Мёртвый

Дмитрий Зоран
       
       - Как вы себя чувствуете?.. Вы дышите?.. Попробуйте вдохнуть...
       Каждую ночь сниться одно и то же, если бы знал, чем всё кончится, ни за что не согласился бы на этот эксперимент.
       Я хирург, в тот день проводил сложную операцию на сердце, и чуть не убил человека. Случайно, конечно, но всё равно... Вышел вечером из больницы, где работаю, в уши сразу забрался монотонный уличный шум и, я под мелким осенним дождём, направился к автостоянке за машиной. Тут он ко мне и подошёл.
       - Роман Андреевич... Извините, что отвлекаю...
       Я остановился, рядом со мной стоял мужчина примерно моего возраста, богато и со вкусом одетый, с модной причёской. Лицо показалось смутно знакомым.
       - Разрешите представиться - Наум Карлович…
       Такое имя, и отчество редко встретишь, я сразу его вспомнил, мы вместе учились в медицинском. Его отец, профессор (по прозвищу «папа Карло») был директором института, а когда он умер Наума выгнали за плохую учёбу и разгильдяйство. Сказать по правде он не стремился учиться, и ходил в институт только по воле отца. Мы некоторое время дружили, даже после того как Наум прекратил учиться, а потом он куда-то уехал и я его с тех пор не видел.
       - Наум… Карлович… давай как раньше на «ты»…
       Мы рассмеялись и пожали друг другу руки.
       - Давно тебя не видел, - сказал я. - Где пропадал-то?
       - А... долго рассказывать, - махнул он рукой. - В основном за границей. Слушай... У меня к тебе дело...
       - Ты ничуть не изменился, сразу о делах.
       Наум улыбнулся:
       - Просто дело очень необычное, ты наверняка им заинтересуешься. Давай я тебя подвезу, у меня тут машина недалеко...
       Я сначала хотел отказаться, но затем подумал, отдохну сегодня от уличного движения.
       - Поехали…
       По пути мы ни о чём не говорили, Наум, сидя за рулём, следил за дорогой, а я вспоминал сегодняшнюю операцию, анализируя ошибки, чтобы впредь их не совершать, и не смотрел, куда мы едем. Когда остановились, я очнулся и увидел перед собой незнакомый дом.
       - Вот здесь я и живу, - сказал Наум. – Пойдем, покажу тебе кое-что …
       Вообще-то я хотел попасть к себе домой, чтобы поужинать и отдохнуть, а сам адрес ему не сказал. Ну ладно раз уж я здесь то можно и посмотреть, что у него за дело. Вышел из машины огляделся. Симпатичный дворик клумбочки с цветами, окрашенные заборчики, мусор регулярно убирают. Я не смотрел, куда мы едем, но понял, что мы недалеко от центра, дом старой постройки, судя по окнам с высокими потолками. Наум повёл меня в ближайший подъезд, поднялись на четвёртый этаж, зашли в квартиру.
       - У меня тут ремонт… - пояснил он, заметив, что я смотрю на ободранные стены и грязный пол.
       Я устал после рабочего дня, и мне ни о чём не хотелось его спрашивать. Мы пошли по коридору в дальнюю комнату, и уже там Наум начал рассказывать, зачем я ему понадобился.
       - Две недели назад я начал делать ремонт в квартире отца, и рабочие нашли запертую потайную дверь, - Наум достал сигареты, предложил мне, я отказался, тогда он спрятал их обратно. – Ключа конечно нигде не было, я пригласил специалистов, которые отрывают любые замки. Они полдня ковырялись но открыли...
       Наум подвёл меня к этой двери, отпер её.
       - Замок я сразу поменял...
       Мы зашли в большую лабораторию, на столе я заметил много различных колб и реторт, а в середине комнаты стояла большая ванна. Наум достал из сейфа стопку исписанных листов, подозвал меня поближе.
