одним файлом - Восемь Слёз Марта. Прощание С Диной

Артём Киракосов
ПРОЩАНИЕ С ДИНОЙ

Дорогие Друзья! В силу сложившихся обстоятельств я в считанные минуты создал Cборник, посвящённый Дине, Дине Абиловой, "ПРОЩАНИЕ С ДИНОЙ.ВОСЕМЬ СЛЁЗ МАРТА". Всеми нами очень любимой. Из того, что успел написать, Ей посвящённого. Не успел выправить знаки переносов, разбить на абзацы. Это разные вещи, написанные в разных жанрах, из разных книг, посвящённые самой дорогой, самой талантливой, самой любимой - ДИНЕ.

19:00, 31 марта 2008 года
Артём Киракосов







ПРОЩАНИЕ С ДИНОЙ. ВОСЕМЬ СЛЁЗ МАРТА



1|8. Слеза первая: «БЕРЕГ ЖИЗНИ ИНОЙ»


На колени. Он опустил автомат. Сел. Опустился…
Море…
Это было море. Он вышел к нему сразу, неожиданно как-то. Он шёл к `другому берегу` – жизни.
А – вышел к морю. Он узнал это место. Это… Он отдыхал тут с мамой, своей любимой мамочкой Лилей (папа не ездил с ними: папа работал, всегда).
Он только увидел его – и – узнал… Сразу. Это…
Спуск с перевала был недолгий. Он знал его по походам. Он часто шёл один, один – по всем перевалам – один… Он – командир полка, полка, которого больше нет.
Разочарование? Столько месяцев идти из окружения, потеряв всех, всех своих братьев-подчинённых, через все эти – `локальные войны`, через все эти – войны `князей #церкви# и #мира#`. Как он ненавидел войну, Господи, кто бы знал! Господи!..
Спуск был быстрым: что стоит боевому командиру, вышедшему (через несколько бывших союзных республик – ныне свободных самостоятельных государств – и – через их взбунтовавшиеся автономии, ныне пылающие войной, резнёй, ненавистью, насилиями, бесчинствами) из такого плотного кольца блокады, спуститься к пляжу?
“Всё! это конец – я шёл домой. Я вышел не туда. Я вышел к морю. Я ошибся. Как я мог. Я прошёл четыре войны: войну за войной, войну за войной, войну за войной, войну за войной. Я потерял всё, всех. После того, что я делал с людьми, неважно, что они были – моим врагами, врагами моего народа, моей страны – неважно! неважно! – они!.. они были люди! люди! Просто, другой веры, другого цвета кожи (не сильно, впрочем, – для европейца – все мы – чурки, чёрные, черно…..)”.
Он упал на колени буквально. Автомат упал на колени – как крест, крестом. Он молился. Стал снимать с себя всё, всё, что осталось от оборудования, амуниции, снаряжения, одежды, боеприпасов.
“Да! он стрелял лучше! Да! он бежал быстрее! Да! он был хитрее! Да! он был злее! Да! он был умнее! Да! он был талантливее! Но, это не повод… Но, это не право… Но, это не достоинство… Но, это не преимущество… Дающее и предоставляющее ~индульгенцию~ ЖИТЬ! УБИВАТЬ!”
– Не хочу больше, Господи! – почти плакал!..
– Не хочу! зачем мне жизнь?! Такая жизнь, – плакал и – срывал с себя всё! оставшееся…
– Не хочу, Господи! Не хочу, Господи! Не хочу, прими обратно!.. Прими обратно – жизнь! жизнь! что Ты Подарил. После всего того, что я делал с ними, после всего того, что они делали со мной – смерть! смерть!
Артём потёр песком грязные, глубоко въевшиеся масляные (от автомата) места на коже: не входить же в `жизнь иную` не отмывшись – от земного. Так казалось ему. Белый чистый песок… глина. Здесь, в этих Богом созданных для неги, неги, вдохновения и роскошных прогулок в хороших светских и обаятельных компаниях, с началом войны, войн, которые последовали за вой-ной, которую называли #войной#, были остановлены все работы, предприятия и, вообще, прочее, что мы называем ёмким словом – жизнь! жизнь! Песок стал почти белоснежным. Вода! – божественной. Почти. (Вот тебе и победа “зелёных”! экологии…) Купающихся, загорающих, отдыхающих, конечно же, не было. Не было… Но, появлялись, иногда, некоторые смельчаки-туристы, которым “всё интересно”, как говорится. “Если не убьют, то, можно отдохнуть бесплатно типа за”, – вот уровень рассуждений этой публики. Сорванцы! Пофигисты! Пофигистки! Таких предостаточно – и на войне – тоже. Ещё и – кино- фото- видео- любители, любители острых ощущений, грабители, бандюки, под #шумок# просто убивавшие и отнимавшие всё: деньги, имущество, людей, делавшие из похищенных – товар, просто товар, рабов, живодёрски распродававших их и на `органы`, если не выкупали…
– Нет. Нет, Господи, я не `швыряю` Тебе свою жизнь! Жизнь! Жизнь! – Дар бесценный… И я – просто – кладу Тебе – это всё – как есть – обратно! обратно! Возвращаю просто…
Тело его слилось с тихой волной. Так кончить жизнь мечтал он с детства: побороться!.. побороться – НА ПРОЩАНИЕ! <…> на прощание! <…>
Отряд, шедший за ним по пятам с самого Верхнего Карабаха, отряд, которым руко-водил Мамед, обнаружил на песке (через час с лишним, с небольшим примерно) не только, что полковник Киракосов снял с себя, но и записи, странные записи: «С СОБОЙ – рассказы на пальцах». Их было десять: 1 | ХХ – 10 | ХХ.
– Странно, пальцев-то не десять?.. на теле..? – подумал полковник, полковник Мамедов, шедший по пятам этого последнего из… гяуров. Полковник, славившийся тем, что из его #блокад ласковых# не выбирался никто, никто… Он знал, что командир – уходит… уходит… Он гнал его! гнал. Но – тот уходил!.. уходил. Всё время! Всё время.
“Что это?.. Кто это?.. ” Он знал и имя и фамилию… Нашли и документы: это – Артём, Артём Вильевич Киракосов. Он знал одного, одного Артёма Вильевича Киракосова, но тот – был его сокурсник по Московскому Университету. Был мягок, предельно приятен в общении, миролюбив, влюбчив, был душою, что говорится, писал стихи, прозу, песни… Добр был безразборно!
“Нет. Не мог. Не он. Он – взял в руки?.. Оружие?.. Ладно, я – ? Я – коренной… Он-то – москвич коренной… Так жизнелюбив, миролюбив, стоек к оскорблениям… Нет, не он… Не…”
– Вот записи, господин полковник.
– Покажите, ну-ка?..
Он узнал почерк друга. “Может быть… Нет, не может быть. Или?.. Что?..” – боролось в нём… “Что-то от…”
Он вчитался, увлёкся… Ведь он знал Артёма ещё и до поступления, кода они исследовали памятники Верхнего Карабаха, разъезжая на `попутных` с допотопными советскими (неплохими, кстати) “Зоркиями”, “Зенитами”, “Федами”, “Киевыми”… (марки фотоаппаратов – А.К.)
Они дружили, можно сказать и так… В Университете, может быть, даже меньше, чем до…
– Что делать, господин полковник?
– Ничего не нашли больше?
– Обмундирование, боеприпасы…
– Нет, записи?
– Нет: ничего больше…
– Хорошо… Идите.
– Что доложим? Господин..?
– #Задачу Вашу выполнил. Полностью: все уничтожены. Возвращаемся.# … Всё наверное…
Мамедов вертел понравившиеся записи Артёма. Это был его друг – друг Артёмка, Тёма, `Тёпа`, Артёмушка, `Кирочкин`. (Так девчонки его звали, Артёма.) Он особенно, как филолог, закончивший… любил творчество такого типа, что делал Артём; и не раз говорил ему об этом, писал в письмах, позже, по электронный почте (когда она появилась).
– Господин полковник, что делать..? с имуществом… тем, что у волны, на берегу… мы нашли..?
– Уничтожить.
– Всё?
– Всё!
Что ты стоишь, Исмаилов?
– Жду.
– Чего?
– А эти записи: мы же их тоже – нашли ведь?.. Ценные?..
– Кру--хом!! Ша--хом!! А--рь--шь!!
Ты не видел ничего: понял?? Ты не видел ничего: понял??
– Понял, господин полковник.
– Иди от | сюда. Ты меня знаешь. Я найду всех твоих, не говоря уж о тебе самом. Ты понимаешь, о чём я..?
– Так точно.
“Надо будет издать…” – вчитывался всё больше и более увлечённо, как и раньше, он, Мамедов, Гасан Оглы, в строчки друга…
– Артёмка, милый... – шептали губы восхищённо… – Я издам… Обязательно издам тебя, друг дорогой мой, ведь помнишь, я обещал тебе когда-то, когда мы шли, провожаю Лялю, Ля-лю, ту в кого были влюблены оба – одновременно – как и всегда… И – всегда, всегда говорили: `братья! братья! похожи! похожи! Как Вы разбираетесь в них, Ляля `, – спрашивая ещё и Лялю, втягивая её в эту, и так, не простую историю! Историю! – в которой не было ВЫХОДА! Не было, Артём, несмотря на то, что ты (благородно! благородно!) `уступил` мне её. Уступил… Прости, дружище, Тём…
Береговая служба, заплыв неудачно далеко и неся параллельные и несвойственные ей службы ( / функции) тактической и стратегической разведки, собирая (#по пути#, как было ``сказано``, `приказано`) `данные`, которые вдруг и – `могут быть полезны для дела` подобрала ещё боров-шееся с стихией тело – далеко – в #нейтральных водах# #сопредельного государства#.
– Сердце?
– Жив. Стучит!..
– Так: перебойно, но... ритм прослеживается…
– Греть. Дыхание… Должен…
– Парень крепкий…
– В Турцию плыл что ли? ещё один…
– Не похож – столько ранений, следы… шрамов…
– Ладно, разберёмся. Сейчас…
– Господин капитан, всё будет, сделаем…
– Он нужен мне, этот парень (живым!), я – кажется – знаю…
Похож или?..


