Под покровом Апостола любви

Изборцев Игорь
Игорь Изборцев

Под покровом Апостола любви


Святой уголок

Древний Псков и поныне хранит в себе святые уголки, овеянные духом старины и отеческой молитвой. Их сохранившаяся вопреки усилиям наступающей цивилизации, первозданная красота по-прежнему радует глаз и умиротворяет сердце. Здесь, под благословением надкупольных церковных крестов, дышится ровно и легко, а душа ищет молитвы. И находит…
Таковым, по милости Божией, благодатным уголком, укрывшимся от городского шума и суеты на старом Запсковье, является Мишарина горка, на которой стоит древний храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Неброский, как и многие псковские храмы на вид, он, тем не менее, величественнен и строг. В нем сосредоточены и несокрушимая мощь русского воина — защитника отчества земного, и молитвенный дух русского инока — стяжателя Отечества Небесного. Собственно, его белые стены, купола и кресты и есть застывшая в камне, дереве и металле молитва; молитва его строителей, благоукрасителей и благотворителей — многих поколений наших предков, наших отцов и дедов; молитва, ставшая смыслом бытия Святой Руси, сутью исторического пути всего русского народа-богоносца.
А вокруг шумят листвой деревья старого погоста; внизу, у подошвы Мишариной горки, журчит обмелевшими водами маленькая речушка Милявица (Милевка), чуть далее впадающая в реку Пскову. На самом ее берегу подпирает плечом небо овеянная тайнами Гремячая башня и кажется, сам тысячестолетний Псков взирает сквозь ее темные бойницы на эту вековую красоту…
Как сказано в некоторых старинных книгах, название «Мишарина горка» произошло от имени дьяка Мисюря Мунехина, жившего в первой половине XVI столетия и известного своей благотворительностью и «усердием к церкви Божией». Но скорее всего это название обусловлено топографией данной местности, поскольку гора окружена маленькими болотцами и топкими местами, которые здесь называются «мшарами». Такое объяснение происхождения названия горы и существовавшей здесь прежде слободы представляется более убедительным.
Летопись сооружение на этом месте церкви относит к 1547 г.: «...того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иванъ Богословъ на Милявицы». В прежнее время здесь был Котельников или Костельников мужской монастырь, упраздненный в
1764 г.
По существовавшей на Руси практике, когда каменные храмы ставились чаще всего на месте более ранних — деревянных, можно сделать предположение, что монастырь на Мишариной горе с деревянным храмом появился еще раннее, то есть в конце XV — начале XVI веков. О Котельниковом монастыре, расположенном на правом берегу реки Псковы на Мишариной горе, в пятистах метрах от Гремячей башни, в относительной близости от церквей Богоявления с Кстовы и с Бродов, известно немного. В списке иерархов П. Строева перечислены имена всего лишь трех игуменов и строителей Котельникова монастыря: Варлаам — 1613 г., Герасим — 1616 г., Григорий — 1679.
Очень важные сведения о Котельниковом монастыре мы находим в Царских Четьях — Минеях митрополита Макария. Над перепиской Царских Миней в 50-е г.г. XVI в. (1553 г.) трудилось около ста писцов, имена 56 писцов известны, среди них есть и псковичи: Касьян, инок с Гремячей горы, Кузьма с Завеличья, Алексеевский поп Феодор и писец из Котельникова монастыря. Участие писца из Котельникова монастыря в работе над Царскими Минеями свидетельствует, что в 50-е годы XVI века в этом монастыре были известные писцы и книжники, связанные с кругом митрополита Макария. Изучение текста жития Саввы Крыпецкого проясняет некоторые моменты биографии одного из самых известных агиографов Пскова — Василия-Варлаама. Совершенно очевидно, что в это время Василий-Варлаам был связан со служителями и прихожанами церквей Богоявления с Бродов и Богоявления с Кстовы. В 60-е г.г. Василий-Варлаам, вероятнее всего, становится игуменом Котельникова монастыря Иоанна Богослова, расположенного неподалеку от этих церквей. Именно в этом монастыре и создавались последние произведения известного псковского агиографа.
Для Пскова и всей России игумен Варлаам является исторической и уникальной личностью, поэтому хотелось бы подробней на нем остановиться:
Василий — псковский священник, автор большого числа агиографических и гимнографических произведений. Многие написаны им по благословению и настоянию митрополита Макария; некоторые из житий, написанных им, вошли в состав Успенских и Царских Четий Миней (жития Евфросина Псковского, Александра Невского, Всеволода-Гавриила). Между 1555 и 1559 г.г. Василий постригся, приняв имя Варлаам. Псковский агиограф Василий-Варлаам был одним из самых плодовитых писателей Макарьевского круга. Первое из известных его произведений, житие Евфросина Псковского, основателя Елеазаровского монастыря, было написано Василием в 1547 г.
Помимо житийных произведений, Варлаам написал службы и каноны Евфросину, Савве Крыпецкому, Нифонту, Георгию Болгарскому.
Переписывая житие новгородского епископа Никиты, автором которого был Варлаам, Ферапонт в заглавии называет Варлаама игуменом монастыря Иоанна Богослова. Итак, современник Варлаама, хорошо знающий его произведения и, возможно, самого писателя, сообщает, что Варлаам был игуменом монастыря Иоанна Богослова, но при этом не разъясняет, игуменом какого монастыря Иоанна Богослова он был и в какое время. На Псковской земле было два монастыря Иоанна Богослова: Крыпецкий монастырь и Котельников монастырь на Мишариной горе, или «на Милявицы». Но ни один из известных нам письменных и печатных источников не содержит имени Варлаам, как игумена Крыпецкого монастыря, следовательно он мог быть игуменом только в Котельниковом монастыре.
Действие рассказа о последнем чуде, записанного игуменом Варлаамом в 1564 г., происходит близ Котельникова монастыря Иоанна Богослова. Страдающие от «огненной болезни» Алексей и Кирилл, отец и сын, которые «жилище имея в посаде града того из единаго дому с Хлебныя горы близ Иоанна Богослова Костельникова монастыря», посылают в монастырь и просят его игумена принести Евангелие, крест, освященную воду и персть отца Саввы. Игумен приходит в дом Алексея и Кирилла, совершает молебен, дает им испить воды с персти Саввы, после чего отец и сын получают исцеление. Варлаам умалчивает, кто же был источником информации об исцелении Алексея и Кирилла, от кого он узнал о новом чуде Саввы. Действие происходит в Пскове, о Крыпецком монастыре не упоминается, нет и обычной для рассказов о первых 12 чудесах фразы о том, что исцелившиеся приходили в монастырь поклониться мощам Саввы. Обратим внимание на следующие детали. В городском «в посаде» монастыре Иоанна Богослова хранилась персть Саввы Крыпецкого, и об этом знали окрестные жители. Значит, память Саввы чтили в Котельниковом монастыре, и у игумена этого монастыря были тесные связи с Крыпецким монастырем. Обратим внимание и на то, что в действе исцеления Алексея и Кирилла игумену отводится главная роль. Исходя из этих фактов, современные краеведы считают, что Варлаам уже в 1564 г. был игуменом Котельникова монастыря Иоанна Богослова.
Также игумену Варлааму приписывают авторство знаменитой повести «О прихождении гордого польского короля Стефана Батория на Богоспасаемый град Псков». Эта повесть является главным источником информации и фактов в изучении битвы со Стефаном Баторием.
Монастырь существовал до XVIII века и нес основное послушание, которое можно определить как историческое, летописное. В 1764 году монастырь был упразднен, а сам храм Иоанна Богослова стал приходским. Для этого, в целях увеличения объема храма, был устроен придел в честь св. мученика Иоанна Воина.
Возможно, такой выбор был обусловлен тем, что, согласно житию, нетленное тело св. Иоанна Воина было положено в храме Иоанна Богослова в Константинополе.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов сыздавна глубоко почитался на Руси. Множество воздвигнутых в его честь храмов украшают города и веси Русской земли и уж в каждом храме непременно есть почитаемый образ этого святого апостола. Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика Апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола Любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова. Остановимся на некоторых жизненных вехах этого излюбленного ученика Христова.

