Дух прозы. ру...

Федор Остапенко
 Вместо введения.
Сайт http://www.proza.ru – это явление, порожденное развитием новых информационных технологий. Именно явление, как часть процесса развития человечества, разума в самых широких пределах, не побоюсь сказать – в космических масштабах. И это одна из граней … Иллюзий. Именно Иллюзий, как неотъемлемой части разума в его человеческой форме. Вот такое утверждение, как будто с бухты-барахты.
А теперь коротко и порядку: что такое иллюзии и их роль в разумности жизни нашей.

1. Иллюзии – объективная, физическая необходимость развития Разума, как формы жизни.
Весь мир, Космос, бесконечность, Абсолют и все, что нас окружает – есть некое физическое, материальное пространство. И все, что в нем находится, подчиняется неким в значительной степени общим законам, в той или иной мере способствующим сохранению состояний систем, составляющих суть этого мира. Для большей общности, будем обозначать все это красиво - Космос. Люди, человечество – также часть Космоса. И, естественно, они входят в поле действия данных законов. Не думаю, что правильным было предположить, что люди управляют Космосом, а не наоборот.
Опять же, все науки, в той или иной мере, в различных символьных отображениях, с различной степенью абстракции (символьность предполагает абстракцию), желают познать, если не все эти законы, то хотя бы частично понять их суть. Хотя, как на мой не просвещенный взгляд, прообразом таких законов может служить триумвират из трех начал термодинамики. Разумеется, как эти законы трактовать или как понимать. Но это дискуссия не для литературного сайта.
Для литератора-философа (а литератор не может быть не философом) важно отметить одно, казалось бы, не разрешимое противоречие, исходящее из данных законов: ограничение возможности расширения энтропии в относительно замкнутых средах. Это противоречие можно еще отразить как противоречие между принципами развития и стабильности: развитие систем (подсистем) требует расширения энтропии; требования к стабильности состояний систем исходит к критерию минимума энтропии.
Понятие энтропии, применительно к человеку и его деятельности, я бы сопоставил с понятием творчество в самом широком смысле слова. Само понятие становления человеческой культуры связывают с преобразующей деятельностью гуманоидов: создание инструментов преобразования среды и преобразование среды обитания. Но, параллельно с творческой деятельностью, направленной на преобразования среды обитания с целью ее адаптации под свои нужды (бесспорно - творческий процесс), развивался и другой процесс – процесс отражения своей деятельности в символьном виде. Первые настенные рисунки, первые не дошедшие до нас знания – это все процесс отражения, как свойство Разума. И, разумеется, речь. А затем речь, породившая письменность…
Письменность – колоссальный скачек в развитии вида, носителя Разума. Именно речь, в ее символьном виде, дала возможность физически расширять энтропию разума, используя механизмы или инструментарий проецирования. Проецирование отражений внешнего мира на себя и от себя решило главную задачу развития – сняло границы с относительно замкнутой области формирования энтропии формы жизни, несущей в себе функции Разума. Абстрагируя себя с Космосом, человек как бы покинул тесные рамки своей среды обитания, тем самым начал формировать вектор своего развития, в той или иной мере совпадающий с вектором развития Космоса. Ой, не зря древние мыслители сказали: «В начале было Слово и это слово было Бог…» Словом человек прорвался из узкого мира быта в бытие. Словом человек начал созидать свою духовную сферу, как часть всей своей творческой, преобразующей сферы – Сферы Разума, ноосферы.
Символьный мир человека ограничен. Он ограничен физически – степенью возможностей проецирования, как во времени, так и в пространстве. А любое ограничение приводит к созданию иллюзий, как части мышления, как одной из форм существования разума в человеческом обличии, так сказать.
Создание иллюзий – творческий акт, часто не зависящий от разумного управления им. Это, практически основная форма отражения глубинных процессов неосознанного, внутреннего мира людей. Нельзя считать иллюзии неким сугубо индивидуальным, субъективным актом – духовная сфера, как реальный физический объект, служит тем объединяющим фактором, делающих иллюзии коллективным, так сказать, продуктом. Но что наше коллективное без индивидуального – ничто. Именно индивидуальные отличия во всем формируют энтропию развивающегося Разума человеческого. И иллюзии каждого из нас приобретают свойство необходимости – необходимости существования разума, как части космической материи, части бесконечности и Абсолюта.
Для себя я назвал индивидуальные иллюзии – Иллюзиями о Себе. Мой американский друг перевел это определение как Self-Concept Illusion.