………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………


– Пить. Пить! – сказал он (или ему показалось, что сказал) по-английски (или ему показалось, что по-английски).
И увидел людей. В какой-то непонятной форме. Девушек – в белых облачениях, халатах, так похожих на Динку, Динку, с которой он переписывался до… до самого… самого… По космическим линиям связи, пока выходил – из этого дурацкого окружения. “Думало ли начальство, чем он там занимается в… в `свободное от службы и работы время`, так сказать. Динка! Динка!” – зашептали губы…
Он вспомнил про записи: “Нет, если тот Мамедов – тот Мамедов – он не выбросит, издаст. Гасан – друг, друг и почитатель; обещал… Какой был там номер..? ХI-ый (в его “С СОБОЙ – рассказы на пальцах” – А.К.)”. А, что волнует писателя ещё: `Динка` (``ДИНЬ_ДИНЬ_ДИНЬ_ДИНЬ``, как её звали на сайте, сайте PROZA.ru), и начал вспоминать её ICQ: “…”… указанный на сайте…
Улыбнулся. Проходящей мимо девушке… Кажется, получил ответ от неё, лёгкое движение глаз и губ в сторону улыбки.
(Ему показалось, девушки, похожей чем-то на Динку… Его – Динку. Такие же глаза раскосые полудикие, чёрные, как сабли блеск, такая же слабая, сладкая фиалка внутри в месте, где происходит \ расцветает тайно душа – фиолетовая, с признаками звёзд на вращающейся вселенной взгляда.)
“ ICQ, да, ICQ”.
– Можно ли..? – ему казалось, что он сказал что-то… по-английски. Как ему казалось…
“Да. «ИНТЕРНЕТЛЮБОВЬ» – так будет называться его следующий рассказ, раз уж он выжил, выполз… Динка? Где Динка?”
– Please, – попросил он…
Ему несли уже ноутбук с электронной почтой, электронным адресом…
“Динка. Динка где? Где моя..?”
– Москва, – ответил офицер.
И Артём увидел знакомую клавиатуру: кириллица – специально для него, объяснил офицер. Установили охрану, устанавливали-подводили видео-… “Специально для него”, – объяснил офицер. Который, так и не ушёл ночью. А, сменился на другого. Ночью.
Канва рассказа складывалась… Он делал это хорошо, может быть, лучше даже, чем всё остальное, включая его последний выход из…
Интернет был подключён… Он вспомнил – её ICQ… А, можно ли забыть, – Динкин ICQ, саму её! ……… (номер).
Вызывала ``МОСКВА``, ``ЦЕНТР``. Для этого и поставили ему тут… это всё! Всего этого!.. Чтобы следить, сканировать ещё…
“Ничего! Подождут”. И он – переключился на ~ПРОЗА.ru~. Набрал название… «ИН-ТЕРНЕТЛЮБОВЬ». Без сил рухнул – ему так (по \) казалось: просто пальцы… упали у… Силы ушли!
Как вы думаете, он напишет свой рассказ, будет ли продолжение?
Гасан уже `выставил` его начало… Набрал и выставил. (Молодец! Друг! – А.К.) Его «С СОБОЙ – рассказы на пальцах». “Молодец. Друг. Гасан. Мамедов”.
«ИНТЕРНЕТЛЮБОВЬ» – как вы думаете, он будет написан, этот следующий рассказ?
“Ведь, пальцев-то – двадцать… Хотя, конечно, что имеется в виду?..” – думал Гасан, отдыхая в Интернете на ПРОЗА.ru, после такого сложного дела, такой операции, которую ему уда-лось осуществить почти без потерь для #гвардии#, элитных её подразделений. (#Национальная Гвардия Азербайджана#, так кажется, она называется точно – А.К.)
Слава Богу! ``PROZA.ru`` – такой сайт, где могли встречаться все писатели воюющих стран, главное, чтобы они ~говорили~писали~ по-русски! Белорусы, американцы, украинцы, татары, евреи, арабы, кабардинцы, балкарцы, венгры, румыны, русские, эстонцы, грузины, осетины, абхазы, сербы, албанцы, китайцы, тибетцы, немцы, поляки, казахи, киргизы, французы, англичане, узбеки, таджики, баски, каталонцы, курды, турки, азербайджанцы, армяне…
Как вы думаете – будет на сайте нашем «ИНТЕРНЕТЛЮБОВЬ»? Напишет он свой следующий рассказ «на пальцах – С СОБОЙ», Артём, Артём Киракосов?
А? А вы как думаете?
 