Жизненный путь апостола Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломеи, дочери Иосифа Обручника. Он призван был на проповедь Евангелия от рыбарских сетей. Когда Господь наш, Иисус Христос, ходя при море Галилейском, избирал Себе из рыбарей апостолов и уже призвал двух братьев, Петра и Андрея, то увидал тогда и других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, починивающих сети свои в лодке с отцом их Зеведеем, и призвал их. Тотчас, оставив лодку и отца своего, они пошли за Иисусом Христом.
При самом призвании своем, Иоанн назван был от Господа «Сыном громовым», потому что богословие его, как гром, должно было слышаться во всем мире и наполнить всю землю.
Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати апостолов: он был одним из тех трех ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны. Всюду Иоанн, как возлюбленный ученик, неотлучен был от Христа. А как любил его Христос, это видно из того, что Иоанн возлежал на персях Его. Ибо, когда на Тайной Вечери Господь предсказал о Своем предателе, и ученики начали переглядываться между собой в недоумении, о ком Он говорит, тогда Иоанн возлежал на персях любимого Учителя; как сам он повествует об этом в своем Евангелии: один из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит; он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? (Ин 13, 23-25).
Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: Жено, се сын Твой и к нему: Се Мати твоя (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Пресвятой Богородицы святой Иоанн отправился вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где выпал ему жребий проповедовать слово Божие. Идя туда, святой Иоанн скорбел, так как предвидел напасти на море, о которых он и предсказал ученику своему Прохору. Случилось, что когда они сели в Иоппии на корабль и начали плавание, в одиннадцатый час дня настала великая буря, а ночью корабль разбился, и все бывшие на нем плавали в волнах морских, держась, кто за что ухватился. В шестой же час дня море выбросило всех их с Прохором на берег в пяти поприщах от Селевкии: один только Иоанн остался в море. Много и долго плакал Прохор и пошел в Азию один. На четырнадцатый день пути пришел он к одному селению, при море лежащему, и остановился здесь для отдыха. И вот в то время, как однажды он глядел на море и тосковал об Иоанне, вспенившаяся волна морская с великим шумом хлынула на берег и выбросила Иоанна живым. Прохор подошел посмотреть, кого выбросило море, и, встретив Иоанна, поднял его с земли, и, обнявшись, они плакали и за все благодарили Бога. Так святой Иоанн четырнадцать дней и ночей пробыл в море, и благодатью Божией остался живым. Вошедши в селение, попросили они воды и хлеба и, подкрепившись, отправились в Ефес.
Там апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
В одно время случился в Ефесе праздник Артемиде, и весь народ в белых одеждах праздновал, торжествуя и ликуя при храме Артемидином; против же храма стоял идол той богини. И вот Иоанн, войдя на высокое место, стал близ идола и громогласно обличал слепоту язычников, что они не знают, кому поклоняются, и вместо Бога почитают беса. Народ же исполнился за это ярости и бросал в Иоанна камнями, но ни один из камней не попал в него: камни наоборот побивали самих же бросающих их. Иоанн, воздев руки к небу, начал молиться — и тотчас настала на земле жара и зной великий, и попадало из множества людей до 200 человек, и все они умерли, а прочие едва пришли в себя от страха и умоляли Иоанна о милости, ибо ужас и трепет напали на них. Когда же Иоанн помолился Богу, все умершие воскресли, и припали все к Иоанну и, уверовав во Христа, крестились…
В то время Нерон, император римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом. Когда же по слову Христову: если что смертоносное выпьют, не повредит им (Мк. 16, 18), он не получил от нее вреда, тогда был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И вопиял народ: «Велик Бог христианский!» Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его безсмертным и осудил на изгнание на остров Патмос, как и сказал Господь во сне Иоанну: «Много подобает тебе пострадать, и будешь изгнан на некоторый остров, который весьма в тебе нуждается»…

