолобых наплодившимися…
кровь моя по тротуарам натании метров на 200 разлита.
ууу!

выхожу один я на дорогу... 27 апреля 2007-го...
дорога к морю и обратно. шморак улица называется...в натании это, слыхал, парень –
жемчужина у моря.

тот район натании называется эзорим, хостель там, мама моя отселилась от невестки иды исаевны, достала та её, изо дня в день нервы мотая...
дааа...
воот, а примыкает хостель к эфиопскому кварталу, их в натании 2-3 имеется- районов тесного проживания братьев наших меньших…

да не надо стесняться названия эфиопский квартал, есть же в Иерусалиме еврейский квартал… не убедил? –так есть и арабский, и греческий, и армянский,и русское подворье… никакой тут не расизм, что улицу шморак в натании эфиопским кварталом называем- сам зайди и увидишь, только ночью не советую… ни на шморак, ни в гарлем - тот же эффект, слушай, почему.

воот.
иду,значит,обратно к маме в хостель- прогулялся на ночь, называется, время смотрю, потому как маришка звонит- контроль, когда, говорит, дома у мамы будешь, тогда звони с безека, то есть с линейного, а не с мобилы, потреплемся на ночь подольше..
....ладно, говорю,...без четверти полночь, ща через 10 минут звякну, звякну, бача буду…(бача-это сучка- собака моя и моей внучки ротем любимая и нам обоим преданная, исаевна бачу отняла вместе с моим домом, не вру, бачей буду…)

уууууууууууу.....

       кодла эфиопцев лет по 16 в среднем, все миленькие мальчишечки, цветом от чёрненьких буквально, затем коричневые, и так до красивого цвета кофе с молоком (кафе - халяв на иврите)...рисую я красками иногда ,вот и различаю халявников мигом, хоть и в темноте...
да не молочком, а водочкой потянуло от стайки этой, когда я подходил к забору, где они уселись, как ласточки на проводе.

кодла эта пацанов- поцанов числом около 30 была...
один у них постарше- учитель называется...
может, и фюрер.
вот.

гляжу- валяется один кофейник на травке...во, блин, свобода самовыражения, сначала даже позавидовал- сам бы так порой прилёг,да воспитание советское...

я этим тёмненьким с тех же советских времён симпатизирую, помню, как про хайле селассио, короля эфиопнутого, с придыханием писали в правде, наш, мол, эфиопский друг, фалашмура слово для его народца с тех пор помню.
да и вся тогдашняя экзотика- 10 негритят, милашки такие, анджела дэвис, саманта смит да мартин лютер кинг - тоже часть интерна… над… надцветового воспитания:
сталин и мао (по сути чёрный и жёлтый) – братья навек

тут уж извините, маленькое отступление требуется, говорю – то я о натании. Если бы о гарлеме пришлось рассказывать правдивую историю, то называл бы чёрненьких афроамериканцами, политкорректность называется…
а тут просто не могу политес соблюсти – афроевреев ещё начальство политическое не придумало. так пардон, мы по- простому.

вот. да это к слову повторил я, очень уж вечер хорошо начинался...

гляжу, значит, на этого незакомплексованного, на травке растянувшегося, да не понравилось мне, что пара ребятишек из той же компании его по рёбрам ботинками пинают, вот и остановился я глянуть, что там с парнем - человек же, мальчик,
а учитель той стайки вдруг так резко на иврите мне- иди, говорит, русский...да, так и сказал руси, а вонючий не сказал в этот раз...иди, говорит, ты, руси, своей дорогой, а то хуже будет, а он, наш лежачий- просто пьяный...шикор по-ихнему...вот.

ладно, говорю, вот и посмотрим...
нуу, а пацан- поцан этот лежачий, ему лет 15 всего от помёта, почти не дышит, в бессознанке валяется,слюни пускает- перебрал химии, похоже, спасать надо, а кто нас бережёт? полиция бережёт, называется...

звоню так спокойно над лежачим мальчишкой мобильничком стареньким сто, это прямо в полицию,100 набрал- и бесплатно с ментурой этой говоришь,
-лежит, говорю, помирает эфиопский малолетка, скорую ему надо, а мне наряд ваш, а то братва уже зубки слоновой кости на меня скалит за то, что вас сюда, на улицу шморак, кварталов- то не более пяти от вашей ментуры, срочно вызываю...

да ща, бен-йосеф, наряд уже джип заводит… через пять минут и подскочим...
ладно... поверил я полиции, жду с минуты на минуту…

да я-то новичок в эфиопском квартале, а молоденькие маугли знают, что полиция к ним старается не соваться… есть у них по-всякому время со мной разобраться своим способом, по законам джунглей… ну и вот, тихонько, как пантеры с шакалами, стая эта начинает на меня наступать, ручонки в мою сторону совать.
       
ладно...