03.11.2007 – 05.11.2007



2|8. Слеза вторая: «ИНТЕРНЕТЛЮБОВЬ»


– Я люблю Тебя. У Тебя глаза – чёрные – как сабли, ….. (имя – А.К.).
– Я родилась на пятьдесят девять дней раньше… мама говорит. Я никчемная. Я плачу всё время…
– Отчего?
– Все говорят: “Сумасшедшая”. А мне застелить хочется этот потолок атласом фиолетовым, с жемчужинами-звёздами, как… И – смотреть вслед дождю, оплакивая любимых.
– У Тебя – есть?..
– У меня – нет… Я его потеряла, Артём.
– Я люблю Тебя, … (имя – А.К.).
– Я давно сама себе не интересна, стану ли я такой, как все… мне все говорят…
– Неужели, Ты думаешь, мне `нужны` другие? – не поэтессы?
– … Они приходят… И рассказывают мне о своих… А мне – неинтересно… Я пи-шу… шишу… Пишу роман… О… таком, как ты, Артём… И он будет – любить – такую, как я, Артём. В романе. Поэтессу.
– В жизни, … (имя – А.К.), всё так и бывает – как в словах: мне недавно написали:…
– Ты боишься?.. Если хочешь…
– Я – ничего не боюсь. Ничего не хочу – своего. Хочу – как Тебе, … (имя – А.К.).
– …
– Ты чего?
– Я… ничего. Плачу. Я часто плачу. Одна. Я не смеюсь, Артём. Я, даже, не смеюсь. Почти никогда, Артём.
– …. (имя – А.К.), я буду любить Тебя: я люблю тебя.
– Ты не знаешь: я дурная: у меня дурной (взрывчатый) характер. Я – “торнадо”, говорят…
– Я скажу Тебе главные слова: сегодня будет то же, что и вчера: я люблю тебя; завтра будет то же, что и сегодня: я люблю тебя.
– … Как мне благодать тебя… Откуда ты? Где живёшь? Есть дети? Жена? Что делаешь? В жизни… Вообще…
– Я художник… Хотя… Конечно – не решил ещё – точно!
– В моём романе художник (я и имя не буду менять – пусть… так – правильно?..) будет любить сумасшедшую поэтессу.
– Я люблю Тебя. Я люблю Тебя. Я люблю Тебя.
– …
– Я люблю Тебя. Я люблю Тебя.
– …
– Я люблю Тебя.

05.11.2007 – 08.11.2007



3|8. Слеза третья: ХХ «СТИХИ ДЛЯ ЛИАНЫ»


@ // Я дурею от Тебя, Ли! Ты! – растворитель моих бед! Я дохну без Тебя, Ли. Я… (неприличное – А.К.) от Тебя. Звезда. Звезда моя. Взошла. Небосвод. Мой. Я скажу, что Ты “Версаль” этого дня, Ли. Солнце моё! Взошло ли? Душа души моей, где, Ли? Свет света глаз моих где, Ли? Солнце Солнца моего где, Ли? Ли, Праздников Праздник? Ли – это Вдохновение! // @

@ // Дорогушечка, Дорогая из Дорогих! Ясная из Ясных! – Солнце… Звезда… Небосвод… // @

SMS-ки всё шли и шли…
К Оле.
Она выключила телефон. Выключала…
Но – она – нужна начальству: приходилось включать, чтобы… хоть… иногда.

Однажды – мелькнула и подпись: ***Твой Артёмка-плут***.
Она узнала его. Это Артёмка. Тот, кто и ей такое же всё слал. Кто не знал его? – этого непроходимого балабола и баламута всея женщин Земли, отъявленного семьянина крепкого посола с разливом, отца всех детей, друга всех разбитых сердец Планеты, ценителя и любителя Красоты? О?

“Козёл, опять спутал `адреса`: телефонные… Написать бы жене… Поговорить… Лучше а – вообще – переправлять все эти поэтические бредни – на работу, в МИД. Хотя у них там и министр такой (Козырев? – А.К.): оглядывался на… жениться пришлось потом. Г…. (неприличное – А.К.)” – не оставляли её мысли. Она уже и не сомневалась… Хотя ``АРТЁМОВ`` на Земле пруд пруди… “Это Киракосов”, – знала она. Как опытный `стилист` подобных отношений.

