05. 17 solo mosaiko

Артём Киракосов
Смотрите версию с отобранными фотографиями: "SOLO MOSAIKO" -
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/32902/

Смотрите версию с рабочими фотографиями: "SOLO MOSAIKO" -
http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/SOLOMOSAIKO



Артём Киракосов

О ДРУГОМ И ДРУГИХ


семнадцать мгновений весны





5 \\ 17 SOLO MOSAIKO
 
о первой международной выставке современных мозаик ведущих итальянcких и российских мастеров



Атмосфера впечатлила! Праздника! Так и сказал “затейник” всего этого – Ахметов Исмаил, автор всего этого действа, успешный итальянский предприниматель, предварив состоявшееся красивым рассказом о своём казахском детстве, давшем `ключ` к увлечению этим материалом – смальтой.

Громадный, перестроенный под выставочное помещение, заводской ангар в центре Москвы (Центр дизайна *ARTPLAY*: ул. Т.Фрунзе, д. 11, строение 34. Выставка открыта для посещения с 3-го по 7-ое апреля 2008-го года с 10:00 до 21:00.) привлекал меня, как фотографа, не меньше самих экспонентов. Думается мне, что (специально? или не специально?) оставленные узнаваемые грубые элементы нашего недавнего советского прошлого сильно обострили противоположение блестящего изыска смальты итальянских мастеров и бетонного серого ужаса, “лунного” пейзажа ангара.

Феликсу Буху и художникам его школы удалось, – с `тяжёлыми боями`, – отстоять право выставлять свои камерные мозаичные `чудопоэмы` на нетронутой `евроремонтом`, неоштукауренной стене, прямо на сетке арматуры. Дался ему этот спор не легко. Лишь после ультиматума о снятии своих работ с участия, – в случае отказа художнику, – организаторы согласились. На мой взгляд, это лучший `кусок` выставки, лучшая `выставка в выставке` выдающегося современного мастера. Лирическая, пластичная, сдержанная. Феликс – поэт, свободно рассуждающий о смыслах и шутках БЫТИЯ в образах, взятых из истории Искусств и древних Текстов. Прекрасно, что его экспозиция оказалась замкнутой его единомышленниками: Александрой Фоминой, Ольгой Мунц.

Остальная часть российской части показа кажется мне слабой. Проигрышной. Здесь я вижу две тенденции – и обе провальные – заказная церковная, “подарочная”, миниатюра и заказные большие церковные, “дизайнерские” (в плохом смысле), площади. Попытки сделать дизайн с использованием мозаики для российских мастеров мне кажутся чахлыми, “серыми”. На мой взгляд, при таком – плотном – соседстве с итальянцами, вскрылись забитость, замкнутость, несвобода, нерадостность наших художников, будто все они – выходцы их концлагеря. Официоз, давящий советского художника сменился официозом церковного начальства, всё чаще выполняющего роль #ведущей и направляющей# («партии» прошлого).
Говорил (с трибуны/подиума), представляя российскую часть этого, только начинающегося движения, Александр Давыдович Корноухов – признанный во всём мире мэтр мозаики. Глава школы, движения, направления, имеющий многочисленные заслуги, звания, отличия, автор прогремевших работ в Ватикане, сбитых (со стен) по приказу уже того (церковного), – католического, – начальства. Грустно. Александр Давыдович махнёт лишь (только) рукой на это, не любит говорить об этом. Художник – для того чтобы работать и петь, пока дышит и стонет его душа – от красоты этого мироздания. Александр Давыдович – тоже – в окружении “своих” – работа его последовательницы, ученицы, дочери, – пожалуй, – высится над всем пространством зала.

Итальянцы меня сразили. Это дыхание вечной молодости и счастья! На презентации они все были заметны: красивые подтянутые мужчины в смуглых костюмах! Мозаики? Их? Это – новое слово в дизайне. Сочетающее в себе и скульптуру и декоративное искусство и ювелирное и архитектуру. Не зря наши художники присвоили себе так называемую «духовность» (в частных разговорах), не понимая, на мой взгляд, ни сути дизайна (как философии жизни), ни сути искусства (как украшения). «О ЧИСТОЕ ИСКУССТВА. Жизнь, творчество, загадки, чудеса и магия Марко Бравуры (самом ярком, на мой взгляд, художнике, олицетворяющем эту тенденцию в жизни итальянцев и разность с нашими мастерами и нашим мышлением), равеннского мозаичиста» – так называется статья Микеле Този (Италия) в первом журнале «SOLO MOSAIKO», который вручали каждому участнику Праздника на выходе, в красивом пакете. – Название статьи красноречиво и точно (по сути) характеризует всю нашу разность. Сами слова из названия – не к нам.

Я не мог удержаться от того, чтобы не снимать публику, увлечённую самою собою, питьём, закусками, разговорами, отдавая предпочтение – конечно же – роскоши наших див, щёлкающих на свои модные серебристые мобильники, инкрустированные дорогими стразами, драгоценными камнями, полюбившиеся им экспонаты (не только итальянские), вероятно, для своих укромных местечек в любимых затерянных по разным странам особняках (не только же «рублёква» || знаменитая || их страна). Эх!.. Жизнь!.. Продолжается!..

Вынесли горячее!..

Я вышел (домой) – к отцу – больному!..

Должен был!

ПРАЗДНИК удался Исмаилу Ахметову. Он, говорят, был рассчитан на всю ночь: планировался и показ мод, и концерты (классика, рок, джаз), и `горячее` – ещё не одно, закуски ещё, десерты, должна была подъехать публика – не чета нам – заморышам-художникам, танцы!..

Должны были появиться ещё девушки!.. (Для итальянцев, вероятно?)

Что ж ты не предупредил, Феликс, – а Александр Давыдович вообще никогда не предупреждает и никуда не зовёт – ему некогда – он (всегда! всегда! всегда! всегда! | как и должен советский, и бывший советский, человек | работает), – папа бы мой выздоровел по такому случаю срочно, – подвёл друга, что ты, опять, Феликс?

Эх!


2 марта – 3 марта 2008-го года