отступаю по чуть-чуть, руками да локтями перед ними мягкими быстрыми скольжениями помахиваю, кулачки их легонько от себя отвожу, а сам на главную улицу поглядываю, как раз полицейскую базу и место встречи нашей, то бишь меня одного с 30- ю молодыми крокодильчиками африканскими эта улица напрямую соединяет…
поверил я полиции, что заводят свой бронированный джип, для эфиопского квартала спецом предназначенный…

воот… это потом уж мне знающие люди рассказали, что полиция старается по вызовам, с эфиопами связанным, не торопиться.

ладно.
каменюку у одного гуталина в ладошке розовой замечаю, знак мне, что нельзя убегать, чтоб чёрной кодлище спину не показывать, - сразу камень взвесишь затылком или позвоночником, с килограмм-то камешек будет- на глаз видно, а ещё ускорение полёта…

ууу,
видит Бог, да и вам понятно, что в эти десять минут расистом стал, честное слово, до этого вечера симпатизировал этой фалашмуре, да и помогал не раз старикашкам их в хостеле, где мать живёт.
да хоть и не верьте, а я правду рассказываю (по-русски только, на иврите не напишу- обжёгся показной политкорректностью), как в эти десятки минут от ощущения, что сейчас буду убит, просто растоптан этим карательным взводом, возненавидел всю фалашмуру крестолобую…

ну и ладно, спасаться надо, полиция не торопится…

вот и подтанцовываю перед ними, миленькими, как на тренировке самбо в досаафе- сам потом там пацанят учил- отступай, наступай, танцуй перед убийцами, только за спину никого не пускай...
так и танцуем полукругами по улице шморак в районе эзорим в натании, как раз возле дома номер 33...символика, называется....

на двадцатой минуте один недоросточек шоколадного цвета на меня сильно обиделся, что танцы не те танцую, выковырял из края тротуара такую каменюгу бордюрную - аж 20 на 20 сантиметров, килограмма в три весом, такую бомбу, что ручка его тоненькая ходуном ходит, когда он поднял вверх эту бомбу и чётко мне в череп метит... прикрыл я макушечку рукой левой, да к нему и метнулся так, чтобы уменьшить силу удара по черепу- меньше пролетит- больше шансов живым остаться... школа самбо называется, самооборона без оружия.
досааф, светлая ему память....
уууууууууууу...

камень пополам, кость руки тоже....открытый перелом называется а на самом деле три перелома через час рентген показал...

а полиция родная всё джип заводит...
воот…

свалила меня на одно колено вражина эта африканская, а фюрер шоколадный подкрикивает: молодец, теперь забери мобильник его, то есть мой, вместе с сим- картой…

да хер вот вам мобильник, правой рукой перехватил разлетевшийся на части телефончик
с земли, поднялся – рука плетью, понятно, кровь
ручьём, на тротуар жирными каплями выпадает…

не заводится джип, что ли?...

ещё минут 15 держал эту свору одной рукой, пританцовывая и отступая, на одном адреналине в крови, понятно...крови в эту ночь из меня вылилось более 2-х литров, это из шести, что у нас в среднем...

вся эта хрень 35 минут продолжалась – привык
я на часы смотреть в весёлые минуты…

воот…
а там и полиция подоспела...

захватили пару чёрных террористов,
признались они в полиции быстренько,
да по домам их и отпустили- несовершеннолетние эти гадёныши.

через пару месяцев, а хотите, скажу точно,
20-го июня этого же, 2007 – го, израильское
телевидение, ну, израильско – бакинский
телеканал, "Израиль – флюс, мы здесь живём"
называется, про эти два случая в натании, моё
почти убийство, и второе, законченное убийство
молодого парня чёрными эти стаями,
воот,

про эти два случая целую передачу сляпали…
знаете, почему я говорю, сляпали?
потому что ни словом не сказали, даже не
намекнули, что террор –то чёрный…
фалашмурский…
хоть бы словом в своём эфире обмолвились,что это за ребятки террор -то в кварталах, где им дома дали бесплатно, наводят,
хоть бы назвал эту стаю евреями эфиопской национальности, что ли,

да намекнули бы, что ли, политкорректные,что меня в натании банда афроевреев убить изо всех сил покушалась, а молодого паренька натурально убили вскоре...

...парень допризывником был, сильный, перед призывом в боевые войска силу качал, вызвал парня из спортзала друг на разборку из-за девушки русской, которой афроеврей домогался, позвал друг маугли этих замирить...
да не заметил допризывник молодую гориллу с ножиком за своей спиной, а ножик прямо в сердце сзади...
кто-то там в натании, мямлит телеведущий, одного чуть не убил, а другого по правде убил, а кто же этот кто-то?
ни слова об убийцах, я их называл открыто , раз 10 на съёмках телепрограммы - прямо в камеру 9-го канала. куда же делись главные слова, слова эти - чёрный-чёрный террор,- растворились в кислоте политкорректности?