@ // Любовь моя, – я без ``доступов`` к Тебе (имелся в виду, очевидно, – Интернет – А.К.)! Потерпи. Целую! Счастья ВСЕМУ ТВОЕМУ НА ЗЕМЛЕ! Мы все без ТЕБЯ не можем. Щади меня – не болей! «Сеть недоступна» – отвечают..! Целую* Я люблю ТЕБЯ, РЕБЁНОК! Ли. Доброго дня ТЕБЕ, “милый мой бухгалтер” (очевидно, девушка \\ адресат работала этим – А.К.)! Друг, а я тружусь! Успехов! Друг! РОДНОЙ! Спокойной ночи!!! // @

Больше она не выдерживала. Исключительное внутреннее благородство этой женщины не давало ей право: ни прервать его песнь, ни напомнить об ошибке… “А, может быть, это он ко мне?..” – стучало сердце… Уже не молодой статс-дамы…

@ // Дорогая, я люблю ТЕБЯ! БУДЕТ утро нового дня! Спи, солнечная, сладко* сладко. СОЗДАНИЕ, всего лучшего на ЗЕМЛЕ ТЕБЕ! Благословение ГОСПОДНЕ Тебе, Лианария! Я целую ТЕБЯ, засыпай: БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ! РАДОСТИ! И! Счастья. Люблю Звезду свою!! Дохну без ЗВЕЗДЫ – Лианы!!! Да Хранит ГОСПОДЬ ТЕБЯ ЛИАНА!! МОЯ. // @

“Ну, это уже слишком!!” – и она выключала телефон. И она включала телефон: “Вдруг! – «Лиана» – это я? Может же быть, что он (нежно так) ко мне обращается… обратился… Поэт всё-таки!.. Что он забыл в этом ~Бурунди~? ``Посол``, подумаешь? После… сразу… ``МИМО`` это!! всем женщинам // жёнам ненавистное… (заведение – А.К.). Раньше, хоть платили… `Статус` был… «Лиана» – нежно как придумал, злодей, змей! ```горыныч``` армянская”, – не унималась… (душа её – А.К.).

@ // С сотового не звонится, на ~почте~ сбой, скучаю! Целую &. Всем дорогам Твоим – СЧАСТЬЯ! Я буду очень страдать из-за SMS, не отвечай вообще, целую! (Очевидно! Девушка – не из богатых была… – А.К.) Солнце Солнц Не Взошло Над Землёю? (Поэт! Истинно! – А.К.) Ты Слышишь Ли Голос Радости Моей!!!! Лиана. Душа Души Моей Где (поэт!! поэт!! точно – А.К.)? Сладких Снов Тебе, Муз (а) ыка моя сладчайшая. Бари Гишер (на армянском? – А.К.). Я не увижу ТЕБЯ сегодня, мой УРОК МУЗЫКИ, длящийся – &! (очевидно, речь шла о… – А.К.) // @

“Сволочь! Сволочь! Гад, гад: и ведь мне так писал – подонок…” – а какие ещё мысли и могут приходить такому обаятельнейшему созданию, каким была Ольга, Ольга Анатольевна…

@ // Встреча с монитором / Встреча с Тобой / Я жду их / & /. Я скучаю (как просто! – А.К.) @ //

“Мерзавец! Ведь знает! Как зацепить!”

@ // Уже бегу к рулю… (очевидно, было что-то ``конкретное``… – А.К.). Молчали-вое Серое Небо… // заставило молчать… (У-У-У х-х-х!!! – А.К.) Разве Можно Жить Без Лианы. Нка-рич нкари нкар // Художник рисуй картину // Где Свет Лица Моего Лиана. Ты Встала Моя Звезда? Лиин, я десятилетиями живу ПРАЗДНИЧНО! Я – воин! Имя мне – РАДОСТЬ! А сейчас – успокаивайся: ТЫ – талантливая, добрая и прекрасная девочка! Рад ТЕБЕ! ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! @ //

“Это уж слишком: хам! хам `армянский`”! – опять выключала… Но, подумав, вклю-чала: будто Артём, Артём Киракосов – писал ей – Оле, Оле Анатольевне… – Ей! “А ведь он писал мне… И писал хорошо! хорошо!.. Не то, что ~ этой!..”
Она хотела написать: «Прекрати этот бред», а написала: «Как тебе это удаётся? Что ты делаешь для этого, Артём, Артём Киракосов?»

@ // Ведь я пишу для этого? Я – христианин! Я хочу подарить людям бессмертие!! // @ – был ответ. Он узнал телефон: он ошибся. Он всё понял: он слал не туда. @ // Спасибо! Ты не сердишься на меня? ОБНИМАЮ! ЦЕЛУЮ. // @

«НЕТ, что ты», – ответила Оля.
@ // Люблю Тебя, Оля! // @ – это было уже её, Ольге Анатольевне, от него, от Артё-ма, Артёма Киракосова… Спутать его? Его речь? Его язык? Его SMS-ки? – нет!! невозможно!!..

«Как ты, Артём? Почему не писал так долго? Чем занят?.. Барев! Вонцес? Хайас… (армянское? – А.К.)», – текст (неполный) её SMS.

@ // Я – ПРАЗДНИК Земли – живу радостно! Люблю! и! Любим! Счастливый абсолютно… // @ Вот текст его SMS-ки неполный.

«Как это удаётся тебе, Артём? Оля. Если помнишь?»

@ // Помню, Оля, конечно, – ведь, – я пишу для этого: я христианин: я хочу и подарю! людям – БЕССМЕРТИЕ!! // @ – таков был ответ…

Хочу и подарю!..

@ // Светлого Дня Тебе, Оля! Господь, Да Хранит Всякую Частичку Твоего Бытия! Оля! Я Люблю Тебя! Люблю Тебя! Люблю! Артём. Артём Киракосов // @ – пришло уже в конце… конце рабочего дня, когда она уже `доходила` тихо… одна… в своём камере=кабинете…

«Люблю» – выдавила она и из себя. И – это было – искренне, как никогда. И Артём знал это: она ничего, ничего подобного никогда не писала – ему. Это чувствовалось: её искренность – в одном слове… этом: «ЛЮБЛЮ!»

Не выключайте телефонов. Не стирайте номеров. Вам придёт и это слово. Когда-нибудь. И это не станет ошибкой. Как может показаться в начале…

Правда, Артём!? Правда, Оля!?
Лианочка!!.