Храм святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Как уже было сказано, церковь Иоанна Богослова была поставлена в 1547 году на месте раннее стоявшей деревянной. Архитектура церкви крайне незатейливая, но, несомненно, древняя, хотя церковь и подвергалась многим переделкам. Восточная часть имеет 3 полукруглые абсиды, из коих только средняя скупо украшена одними валиковыми разводами. Южный фасад разделен 4-мя лопатками самой грубой формы; то же и на северном, но здесь правые и левые лопатки попарно соединены между собою двумя дугами. На западной стороне пристроена сравнительно новая колокольня.
Внутри церкви своды сомкнутые, опирающиеся прямо на стены, без столбов. В приделе св. Иоанна Воина своды цилиндрические, с распалубками.1
Вот что писал о церкви Иоанна Богослова с Мишариной горы известный псковский архитектор и реставратор Ю.П. Спегальский: «Церковь Иоанна Богослова — памятник XVI века, имевший некоторое сходство с церковью Климента на Завеличье, но очень измененный перестройками. Первоначальные своды главной части храма, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор, лестница, по которой всходили в этот храм, поднятый на высокое подцерковье, — не дошли до нашего времени. С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик, сделанный при постройке здания и украшенный наличником. Вход находился на значительной высоте от земли, и подойти к нему снаружи можно было лишь по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным всходом. Эти боковые части здания тоже не сохранились. Они были сломаны при капитальных переделках в конце XVII и в XVIII веке. В это время четверик перекрыли сомкнутым сводом, на который поставили новую небольшую главу, восьмискатное покрытие заменили четырехскатным, вместо звонницы построили существующую теперь колокольню и внесли другие изменения, менее значительные, но тоже отразившиеся на облике здания.
И все же этот памятник сохранил очень многое из своей старой основы, а также некоторые детали, заслуживающие внимания. Характерно для XVI века обрамление окна средней абсиды валиковыми разводами в форме креста. Оно пострадало при расширении окна, но по остаткам можно представить себе его былой вид».2
По описи XIX века церковь Иоанна Богослова была «зданием крепка с таковою же колокольнею, престолов два: центральный холодный в честь святого апостола Иоанна Богослова, а придел теплый во имя св. мученика Иоанна Воина. Утварью достаточна. Причта положено по штату 1843г.: священник — 1, дьячок — 1, пономарь — 1 и просфорня; содержание на общую сумму 159 руб. серебром».
Сообщалось также, что «земли при церкви 81 десятина 2244 сажени из них усадебная, каменная, сенокосная и не удоброй 15 десятин. Из этой земли сенокосной 10 десятин использует причт, остальные отданы крестьянам. Выгоды с этой земли в год 50 четвериков — хлебом и 467 руб.серебром. Часовен у церкви две: в деревне Абросово в честь свт. Николая и вмч. Анастасии в деревне Гора».
С 1834 г. к церкви Иоанна Богослова была приписана церковь равноапостольных Константина и Елены, а с 1786 до 1808 гг. — церковь Георгия со Взвоза. Канонической территорией прихода являлись пригородные деревни Филоново, Панино, Хлебная горка: всего 121 двор.
Одним из настоятелей церкви св. Иоанна Богослова являлся представитель знаменитого рода Яхонтовых. Также среди настоятелей храма был ключарь и благочинный города Пскова, другой — был священником в Присутственных местах г. Пскова…
Вокруг храма живописно раскинулся древний погост, где под сенью раскидистых древ обрели последний приют многие псковичи разных сословий и званий. И поныне сохраняются здесь старинные надгробия — безмолвные свидетели глубокой старины. Чтобы сохранить некрополь кладбища, молодежное историко-культурное общество «Вервь» провело исследования. Было, например, выяснено, что здесь погребены офицеры русской армии:
— подполковник Воскресенский Василий Александрович (13.02.1853 — 1.12.1891);
— штабс-капитан Наутов Павел Иванович (29.05.1865 — 12.07.1902);
— подпоручик 198-го Александро-Невского полка Семенов Владимир Сергеевич.
Есть тут захоронение еще пушкинских времен — купца Лапина родом из Опочецкого уезда. Существует предание, что это и есть тот Лапин, который принимал Александра Сергеевича Пушкина, возвращавшегося из Одессы. Пушкин в пути сильно поиздержался, и у него не было средств, чтобы добраться до Санкт-Петербурга. В Опочке поэта приютил у себя купец Лапин, поклонник его таланта. Пушкин погостил у Лапина некоторое время и потом, снабженный купцом-доброхотом необходимым денежным довольствием, благополучно отбыл в Санкт-Петербург.
Неизвестно, по какой причине опочецкий купец оказался похороненным в губернском центре, как доподлинно неизвестно и то, тот ли это Лапин, о котором повествует предание? Впрочем, история сплошь и рядом состоит из подобных загадок.
Есть на Иоанно-Богословском кладбище и современные захоронения известных людей. Так, например, здесь покоятся краевед и историк Сергей Александрович Цвылев (1890 — 1962) и известный реставратор, архитектор и художник Всеволод Петрович Смирнов (1922 — 1996) и др…
Общеизвестно, что каждый храм на Руси существовал попечением доброхотов и жертвователей, которых на земле нашей всегда имелось в достатке. В церковную кружку клали свои медные гроши и бедные вдовицы, и — тысячи рублей ассигнациями — богатые купцы и аристократы. История донесла до нас и некоторые имена таковых жертвователей в пользу храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Так, например, в 1882 г. псковским купцом Петром Михайловичем Стехновским была сделана постройка перед входом, как сказано: «вроде притвора удлиненного с двумя входами с северной и южной стороны». Там же в притворе у лестницы он завещал себя похоронить, и ему был устроен памятник у стены, как надгробие.
В 1893 г. староста храма и почетный гражданин города Пскова Иван Михайлович Кафельников пожертвовал 500 руб. из своей собственности на восстановление иконостаса в главном храме Иоанна Богослова.
В 1892 г. на пожертвование в сумме 116 руб. 50 коп. был окрашен и позлащен иконостас в придельной церкви.
В 1895 г. на собранные деньги в размере 228 рублей была устроена серебряная риза на икону апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В архивах сохранилась история о том, как в конце XIX века Иоанно-Богословский храм посещал Владыка. Следует отметить, что это было редкостью, так как в ту пору епархиальные архиереи по большей части пребывали в Санкт-Петербурге и в Пскове бывали достаточно редко. По приезде Владыка осмотрел приходские владения и постройки и сделал замечание настоятелю о том, что к его, архиерея, приезду не покрашена крыша. Позже настоятель сообщил об этом недовольстве Владыки приходскому собранию, поскольку не дело настоятеля заниматься состоянием крыши — для этого существовали старосты. Должность старосты почиталась почетнейшей, и избирались на нее самые достойнейшие и, как правило, богатые люди. В данном случае, староста проявил явное нерадение. Поэтому приходской совет сместил его с должности и избрал нового. Но все это скорее исключение из правил. Ибо так уж устроена русская душа, что и в стремнинах и водоворотах житейского моря воздыхает о благах будущего века и стремится обрести милость Божию через дела милосердия и благотворительности ко святому храму. И стремление это обретает крепость и воплощение, потому что на каждой службе в храме возносится моление ко Господу Сил о создателях святого храма, его строителях, благотворителях и благоукрасителях.
Звучит молитва, звучит…
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, наместников:
игумена Варлаама (1547 — 1613),
игумена Герасима (1613 — 1616),
игумена Григория (1616 — 1679),
с почившей братией святой обители сия;
отцов настоятелей:
протоиерея Симона Яновского (1769 — 1813),
священника Иоанна Прощаницкого (1814 — 1833),
священника Стефана Скоропостижного (1834 — 1837),
священника Василия Володина (1837 — 1850),
священника Василия Суворова (1850 — 1859),
священника Павла (1859 — 1864),
священника Василия Черепина (1864 — 1874),
священника Иоанна Смирнова (1880 — 1890),
священника Феодора Яхонтова (1890 — 1894),
священника Константина Ильинского (1894 — 1910),
игумена Ионы (Муханова) (1994 — 1999)
и всех зде погребенных православных христиан».
До прихода к власти большевиков жизнь в храме процветала. Но и после революции, невзирая на все трудности, тяготы и даже репрессии властей по отношению к Православной Церкви, храм Иоанна Богослова не закрыли. Возможно, способствовало этому то, что он располагался на окраине, как бы вне поля зрения властей. Колоколов, правда, храм лишили, но богослужения продолжались практически до начала Великой Отечественной войны. Во время одной из бомбежек рядом с храмом взорвалась бомба и он очень сильно пострадал. В послевоенные годы частично был разобран и, казалось бы, нет уж никакой возможности к его возрождению. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает, и когда подошло соответствующее время, нашлись средства и, главное, люди, готовые возродить храм из руин. Как видно, небесный его покровитель святой апостол и евангелист Иоанн Богослов не оставил без попечения сей дом Божий с освященным в его честь престолом. Многомощна его молитва у Престола Божия и стяжал он это своими великими трудами и подвигами во славу Божию и Церкви Его.

Жизненный путь апостола Иоанна Богослова

По приговору кесаря апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого Апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели Апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Однажды апостол Иоанн нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением. Увидев это, один иудей по имени Филон, который препирался с Апостолом от Писания, попросил Иоанна в свой дом. Была же у него жена в проказе; та припала к Апостолу и тотчас исцелилась от проказы и уверовала во Христа. Тогда уверовал и сам Филон и воспринял со всем домом своим Святое Крещение. Вышел затем святой Иоанн на торжище, и собрался к нему народ послушать от уст его спасительного учения. Пришли и жрецы идольские, из которых один, искушая святого, сказал:
— Учитель! Имею я сына, хромого на обе ноги, умоляю тебя исцели его; если ты исцелишь его, то и я уверую в того Бога, Которого ты проповедуешь.
Святой же сказал ему:
— Зачем ты так искушаешь Бога, Который явно покажет лукавство твоего сердца?
Сказав это, Иоанн послал к сыну его с такими словами:
— Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне.
И тот, тотчас встав, пришел к святому здоровым, а отец в тот же час за это искушение охромел на обе ноги и от сильной боли с криком упал на землю, умоляя святого:
— Помилуй меня, святитель Божий, и исцели меня именем Христа, Бога твоего, ибо я верую, что нет иного Бога, кроме Его.
Тронутый мольбами, святой исцелил жреца и, научив вере, крестил его во имя Иисуса Христа.
В это время убит был император Домициан. После него занял римский престол Нерва, человек весьма добрый; он освободил всех, бывших в заточении. Освобожденный с другими из заточения, Иоанн задумал возвратиться в Ефес: ибо едва не всех живущих на Патмосе он уже обратил ко Христу. Но прежде он удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы Апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого Апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
Прежде же удаления своего с того острова, обошел он окрестные города и селения, утверждая братство в вере; и случилось ему быть в одном селении, в котором жил жрец Зевса по имени Евхарис, имевший слепого сына. Жрец тот давно желал видеть Иоанна. Услышав же, что Иоанн прибыл в их селение, он пришел к святому, умоляя его прийти в дом его и исцелить сына. Иоанн же, видя, что он приобретет здесь Христу души человеческие, пошел в дом жреца и сказал слепому его сыну: «Во имя Господа моего, Иисуса Христа, прозри», — и слепой тотчас прозрел.
Увидев это, Евхарис уверовал во Христа и крестился с сыном своим. И во всех городах того острова святой Иоанн благоустроил церкви святые и поставил им епископов и пресвитеров; довольно научив жителей, он всех приветствовал и стал возвращаться в Ефес. И провожали его верующие с плачем и рыданием великим, не желая лишиться такого солнца, своим учением просветившего их страну; но святой, сев на корабль и преподав всем мир, отплыл в свой путь. Когда же он достиг Ефеса, верующие встретили его с радостью неизреченной, вопия и глаголя: «Благословен грядый во имя Господне!»