2. Литературный язык – форма развития иллюзий.
Литературный язык можно обозначить, как форму расширения символьного мира, отображающего среду обитания субъекта в границах осязаемого проецирования. Даже фантастика (мистика) описывают, как бы другой мир, но в символах и образах нашего, осязаемого или моделируемого на основе реальных объектов. Символьность языка, ввиду некого численного ограничения, осязаемых численных границ (слова, буквы, образы), позволяет разуму расширять свои возможности по отражению сути изображаемых символов, объектов. В отличие от кино, например.
Теле - (кино) экран, как одна из распространенных, современных форм создания иллюзий, навязывает завершенный образ. В тоже время, словесный образ (объект), ввиду своей, как казалось бы, количественной ограниченности, допускает расширения исходя из индивидуальной трактовки отображаемых объектов. Каждый из нас приписывает тому или иному слову свое понимание его. Каждый из нас создает свой образ, свое отображение текста в неких своих моделируемых объектах – каждый из нас создает свою Иллюзию. Иллюзию, отражающею реальность.
Иллюзия объективна, потому что существует, потому рождена реальным объектом – человеком.
И Слово Человеческое объективно, и объекты привязаны к слову – объективны. А то, что эти объекты порою не встречаются в чистом, так сказать, осязаемом виде – это ровным счетом ничего не значит. Человеческий разум вывел свои модели за мир своей осязаемости, он все больше переводит его в более широкий спектрально мир чувственности, мир расширения символьности отображения – это требование физических законов развития вселенной. Увы, они очень объективны, хотя и не осязаемые в полной мере нашим еще очень не совершенным разумом. Не совершенным по сравнению с Космосом…

3. Proza.ru, как инструмент расширения возможностей духовной сферы людей, как отображение духа славянской культуры.
Всемирная паутина, как бы ее не ругали, создала инструмент информационного отображения всех составляющих ноосферы средствами речи, письменности. Человек, как существо невротическое, получил возможность расширения своего информационного пространства с целью уменьшения действия негативной составляющей неврозов.
Все эти чаты, форумы, в которых «зависают», как наркозависимые, миллионы людей – что это, как не увеличение мощности энтропии Иллюзии о Себе. Это увеличение мощности энтропии вида в целом. И это явление, как нельзя лучше отражает все изменения в Космосе.
Но все категории имеют дуалистический характер. И вот такое расширение также не однозначно или односторонне. Реклама, спамы, чаты о политике, сексиндустрия – это как бы больше отражение материальных запросов, тенденций развития. Но есть Дух. Есть некие образы Добра и Зла, Морали, Этики, божественности – образы постоянно находящиеся в процессе развития, возможно куда большем, чем материальный мир. «Бог – это Дух, и Ему следует поклоняться…» - это из Библии. Или еще: «Тело бренно – Дух вечен…»; «Нельзя одновременно служить Духу и Молоху (Золотому Тельцу)…»
И вот с этой позиции литературные сайты являются прообразом духовного всемирной паутины.
Proza.ru – сайт, стоящий, как бы в стороне, от других подобных сайтов. Его духовная мощь кроется за могуществом духовности славянской культуры, нашедшей свое отражение в русском языке. Это язык многогранных словесных конструкций, многогранных и неоднозначных образов – язык любви и язык ненависти, как продолжение любви. Это язык, который объединил в себе множество культур тех народов, которые составляли суть слова Русь.
Особо хочется отметить расширение сайта – stihi.ru. Гармоническая мощь авторов- поэтов просто поражает. Действительно: «…Поэт на Руси – это больше, чем поэт…» Судя по количеству зарегистрированных авторов на Руси чуть ли не каждый десятый, из владеющих письменностью, поэт – какое чувство гармонии нации! А если добавить опубликованные на указанных сайтах картины, рисунки, песни и музыку авторов, то можно лишь гордится тем, что ты часть этого громадного сообщества Мысли и Гармонии.
Разумеется, все утверждения нужно доказывать, так сказать фактически и количественно. Но такие доказательства займут много времени и информационного пространства. Разумеется, что все, что будет сказано, будет в некоторой степени ошибочным, а то и не верным. Хотя бы потому, что однозначность не свойственна широким категориям. А язык, который описывает, хотя бы, такое понятие, как «любовь» - уже можно считать языком, выходящим за рамки мышления одного человека. Ведь у каждого своя собственная Иллюзия о Себе и свой взгляд на любовь.
Я лишь утверждаю, что авторы proza.ru, stihi.ru создают новую грань духовности всего человечества и не меньше… Сколько талантливых людей, а какие талантливые дети – я открыл для себя новый мир – мир нетленного и вечного Духа.
Нет, апокалипсис не скоро настанет – такой Дух все победит!
Спасибо вам авторы сайта, спасибо…