08.11.2007 – 09.11.2007



4|8. Слеза четвёртая: «ПИСЬМА ДЛЯ ЛЮБИМОЙ!»


«<…> Люблю! Люблю! <…>
Исписал этим все тетради… Дина… Абилова…
Как стремительно ворвалась эта девочка в литературу, в жизнь, в любовь.
Как мощно Её дыхание творческое, какой запальчивый замах. И, как бесстрашно Она хватается (правильно написать было бы: `берётся`) за многое. Голос Её – эпический! Голос Её – древний. Звучный. Как и само сочетание – имени Её, фамилии: Дина || Абилова – не стихи ли это – сами по себе, а? – спрашиваю я вас… Стихи.
С глазами – саблями чёрными, не оставляющими после себя ЖИВОГО – сталкивается читатель в уголке, у портрета. Это – Дина. Древняя чародейка, магическая женщина, писательница: прозаик, поэт.
Дыхание Её – ровное! Она бежит бодро! быстро! Она `укрывает` целые полотна страниц своими орнаментами слов, которые нельзя читать с спокойным сердцем. Вас завораживает этот вихрь образов / красок / звуков.
Что главное в художнике – погружённость в свой мир. Дина живёт им. Он – в компьютере у неё, спрессованный в строчки, штрихи. Она – ? Да: ранимая, дикая. Необузданная. Много шероховатого. А в этом и прелесть. Люблю незащищённость, защищённость лишь собственным талантом, собственной беззащитностью. Любовью. Слова – краски поэта. Дина – нет – не поэтесса, поэт. Она – как царица – царит в своих пространствах, выступающих из текста.
Нежнейших сочетаний всё, что Она творит. Дина – человек яркий, взрывного характера. Темперамент виден во всём. Это тот огонь, что ласкает. Что не сжигает. Любовь? Это сказания. Видимые отличия – от других стихов, написанных поэтессами – жизнь где-то выше сказанного… Взгляд, где-то выше… Поднятый – над всем! Это стремление – к Небу! Небу, Которое Она пока не пьёт, как Воду, Которой напьёшься. Всласть. Всякий Поэт – святой. Святой – посвящённый Богу. В широкой поступи Абиловой есть и свежесть и уверенность и бравада. Это хватка смелая. Это вера – в силу своих сил. Это вера – в избранничество Своё. Это точное знание предсказательницы, это верность пущенных из сердца стрел, стрел, летящих прямо, прямо в цель, цель – читательское сердце. Успех, успех какой Она заслуженно имеет на литературных сайтах, говорит о многом, в том числе и об Её неподдельном обаянии, умении общаться, о любви к людям, выражающейся и через скупые прозаические рецензии, иногда и шуточные, иногда – развёрнутые, серьёзные, но всегда – в значительной степени – условные. Интернетобщение – вещь в себе – тут не слышно интонаций, тут люди разговаривают о главном – не видя друг друга, не зная почти ничего друг о друге.
Мне посчастливилось узнать немного больше о Дине, услышать, слушать и слышать Её голос. Образ, который создаётся при чтении почти никогда не совпадает с тем, каков человек в бытовом общении. Непросто и мне было распознать – ту Дину, которую я ищу. У Неё затягивающий смех, несколько резковатый голос. Я бы даже сказал какой-то сказочный акцент, выдающий человека прошлых веков, человека других континентов. Её зависимость от компьютера понятна – ведь мы все здесь у Неё, как на ладони. И Она живёт нами, нашими творениями, произведениями. Это – “ДОРОГА ЖИЗНИ” Абиловой. Выход в Открытый Космос, где Она своя по праву владения русским языком. По праву таланта, по праву сделанного (уже) Ею.
Дина ткёт на живую нитку жизни. Слёзы счастья и боли – Её. Она – живёт / пишет || и || пишет / живёт. Конечно, много придумок, но они – как воплощённая мечта Ёё, неотделимы от прошедшего и бывшего.
Дина… Наверное, надо говорить и о жизни… А что о ней говорить? Имеет ли она, эта жизнь, отношение к писателю. Нет. Нет, не имеет. Мы живём слаще, и глубже, чем всё то, что с нами тут происходит. Мы живём друг другом больше, чем тем, что с нами происходит на работе, в семье, в жизни, в той, в другой – настоящей, как считается. Для писателя – слова – Его жизнь. Дина живёт…
Я люблю Абилову рыдающую, расколотую надвое, не верящую в себя, более, чем пред-ставляется Она мне в голосе уверенной руководительницы важного и ответственного участка работы одного из известных предприятий современного Востока. Голос, который заставит дрожать смущённых, смутиться смелых. Она умеет быть резкой, грубой. А кто из нас ангел, не умеет хамить, материться? Кто? Путь бросит в Абилову первый камень. (И в меня.) Стихи – жизнь. Жизнь – стихи. Это верная формула. Отличить живое от неживого можно по биению собственно-го сердца. Отчего всегда я впиваюсь в Дину, в Её манящие созвучия..? Не отрываясь читаю!.. Отче-го?.. Когда кто-то там находит запятые и точки, пропущенные в азарте писанного Диной. Отче-го? Отчего.
Это что-то всегда новое. До селе неслыханное – приход Поэта в Мир. Мир всегда плачет, провожая Поэта. Трагическая плотность есть и у строк Дины. Дикая. Непереносимая плотность, сложность. Это удел таланта, который несут, как груз, груз. Не Крест. Талант – дорога! Дорога Жизни. Чем берёт Дина? Дина – заволокла весь небосвод слов, написанных русским – языком. Она – одна – производящая машина. Она – одна – союз. Талант – радость. Есть эта радость безмерная и у художницы Абиловой. Есть она и у Её напряжённой рабочей ритмичности. В Её рассуждениях об устройстве жизни вокруг себя есть и логика и практическая целесообразность. Она – собранная, целеустремлённая. Работает (пишет после прихода с офиса) по много часов ежедневно, ежедневно. Не считая дни депрессий. (А они бывают с каждым, с каждой – пишущей, пишущим, да как, впрочем, и с непишущим, непишущей.) Я – люблю Дину плачущей, я люблю Дину – смеющейся. У Неё взрывная сила. Но Она – молодая женщина, и я хочу пожелать Ей воплотить всё, что предназначено таковой – воплотить, воплотить. Пусть семья, семья – будет новым местом Её небывалого ещё вдохновения, Её неизбывных ещё восторгов. У Неё ещё много впереди, что будет Её греть, и как человека, и, как творца. У Неё свежие силы, силы освежающие сам русский язык. Силы новые, силы на смену идущие затхлому постмодернизму. Не имеющему ничего общего ни с модерном, ни с современностью, ни с какими-либо данными вообще: душевными, филологическими. Всегда новый ток и исток делает прошлое – живым. Река – Дина – течёт, набирая свои воды.
<…> Люблю! Люблю! <…>»