Возрождение храма

В начале 90-х годов XX столетия храм Иоанна Богослова являл собой печальное зрелище. Наверняка многие люди с сожалением и болью смотрели на погибающую святыню и мечтали о ее возрождении. И вот свершилось: Господь воздвиг из среды жизни нашей человека, готового все без остатка силы посвятить делу восстановления этого святого храма. Имя этого человека — игумен Иона (Муханов).
Игумен Иона, в миру Александр Александрович Муханов, родился 4 января 1937 года под Курском. Корни его произрастали из родового древа известных в России московских дворян Мухановых, из которых вышли декабрист Петр Муханов и св. Параскева Муханова. В Псковскую епархию Александр приехал, чтобы принять постриг в Псково-Печерском монастыре, но Владыка Иоанн (Разумов) благословил ему жениться: очень тогда нужны были священники. Александр Муханов был рукоположен в священный сан в августе 1960 года. Первое время отец Александр служил в Казанском храме иконы Божией Матери в Великих Луках, потом в Троицком Кафедральном Соборе, настоятелем в котором ныне является его сын, протоиерей Иоанн Муханов.
Двенадцать лет он служил в Никольском храме села Палкино, восстанавливал храм на острове Колпино, при переезде в Псков служил в Димитриевской церкви. В 1990 году протоиерей Александр Муханов принимает монашество с именем Иона, а его супруга приняла постриг с именем Васса — в честь преподобных Ионы и Вассы Печерских, которые тоже были мужем и женой. В начале 90-х годов игумен Иона просил благословения у Митрополита Владимира на восстановление разрушенного храма св. Иоанна Богослова на Мишариной горе.
Протоиерей Иоанн Муханов вспоминает: «Это была печаль моего отца, потому что к дому своей матери он всегда проходил мимо разрушенного храма св. Иоанна Богослова. И я хорошо помню, что когда мы проходили мимо поруганной святыни, папа сокрушался, кланялся на храм любимого ученика Господа. Митрополит Владимир отговаривал его: есть, говорил, храмы не так сильно разрушенные, но все таки благословил. Буквально на развалинах храма отец Иона начинает молиться. На этих развалинах еще служил в престольный праздник наш Владыка Евсевий».
Для начала в храме вставили временные окна, приладили две «печки-буржуйки» для отопления. Из Печор отцу Ионе пожертвовали старенький иконостас, который он, как мог, восстановил и украсил. Так прослужили первую зиму, но условия были настолько экстремальными, что все понимали: так дальше служить нельзя. Тогда отец Иона поставил себе целью найти благотворителей для капитального восстановления храма.
«Приехали мои родители на Псковщину по велению сердца и благословению Божиему, — вспоминает протоиерей Иоанн, — и вот носят имена Печерских преподобных. До своей кончины папа поднимал храм св. Иоанна Богослова на Мишариной горе. Он был удивительным молитвенником, его молитва была постоянной. Знаете, есть люди, которые живут Богом, в них редко проявляется земное — вот он относился к таким людям. Своей молитвой нашел и помощника поднимать храм — Бориса Анатольевича Федюка…»
Сначала о. Иона знакомится с директором Псковского кабельного завода Виктором Петровичем Кукушкиным. Тот, когда посмотрел на состояние храма, сказал: «Это невозможно восстановить».— «С Божьей помощью все возможно!» — уверил его о. Иона. «Что ж, давайте попробуем», — согласился Виктор Петрович. И восстановление храма началось.
Вскоре у завода поменялся собственник: хозяином производства стала группа компаний «Технология металлов», возглавлял которую Борис Анатольевич Федюк.
«Впервые я близко соприкоснулся с православием в ту пору, когда наша компания пришла во Псков, — рассказывает Борис Анатольевич, — мы консолидировали контрольный пакет акций Псковского кабельного завода, выкупив его у рабочих, и пришли к руководству. Именно на Псковском кабельном заводе я и встретил игумена Иону, который обходил все предприятия города в поисках помощи для восстановления храма Иоанна Богослова на Мишариной горке. Тогда я впервые близко, лицом к лицу, увидел священника, впервые с ним поговорил, с этого и начался мой контакт с православными людьми, я впервые узнал, что такое православие, что такое православная вера. Игумен Иона стал человеком, близким для нашей семьи. Он познакомился с моими родителями. Он же их и повенчал. Можно сказать, что это был человек, который пришел со словом Божиим в нашу семью. И мы благодарны ему именно за то, что стали ощущать себя православными христианами. И доныне и моя семья его вспоминает, и в группе компаний его не забыли, тем более, что он похоронен возле храма, который начинал восстанавливаться, и был восстановлен его трудами».
Следует сказать несколько слов об этом замечательном человеке, который с готовностью откликается на всякую просьбу о помощи и является благотворителем многих храмов и монастырей.
Борис Анатольевич Федюк родился в 1961 году в Алма-Ате, тогда столице Казахской ССР. Отец его, Анатолий Владимирович, был родом из Хмельницкой области, это центральный район Украины. Семья его подверглась раскулачиванию и высылке. У деда, который тридцать лет проработал в Кандалакше и смог вернуться домой только после смерти Сталина, было много родственников, почти все они погибли в годы лихолетья, и лишь один Анатолий Владимирович остался в живых. По хрущевскому призыву он приехал в Казахстан для освоения целины. Там встретил свою любовь на всю жизнь Галину Львовну, женился на ней и остался в Казахстане. Корни же материнского рода происходят из Псковской земли. До сих пор в Порховском районе стоит дом из кирпича, который построил ее прадед. Его дочка перед революцией вышла замуж за казачьего офицера в Питере, и это обусловило все их дальнейшие мытарства и скитания: в 30-е годы они были лишены родного дома и высланы в Казахстан.
Борис Анатольевич окончил школу в Алма-Ате, после чего поехал учиться в Москву, поступив в институт стали и сплавов. Во время учебы женился на москвичке Марине Витальевне, которая была студенткой мединститута. После окончания учебы молодая семья по распределению отправилась в Заполярье. Шесть лет Борис Анатольевич проработал на металлургическом комбинате «Североникель».
После распада Советского Союза началась смута, развал экономики. Рухнула система Госплана, нарушились производственные связи, система снабжения. Для исправления ситуации Борис Анатольевич был командирован от комбината «Североникель» в Москву для организации так называемого Торгового дома. Так начался его путь в бизнес, и на сегодняшний день он является главой группы компаний «Технология металлов».
Итак, когда неуемная энергия игумена Ионы подкрепилась материальной помощью группы компаний «Технология металлов», работа по восстановлению храма буквально закипела. Но возникало и немало проблем. Поскольку храм Иоанна Богослова являлся памятником архитектуры, восстановительные работы могла производить только Псковская реставрационная мастерская. Стоило это таких больших денег, что впору было выстроить два храма, но, невзирая на это, качество выполненных работ оставляло желать лучшего. Многое пришлось просто переделывать собственными силами. Воистину, только Бог ведает, сколько трудов пришлось подъять о. Ионе за эти годы, сколько положить жизненных сил — он буквально «сжигал» себя.
В шестьдесят лет, будучи прежде очень здоровым и закаленным человеком, игумен Иона тяжело заболевает, и болезнь уносит его за пять месяцев. Кончина батюшки, в подтверждение его молитвенного служения, была удивительной. Господь забирает его накануне дня празднования престольного праздника — 19 мая 1999 года; он умирает в день отдания Пасхи, когда поют еще «Христос Воскресе»! А отпевание совершается в самый день престольного праздника. Совершает его Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий, отменив по этому случаю праздничный молебен. Двадцатый день по кончине игумена Ионы совпадает с днем празднования Обретения Главы Иоанна Крестителя, которого батюшка очень почитал и любил. Сороковины приходятся на день прославления наших преподобных Псково-Печерских святых, ради которых он и приехал на Псковскую землю и остался здесь навсегда. Через полтора года ушла в путь всея земли и монахиня Васса. Так и лежат они рядышком подле храма св. Иоанна Богослова.
Вечная память почившему батюшке!
Но и после смерти игумена Ионы Господь не оставил храм св. Иоанна Богослова без попечения. Новый настоятель, священник Андрей Таскаев,3 стал подлинным продолжателем дел почившего батюшки. С каждым днем, месяцем, годом храм преображался, постепенно превращаясь в жемчужину Псковской земли. Очень показательны в этом смысле слова Владыки Евсевия, сказанные им в 2003 году во время архиерейской службы в храме Иоанна Богослова. Тогда он назвал этот храм пасхальным яичком и лучшим восстановленным храмом в Псковской области. И действительно, куда не посмотри, все тут радует глаз. Например, восстановленная колокольня стала одной из первых полных звонниц в городе Пскове.
Колокола были заказаны в Ярославле на средства, пожертвованные Борисом Анатольевичем Федюком. Он же наполнил всей необходимой утварью и сам храм. За заслуги в деле восстановления св. храмов Святейший Патриарх Алексий II наградил Б.А. Федюка орденом Сергия Радонежского III степени и грамотой.
Сегодня храм св. Иоанна Богослова — один из красивейших в Пскове, украшенный фресковой росписью, иконами. И все это благодаря подвижническому труду бывшего и нынешнего настоятелей, прихожан, благотворителей и, конечно же, молитвам и предстательству Небесного покровителя храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Жизненный путь апостола Иоанна Богослова

