Moя первая статья в газете

Валентина Томашевская
УРОКИ НА ВСЮ ЖИЗНь

Актовый зал празднично убран. Слева и справа выставки с книгами А.С.Пушкина и иллюстрации к произведениям поэта, выполненные самими учащимися. Открывается занавес. На сцене две команды: «Черногорцы» и «Арион». Oни обьявляют свои названия, девиз, эмблему.

«Черногорцы» :  Название своей команды мы взяли из стихотворения Пушкина "Бонапарт и черногорцы". Нам понравился этот мужественный народ, боровшийся за свою независимость. Наша эмблема сабля и книга. Оружие борьбы черногорцев - сабля, наше оружие - знания.

Команда Арион: "Наш девиз: Нас много на челне, и все мы стремимся к победе. Наша эмблема - штурвал, что значит: движение только вперед".

После приветствия команд - разминка:ребята  должны назвать даты из жизни поэта А.С.Пушкина. Затем каждая команда выделяет пять участников, которые получают конверты с вопросами и идут готовиться к ответам. А на сцене в это время проходит конкурс исполнителей пушкинских стихотворений.

Мы с Вами - на открытом внеклассном мероприятии, посвященном жизни и творчеству А.С.Пушкина, которое проводит Мария Григорьевна Бровкина с учащимися 8 классов.

На ее уроках, таких вот внеклассных мероприятиях, ярко проявляется  мастерство педагога, талант организатора, режиссера.

На своем авторском вечере писатель Ф.А.Абрамов сказал, что у учителя нет отпусков. В полной мере эти слова можно отнести и к Марии Григорьевне.

Прошлым летом она организовала для учителей района экскурсию в Ленинград по литературным местам: музей-квартира А.Блока, Петербург Достоевского, Литераторские мостки, Царскосельский лицей... Эта поездка - прикосновение к живым страницам истории литературы. Слушая гида, невольно возвращалась мыслью к своим урокам, к возможности улучшить и оживить их.

В конце лет начинаются августовские совещания учителей, конференции, секционная работа. Мария Григорьевна Бровкина - руководитель районного объединения  учителей русского языка и литературы. Она выступает с анализом экзаменационных работ выпускников, а так как считает, что в работе педагога нет мелочей, то доказывает это на примерах ученических сочинений.

А вот и 1 сентября. Зайдем перед уроком к Марии Григорьевне в кабинет литературы. Каждому ученику своего класса она приготовила памятную открытку( кроме литературных мест Ленинграда, она посетила Одессу и Кишинев).

На стене стечды (они периодически обновляются), взывающие к мысли, чувству, памяти
("Юбилеи", "В мире прекрасного", "Подумай и ответь"). И доски стенд с выставкой, где подобран материал к первому уроку (уроку мира). Бсе это собрано и подготовлено Марией Григорьевной за время ее отпуска.

Уроки. Их много. Открытые и повседневные. У Марии Григорьевны есть цикл уроков, посвященных хлебу, труду хлеборобов, Родине. Рассказать об этих уроках нельзя - их надо видеть, их надо пережить в своем сердце. Цель? Мария Григорьевна так обращается  к своим ученикам: "Хочу, чтобы вы почувствовали запах весенней земли и летнего ливня, чтобы вы увидели золотую колышущую ниву. Хочу, чтобы отныне  хлеб  для вас стал святыней, а трид хлёебороба - подвигом." И это западает в душу на всю жизнь.

Проходят годы, а такие уроки не забываются. Вот отрывки из сочинений на выпускных экзаменах  весной 1983 года:

"Пишу строки этого сочинения и невольно вспоминаю свои первые серьезные раздумья о самом дорогом, что у нас есть. Это было в 6 классе. У нас прошли три урока о хлебе.
Какие это были уроки! Особенно мне запомнился наш первый урок "Хлеб - гимн труду".
Это дало нам урок на всю жизнь"( Элита Вишкер, 10-й "С").

"В конце этого урока мы пили молоко с простым ржаным хлебом. Такого вкусного хлеба я еще никогда не ел. И после этого я всегда ем хлеб с каким-то особым вкусом, оставшимся у меня после этого памятного урока. Я этот урок не забуду никогда. Я тогда понял, что такое хлеб, какой ценой и каким трудом его добывают, какое значение он имеет для нашей страны." (Александр Ставро, 10-й "С").

Уроки, уроки. Уроки добра, мудрости, человечности. Уроки любви к Родине.  А в День учителя к Марии Григорьевне придут ученики, не забывающие своего любимого педагога.
И позвоню я, чтобы поздравить с наградой, И услышу в ответ:
- А это всем дают: 25 лет работы в школе.
В.Томашевская
1 мая 1984 г. Газета  "Заря коммунизма" (позже "Эзерземе").