Было найдено в одном из разблокированных, подготовленных к отправке файлов Артёма, Артёма Киракосова. Найти адресат было не трудно. Тем более, что переписка на сайте PROZA.ru велась вполне открыто. Файл всё же переправили. Ей. Дине. Абиловой. Кажется, он был Ей очень кстати. Она готовилась что-то издавать… издавать что-то… На “бумаге”, как говорят теперь. И ей он очень был кстати… По душе…
(Она, кажется хотела, – или вставила-таки… – фрагментами… или что-то…)
Фрагментами… Какими-то… Слова Артёма, Артёма, неизвестного никому… Пришлись Ей по душе. У Неё уже был выбор: несколько известных фамилий. Многие предлагали Ей свои услуги – ведь она двигалась быстро и уверено. Что ж, – женщина яркая, видная, самостоятельная, современная. (Понимаете, что я под этим имею в виду?) Почему Она выбрала эти фрагменты? Было ли что? А могло ли быть? Говорят, этот сорванец мог за день обернуться туда-сюда: Алма-Ата – Москва – Алма-Ата. Лихач был, говорят. И погиб за это: на вираже…
Она была ``жёсткой``, как говорят. Но, при словах об Артёме – мягчела… плавилась… (Видели, как Она замолкала, влагой молились глаза… При слове: ~``Артём``~ …) Такого бы Ей! Пропадает за зря девчонка! Замуж. Дети. Бы Ей! Артём бы справился: он умел – тот ещё был пройдоха, говорят… Ловкач! Как он не проскочил тот вираж..! А! Правильно! Вспомнил! Там кошка была (или собака? или кто-то ещё? из живых…) – и он выбрал! – … трезвый выбор христианина! Готовился рукополагаться (в батюшку, что ли?), говорят, на сайте, на нашем, ведь ничего так и не вы-яснишь… перед этим рукоположением и произошло… то.
Дина… он так любил Её. Дину. Говорят, Она – тоже. Собственно, – это и из переписки ясно, видно: как эти двое не ровно дышат… Друг другу в строчки.
Кажется всё.
       
       09.11.2007 – 10.11.2007



5|8. Слеза пятая: "ХОЧУ БЫТЬ ИКОНОЙ"


– Хочу быть Иконой!
       Хоть для кого-то – в этой ЖИЗНИ!
       Надоело: хозяйка, сослуживец, сестра, главный… бухгалтер… соседка, лучшая подруга, кто-то ещё! – Тупые роли все! Надоело.
– Для того нужен иконописец. Увидеть в человеке Икону. Ведь…
– А ты?
– Ты права – я иконописец: я в каждом виду Христа, Марию!
– Артём! Хочу!..
– Ты права, Дин…
       Как всегда…
       Хоть для кого-то в этой Жизни – Человек должен быть Иконой.

16.11.2007 - 21.12.2007



6|8. Слеза шестая: "СТИХИ ДЛЯ ДИНЫ"
после прочтения Её Исповеди


Женщина, ищущая Любви. Женщина, не боящаяся того, что скажут другие: близкие, соседи, сослуживцы. Женщина, понимающая, что Любовь – Икона. Смысл. Дина – такое открытие. Дина – вдохновение. Ночь, сплетающая пути. Ночь, ищущая Утра. Утро – потерявшее Ночь – Дина.
Дина! Пока только делающая первые шаги…

Дина, настойчиво, неоднозначно нащупывающая Дорогу. Дорогу, которой нет! А есть ли дороги в любви? А есть ли “хоженые” пути? Есть ли посохи идущему? Есть ли творцу правила? Те, кто пишет Ей про ~``запятые``~? А нужны ли `запятые` СТИХАМ? Есть ли подсказки – ищущим!? идущим!? Не банальны ли предостережения? Не истёрлись ли подстилки? Хватит ли русского языка Красавице? Есть ли право – не любить? Не слушать того, что поёт Поэтесса? Или пора `заряжать` ФАРСИ? Есть право у МИРА – не дать Ей – СЧАСТЬЯ? Есть ли право – не слышать?.. Не слушать?..

Голос всё мощнее! Можно найти `запятых`, можно пригласить опытных корректоров, ~вы || читывальщиков, ~по || правщиков, ~со || редакторов. Всю эту братву, господа. Что можно ## редактировать ##, господа!? – Господа?! Можно смеяться над всем, над Ним. Можно быть слепым и глухим. О таких много говорилось в веках прошедших. – Никогда не удастся не слышать, не услышать – Её, Женщину, ищущую Любви! Женщину! – ждущую!..





**** После прочтения ``ИСПОВЕДИ`` Дины Абиловой
**** Ночь с 12-го на 13-ое декабря 2007-го года



7|8. Слеза седьмая: "НА ГРАНИ ВЕСНЫ!"

после прочтения стихов Дины, Дины Абиловой «В каждой секунде всего лишь половинка вдоха...» 29 февраля 2008 года