В Ефесе святой Иоанн был принят с честью. Пребывая здесь, он не переставал трудиться, наставляя народ на путь спасения и поучая остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом Любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но Апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Последние годы своей жизни апостол Иоанн проводил в аскетических подвигах: питался лишь хлебом и водой, не стриг своих волос и одевался в простые полотняные одежды. От старости он не имел уже сил проповедовать слово Божие даже и в окрестностях Ефеса. Теперь он только поучал епископов Церкви и воодушевлял их неустанно учить народ слову Евангельскому, а особенно помнить и проповедовать первую и главную Евангельскую заповедь, заповедь любви. Когда, рассказывает блаженный Иероним, святой Апостол дошел до такой немощи, что ученики его с трудом лишь приносили его в церковь, и он не мог уже произносить продолжительных поучений, то он ограничивал свои беседы непрестанным повторением такого наставления: «Детки, любите друг друга!» А когда однажды ученики спросили его, зачем он непрестанно повторяет им это, Иоанн ответил следующими достойными его словами: «Это есть заповедь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно». На закате дней своих святой Апостол пользовался особенною любовью всего христианского мира. Он был в то время единственным апостолом — самовидцем Господа, так как все другие апостолы уже скончались. Весь мир христианский знал о том, что святой Иоанн был любимейшим учеником Господа. Поэтому многие искали случая видеть Апостола и считали за честь и счастье коснуться его риз.
Кроме великих трудов по распространению христианской веры среди язычников, св. апостол Иоанн послужил Церкви Христовой еще и трудами письменными. Он написал св. Евангелие, три послания и Апокалипсис, или Книгу Откровений.
Святой апостол Иоанн прожил более ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Приходская жизнь