       - Это записи моего отца. Оказывается, он проводил эксперименты по продлению жизни, и даже чего-то добился. Посмотри что здесь написано, - он показал мне последний лист. – Побочным действием оказалось воскрешение мёртвых…
       С этого момента мою усталость как рукой сняло, я взял у него бумаги, и принялся жадно их читать.
       - Я показывал эти записи знакомым химикам, - продолжал мне рассказывать Наум. - Но они сказали, что лучше спросить у врачей, поскольку здесь сплошь медицинские термины. Я сам хоть и учился в медицинском… - он усмехнулся. – Ты, наверное, помнишь, как это было, так что я ничего не понял... Тогда я вспомнил, кто окончил институт с золотой медалью и пришёл к тебе. Если получится, мы могли бы… в общем… сделать такое лекарство и продавать его… мы разбогатеем…
       Я его почти не слушал и не сразу понял, о чём он говорит. Богатство меня не интересует, работа хирурга нравится, и денег, что я зарабатываю, мне вполне хватает и ещё много остаётся. А вот старость меня страшит, как представлю, что у меня сморщится кожа, и я буду ходить с палочкой… брр…
       - Хорошо, - сказал я. – Попробую разобраться в этих записях…
       - Спасибо, - перебил меня Наум, схватил за руку, стал трясти. – Спасибо. Ты не представляешь, что для меня это значит…
       Он меня ошеломил своим напором. Неужели ему так нужно это богатство? Или он тоже не хочет стареть?
       
       Два месяца я разбирался в записях Карла Сергеевича, он все-таки был гением. Некоторые термины он придумал сам, раньше такие слова мне никогда не попадались. Я перерыл все справочники, облазил интернет и если бы не нашёл листок с пояснениями ни за что не удалось бы повторить опыты профессора. На работе, смешав необходимые ингредиенты, я держал в руках большую колбу, наполненную мутной белёсой жидкостью. В бумагах профессора написано, что можно применить два способа оживления: положить тело в ванну с водой добавить раствор и потихоньку нагревать, второй способ это ввести раствор в вену. Я позвонил Науму, рассказал о результатах, всё-таки у него большая выдержка, ни разу не докучал, не расспрашивал меня как дела. Он очень обрадовался, сказал, что скоро будет. Приехал он через два часа, хотя и живёт недалеко.
       - Привет. Извини, что так долго, - сказал Наум. – Сплошные пробки…
       - Привет. Ничего страшного, не опоздал... Вот, - показал я ему колбу. - Этот раствор надо или в вену ввести, или налить в ванну с телом...
       - А как лучше?
       - Не знаю, твой отец успел провести опыт с ванной, он оживлял кошку, но записать результат не успел...
       - Поче... - хотел спросить Наум, но осёкся, понял почему.
       - Кого бы нам оживить? - задумался я. - Не искать же нам по дворам мёртвых животных...
       - Рыбу...
       - Рыбу? - удивился я. - Какую рыбу?
       - Свежую... ну можно ещё и мороженную прихватить... на любом рынке продаётся.
       Я задумчиво посмотрел на него, молодец Наум, интересно он только что догадался или давно уже всё предвидел и рассчитал?
       - Поехали...
       У нас создалось впечатление, что все автомобилисты сегодня выехали на улицы города, таких пробок я никогда не видел, быстрее было бы пешком дойти. На рынке в шестом часу вечера народ начинает расходиться, лотки закрываются, мы с трудом нашли, где продают рыбу, ни я, ни Наум на рынках раньше не были. Купили две щучки, одну свежую другую мороженую. К девяти вечера добрались до квартиры Наума, ремонт у него закончился, получилось очень недурно. Мы прошли в лабораторию, здесь ничего не изменилось, я подошёл к ванне опёрся об неё двумя руками, и сказал:
       - Не стоит, наверное, пачкать её из-за двух рыбок. У тебя есть большая кастрюля?..
       - Да, вроде есть. Сейчас принесу…
       Наум вышел и вскоре вернулся, держа в руках огромную кастрюлю.