вооот.
а что родители того парня чувствуют от того, что снимали на камеру их горе, прямо говорили эти мама с папой про чёрный террор, сына загубивший около дома прямо, да бакинцы вырезали все куски, в которых слово эфиоп звучало...
точно как и в моём сюжете,его первым показали, а потом тех маму и папу осиротевших- ни слова про банды эфиопские.
(только не подумайте, что ужастики перед вами тут развожу,
у меня видеозапись этой передачи имеется, с того канала
и присланная, да и протокол полицейский)

да что ж делать- то...

жив я и пишу про это сейчас пальцами двух рук,
вот только улицу шмурак кровью закапал наполовину, мама обижается- солдатка она со второй мировой, непорядок говорит, сынок...

да что с неё взять- старушка, 85 лет...

хорошо хоть, что не она скорую для шоколадки, на траве лежавшей без сознания, вызывала, а то у неё склероз, самбо наверняка
с войны- то подзабыла....

да и то хорошо ещё, что дочка моя не пришла в этот день бабушку в эзорим в шабат проведать-она врач у меня, тоже мимо бы не прошла...а то, не дай бог, пришлось бы внука моего, кармеля раши, частной компании усыновлять...матерна называется....

очень я переживал тогда, чтоб дочка с внуком
не попала в переплёт, приехав бабушку навестить – каждый день тогда обещала…

слава богу, так и не приехала.

да и кто-нибудь другой из наших, русских, кто в досааф не ходил, а помочь человеку в беде в силу ментальности нашей сразу бы кинулся, пожилой профессор университета, бывшая учительница, например... такой человек неравнодушный уехать бы мог с места того события даже и на минибусе религиозной компании, зака называется, покойников, иногда по частям, с мест терактов собирают эти ребята...

история эта подлинная, парень,
это я тебе говорю,
вот как как меня чёрные эфиопы
кучей человек в 30 убивали на этом тротуаре...

вон же кровь моя разлитая, это я фотографирую через пару дней,
а левая рука - видишь- в гипсе.... вот

так сказал бен-йосеф...помолчал и добавил-

уууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу...

а сам на полную луну смотрит....

гениальный художник нисим-из рассказов бен-йосефа
Феликс Гринберг
       шабат-Нисим

жил парень, еврей, по имени Нисим.
обыкновенно жил там, где родился.
приехал в Израиль в 50-х из Ирана- Параса, персик такой приехал, эмигрант юный. успел, конечно, узнать, что жизнь в Парасе-не кисло-сладкий плов - ох как успел.....
персы парня чужачком нанимали работать, за баланду - затирушку работал Нисим, персик еврейский, еврей персидский.
кто не знает этого положения, когда на родине ты еврей, а в Израиле оказываешься хоть парси, хоть и руси -чужак по - всякому, тому и невдомёк, что работать и быть рабом в иврите - одно слово,один корень,один глагол,один статус для эмигранта, сам и я, Бен - Йосеф, схлебал эту рабскую тарелку с горкой, когда был эмигрантом новым как будто бы с наклейкой - репатриант...

воот...

хуже ли нам кажется, лучше ли, за всё слава Благословенному Имени, просочился-таки Нисим домой, на святую для дедов землю...
и пошёл на рабскую работу, а чего ж тут поделаешь, образование у
парня - проще не придумаешь- всё образование- обрезание,
да ещё научил папа Книгу читать, прежде чем помер, когда Нисим был подростком…

возвеличься и воссвятись во множестве небес!

Нисим же мать - братьев кормить стал без оглядки, бесшабатно корм в дом от хозяйских щедрот день-в-день носил, день-день носил...

вооот...

       …а не всё просто в жизни нашей… имя Нисим по еврейски говорят нисИм- чудеса, такие имена Папа верхний даже не по просьбе- молитве, а по размеру души посылает.
       вот Нисим и получил от Папы нашего богатство вдохновенное, лица людей божьих писать начал в возрасте мудрости, значит, года в 33,
было это в семидесятые, этот период определил Бен- Йосеф по дешёвой клейкой ленте бумажной, её облизывали в те года,или по мокрому поролону медленно протаскивали, вот и Нисим картинки свои на серо – коричневом картоне тех годов этим бумаготейпом к паспарту- рамочкам самодельным тоже приклеивал...

приметы времени...воот...
       смотришь теперь на эти картинки, и чувствуешь, что мечтал Нисим не об уровне своей жизни в Израиле, а об её, этой жизни, качестве…я попозже вам покажу его зарисованные мечты:
… сидит дедушка Нисим на своём балконишке, что выходит на Яркон- набережную средиземного, и смотрит ,как идут евреи гулять вдоль по шабату, а жёнушки у них по большей части парсиянские...да вы сами увидите этот рисунок в следующей страничке про Нисима…(очень хочется мне, чтобы и вы полюбили рисунки этого художника - тихого домашнего гения.)
       