Сегодня бытие прихода храма Иоанна Богослова напоминает жизнь большой дружной семьи. Конечно же, центром всего является богослужение, но этим, безусловно, главным, взаимоотношения настоятеля и прихожан далеко не исчерпываются.
«В нынешней приходской жизни, — говорит протоиерей Андрей Таскаев, — сложились такие традиции, что мы всегда все посты заговляемся и разговляемся вместе. Пытаемся строить свою жизнь так, чтобы друг с другом не только в храме встречаться, но и в миру друг друга поддерживать. Например, бывает так, человек не приходит на службу, и люди, слава Богу, начинают звонить ему домой: не случилось ли что, и не нужна ли помощь? И во всем друг другу помогают». Отец Андрей постоянно напоминает прихожанам, что их жизнь проистекает под покровом святого Иоанна Богослова — Апостола Любви, поэтому, прежде всего, следует учиться любить друг друга и повсеместно проявлять эту любовь в жизни, чтобы все остальные видели, как должно жить православным христианам.
«Недавно, — рассказывает о. Андрей, — у нас погиб прихожанин, и приход выразил желание помогать его семье постоянно. В храме поставили ящичек и верующие собирают средства, потому что семья осталась без кормильца».
Такое глубокое укоренение в православном образе жизни, в христианской традиции приносит свои радостные плоды. Кто-то из прихожан уже учится в семинарии, кто-то готовится к поступлению, кто-то окончил духовное училище. Из воспитанных в храме юношей и девушек образуются молодые семьи, крепкие, христианские.
«Почему сейчас распадаются многие семьи? — задается вопросом о. Андрей и отвечает: — Потому что к венчанию подходят несерьезно. А наши ребята будут не только венчаться, но и оглашаться по традиции. То есть, всему приходу будет объявлено, что венчаются наши брат и сестра. Три раза по закону их нужно будет огласить, чтобы приход о них знал, помолиться о них, чтоб раскрыл Господь Свою волю. А прихожане, если знают какие-то препятствия к их венчанию, должны высказать их священнику. Получается, венчание их будет совместным деланием всего прихода. Это новое для прихода действие».
К детям на приходе отношение особое. Здесь не принято постоянно понукать их и, как говорится, «взнуздывать». Ребенок, по мнению настоятеля и прихожан, в храме должен себя чувствовать свободно. Если ему захочется перейти с места на место, никто не станет его отчитывать и дергать за руки, ему, наоборот уступят место.
«У детей, — как считает о. Андрей, — какая-то своя связь с Богом, таинственная. По крайней мере, до двух-трех лет они по-своему общаются с Богом. Я в этом уверен и несколько раз и мне, и прихожанам удавалось в этом убедиться. У нас был такой случай, когда священник читал с амвона молитву, сзади у него двухлетний мальчик ходил вокруг аналоя. Никто на него не обращал внимания. И когда священник прочитал молитву и ушел в алтарь, мальчик вдруг прекратил ходить, встал на место священника, поднял руку и на весь храм воскликнул: “Аллилуйя!” Это было потрясением для всех».
Главное, как считает о. Андрей — искренность общения с Богом. У ребенка она присутствует в силу того, что детская душа чиста и не отягощена страстями и пороками, свойственными взрослым. Важно сохранить эту искренность и чистоту богообщения и поэтому не следует тиранить ребенка, грубо навязывая ему свою волю.
«Часто бывает так, — говорит о. Андрей, — что ребенка в храме без конца одергивают. Родители в таком случае, с одной стороны, сами стесняются приходить в храм с ребенком, а с другой стороны — и у самого ребенка постепенно исчезает всякое желание посещать богослужение. И мы потом удивляемся, что он в восемь, десять, двенадцать лет не желает идти в храм. А ведь мы сами разорвали его связь с Богом. В нашем храме, так как это все-таки храм Апостола Любви, мы пытаемся любовью все покрывать. И поэтому и из других храмов к нам начали водить детей».
Необходимо отметить, что, не взирая на периферийное месторасположение, приход храма Иоанна Богослова довольно большой. Только прихожан-детей в нем около пятидесяти. А к Святому Причастию иногда приступают до ста человек взрослых и детей. И все это благодаря правильной, гармоничной организации приходской жизни, включающей в себя и участие в богослужении, и паломнические поездки по святым местам, и совместное проведение церковных праздников и многое другое. Одним из важных факторов гармонии приходского бытия является и детская воскресная школа, которая действует уже четвертый год.
«Начинали мы заниматься в самом храме, — говорит руководитель воскресной школы Людмила Алексеевна Громова, — тогда еще у нас не было помещения. По объявлению к нам записалось всего 5 ребятишек. Но уже через месяц сами ребята привели мне еще пятнадцать, а теперь у нас уже тридцать. И я очень рада, что из нашей школы не ушел ни один ребенок».
На самом деле посещает школу значительно больше детей, но некоторые, особенно из невоцерковленных семей, занятия оставляют.
«Школа у нас немножко не обычная, — рассказывает Людмила Алексеевна. — Когда мы ее создавали, я работала в областном детском центре. Батюшка попросил меня помочь организовать школу. Я, откровенно говоря, и не рассчитывала, что буду там работать. Думала, что помогу разработать программу и все. Но получилась так, что пришла в школу вслед за своей программой. Эта программа была рассчитана на краеведение, и батюшке очень понравилась. Тем более, что отец Андрей у нас еще и руководитель паломнической службы. Детки к нам попали очень маленькие: пришли ребята возраста первого-второго класса, и были даже трех-пяти лет. Сейчас они уже все выросли, а тогда много ездить у нас не получалось: маленьких детей далеко не увезешь. Тем не менее, всю близлежащую округу мы уже объездили».
Итак, дети под руководством специалистов изучают историю Псковского края. Интерес к истории малой родины важен в любом случае, но здесь особенно значимо то, что дети учатся смотреть на исторические события глазами христианина. Им помогают распознавать в фактах истории действие промысла Божия, дивный покров над родной землей Пресвятой Богородицы, предстательство святых Божиих. Очень важно не просто услышать о чудесах от святых икон или о подвиге православных подвижников, но увидеть все собственными глазами, поклониться святыне, самим молитвенно испросить помощи. Все это и происходит на уроках и в паломнических поездках воскресной школы храма Иоанна Богослова.
Теперь, когда первые ученики воскресной школы немного подросли, ареал паломнической деятельности значительно расширился. Так однажды состоялась очень интересная и познавательная для всех поездка детей к преподобному Никандру…
В путешествии принимали участие дети разных возрастов, а так же их мамы, папы, бабушки и дедушки. Выехали сразу после праздничной литургии в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Семьдесят километров, что отделяют Псков от этой святой обители, пролетели незаметно. Дети узнали о том, как пятьсот лет тому назад спасался здесь, в непроходимой лесной глуши, преподобный Никандр, Псковский чудотворец.
С интересом ребята слушали рассказ насельника обители монаха Серафима о том, как сейчас в Никандровой обители идут восстановительные работы; как братия расчищала территорию от развалин, оставшихся после того, как огромный Благовещенский храм монастыря большевики разобрали по кирпичу. С восхищением смотрели они на сказочно красивые деревянные храмы, словно сошедшие с древней иконы. В храме в честь Царственных мучеников пропели молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть». Узнали и про святые источники, которых в Никандровой пустыни пять. Один из них, источник преподобного Александра Свирского, смогли посетить и даже в нем искупаться.
В общем, все было как в настоящей, взрослой, паломнической поездке. Случилось даже маленькое чудо: одна из мам, выйдя из храма, воздвигнутого в честь Царственных мучеников, вдруг обнаружила, что снова может различать запахи. До этого она вследствие болезни в течение пяти лет ничего не чувствовала.
А уж о том, сколько счастья и чистой детской радости разлилось на каждом из семидесяти паломнических километров, можно и не говорить…
Такие чудесные поездки, как мы уже отмечали выше, воспитывают в детях не только любовь к родному краю, но и укореняют их — что очень важно! — в русле святоотеческой традиции, воспламеняют детские сердца желанием христианского подвига и исполняют их сыновними чувствами по отношению к Православной Матери-Церкви.
Однако воспитательный процесс далеко не исчерпывается паломничеством. В школе работает профессиональный преподаватель музыки Ирина Викторовна Пасловская, которая сама является регентом. Дети учатся хоровому искусству и, по мнению окружающих, получается это у них замечательно. Изучают ребята богословие и церковную службу. На богослужениях помогают петь большому хору, читают молитвы. То есть, они не просто присутствуют на службе, но сами являются ее непосредственными участниками. Это прививает им интерес к церковной жизни, к образу жизни православного христианина и, без сомнения, поможет в будущей взрослой жизни стать настоящими ответственными членами прихода (пусть и не этого, но какого-нибудь другого — обязательно).
Вот небольшой рассказ о том, как проводят православные праздники в церковной общине храма св. Иоанна Богослова.
«В Фомину Неделю, 15 апреля, состоялся детский Пасхальный праздник воскресной школы, что при псковском храме апостола Иоанна Богослова.
Настоятель храма священник Андрей Таскаев, руководитель воскресной школы Людмила Алексеевна Громова и регент Ирина Викторовна Пасловская решили самый великий Праздник православных христиан провести для своих детей необычно: без официальных концертов-отчетов, а по-домашнему, вместе с родителями, в непринужденной обстановке всеобщего веселия. Директор ДДТ «Надежда» Галина Сергеевна Ароян любезно приняла детей под свою крышу.
Поставили столы со сладостями и любимыми напитками. Все немного волновались перед выступлениями. Программа пасхального праздника была построена так, чтобы никто не соскучился, и все стали участниками праздничного действа.
Открыл праздник, по традиции, детский хор воскресной школы под руководством Ирины Викторовны. Дети пели так проникновенно, что у взрослых выступали слезы на глазах.
Программу Людмила Алексеевна составила из малоизвестных, но очень сильных поэтических строчек неизвестных поэтов, а также малоизвестных стихотворений Кюхельбеккера, Дельвига, Городецкого о страданиях Господа и Его воскресении...
Даже родители не остались без дела и станцевали салонную польку вместе со своими детками. Но это уже было в конце праздника, а до этого всех удивил, как и положено, сюрприз, приготовленный отцом Андреем для своих маленьких учеников.
Батюшка вернулся недавно из паломничества по Святой Земле. Был он в Заиорданье (Иордания) и привез оттуда национальную одежду кочевников-арабов.
Отец Андрей вышел перед участниками праздника в этом костюме, чем вызвал большой восторг у собравшихся за праздничным столом.
Батюшка рассказал, почему именно такую одежду носят на Востоке, и дал потрогать руками интересные и необычные одежды.
Давно замечено, что ученики воскресных школ ведут себя в жизненном пространстве, будь то школа, улица, дом совершенно иначе, чем дети в общеобразовательных школах. Нет ни безпричинного крика, ни шума, ни драк, возникающих перманентно то здесь, то там. Вот и на этом детском Пасхальном празднике, к которому дети со своими педагогами Людмилой Алексеевной и Ириной Викторовной тщательно готовились и переживали, самыми громкими были крики восторга: “Христос Воскресе!”».
Очень важными уроками милосердия и сострадания для ребят из воскресной школы являются совместные мероприятия с детьми, лишенными возможности жить в семье, вместе с родителями. Так, например, стало традицией праздновать Рождество Христово вместе с детьми из приютов города Пскова и области.
«С интернатами мы работаем все время, — рассказывает Людмила Алексеевна Громова. — На улице Леона Поземского есть приют, над которым мы шефствуем. Каждый год к ним на праздник приезжаем с подарками.
У нас есть такая ежегодная акция “Моя любимая игрушка в подарок”. Наши ребята не просто просят маму купить новую игрушку, а отдают свою любимую, с которой не так-то просто расстаться. Бывали такие моменты, когда дети приходили и говорили: “Я всю ночь с этой игрушкой спал, прощался, чтобы отдать”. Родители к таким событиям готовят много угощений и мы делаем общую трапезу для всех ребят»…
О воскресной школе храма св. Иоанна Богослова можно говорить долго и много: здесь и трудовое воспитание, т.е., участие детей в работе по восстановлению храмов и монастырей, и развитие творческих способностей — постановка спектаклей на житийные и праздничные темы, выставки детских рисунков, занятие хореографией и многое другое. Немаловажно и то, что воскресная школа окормляет не только детей, но и взрослых, с которыми настоятель прихода регулярно проводит беседы на богословские и общецерковные темы. Кратко же деятельность воскресной школы можно охарактеризовать так: здесь царствует гармония бытия настоящего православного прихода. И все потому, что делом занимаются люди с неравнодушными, горящими верой и подлинной христианской любовью, сердцами, не на словах, но на деле исполняющих заповедь Апостола Любви Иоанна Богослова: «Детки, любите друг друга!»