       - Слушай... Есть охота, - проговорил он с набитым ртом. – Пойдем, перекусим чего-нибудь…
       Во всей этой суматохе я как-то забыл про еду, а сейчас сразу почувствовал голод.
       - Давай сначала рыбу замочим, а пока греется, пойдем, перекусим…
       Положили в кастрюлю щук, налили воды, я добавил раствор, и поставили несъедобную уху на электроплиту.
       - Всё... Остаётся только ждать, - сказал я.
       - Долго? – спросил Наум. – Поужинать успеем?
       - Успеем, - пожал я плечами. – Всё равно не убежит никуда…
       Мы ушли на кухню, хозяин достал из холодильника полуфабрикаты, пока они грелись в микроволновке, Наум разложил на столе тарелки, вилки. СВЧ пискнула, и мы сели ужинать.
       Только я прожевал последний кусок, как из лаборатории раздался грохот, и звон бьющегося стекла, мы вскочили со стульев и со всех ног бросились туда. Открыв дверь, увидели, что кастрюля лежит на полу, вокруг раскиданы осколки колб и других предметов, а среди них бьётся рыба, одна, второй не видно. Наум подбежал к ней, схватил поперёк туловища, но она извернулась и цапнула его за кисть. Он заорал, и стал трясти рукой, пытаясь её скинуть. Щука не отпускала, потекла кровь, я подбежал к Науму, попытался разжать ей челюсти, никак не получалось, рыба сама по себе скользкая, а тут ещё и кровь.
       - Принеси нож, - простонал Наум. – Отрежь ей голову…
       Я побежал на кухню, выхватил из ящика нож, вернулся, Наум сидит на полу, свободной рукой и ногами прижимает щуку к полу, чтобы она не дёргалась, крови натекла уже порядочная лужа. Я хирург и к крови привык, быстро подошёл к бледному Науму, и резким движением отсёк рыбе голову. Бедняга вскрикнул, наверное, челюсти сжались сильнее, а тело щуки билось на полу ещё пять минут. Едва не порезав руку Наума, протиснул нож между зубами, разжал ей челюсти и, тяжело дыша, сказал:
       - Покажи, где аптечка, я тебя забинтую…
       Промыл и обработал рану, дал понюхать Науму нашатыря, чтобы в себя пришёл, и мы стали прибираться в лаборатории, я спросил:
       - Будем проводить второй опыт?..
       - Раствор в вену?
       - Да…
       - Конечно. Только надо... Ой… - вдруг вскрикнул Наум.
       - Что такое?.. – подскочил я к нему. – Ого…
       На полу валялась щука, это, наверное, мороженая, поскольку она не успела ожить, и та первая рыба её хорошо покусала, в некоторых местах даже видно позвоночник. Мы её сразу не заметили из-за того, что её откинуло в угол под стол, и Наум обнаружил щуку только когда выметал оттуда стёкла. Я взял её за хвост, рыбина вяло дёрнулась, мы с Наумом переглянулись.
       - Для второго опыта рыба не подойдёт, - сказал я, опуская щуку в мусорный пакет.
       - Почему?.. – удивился Наум.
       - Раствор надо колоть в вену, а где вены у рыбы я не представляю.
       Мы задумались, человека бы мёртвого достать, но они на рынках не продаются.
       - Давай бомжа какого-нибудь… это… - предложил Наум.
       - С ума сошёл?.. Ты сможешь убить?.. – я ужаснулся.
       - Нет… я думал ты…
       - Что? Я его убью?.. – почти закричал я. – Думаешь, если я врач, то могу и лечить и убивать?..
       - Ромка, успокойся…
       - Да я… Ты…
       - Рома, я пошутил…
       - Пошутил?.. Придурок… - вдруг я успокоился. – Извини… сорвался, не знаю что на меня нашло…
       - Да ладно, я сам виноват. Слушай… а у вас в больнице, есть морг?..
       Я задумался, а ведь верно, мне можно туда пройти в любое время, покойника вынести не дадут, но можно взять лекарство с собой.
       - Да, есть, поехали...