… умерла парсияночка- женушка,- это её Нисим писал и писал бесконечно на своих картонах, работа тяжёлая эмигрантская красоту женщины, конечно же, замучила, да и дома ханум не мало потрудилась - вон как коврики персидские, домашние, до дыр затёрла- замыла...а ведь какая жена была !!! красивая-красивая, нежная- нежная, светящаяся изнутри и снаружи...

ведь настоящий художник- тот, в чью модель вы влюбитесь, увидев женщину его глазами, вместе с детишками,чинно стоящими под грудью -так он написал свою семью, благослови её Бог ...


эх, Нисим, родились у тебя дети- внуки в Израиле, да в своём дому пророков нет…

воот...

не поняли дети твои, кто ты есть, явленный Богом художник Нисим…

       Нисим, гений Божий, почто детей-внуков Книгу читать по-своему не научил? Почему читать краски на своих картинках не помогал? Ааа, кормить их надо было хлебом днесь да халой по субботам, да на учёбу для них тяжело зарабатывать…понимаю, Нисим- бабА...

       Наверное, освободилась твоя душа, Нисим, в девяностые годы, вздохнула легко, как никогда, в первый раз, может быть, душа святая твоя от трудов-забот правильных, да тяжёлых уж больно - больно, наверное, оставил ты, Нисим, детей-внуков здоровыми, боевыми…

Эээээх...

...возвеличься,Нисим мой, да воссвятится твоя душа многотрудная во множестве небес... Амен!!!

       вот после Нисима внучок старший жениться с подругой надумал, пожив с ней в нисимовом домишке маленьком несколько добрых лет, дом, говорит, невеста моя непорочная,строить тебе начну из бетонных ног и блоков пустополых строить тебе теперь начну дворец на этой землице…
а то сам – то Нисим, память его на благословение, отдыхает наверху средь девчат цвета персика, а нам солдатиков сменных зачинать пора пришла……(кстати, говорит он невесте, загадку тебе с армейских сборов принёс – угадай самую маленькую страну с самыми дорогими домами)
да и за.. хреначил барак нисимов под бульдозер, землица- то в районе большого Тель- Авива -ох-дорогая …
да,спасибо внучку-то этому, что всю рухлядь нисимовскую с чердака прямо перед бульдозером кучей сдал скупщику блошиному за 180 шекелей, что менялось тогда долларов на 50, всё в кучу сгрёб, да так и избавился от мусора за один раз, - удачная сделка-
вместе с ковриками протёртыми, слёзками бабушкными прожжёнными...

       скупщик на ближайший блошиный рынок в Яффо ринулся, да поздно, купи- продай кончился, пятница, шабат , понимаешь, скоро курочку с хумусом женщина каждому еврею поднесёт, двумя свечечками стол освятит-осветит...,сидит скупщик на блошином рынке подле своей машины-развалюхи – Фольксвагена- транзита двадцатилетнего, да кипу чешет....
       тут Некто сверху (знаем кто, да в суете промолчим) послал Бен - Йосефа присмотреть за добром всечеловеческим, правда, заранее ни словом, ни полусловом не предупредив , как всегда Он это делает- кто понял, мол, то лови свой шанс...

воот, говорит Бен – Йосеф , про шанс, что даётся сверху, это подумаем вместе потом,
а пока послали меня на блошиный рынок в ту пятницу…

…да … и направил Папа Большой взгляд Бен - Йосефа сначала на коврик староперсидский, протёртый подошвами, на него ступавшими, замахрившийся по краям до ниток утка, прямо как махрится талит…, впёрся, короче, мой взгляд на крышу фольксвагена-транзита скупщикового, там коврик и был переброшен, как испанский плащ…

воот…

ну и вот, я вас спрашиваю, разве можно такое не заметить, когда на глазах у тебя персидское чудо, а в душе весна?
- привет - шалом тебе, скупщик, что печальный, никак опоздал к распродаже?
пятница, нечего продать за наличные для вина и курицы на субботу?
ну возьми у меня пятьдесят шекелей, заплачу тебе за эти ковёрные отрепья…
то были и правда отрепья, остатки нисимовского коврика, потом Ида Исаевна на помойку тихонько выкинула, да бог с ней, важно, что разговорились в тот день два человека про то, как старые вещи рассказывают нам про жизнь…
       закурили два мужика, оба язык старых вещей понимающие, поговорили о том, о сём, скупщик мне и говорит: - мужик ты стоящий, боевой, вот и возьми-ка эти драные картоночки- картиночки, ночки чьи-то персидские, может, пристроишь куда, а то мне печку растапливать не надо, я кондиционером детишек подогреваю зимой.