Жизненный путь апостола Иоанна Богослова

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
На последний факт следует обратить особое внимание, ибо именно он дает основание следующим предположениям.
Как мы знаем, согласно общепринятым толкованиям Апокалипсиса, перед концом мира на землю Богом будут посланы праведный Енох и пророк Илия. Однако, по мнению некоторых толкователей, будет и третий исключительный посланник Божий во времена Антихриста — сам автор Апокалипсиса, апостол и тайнозритель Иоанн Богослов.
Согласно этой точке зрения, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не умер, но, по воле Божией, был живым с телом взят на небо, чтобы перед кончиной мира вновь проповедовать на земле. Указания на это можно найти как в церковном Предании, так и в Священном Писании, а именно — в Евангелии от Иоанна.
В кратком жизнеописании святого Иоанна Богослова, помещенном в богослужебном Евангелии, говорится, что после кончины Апостола тело его обнаружено не было.
На месте погребения апостола Иоанна (в нынешней Турции) ежегодно, именно в восьмой день мая (видимо, это символ вечного «восьмого дня»), стал появляться тончайший розовый прах, который собирали верующие для исцеления от различных болезней. Ради этого чуда исхождения «тонкого праха» Церковью и установлено празднование святому апостолу Иоанну 8 (21) мая. А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле (кроме сведений об исчезновении тела из зарытой могилы) или мощах. У других же апостолов Христовых имелись святые мощи и истории этих мощей.
И в Житии святой мученицы Ермионии сказано:
«Святой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии, имел четырех дочерей, о коих евангелист Лука замечает, что они были пророчицами и девами. Их них Ермиония и Евтихия отправились в Асию, ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, ибо Господь преложил его, как некогда Еноха и Илию» («Жития святых, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского»: Сентябрь. — 113).
В трудах святителя Фотия, патриарха Константинопольского (891), находим следующее место, говорящее о тайне апостола Иоанна:
«О том, что девственный Иоанн не умер, как Енох и Илия, свидетельствует предание. И то, что в Евангелии говорится о нем, привлекает ум. Ибо Христос сказал о том виде смерти, которым должен был умереть за Него Петр. Петр же услышав о своей смерти, тут же спросил о евангелисте Иоанне. Очевидно, что он спрашивал не о чем ином, как о том, как он умрет. И Спаситель ответил: Если Я захочу, то он пребудет, пока Я не приду, что тебе до того? Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, — провозвестил воистину Господь? … Ибо Он не говорит, что Иоанн безсмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря: Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? И понятно, что он опроверг, что он безсмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия.
Существует и множество других примеров…

Об умножении любви

В храме св. Иоанна Богослова уже шесть лет служится особенный молебен с акафистом апостолу и евангелисту Иоанну Богослову «О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы». У молебна есть своя история, о которой настоятель храма, протоиерей Андрей Таскаев рассказывает так:
«В 2001 году Господь сподобил меня быть с Владыкой на острове Патмос, когда мы совершали паломническую поездку по святым местам Греции. Патмос был местом ссылки святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Здесь был основан монастырь, и монахи занимались богословием и проповедью любви, потому что именно апостол Иоанн сказал, что люди могу жить только ради божественной любви к Богу и друг другу. Есть у него такие слова: кто в любви пребывает, тот в Боге пребывает, а в ком нет любви, в том и Бога нет (1-е Ин. 4, 8). Вот такая простая, глубокая и, в какой-то мере, страшная истина…
Этот монастырь никогда не закрывался. Там служат с первых веков христианства, поэтому здесь собран огромный опыт христианской жизни. Большая уникальная библиотека, где сохраняется переписка русских князей с этим монастырем.
Наместник Патмоса архимандрит Антипа познакомил нас со святынями монастыря. Оказывается, мощей Иоанна Богослова не существует. Есть предание, что он был взят живым на небо.
Мы многое спрашивали у архимандрита Антипы и получали много интересных ответов. И когда мы рассказали о восстанавливающемся храме Иоанна Богослова в Пскове, архимандрит проникся к нашему храму теплым чувством и сказал, что хочет передать, как благословение от Иоанна Богослова, икону. При этом он рассказал, что с первых веков христианства сохраняется традиция, согласно которой в Великом посту, по благословению монастырских наместников, в затвор в пещеру Иоанна Богослова отправляются монахи. Там сейчас храм с двумя пределами, а в том месте, где евангелисту явился Господь со словами: Аз есмь Альфа и Омега — Начало и Конец — там алтарь. Пребывая в затворе, монахи пишут иконы, пока не окончат — не выходят. И эти иконы, написанные на месте подвига и чудесного видения Иоанна Богослова, считаются его благословением. Они не продаются, но складываются в сокровищнице монастыря и раздаются потом по особому благословению наместников. Насколько известно, в России такой иконы нет.
Передавая нашему Владыке, Архиепископу Евсевию, икону апостола Иоанна Богослова, архимандрит Антипа в частности сказал: “Мы передаем икону в Псков с единственной целью: молитесь, чтобы русским людям Господь даровал ту любовь, которую русский человек всегда имел — любовь друг к другу”.
Когда мы приехали в Псков, Владыка благословил сделать для греческой иконы киот и вырезать в киоте два места: для камешка из пещерки Апокалипсиса и земли с места погребения Иоанна Богослова.
И перед этой иконой еженедельно по субботам служатся молебны “О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы” с акафистом Иоанну Богослову как помощнику в научении любви, как Апостолу Любви. Мы молимся, чтобы Господь помог искоренить ненависть, а любовь посеять в наших сердцах. Мы просим, чтобы Господь дал нам возможность приблизиться к любви, любить. После молебна для укрепления прихожане помазываются маслом из пещеры Апокалипсиса».
Итак, можно сказать, что храм св. Иоанна Богослова, по благословению Владыки Евсевия, несет особое послушание на Псковской земле в молитвах о любви. И это очень важно сегодня, когда мир, кажется, напрочь отказался от «любви» в ее христианском первосмысле и, отказавшись, погряз в безверии, страшнейших грехах и пороках. И лишь молитва в силах напомнить о проповедуемой Евангелием, настоящей любви, которая долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7).