Можно ли прожить без Дины, без искусства Дины, хоть день? Можно ли провести хоть ночь без стихов этих, воздуха полных, любви полных, звёзд полных, души полных? А можно ли дышать, дышать не воздухом этим, стихов Её воздухом?
Как земной океан, пратоСфера, как земная твердь ещё до создания – Её творенья. Она – шаман, что колдует словами, словами-смыслами. Кто поймёт язык Её? Это язык – на котором творилась природа, творились чудеса, живой язык весны. Весна – Она предтеча её. Весна – как ПреРождение. Весна – как ДоРождение. Весна – как СамоРождение.
Сердце Её открыто – не только весне, что грядёт ежегодно. Сердце Её открыто всему, что по сути – весна! весна! весна! Дина – солнечная богиня. Дина – богиня небес. Дина – древняя воительница снов. Дина – сплетает узоры. Дина – вяжет Свои ковры, где нити – Её вязи речей. Дина – в руках Её – ключи моих откровений. Дина – моя планета, планета счастья. Дина – комета, падающая мимо! мимо!
ПраЖенщина! ПраМать! ПраЗемля! ПраНебо! ПраЛето! ПраВесна! Пра…
Проходят дни… дни, в которых Дина, Её стихи, Её сны! Её видения.
Невозможно сомкнуть веки и не видеть это чудо колдовства – узорочье Её облачений.
Стихи – то, что Она – Сама. Стихи – то, что в Ней, из Неё. Стихи – то, что Она родила, воплотила в мир. Стихи – то, что содержится, чем наполняется этот сосуд, из горла которого не напиться, нет, не напиться досыта, нет, никогда, досыта, нет. Стихи то, чем Она дарит вокруг, что бросает, не считая, не считаясь. Стихи – это то, из чего сердце Её, Поэтессы сердце, Шаманши сердце, Богини сердце, Кометы сердце. Это не буквы, нет, это не слова, нет, это не речь, нет. Это то, что ты видишь, вглядываясь в поднебесье. Или вглядываясь в ткани пустынь, обесцвеченных искрами жара. Или вглядываясь в всё то, что держит и содержит Она умом и мыслью в печали своей. Оазисы? Ткани земли, ткани воды, ткани воздуха, ткани духа. Миниатюры истёртых влюблёнными драгоценнейших свитков о древней любви. И рисунок, всегда содержащий слёзы, слёзы и полдник надежды, где мы будем иными и будем любимы. Это знание, что Она – на губах молящихся о Ней вседневно, всечасно, всемгновенно.
Кому предназначено сделать Диву счастливой? Тару найти для неба? Ящик для моря? Упаковку для облака? Жить и дышать! Жить и дышать! Она растёт, как водопад из холодных неприступностей высоты – Дина. Наивен – считающий себя достойным Её посвящений. Безыскусен, думающий о Ней. Спятивший – пытающийся сказать Ей что-то о чём-то…
То, что выше любви – дано Ей – это призвание. Дарование, как призывание. Призвание, как дарование. И признание – как знание. И знание – как призвание. И дарование – как признание. И – всемирность, как знак избранности, избранности.
В простой девчонке – смысл смыслов. Смысл происходящего открывается лишь устами Дивы – Дины. Ключи жизни – у древней, ``что-кому`` поклонялись с рожденья земли. Всякая женщина – Слово, Которым сотворён Свет, по Которому живёт и воздыхает Мир. Дина – прарод-тельница. Дина – творец, в созерцании которой – мы все! Кто хочет приручить Луну? Кометы? Падающие лучи? Кто хочет наглядеться на зарю? Кто хочет заключить в слитки закат? Кто хочет накинуть уздечку на рассвет? Когда солнце встаёт – об этом знают даже слепые. Тщетны попытки – не видеть то, чем залита вселенная. Солнце!
Будто печально всё, что сластит Она? Но, – обманчиво это лето. Даже зимы Её – весною раскалённой распахнуты! Неодиночество Её – в том, что Ей принадлежат многие. Многие. И выбор Её – они все! Они все! – вплетены в доли, составляющие священные тексты. Книги книг – пишет Дива, надеясь переписать Бога, переписать пророков. Она – апостол любви. Она – полёт, что уже на-чался… Покорители и воздыхатели… Как наивны те, кто думает, что водопад падает в чьи-то объятья! Как наивны те, кто думает, что звёздам нужна подсветка. Что художнику нужны переводы. Ткань, что расстелила перед Собою Дива – ночь! Ночь! Ночь – из которой вырастут поверья и сплетенья. Она пишет – нет, не языками – Её язык – взгляд. Её язык – простые янтарные краски. Её холст – наши души, что не отпустит Она уже никогда. Дина – охотница вечная, как Диана – лучница лучшая, дикая. Лучница стройная. Лучница храбрая. Артемида. Богиня охоты. На наши души. Охота Её удалась. От меня не осталось и точки. Дина // Диана // Артемида. Имя, напоминающее мне меня. Стрелы Ёё таланта – ужалили. Нет, не подберёт ни одна нация, ни одна народность Ёё себе – Она будет звучать на всех языках мира, на всех праязыках, на всех диалектах, всех наречьях всех племён – так, будто писалось это на самих этих языках, наречьях, диалектах. Так, как будто это всё было написано так давно, ещё предками их, до истории этих и тех войн, и составляет основу основ – свод всех предревних напевов. Дина – голос, вплетённый, как озноб, в мышцы.
Печаль… Обманчива… Это великая богиня. Дина. И Она пришла петь, спеть. Голос Её слышен и вкруг Земли, планеты. Земная любовь? Счастье семейное? Здешнее? – не смешите!.. – Ни один путник влюблённый ушёл вслед Ёё следам, уводящим от дома… От дома его, где умирали плачем оставленные дети, жёны, дела, работа…
Эта печаль не велика, нет. Её лето так близко, что огонь Её – уже жжёт… жжёт… жжёт…
Весна. На грани этой жизни и не жизни – Её печаль, Её глаза, Её плачи. Дина! Дина! Можно звать бесконечно – отзовутся океаны, города, выси, склоны, души; Дина, можно ли прожить без Тебя эти несколько часов, что – до весны? Сегодня… остались…
Дина! Дина? Весна! Весна? – это Твой день, Дина, Твоя любовь, Дина.
Эта грань – в сердце Твоём, объявшем мир. Дина – Ты властительница воинов влюблённых и поэтов влюблённых. Дервишей духа! Духа весны! Что грядёт! Дина – волшебство. Волшебство! Весна! сама… идущая следом снегу и холоду. Идущая несмотря ни на что. Тепла! Тепла зовут листья. Почки набухшие к цветенью – Дину!
И лишь песни ветров – вслед спин – ушедших искать Ёё, Дину, следами Её идущих поэтов-дервишей, суфиев – любовников этой весны! Весны-Дины! И один из них… Блуждающий кистью безмерно – по просторам чистого поля раскалённого белым грунтом холста – я, влюблённый в зелень пробуждения, как в ток и кровь – творчества, как жизни, жизни, как творчества.
Мы не сумасшедшие – мы дети.
Весна. А мы её дети.
Весна – это Дина! Дина! Абилова.
Дина – весна – изначально. Дина – ещё до весны – была Ты – её образом и предтечей – весною, Дина. Весна. Весна! Весна…
Дина! Дина! Абилова! Весна весны пришла ко мне… Весны весна говорит со мною… Весна весны снится мне… Артёму… Киракосову…
Весна – Дина! Дина! Абилова!
Любовь.