ИЗ ПУБЛИКАЦИИ  М.Г.БРОВКИНОЙ  "ОТЧИЙ ДОМ"  в газете "Советская молодежь".
Рубрика "Семейный альбом".
(Зная, что я пишу, она отдала мне статью. Я сказала, что оригинал она могла бы оставить себе - она махнула рукой, пусть будет у тебя)

Этот простой латгальский дом под соломенной крышей находится в деревне Большие Кривины Бикирниекской волости Даугавпилсского района. Дом построил мой отец собственными руками в 30-е годы, перед войной. Здесь родились и выросли я и моя сестра. На порожке сидит отец, Алеексеев Григорий Панкратьевич. В 1992 году ему исполнилось бы 100 лет. Умер в 1974 году. Фотографии сделаны в 60-е годы.
Этот дом скорее назовешь крестьянской избой, насколько он неказист и небогат.

Но дом – это не только стены и крыша. Это уют и тепло. Это традиции и взаимоотношения людей. С домом связаны мои самые светлые и радостные воспоминания. Здесь любили труд и учили этому детей. У дома всегда цвели традиционные латгальские цветы -  мальвы и георгины.

Во мне и сегодня живет этот дом. Я вдыхаю аромат этих яблок.  Тех, которые мы едим, усевшись все четверо (родители и мы с сестрой) в сенях, прямо на полу вокруг корзины с ранетками и белым наливом. Ощущаю на лице тепло солнечного луча, который греет нас в воскресное утро, когда мы сидим на порожке, свободные от повседневных забот.

Я вижу бледную луну на еще не потемневшем небе, слышу хруст весенноего ледка под ногами, вдыхаю воздух, наполненный терпким запахом проснувшейся вербы. Это мы возвращаемся из школы (учимся в Бикирниекской средней школе во вторую смену).

А дома ждет дымящаяся картошка на столе и огурцы с луком, сдобренные растительным маслом - великий пост.

В доме была прекрасная традиция: за стол садились только тогда, когда все члены семьи были в сборе. Это был одновременно и семейный совет. В наш дом любили ходить подружки-одноклассницы. Здесь делились последним куском.
Душу в дом вложили , конечно же, наши отец и мама.  Спасибо им за праздник детства и юности.

Мы* ушли из дома в середине 50- х и превратились в "блудных" детей. Приезжали снова на каникулы, а потом в отпуск. Нет, мы были добрыми детьми для родителей.  Но "блудным" стало все наше поколение. Измученные колхозными "ноликами" и "палочками", родители хотели сделать полегче жизнь нам и отправляли учиться на последние копейки.

В это лето мы навестили наш дом. Он не разрушен, не разграблен, не сожжен. Там живут, хотя и чужие, люди. Приятно поразили мальвы, которые и теперь там цветут, до самой крыши: или мальвы очень высокие, или крыша низкая. Их крупные красные граммофончики видны далеко, аж с дороги.

Соломенную папаху заменили шиферной шапкой, и дом посолиднел. Немного взгрустнулось. Вернуться бы, погреться на русской печке. Но поздно.  Кончается шестой десяток.

Долгих лет жизни нашему дому. Пусть он будет для его жильцов таким же теплым, добрым  и  ласковым, каким был для нас.

Я не знаю, напечатает ли "СМ" то, что я написала. Да мне это и не очень важно. Просто мне было приятно писать. Я могла бы написать много-много, но это никому не нужно, кроме меня. Это занятие  позволило мне побывать в детстве и юности, пережить и почувствовать то, что было когда-то, побывать в самом прекрасном мире.

Я учительница русского языка и литературы. Работающая пенсионерка. Работаю в Дагдской средней школе. Вашу газету читаю с 16 лет (т.е. 42 года),
И на следующий год, несмотря на скудость доходов, подпишусь.
Читательница "СМ".


* Сестра Марии Григорьевны, Клавдия Григорьевна, стала учителем  математики. Она и взяла свою  сестру к себе,  досматривала ее до последнего дня.

Мы любили  зайти и побеседовать с Марией Григорьевной, она охотно делилась своим педагогическим мастерством. Представьте, у меня были годовалые двойняшки, а мне надо было вести уроки по роману-эпопее Льва Толстого "Война и мир".

Она была  старой закалки, партийная (партсобрания чаще всего были открытыми и все, партийные и беспартийные, должны были присутствовать!).  Это надо было слышать, что Мария Григорьевна говорила об Андрее Тарковском, когда он уехал из Союза:  "Гнилая советская интеллигенция!"
Однажды я  принесла ей книгу Луизы Хей о позитивном мышлении, о целительных силах внутри нас, она сказала: «Что за ерунду ты мне принесла!»
Последнее время она болела, беседы с ней были похожи на спор,
и чтобы не раздражать ее понапрасну, я стала заходить редко.

У  Марии Григорьевны был общественный темперамент. Она возглавляла секцию литераторов района, проводила открытые уроки, литературные суды, была профсоюзным лидером, посетила Болгарию и Индию.

В Индии была поражена контрастом богатства и нищеты. Люди живут на асфальте!
Она подарила мне открытки Тадж-Махала с зеркальным его отражением в воде канала; и одного индийского храма, на одной из ниш фасада которого обнимаются мужчина и женщина, причем мужчина держит за поводок обезьянку, - не забывает о братьях меньших!

Фото из семейного альбома "Отчий дом" - письмо М.Г. Бровкиной в газете "Советская молодежь". Мария Григорьевна справа, сестра Клавдия  Григорьевна слева, в центре отец.