       Быстренько домели лабораторию, я наполнил раствором шприц, и мы поехали. Время уже было первый час ночи, машин мало, и Наум набрал приличную скорость.
       - Не гони, вдруг гаишники попадутся... - попросил я.
       - Не волнуйся, у меня есть хорошие права...
       Он полез в карман, чтобы похвастаться корочками, мы как раз проезжали мимо ряда припаркованных грузовиков, из-за одного из них, перед нами, шатаясь, вышел пьяный, упал прямо на дорогу, и стал медленно подниматься, Наум схватился за руль, и лихорадочно принялся нажимать на педали. Слева от нас ехала девятка, с женщиной за рулём, она как увидела, что к нам под машину бросился человек, закрыла глаза и открыла рот для крика, но вопила она или нет, я не слышал.
       Налево нам не свернуть, Наум надавил тормоз, но скорость была очень большая, и остановиться мы не успевали. Удар, и пьяный полетел вперёд, далеко, долго, насмерть... Вот уж не думал, что об человека удар будет, словно о бетонный столб. Машина остановилась, я выскочил из неё и поспешил к несчастному но, уже подбегая, в свете ночных фонарей, видел, что он умер. Потрогал пульс на окровавленной шее, ничего не почувствовал, обернулся на машину, в глаза сразу бросился разбитый в щепки бампер и мятый капот, вот это да. Наум сидел на своём месте, вцепившись в руль, и напряжённо смотрел на меня, я покачал головой, он откинулся на сиденье и дрожащими руками попытался закурить. Я быстро подошёл к нему.
       - Помоги мне его погрузить…
       Он смотрел на меня безумными глазами, явно не понимая, что я от него хочу.
       - Наум, очнись, - вскрикнул я, и схватил его за грудки. – Помоги его погрузить к тебе в машину, пока милиция не приехала…
       - За… зачем?..
       - Оживлять его будем…
       Но он сидел с незажжённой сигаретой во рту, ещё минуты две и смотрел, как я пытаюсь тащить тяжёлое, мёртвое тело. Потом очнулся и стал помогать, вдвоём мы справились быстрее. За руль сел я, повёл машину обратно к Науму домой. По дороге он немного пришёл в себя, я сказал:
       - Протри ему мокрой тряпкой лицо, чтобы крови не видно было…
       Он достал из подлокотника бутылку с минералкой и платок, смочил его и стал водить им по лицу и рукам бедняги. Вскоре мы подъехали к дому, с двух сторон подхватили погибшего под руки, и словно пьяного потащили к Науму в квартиру. Слава Богу, навстречу никто не попался, поволокли тело по коридору прямо в лабораторию. Там положили его на хирургический стол, и привязали ремнями, помня эпизод с рыбой. Я достал из кармана шприц с раствором и, посмотрев на Наума, вколол мёртвому в вену десять миллилитров жидкости. Некоторое время ничего не происходило, через сколько минут он очнётся никто не знает, и очнётся ли вообще. Вдруг Наум с размаху сел на ближайший стул, затем зажал ладонью рот, вскочил и убежал, наверное, это реакция на случившееся. Я остался один рядом с покойником, интересно кто он. В его внутреннем кармане нашёл бумажник, достал из него водительские права, Николай Васильевич Чижов. Вдруг он открыл глаза.
       Ожил?..
       Шагнув в сторону, я заметил, что он проследил за мной взглядом.
       - Как вы себя чувствуете? – спросил я у него.
       Он посмотрел по сторонам, и зашевелил губами. Я достал из ящика стола стетоскоп, расстегнул рубашку на груди у Николая, послушал сердце - тишина, приложил мембрану к себе - стучит. Он снова попытался что-то сказать, я наклонился ухом к его рту…
       - Вы дышите? – спросил я. – Попробуйте вдохнуть…
       Николай тяжело с хрипами и неприятными чмокающими звуками вдохнул, тут же кашлянул, изо рта вылетел тёмно-красный комок, чуть не попал в меня и шлёпнулся на пол, забрызгав белый кафель густой кровью. После этого Николай нормально задышал, и хриплым голосом спросил:
       - Что со мной? Где я?..