**** После многих и многих, многих и многих, многих и многих прочтений Её Стихов
**** Ночи с 29-го февраля на 3-ое марта 2008-го года






**** Артём Киракосов: зима 2007 ~ ~ 2008 зима
**** Жизнь-Сборник ``«О ДРУГОМ И ДРУГИХ» семнадцать мгновений зимы`` открывается и закрывается строками о стихах Дины-Дивы



8|8. Слеза восьмая: "ВОДА В РЕКЕ ПРИЧАСТИЯ"

О Стихих Дины Абиловой


Нет, не отпускает Она, Эта Женщина, Эта Поэтесса.
Оторваться от Неё – нет сил – от уст, поющих любовь, поющих боль, поющих сладко, поющих хмель, поющих мёд, рану. Любовь – что кровоточит и, что источник. Что – ключ. Любовь, что держит и не даёт жить обычно.
Как слова Её превращаются в плоть? Как то, что нарисовано, как буквы, имеет силу? Как то, что не физическое – имеет власть? Как то, что не…
Тебя завлекает река…
Ты становишься потоком…
Ты ищешь вместе с Диной. Она – волшебница, не знающая Своей власти. Она – вершительница. Она – творец всего, что отложилось спустя слова. Как? Этим вопросом задаёшься. В чём? Она – лучшая. Первая любовь. Сильная и свежая. Она – та волна, что скроет… Она – посвящение самой любви. Дина? – да Она Сама – ПОЭЗИЯ!! Дина? – сладость!.. Отсутствия рифмы! Она? – божественность непредсказуемого! Она? – изыски несказанного! Она? – ветер постоянства! Она? – вдохновение работоспособности! Она? – Дитя Всех Знамён Земли! Она? – сказание о невозможности быть, жить – и не любить! Страдание? – это не Её. Она – вышитый ковёр знаний о сокровенном. Она – эмоции сока свободы отдать, ничего не прося замен.
Дина – узоры коры, доступные всем, у кого душа, а не запятые (и другие знаки этого `препинания` || препирания ||) вместо сердца. Стихи Её – дыхание, не подвластное ничьим постулатам. Стихи, что родятся, как родятся. Поэтесса – растение, дарующее свет снов. Рассвет, прекращающий споры о неглавном. Родина, что произносит твоё имя. Дина – проза, что стала недосягаемой. Дина – первая. Девочка – со сложной судьбой из Алма-Аты. (Она пишет обо всём! – Да! о чём! напишешь…) Боясь упустить миг для работы, Она рождает всё `~ на ходу ~` , зарабатывая деньги, – впрочем, как и многие из нас – тяжело! и невесело! трудно! и неприятно! Что выделяет эту Девочку из всех? Ещё и казахская верность долгу, семье, близким родственникам, жизнь посвящённая заработкам, заработки, посвящённые здоровью, образованию, лечению, содержанию… Кто из нас может похвастаться жертвенностью??? Наряду – с такой продуктивность! Наряду – с таким дыханием – любви и воли! Наряду! – с таким талантом! Наряду с – искренностью! Наряду – с красотою, изобретательностью форм изложения! Дина – выдумщица, придумщица.
Глаз художника безошибочно ищет красоту, ищет красавицу. Сердце – безошибочно ищет сердце, способное любить, способное вместить, способное отдать. И находит Дину. И находит остальных. Не скудеет Земля, Страна – талантами. Жизнь! Жизнь! – дар и требование!! – отдать, что дано!! Дина – ПРАЗДНИК!!!!
Он всегда с тобой! Как писал Поэт!
Дина – письмена любви!
Сколько ещё нам подарит эта светлая Фея Дождя?
Прежде, чем высохнет полотно Её слёз!..
Взаимность???? –
Её Любит Бог.
Зачем Ей кто-то..?
Ещё?
Мы?
Наслаждайся! Пей! Слушай! Внимай! Смотри! – перед тобой совершается ЧУДО!
Если можно войти в реку дважды, то пусть… то пусть… то пусть – это будет Дина.
Дина Абилова.

18 – 25 марта 2008-го года




добавления:


 
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ

2008 **** 2018



ПОСЛАНИЯ

БОГИНЯМ КИСТИ И СЛОГА
БОГАМ КРАСКИ И СЛОВА








48.
Дине
Абиловой
Гениальной Поэтессе
В День Осенний Её Рождения
06.10.2012

Нет, это не СТИХИ!
Стихи! я понимаю: они меня трогают не всегда, мало, не очень.
Она? разлитая случайно — РАСПАХНУТО и БОЛЬНО: алая краска! ...ЛЮБВИ, приснившейся. Перемешанная, с золотом. Творёным Золотом Куполов Наших Икон.
И так и Не проходит Этот Сон, будто Смеётся Кто-то над нами, Создавая то, что быть не должно.
...не удержать слёз — это КРАСКА — ***л***ю***б***в***и*** — не слова, к словам я в общем-то, как и большинство из нас, равнодушен.
Ей Дано Властвовать! удерживать: без плена — и пусть будет так! именно так! — в руках её мы, читающие, слушающие. Этих губ узоры. И локон, кручёный — по чёрно-шамански — до Архаики Божества. Крылья!.. Горны!.. То ли ```Сирин... То ли ```Серафим...
Простое становится сказочным, изысканным, неповторимым, беспрограммным.
Смех становится розою, гранат — из молчания. Лира! — винною. Яблоко?! — не лживым и опасным соблазном, но НАСЛАЖДЕНИЕМ! сладостью БЕЗ греха. Сахарным! Доступным! Полезным! Желанным! Сочным! Солнечным! Певучим!
Дары... Дары...
Щедро Льёт Господь Миро Своё! —
У Этой Женщины всё ещё ВПЕРЕДИ: Она Полетит над Облаками...
Сочинённое Ею? — его уже поют... Это Излитое из Сердца, ПроЦветшее, ПредСтоящее, ПриВесеннее.
Женщины — наши великие, мудрые и настоящие учителя, никогда нам этого не показывающие.
Мир Творён Её Поэтическим Сердцем, Источавшем Любви!
С Днём Рождения, Слагавшая Краски Несказанно!


© Copyright: Артём Киракосов, 2012
Свидетельство о публикации №21210060497