       посмотрел я картоночки , да и подумал, что бросовые эти рисуночки надо бы разглядеть после потихоньку..
взял эту кучку картонок раскрашенных, взял тогда нехотя, только для того, чтобы уважить своего нового друга,
дал ему для встречи субботы бутылку сладкого вина, лежавшую в багажнике машины по нелюбви моей к сладкому, и…

благополучно забыл об этой истории, забросив картонки на чердак своего дома…

(эх, сказал Бен – Йосеф, как раз на тот чердак моего дома, где построил своим детям второй этаж, а на чердаке сауну, такую маленькую и такую русскому человеку нужную, тот дом Ида Исаевна и старается у меня отобрать всеми судебными неправдами уже 10 месяцев...)

воот... да ладно, Исаевну потом вам покажу...
в другом рассказе.

а вот та пятница была праздничная!!!
шабат - Нисим назову её...
сказал Бен - Йосеф...


да, точно, было это в начале 2001- го,

а через 7 лет, разбираясь на этом чердаке, я и влюбился в эту картину...

рассмотрел тогда и другие, пригласил в свой тогда ещё дом Рафаэля, париижского антиквара и поэта, выставил ему в рядочек картины Нисима, и услышал:

(Рафаэль как будто задохнулся, а потом медленно сказал -на иврите:)

-или это Пикассо, или это надо сжечь...


вот…, сказал Бен – Йосеф, а вы как думаете?



спасибо, что зашли

памятник и имя - из рассказов бен-иосефа
Феликс Гринберг
-папа,священник, почему его называют –рав?

погоди, доча, вопрос не прост…
рав- не обязательно священник,это более обращение к учителю…

-так рав – это учитель?

ну, да, только чуть с расширением на уважаемого человека...
рав, прямой перевод "много", я думаю, это как ВЫ в других языках... давай подумаем, почему говорят – рав, обращаясь к священнику, учителю торы… я давно задумываюсь, что как по русски к старшему обращаемся на "Вы", так и в иврите, где каждый говорит каждому ты – будь то хоть президент Израиля, должно же быть какое-то уважительное обращение?
на первый взгляд, не предусмотрено в примитивном этом языке вежливого множественного обращения к одной личности...
не доросли, кажется, древние иудеи до нашей уважительной культуры…
да и язык-то полумёртвый, оживлённый тяжким волевым усилием,
помнишь, дочь, нашу детскую шуточную цитату из сказки: жить-то он жил, а быть- то его не было...?

тем более, откуда же в этом ископаемом языке такая коллективная мораль,

памятники и имена на каждом шагу...?

вот...
уверен, обязательно должна быть в этом языке особая уважительность для выдающейся личности...
скорее всего, она и есть именно в этом слове - рав.


есть, существует неброско эта форма- рав – прямой перевод – много, так обращались к уважаемому ещё в той древности, когда не только русского "Вы"не было- самого-то русского языка ещё не сложилось…
да и английского с его сплошным занудным "вы" ещё не произошло из латыни - смотри, какой абсурд получается, когда ты говоришь своему сыну, доченька, моему внуку годовалому на английском: Алекс,
Вы покакал?
а умный- древний иврит просто вместо выканья кому-ни-попадя называет учителей множественно –рав, причём очень выборочно, не всех подряд и не каждого старшего…
знаешь, наверное, перевести на русский обращение,
например, рав Давид, это будет как предельно уважительное – Многий Давид, то есть, как будто – Вы.

-интересно, пап, а почему по-русски говорят – не рав, а раввин?
ну,с этим проще, тут сохранилась арамейская форма, которую в Россию принесли через галут – изгнание с рассеянием – раввин – это рабим, множественное от рав с арамейским окончанием, видимо, изгнание того колена, что пришло в итоге в Россию и нас породило, случилось тогда, когда разговорным был арамейский –
например, так было в эпоху Христа – два языка вместе ходили- священный и разговорный,
иврит и арамейский, вон, съезди послушай,и сегодня на Голанах одна деревня перекрикивается через сиро-израильскую границу с роднёй на арамейском…


-но постой,дочка, давай-ка сначала переведём на русский эксодус
рава Заубера



исход
рава Давида Заубера
рав синагоги на улице яркон 42, тель-авив

(записано со слов рава в ту же ночь)

в 1939 году я бежал из Будапешта, что в Венгрии,
на пароходе вместе с 1500 евреями в надежде добраться в свою Страну.
плыли мы по реке Дануба – Дунаю вниз по течению,1500 человек на корабле.
после того, как проплыли Чехословакию, набились в наш кораблик ещё 4500 человек, включая стариков, грудных детишек, и стало нас на корабле 6000 евреев, скученных, как скот. Еды почти не было,
по утрам раздавали нам совсем понемножку сухарей, и в обед по щепотке риса.
это был старинный корабль, работающий на угле, назван был именем королевы, жены австрийского короля, не помню, как её звали…а капитан корабля был парень русского происхождения, он изо всех сил старался не дать нам умереть с голоду и спасти от нацистов – ведь в Европе уже началась война – всё это происходило летом 1939 – го…

так мы плыли, плыли, страдали, страдали… - прямо исход из Египта.

