ВнеВизм. Поэтический манифест

Алексей Филимонов
     Журнал «Эдита», Германия, №(2)40-2010, с. 45-46  

Новое поэтическое течение - Вневизм - провозглашая себя, приотворяет будущее, стремясь постигнуть прошедшее. Открывает иное измерение в вечно новом и пересотворяющем себя и берега русле традиции русского стиха, самой формой противостоящего раздробленности и нисхождению в хаос.
В чем его цели и назначение?
Вне-В-изм – это пребывание В - внутри традиции, но и Вне ее, словно идея полноводной Невы, дающая жизнь реке, речи, существует в очевидно обособленном измерении.
Это – бытие В – внутри определенной творческой концепции, но также Вне ее, опровергая догматизм и схоластику какого угодно течения и созидания стиха вне живого потока речи. Вневизм перенимает богатейший опыт русской и мировой культуры по кристаллизации и поиска структуры в приближении к идее красоты и красоте идеи. Целокупность идеи и символа, замысла и образа, конкретного и безличного, синтеза и воскрешения, волны и воли, влечения и отрешенности.

Вневизм стремится выйти за Геркулесовы столпы современного раздробленного сознания. Он - реакция на рациональную вульгарно-математериалистическую доктрину, основанную на разложении и бессмысленном круговороте материи, которая главенствует в сегодняшней поэзии, неспособной к целостному восприятию и отражению мира. Данная проблема уходит корнями в кризис художественных идей и художественного мышления, вызванную отчасти клановостью и прочей раздробленностью литературной жизни. Ибо предыдущие почти два десятилетия не принесли в литературу новых художественных идей, кроме перелицованных рационалистических утопий о «справедливом распределении» благ и свобод.

Вневизм - на излете сквозящей материи, готовый перенести память о ней в инобытие, сохранив все оттенки и тончайшие переливы и пульсации вещества. Его лирический – метафизический – герой на грани пересотворения человека в пророка или иное начало, не объясненное земными словами, но которое можно постигнуть лишь с помощью подлинно поэтической либо ангельской речи. Едва ли это возможно в материи, но является единственно возможным путем для обретения слова. Как угль, пылающий огнем, дарующий и творящий новую речь, доступную немногим. Энергия трудного преодоления переходит в энергию новотворения и новотворчества.

Вневизм – взгляд Из Вне – В Мир. Единство изнанки и зеркала, составляющее прозрачное целостное вовлечения и восхождения.
В нем – дальновизм иноведения языка.  Видеть мир не только изнутри, ощущая себя отгороженной частью целого, но и снаружи, как единство, и в мельчайших подробностях.
Вневизм нисколько не отрицает опыт поэзии, существующей в более плотных, закупоренных слоях материи, тех, чей поэтический мир основан на отражении дробности бытия, где зачастую непреодоленная сложность хаоса и разрухи выдается за глубокомыслие и философичность, и готов к очному и виртуальному диалогу и “пиршеству” со всеми направлениями и отдельными поэтами.
Межа, связующая и разделяющая ангельское и человечье слово – вот волость Вневизма, призрачная, как волос луча, и неделимая, как Логос.
В нем - открытость к диалогу и с тенями ушедших, и с современниками, кому проблема метафизического мышления представляется очевидной. А возможно, и с будущими поколениями. Время - все - существует в едином прозрачном миге. И творческая прапамять устремлена из грядущего.
Всеохватность и кристаллизация – взаимоисключающие понятия, но обретающие гармонию единства во вневизне.

Вневизм - антитеза внешнему, видимому и осязаемому, но и в полной мере его метафизическая сторона.
Он вне школ, течений и творческих объединений, но ни в коей мере не отрицает их духовного и филологического опыта. Он – зеркало традиции, отраженный в нем, а также общее их преломление в Реке Времен.
Суть его, быть может, и в самой частице Не – неуловимой, неосязаемой, будто сомневающейся в себе, и нежданно нежной, словно полноводная и вечно новая Нева. В своих отрицаниях Не и Вне непримиримы с тем, что поэзия смертна.
Вневизм – в сплетенных оттенках живого смысла и инобытия. В перекликании теней звуков и букв. Его сторонники - Вне-кто. Поэты Вневизма - внесловники и немотники, предощущающие глас Глагола. Столь необходимо поэтому переступить, пересотворить, превзойти, выпытать себя для того, чтобы стать проводниками нового слова. Воистину, Вневизм приотворяет то, что почти недоступно земному зрению и слуху, «рождая орган для шестого чувства» (Н.Гумилев).
Вневизм - потребность самоопределения и разграничения с хаосом, на который делается ставка в наш век разрушения формы, а значит, и содержания. Кристаллизация пространства – через взрыв из единого сверхатома языка . Обретение себя в каждой мерцающей грани беспредельного фасеточного кристалла гармонии.

Конкретная суть проявления Вневизма не в том, чтобы разбивать графины о головы публики в первых рядах и клеймить буржуа, дабы этапировать их в призрачный мир. Или же использовать те или иные броские литературные приемы. Манифест Вневизма внеэгоистичен и не замкнут на себе. Он обращен ко всем изнанникам и потусторонникам, чье дыхание - в письменах вечности.
Глубокая индивидуальность и непохожесть тех поэтов, кому близка идея Вневизма, являются основой его развития и надмирности, несущей подлинную свободу объединенным по небесной схожести.
Вневизм проявляется прежде всего на ниве поэзии, как сложнейшего из искусств, являющегося альфой и омегой художественного творчества. Он вне меры веса.  В нем - сжатие, концентрация и противоборство временных пластов в едином мгновении времени.

Так и В Неве проступают неожиданные преломления того, что якобы закрыто навечно корневищем ее потока: невольно, невозможно, невемо. Но у каждого есть свое невод, и золотая рыбка – слово – почти всегда уходит навеки в безбрежный океан, оставляя ветра и вечное стремление ловцам великого и брезжащего стиха.
Вневизм – вечное напоминание о вине и ниве, незримо наполняющих и одухотворяющих течение животворящего духа в образе реки, речи, которая несет чистые «…воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола…» (Откр. 22:1).

Вневизм - иное течение, приотворяющее даль и небо вневЕдомых - вне ведОмых.