Жизненный путь апостола Иоанна Богослова

Отдельными современными авторами высказывается предположение, что апостол Иоанн все-таки умер, но был воскрешен по образу воскрешения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Которая вторым, вслед за Господом Иисусом Христом, человеком была воскрешена с Ее преображенным телом. Вот именно этим воскресением, по мнению некоторых исследователей «тайны Иоанна Богослова», по образу будущего всеобщего воскресения мертвых, и был воскрешен Господом Его любимый ученик Иоанн. Иначе говоря, он был третьим человеком на земле, удостоившимся воскреснуть до всеобщего воскресения мертвых, а четвертым и пятым будут Енох и Илия (ср. Откр. 11, 7-12), которые были живыми взяты на Небо.
Правильно ли такое мнение, трудно сказать. Думается, что для нас сейчас главное все-таки знать о том, что существуют достаточно веские основания полагать, что апостол Иоанн Богослов должен прийти к нам перед Вторым Пришествием Господним. А то, каким образом он пребывал все это время живым с телом, видимо, пока не дано нам знать в точности; пока это остается тайной…
Господь дал Своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «Сынов Грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
Святой апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!

Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий не обделяет Иоанно-Богословский приход архипастырским попечением и молитвой. В каждый престольный праздник он посещает храм св. Иоанна Богослова и возглавляет богослужение. Без преувеличения, Владыка здесь самый желанный гость, которому всегда искренне рады.
20 мая 2006 года Архиепископ Евсевий освятил на Мишариной горке Крест мемориала,4 посвященного священнослужителям храма св. Иоанна Богослова, игуменам Котельникова монастыря — от игумена Варлаама до игумена Ионы (Муханова), возрождавшего храм в 90-е годы XX века, — и двумстам русским офицерам, замученным китайскими красноармейцами в Гражданскую войну, а также всем здесь погребенным православным христианам.
Владыка Евсевий со сослужащими ему настоятелем Свято-Троицкого Собора протоиереем Иоанном Мухановым и настоятелем храма св. Иоанна Богослова священником Андреем Таскаевым совершили панихиду. После панихиды Архипастырь отметил, что «сей Крест утверждается в память тех, кем создавалась Россия и наша жизнь: Царство им Небесное!»
По окончании Всенощного бдения Архиерей обратился к прихожанам с пастырским словом, в котором обратил особое внимание на преданность ученика Иоанна Богослова своему Божественному Учителю, а также на имя Евангелиста — Богослов и сказал, что сегодня мы должны иметь мудрость, подобную мудрости апостола Христова Иоанна, «чтобы не поддаться соблазнам, чтобы не увлечься красивыми словами, а, прежде всего, слушать Церковь Божию. Церковь есть утверждение истины, и если Церковь говорит — надо и послушать. Кто в ограде Церкви — тот в ограде нашей Православной веры, тот не заблудится».
По благословению Владыки при храме св. Иоанна Богослова действует паломническая служба, которая в настоящее время получила статус епархиальной. Это еще одно важное послушание в ряду многих других, которые несет протоиерей Андрей Таскаев.
Неподалеку от храма, на берегу реки Псковы, находится база спецотряда «Зубр» УИНа. Между Иоанно-Богословским приходом и спецназовцами давно установились дружеские отношения. Уже несколько лет перед командировками в горячие точки по просьбе бойцов этого спецподразделения настоятель церкви о. Андрей Таскаев совершает молебен «Благословение воинам на брань» с освящением знамени и оружия.
Бойцы приходят в храм со знаменем РФ в полном боевом вооружении, т.к. в молебне совершается и «Чин освящения оружия». Бойцы молятся ко Господу и просят «...силу и крепость на сотрение и попрание крепости супостат…»
Духовно окормляются трудовые коллективы фирмы «Авто-Альянс», кабельного завода, ЗАО «Псковэлектросвар», Точлита. «Приходишь на завод, — говорит о. Андрей, — и часто слышишь: это священник из нашего храма. Очень радостно это слышать: из НАШЕГО ХРАМА!»
«Дружба с храмом Иоанна Богослова, начиналась у нас с настоятеля, ныне покойного отца Ионы, — рассказывает Сергей Михайлович Дробжев, президент Псковской ассоциации промышленных предприятий, в которую входит три крупнейших псковских завода — кабельный, точного литья и «Псковэлектросвар». — Отец Иона обратился к нам за помощью. Мы решили помочь. В течение трех-четырех лет мы проделали большую работу, и храм преобразился. У него появились колокола, были расписаны стены, приобретена церковная утварь, сделан иконостас, облагорожена территория. Сейчас там идут службы, достаточное количество прихожан. Мы тоже туда ходим…
Из области незабываемого — установка колоколов… Когда они в первый раз зазвонили, собрались люди со всей округи и с удивлением спрашивали: “Что случилось? Мы за последние восемьдесят лет не слышали колоколов”. — “А теперь, — говорим мы, — это будет постоянно и надеемся, что всегда”.
Это был наш первый опыт общения с верой, с Православной Церковью. И, безусловно, это подвигло нас и на дальнейшее. Мы теперь помогаем не только этому храму. Многие храмы восстанавливаем, и не только во Пскове и Псковской области, но и на территории всей России и даже за рубежом. Это была первая ласточка, и, слава Богу, мы поняли, что не все в этой жизни решают деньги…»
А сколько планов на грядущее у настоятеля и Приходского совета! Тут и расширение паломнической деятельности, и более широкий охват воспитательной работы в воскресной школе, и дальнейшее благоукрашение храма, и благоустройство святого источника — всего не перечесть. И верим, все это будет!
За каждой службой, как благоухающий фимиам, устремляется к небу молитвенное прошение:
«Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя, припадающа, Иже падша на перси приемый: Его же моли, Богослове, и надлежащий облак языков разгнати, прося нам мира и велия милости» (Тропарь Иоанну Богослову, глас 2-й).
И слыша этот призыв, небесный покровитель храма, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов склоняется у престола Божия и испрашивает у Царя царей и Творца всяческих милости и благословения и для прихода, и для веси, и для града и для всей земли Русской…
Радуется сердце, когда видишь, что труды человеческие приносят достойные плоды. Уже сегодня вкушающие от них получают непреходящую духовную пользу. Но завтра, когда в строй делателей на ниве Христовой встанут сегодняшние малыши-прихожане, польза эта многократно возрастет. Нет, не торговля нефтью и газом обезпечит будущее нашей страны, но именно на этой светлой стезе Россию ожидает процветание, ожидает великое Предстоящее!

Святой апостоле и евангелисте
Иоанне Богослове, моли Бога о нас!

Сноски:
1 Окулич-Казарин Н.Ф. “Спутник по древнему Пскову”, Псков, 1913.
2 Спегальский Ю.П. “Псков”. Л., 1978.
3 Андрей Григорьевич Таскаев начинал свое служение в Свято-Троицком Кафедральном Соборе алтарником, затем — иподиаконом Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия.
В 1997 году, в неделю Всех Святых, он был рукоположен Архиепископом Евсевием во пресвитера. С 1999 года является настоятелем храма св. Иоанна Богослова. 24 июля 2007 года
о. Андрей возведен в сан протоиерея.
4 Крест сооружен на средства, пожертвованные директором фирмы «Вайт» Степановым Николаем Вячеславовичем.