все порты Чёрного моря закрывались перед нашим
кораблём
после одной из попыток войти в какой либо порт-
(даже турки нас не впускали)-
наш капитан вдруг заорал по-русски:

а ну вас к ****е матери!!!!!!!
отвезу я вас в вашу страну – Израиль!!!


три месяца продолжалось это плавание- будь благословенно оно и русский капитан…
а начали мы плыть в мае 1939 года…

и вот я здесь…

так сказал уважаемый рав Давид Заубер
глаза его полны слёз

это записал я, Бен-йосеф,
в ту же ночь,
18.03.2007


и подписался




ну и вот, сказал Бен – Йосеф,
17 марта была такая тяжёлая суббота-
не дай Бог: в пятницу накануне потерялась собака – Бача, любимица внучки Ротем,
сбежала в Яффо, и мы с матерью моей всю субботу
искали в яффских закоулках до темноты.
не нашли, возвращались голодные по улице Яркон домой в Натанию.

знаете, Яркон в Тель-Авиве- это как… как пара сосудов кровеносных-
артерия и вена,
артерия Яркона идёт по главной морской набережной города,
несёт поток людской- свежую кровь к экзотическим развлечениям старого Яффо,
о,как красиво отстроены по этому морскому Яркону все дома, как празднична набережная-артерия, как свежи и спортивны девушки!..
А та улица Яркон, что течёт параллельно, кварталом выше, в противоположную северную сторону,по ней уж оттекает усталая, тёмная венозная кровь, полная яффских излишеств всех и
всяческих ... погуляли? поели-попили-покурили?-и марш назад, домой,на север ползите,сытые пиявочки в вечной пробочке,
только не заговаривайте на тротуаре с варикозными красотками,
только не глядите в это время на фасады венозной трубы
Яркона – тьма египетская, разруха и трущобы…

один из осыпавшихся вконец фасадов- ул. Яркон,42,
старинная, по израильским меркам, синагога-трущоба лет за 80 возраста,
однако действующая, подкармливающая венозных бездомных, среди них много русских, и даже
под…куривающая их, что ли – есть внутри специальная коробка для пожертвования бездомным сигарет – штучно и пачками.

вот…

заходил я не раз туда внутрь почитать в старых книгах, а тут на исходе субботы едем мы с матерью мимо, свет горит, спрашиваю мать- чайку хочешь выпить, дорога не близкая?

-давай,сынок…

-ладно, мам, сейчас принесу тебе, сиди в машине.

захожу внутрь, стол накрыт, исход субботы, да и исход праздника как раз пришёлся, во главе этого стола белый старец с прозрачными глазами
говорит мне – сядь рядом со мной
не могу, отвечаю, рав, я зашёл взять стакан чаю и кусочек печенья для мамы, она в машина на улице.

-приведи её сюда.

хорошо, привёл, дедок говорит-
посади мать за стол…

переспрашиваю:- рав, женщину за стол? с мужчинами?
-да, я сказал, за стол….
хорошо….

-сядь теперь ты сам рядом со мной….
хорошо…
-сегодня суббота царя Давида, будем пировать
и радоваться, и петь его псалмы…освяти еду.

я говорю- рав, что с тобой, мне неудобно, посадил
ты мою мать за стол с мужчинами, а мне предлагаешь освятить трапезу в такой день?
что с тобой, рав?

-всё в порядке, Бен-Йосеф, я вижу людей, мать твоя
праведница, а ты гаон, как и я, кроме того, будет у меня к тебе просьба, выполнишь? многих просил – ни один не сделал…
-попробую, рав…

-освяти трапезу….

"благословен ты, господин Бог наш, что сотворил
нам землю и воду, хлеб и вино…." – произнёс я молитву, пир и песни начались…

псалмы царя Давида…откуда я знал в ту ночь,как они поются?..
сейчас знаю - поются миньяном, сплочённым десятком единоверцев,
вот такая минимальная коллективная единица...не хорошо человеку быть одному,- сказали для нас в ветхом завете - торе, высшей теории правильно жить в обществе нам подобных людей...

