Самый дешёвый обед

Эльзар
Одно время у Витальки были трудности с деньгами, и он всё раздумывал, на чём бы ещё сэкономить. Как раз тогда он только устроился на работу в одно издательство, до получки надо было как-то дотянуть, и Виталька решил экономить на обедах. Издательство находилось неподалёку от городской думы, и в её местной столовой парень и питался последующие две недели.

В самый первый раз, когда он пришел туда, он заказал "что-нибудь попроще". "Попроще" оказалось картофельным пюре, и жутко разочаровало Витальку, обойдясь ему аж в восемь рублей.

В следующий раз, стоя у раздаточных столов, парень уныло заглянул к соседу – хорошо одетому мужчине – в поднос. Углядев среди множества тарелок и тарелочек пшённую кашу, Виталя спросил, указывая на неё пальцем:
- Сколько стоит?
       Мужчина пожал плечами:
- Не знаю.

       Ну да, подумалось Виталику, этот посетитель явно не из тех, кто задумывается над ценами. Второй подбородок мужчины свешивался ниже узла на галстуке. Витальку передернуло.
       Закусив губу, он принялся изучать меню. И, наконец, нашёл то, что искал. Рис! Рис за семьдесят одну копейку!
- Вам с маслом или с соусом? – спросила подавальщица.
- Без ничего, - ответил Виталя.

       Так и говорил он потом всегда: «рис без ничего». Вскоре раздатчица привыкла и больше ничего не спрашивала.

       Стоимость обеда снизилась до четырёх рублей. Со временем Виталик уменьшил количество хлеба с четырёх кусочков до двух. Последний качественный прорыв произошёл, когда он узнал, что в столовой дают чай, и заменил им кофейный напиток с молоком, который брал до сих пор. Обед стал укладываться в два рубля. Этого-то он и добивался.

       Большинство знакомых не верило, когда Виталька называл такую сумму. «Да ну, - говорили, это что-то нереальное. Какие-то советские цены».
       Родители, в свою очередь, верили, но реагировали по-своему.
- Ты что это, в вегетарианцы записался? – интересовался отец. – Совсем без мяса решил обходиться?
- Ты сейчас угробишь желудок, - стучала кулаком по столу мать, - заработаешь язву, а потом с тобой мучайся всю жизнь!
       Виталька угрюмо отмалчивался и упрямо продолжал обедать на два рубля. Под вечер и впрямь живот подводило от голода, но там-то уже было недалеко до дома, до ужина, сытного и вкусного!

       Конец этим экспериментам положил один бич. Немытый и зачуханный, он долго слонялся по столовой, вызывая этим неудовольствие персонала, и, наконец, решился. Подойдя к кассе, он порылся в кармане своих лоснящихся, грязных брюк и достал горстку мелочи.
- Рис.. без ничего… - услышал Виталик.
       Затрещала касса, выбивая чек, а он пулей вылетел на улицу.

       Через два дня он устроился в другую фирму, совсем рядом с домом и с тех пор всегда ходил на обед домой.
       
       Питаться на два рубля больше не тянуло.