       - Вас сбила машина… насмерть. Я вам ввёл экспериментальный раствор… ни к кому раньше его не применяли, поэтому… если вы согласитесь… за определённую плату, конечно, я понаблюдал бы за вами, - он молча глядел на меня, словно змея перед броском, мне стало не по себе. – Ну, вы подумайте…
       Я пошёл в угол, там стояло ведро со шваброй, надо всё-таки кровь с пола смыть, сзади раздалась возня, топот, я хотел повернуться, но не успел, меня что-то толкнуло в спину с такой силой, что я полетел головой вперёд, врезался в стену, и потерял сознание.
       Когда очнулся, увидел перед собой Наума, он пристально смотрел на меня.
       - Как ты?.. – спросил он.
       - Где Николай?..
       - Что?
       - Николай?.. Где он?
       - Ромка, говори громче, я не слышу ничего …
       Вдруг я понял, что не дышу, но почему-то нисколько этого не испугался, и никаких неприятных ощущений не испытывал, аккуратно вдохнул-выдохнул, ничего не изменилось, мне можно спокойно обходиться без дыхания. После такого удара у меня должно всё болеть, но я чувствовал себя прекрасно как никогда.
       - Он тебя убил, - сказал Наум. – Порвал ремни, и убежал. Я из туалета услышал, что входная дверь хлопнула, ещё удивился, куда это ты собрался. Захожу в лабораторию, мёртвого нет, а ты лежишь весь в крови, вон посмотри…
       Он отодвинулся в сторону и, повернув голову набок, я увидел в том углу, куда упал большую тёмную лужу, немного подсохшую.
       - Потом вколол тебе раствор, как ты тому… Николаю, и вот… ты снова здесь…
       Я прислушался к себе, к своим ощущениям, но ничего не почувствовал, ни радости, ни горя, ничего. Вспомнил о жене с дочкой… я их когда-то любил, теперь они стали для меня словно посторонние люди.
       - Рома, давай я себе тоже вколю? А? Как думаешь, я буду стареть?
       - По-моему да, это лекарство не от старости, а только для оживления трупов, - теперь я знал это наверняка.
       - Давай тогда я умру, а ты мне вколешь?..
       - Нет. Наум не делай этого…
       - Почему? Я не хочу стареть… - крикнул он, и бросился вон из лаборатории.
       Я встал, лёгкость в теле как будто в детстве, мысли ясные и чёткие, будто не мои.
       - Рома... Иди сюда… - раздалось откуда-то из глубины квартиры.
       Не спеша, пошёл на его голос, заглянул в спальню, окно распахнуто, Наум стоя на подоконнике, умоляюще посмотрел на меня.
       - Ромка, сделай мне укол…
       И шагнул за окно, через три секунды я услышал со двора, удар тела об асфальт и чей-то удивлённо-испуганный возглас. Скоро здесь будет полно милиции, я побежал обратно в лабораторию, на полочке стоят банки со спиртом, одну из них я швырнул в раскрытый сейф, другие разбил в разных местах комнаты, затем встал в дверях, и бросил на пол зажжённую спичку. Бледно-голубые язычки метнулись по полу, постепенно превращаясь в ярко-оранжевые, я не стал дожидаться, чем это кончится, всё важное хранится у меня на работе, а здесь просто надо уничтожить отпечатки пальцев. Выйдя из квартиры, поднялся вверх по лестнице, через крышу попал в другой подъезд, вышел во двор, под окном Наума стояли несколько человек, они смотрели то себе под ноги то наверх. Сказать по правде, оживлять я его не собирался. Зачем? Чтобы он был таким же, как я? Без души?.. Да, я теперь без души, вот почему у меня нет чувств. Когда я умер, она ушла, и обратно не вернулась. Сейчас зайду на работу, уничтожу записи отца Наума, а потом буду искать Николая, ведь если у него нет души, зачем ему жить на этом свете.