-а теперь слушай мою историю,
и мою просьбу- запиши её для моей синагоги…
многим я рассказывал, многие обещали, никто не вернулся с написанным…

-хорошо, рав, я запишу, что ты расскажешь…
вот…
историю своего исхода рав Давид Заубер
нам рассказал…
потом мы поднялись и поехали дальше с мамой домой,
перед тем я спросил старика:
- Давид, во сколько ты здесь будешь завтра?
- в 10 часов,
с Божьей помощью…

ну и, конечно же, ночью я эксодус кратко записал красивым почерком, утром вернулся на венозный Яркон, зашёл,
обернул себя в талит- пастушеское одеяло прадедов,
в котором молились на восток при утренней прохладе наши древние…прочёл из Книги
утро воскресенья, подошёл к голубоглазому
мудрецу и отдал ему свиточек, написанный рукой моею, конечно, старательно и каллиграфически…

улыбнулся раввин – и ничего не сказал, просто
взял бумагу и благословил молча – рука на моём темени…


-папа, а почему ты любишь себя называть Бен-Йосеф
ну, это вроде бы понятно, ты Йосифович, но не манерно ли это выглядит – Бен-Йосеф….?

-доча, отвечу пока коротко, начал задумываться
давно, ещё читая Фейхтвангера, помнишь, римский историк Иосиф Флавий любил, чтобы его называли Бен-Маттафия, Матвеич…
в последнее время --через быт самарийских арабов начал понимать на глубину...
может, помнишь, был у меня товарищ Абу-Юсуф,
отец Йосифа, старшего сына, сейчас дружу с Абу-Даудом, отцом Давида, первенца, и скажу тебе
просто – когда люди живут поколениями на своей земле- трудно ли, очень ли трудно живут, под той ли властью, другой ли, но веками, вплотную к земле своих соседей, ежедневно в ближайшем общении всех поколений семьи твоей со всеми из их семьи (короче, не как мы, советское перекати-поле),
то главная характеристика человека-
чей он отец и чей он сын, все эти
записанные в твоём имени дети и отцы хочешь-не-хочешь обязывают
жить в своём окружении достойно.

ну, вот ты доктор, хоть и генетики, но одним из первых имён в медицине,
после Гиппократа, узнала Авиценну, так?
имя его, конечно, искажено,
этот великий врач, еврей в арабском халифате,
гордо носил своё составное семейное имя:
Абу-Али-ибн-Сина,

то есть – отец Эли, сын Шина…


вот…
вот я и думаю, с чего бы это приветил меня рав
Давид Заубер в ту субботнюю ночь…
ну, покушать-то в синагоге всем предлагают,
не про это разговор…
с чего бы это главный рав ярконской старейшей синагоги попросил меня записать историю его исхода?
неужели же он сам не мог её записать на бумагу?
а его помощники - разве не записывали это за ним многократно?

может быть, раввин Давид хотел, чтобы ещё один пересказ его
Исходуса стал ещё одной клеткой в памяти именно того миньяна, чтобы чудесное спасение его, одного еврея среди тех 6000, получило ещё один шанс не быть забытым?

может, с этой же целью мудрые назвали
иерусалимский музей Катастрофы
ЯД ВА ШЕМ ?


памятник и имя...?

ну и вот...
пародия на бёрнса- шутка
Феликс Гринберг
баллада о трёх братьях-
старшем, умном и счастливом.



у сказки брата было три-
Налей, Долей и Пей.
и пели оба до зари,
один не пил - Налей.

устал у бочки и уснул,
проснувшись, в бочку заглянул,
- зачем вчера не заглянул
в пустой бочонок сей!!!

два младших спали на стерне,
второй – Долей - умён,
он от дороги в стороне
нашёл свой сладкий сон.

укрывшись килтом, всех умней
ушёл в сторонку спать,
умней Долей, чем братец Пей-
не любит допивать.

Брат третий, Пей, всегда счастлив,
не думал долго он,
он на дороге спал, прикрыв
рукой лишь крепкий сон.

умён Долей - он в стороне
от колеи уснул,
два брата спали на стерне,
а старший- чуть вздремнул.

карета ехала вдали
с погасшим фонарём,
спал Пей на колее в пыли
кричи, топчи- не гром

свернул с дороги кучер Джон-
луна светила чуть,
Долей не знал - он был умён:
лишь СЧАСТЬЯ верен путь

карете не помеха килт,
да и луна темна,
объехал Джон глупца, что спит,
не меривши вина

под килтом умный брат Долей
во сне считал барыш,
что проживёт он до ста лет,
не то, что Пей – малыш…

……..

Налей, проснувшись, увидал,
что брат расплющен их,
второй бочонок разливал
хмельного на двоих.

с тех давних пор уже прошли
и луны и года,
не плачь в пыли, не спи вдали,
и счастлив будь всегда.


