Дуня

Татьяна Яровинская
Однажды, дело было зимним ташкентским вечером, моя соседка Элла подобрала в подъезде маленького котенка, превратившегося со временем в беспородную гладкошерстную кошку. Белую, с черными пятнами. Самая обыкновенная, некрасивая, она, тем не менее, была очень мила. Особенно тогда, когда усаживалась на задние лапы, опираясь на передние, накрытые хвостом-пояском. Ни дать, ни взять - незатейливая гипсовая копилка-статуэтка, что продавались на базаре наряду панно, написанными на клеенке, где русалки и лебеди плескались в ядовито-зеленых волнах. За эту схожесть она и получила кличку Дуня.

Несмотря на свое явно пролетарское происхождение, эта кошка обладала неизвестно откуда взявшейся врожденной интеллигентностью. Хорошие манеры выказывала и во время еды, когда, аккуратно и не спеша, поглощала мороженую рыбу, главную составляющую ее рациона, а так же при пользовании унитазом, на который она взбиралась и принимала грациозную позу, опираясь на три лапы.

Пила она только проточную воду, которая текла тонкой струйкой из крана, а когда никого не было дома, пользовалась тем же унитазом, в котором из-за плохих прокладок постоянно подтекала вода. Исправлять же эту неисправность, никому не приходило и в голову. Ведь за утечку воды в Союзе вовсе не надо было платить.

Наблюдая за Дунькой, я не раз задавала себе вопрос: "Почему кошек считают дурами? Ведь даже имеется соответствующая пословица: "Глупа как кошка". Не знаю, как другие ее сородичи, но эта всем своим поведением напрочь опровергала подобную доктрину. Она чутко реагировала не только на смену интонаций, но и на смысл произносимых слов. Когда хозяйка ее хвалила - нежно урчала, когда ругала - возмущаясь, шипела, а фраза "Дуня - дура", сказанная даже самым ласковым тоном, вызывала у нее явное негодование.

Но особенно она поражала меня удивительной ориентацией в обстановке. Случалось, что Элла уезжала в отпуск или командировку, оставляя мне ключи от квартиры для того, чтобы я по вечерам выпускала кошку на прогулку, а по утрам впускала в дом и давала ей кушать.

Так вот, в тот момент, когда накануне отъезда соседки я заходила за ключами, Дунька начинала подобострастно тереться о мои ноги, а утром, возвращаясь с гулянки, не поднималась этажом выше, а ждала на коврике у двери моей квартиры. Так, скажите, кому после этого придет в голову утверждать, что кошки существа глупые и капризные?

1996