остались два- Налей и Пей
у сказки на виду.
Долей пропал…
       налили - пей,
я скоро подойду.
очень старый ковёр
Феликс Гринберг
зачем тебе это старьё?-
-это старый ковёр
зачем тебе старый ковёр?-
-он говорит со мной
-что может говорить старая вещь?
-намного больше, чем старый человек
-перестань, в старых вещах накапливается
отрицательная энергия
-почему?
-от тех, кто ими владел…
-от тех, кто владел красивыми вещами
копится энергия любви к красоте антиквариата
(не путать с теми, кто владел красивыми женщинами)


Персия – Парас
рас прос тёртый
парусом
персты
беспрестанно
строчащие
парус-ковёр
пространны
во времени
велят кончать
замуж уж жмёт свёкр
зачать
или останови меня
мой ковёр
если должен встать стан
если ковёр стал
кевер – могила
милого
укрытие
kover-половое покрытие
в зоне Аризоны...
девушка ткала кровью
ковёр в Парасе
укромно




Ковры можно любить, они с тобой говорят, если хочешь слушать.
Вот этот обрывок угла старого ковра много сказал Моисею – Моше, эксперту из Парижа.
Он к нему прислушался, и говорит:
Ковёр этот из Персии, провинция Хорасан,
Деревня – а теперь уже город Машхад, откуда я родом…
Соткан в 1890-х годах.
Машхадские ковры этих времён
особенные – ни один рисунок не повторяется.
Так что у тебя в руках единственное в своём роде
Сокровище… если ты из тех, кто умеет с ним говорить.

Моше, говорю я, вот я представляю себе,
Персидскую женщину 110 лет назад,
Долго- долго работавшую этот ковёр-
Надеюсь, что для своего приданого,
А скорее всего, для приданого дочери-
Ты же видишь, ковёр соткан твёрдой рукой,
Да и размером он громадный,
Смотри, среди растительного орнамента
Женщина смогла выткать свою фигуру-
Видишь её, белую в уголке?

-Да, Бен- Йосеф, ты правильно чувствуешь…

Вот я и спрашиваю тебя, Моше,
Этот ковёр, приплывший на наш берег
В начале 20-го века с семьёй той женщины,
Этот ковёр, имеющий для нас, говорящих со стариной, такую сердечную ценность, Моше,

Я тебя спрашиваю о моих сомнениях:
Можно бы восстановить этот коврище
В его первосозданном виде – таком большом и цельном…

А может быть – послушай меня хорошо, Моше,
Главную его часть заново окантовать,
А надорванный край сохранить кусочками,
Которые ещё долго будут с нами говорить?

А, Моше, лучший в прошлом парижский -
эксперт по персидским коврам?
-что ты говоришь про этот ковёр, Моше?

- Да,Бен- Йосеф, ты правильно чувствуешь этот ковёр.




зачем тебе это старьё?-
-это старый ковёр
зачем тебе старый ковёр?-
-он говорит со мной
-что может говорить старая вещь?
-намного больше, чем старый человек
-перестань, в старых вещах накапливается
отрицательная энергия
-почему?
-от тех, кто ими владел…
-от тех, кто владел красивыми вещами
копится энергия любви к красоте антиквариата
(не путать с теми, кто владел красивыми женщинами)
на зубок кармеля раши-шутка с комментариями
Феликс Гринберг
Первый зуб кармеля раши



на мель кармель

впервые сел...ой,больно

вот раз он первый съел

боль мира....миррр..ливанский кедр.

       

намель хайфа уже не тот,

кармелем раши мир зовёт

намель хайфа...ливанский кедр...

кейдар танахи...вот же он...

       

а кремль московский,что стоит

уж восемьсот- и тот лежит,

зовут его кармель рашИ,

чтоб было более души....кейдар....

       

а у кармеля вышел зуб,

теперь,как папа,абу зубр,

иль зубр полесский,по лесам,

он абу зубр уже и сам...кейдари...

       

или зови его бизон,

тот абу-зубр,почти как он,

как папа,лена-эмм а зубр...

всяк следует за папой - зуб....кейдара

       
генетика-давар музар,

я не хочу его в минзар,

но он назир..чистейший мир,

адайн,алевай алай...кедр на хер монский...

       

монька-мошка

сейчас письмо мне написал

через анюту... буду

по вашим нотам песни петь....о,мошЕ

       

гавиш мешуше...шуш-муш

дайсати...дееееееее..ти

ваш я каш..ваш... не замажь

наш мацав хадаш... кейдарни...


а вышел зуб..шель абу зубр..

       
мои гены


от лены.




(пара комментариев:

Кармель Раши- внук от дочки Лены
Кармель- горная гряда над Хайфским заливом,
от неё название московского Кремля,
намель-порт,
танахи- ветхозаветный,
кейдар- дерево кедр из ветхого завета,
Абу-Зубур- так арабы кличут настоящих мужчин
(буквально-отец полового члена)
музар-странный
минзар-монастырь
низир-монах - от города назарет
кедр на хермоне -от библейской горы хермон
гавиш мешуше- шестигранный кристалл) ъ
(с) Феликс Гринберг, http://stihi.ru/author.html?qwert098