Тетя Марфа

Фима Машечкина
Стоял обычный апрельский вечер. Я сидела за компьютером и доделывала макет, который не успела закончить на работе. К своим тридцати с хвостиком я окончательно определилась, что хотела от жизни: сделать блестящую карьеру, которая влекла за собой материальное, и как мне казалось, моральное благополучие. Я распланировала свою судьбу на несколько пятилеток вперед, расставив приоритеты, и четко знала, как добиться желаемого. К тому моменту, когда случилась эта история, на моем жизненном счету имелся развод с человеком, который когда-то представлялся мне прекрасным и перспективным принцем, но, в конце концов, оказался полным неудачником; два диплома, свидетельствующих о высшем образовании; а также собственная двушка в хрущевке и отдел в количестве четырех подчиненных.
Итак, я сидела за компьютером в пижаме с растрепанными волосами и красными глазами, под которыми уже давно обозначились темные круги. Заиграла мелодия мобильного телефона. Я вздрогнула, посмотрела на дисплей и внутренне сжалась при виде надписи «Мама». Наш разговор чаще всего носил характер допроса с пристрастием, где мамуля выступала в роли дознавателя, а я давала односложные показания.
Сделав два глубоких вдоха, я нажала на кнопку приема звонка.
- Привет, как дела?
- Привет, нормально.
- Что нового?
- Ничего, все по-старому.
- Как всегда «ничего», - передразнила меня мама. – Ладно, я тебе вот зачем звоню. Помнишь тетю Марфу?
- Нет… это которая в Ейске живет? – сделала попытку я. Если честно, у меня не так много близких родных, но вот дальних тетушек, дядюшек и их детей с внуками полно. Многих я видела один раз в жизни, а то и вовсе не встречала, потому точно не помнила ни их имена и ни место нахождение.
- Сама ты в Ейске, - опять передразнила мама, - в Ельне. Так вот она приезжает на пару дней в Москву по делам, остановится у тебя. Прими ее с радушием, чтобы за тебя краснеть не пришлось. Пока.
- Хорошо, - пообещала я коротким гудкам в трубке.
«Вот так всегда, кочующим родственникам без моего спроса обещают приют в моей квартире», - вздохнула я, и тут же забыла про прибывающую тетю, погрузившись в дизайн макета.
От этого занятия меня отвлек звонок в дверь. Я удивленно взглянула на часы. Полдвенадцатого ночи.
«Уж не залила ли соседей?»
- Кто там? – я прильнула к глазку.
- Машенька, здравствуй, это тетя Марфа.
На пороге стояла полная женщина в фиолетовом плаще и такого же цвета шляпке.
- Добрый вечер, проходите.
Я изобразила на лице самую приветливую улыбку, какую имела в арсенале.
Тетя Марфа замешкалась. Весь ее вид говорил о том, что ей крайне неловко беспокоить меня.
- Ты уж извини, что так поздно.
- Да что вы, глупости какие! – я всячески старалась показать радушие. – Как Ейск поживает?
- Ейск не знаю, а Ельня хорошо, - улыбнулась тетушка.
- Ээээ, вы меня простите, если я вам предложу самой хозяйничать? На кухне есть холодильник, там наверняка найдется что-то покушать. В шкафчиках посуда, соль, сахар, ну и к чаю печенье. Располагайтесь и чувствуйте себя как дома. Мне просто катастрофически некогда, надо до утра закончить работу, иначе шеф закатает в асфальт, - для убедительности я глубоко вздохнула.
Вновь окунувшись в работу, я не заметила, как передо мной появилась тарелка с бутербродами и чашкой чая, а приезжая родственница, улеглась спать.
Подремав несколько часов, я собралась и умчалась на работу, предварительно положив на столик у дивана, где спала тетя Марфа, ключи и записку с номерами своего мобильного и рабочего телефонов.
Часов в шесть раздался звонок.
- Машуня, это тетя Марфа, приезжай быстрей домой.
Тетушка была явно чем-то взволнована.
- Что у вас случилось? Это не может подождать немного, мне еще надо кое-что доделать на работе.
- Нет, не может, приезжай быстрей.
Переслав все материалы на домашнюю почту, я пулей вынеслась из офиса. Мои сотрудники проводили меня недоуменными взглядами. Еще бы, я часто задерживалась на работе и уходила позже всех.
В квартире царил изумительный запах.
Тетя Марфа встретила меня на пороге. Ее морщинистое лицо приветливо улыбалось, а в глазах горели искорки лукавства. Поцеловав в щеку, она повела меня на кухню.
На столе стояла тарелка с борщом. На противне красовались только что испеченные румяные пирожки.
«Но что это копошится под столом?» - краем глаза я заметила подозрительное шевеление. Потом расслышала тихое сопение. Показалась черно-белая мордочка.
- Что это? – воскликнула я.
- Он сидел у магазина и был такой несчастный. Я подумала, что тебе скучно здесь одной, а ему нужен дом...
- Тетя Марфа, я не люблю кошек, и вообще не терплю животных в своем доме. У меня нет ни времени, ни сил ухаживать за ними. Потому, будьте любезны, отнесите это существо обратно.
- На улицу? – ужаснулась тетя.
- Куда хотите, главное, чтобы его здесь не было.
- Но…
- Никаких «но», - отрезала я.
Тетушка поджала губы и продолжила накрывать на стол. Пока мы ужинали, тетя Марфа рассказывала о своих детях и внуках, сопровождая рассказ многочисленными фотографиями.
- Я слушала в пол уха, периодически кивая головой.
- Маша, ты меня слушаешь? – уловила я.
- Конечно.
- Тебе замуж пора, детей нужно…
- Успеется. Замужем была, там мне не понравилось, а дети дорогое удовольствие. Еще очень многое надо в жизни сделать.
Покончив с трапезой, поблагодарив тетю, я опять села за компьютер. Та еще какое-то время побродила по квартире и затихла.
Вдруг лампочка люстры ярко мигнула, и тут же свет в квартире погас.
В комнату вошла растерянная тетя Марфа, и мы уставились друг на друга.
- Надо к соседям сбегать, - осенила меня мысль.
Удивительно, но никого из соседей не оказалось дома.
Тетя Марфа высунулась из балкона.
- Деточка, свет горит во всех ближайших домах. Может, у нас пробки выбило?
- Может… знать бы еще как эти пробки обратно вбить. Я даже не представляю, куда звонить в таком случае.
Старушка осуждающе покачала головой.
- Вот что значит, когда нет мужчины в доме. Я сейчас.
И с этими словами она покинула квартиру. Я начала искать свечку. Тут что-то холодное и мокрое ткнулось в ногу, от неожиданности мое сердце екнуло, и я чуть не заорала.
«Черт, я совсем забыла про черно-белого найденыша»
Котенок запищал. Я взяла его на руки.
- Ну ты чего? Кошки же не боятся темноты.
В ответ пушистый благодарно заурчал.
- А вот и мы, - услышала я голос тетушки.
За ее спиной маячила невысокая, плотная фигура.
- Машунь, это Вадик, - я его на улице встретила, он любезно согласился посмотреть наши пробки.
«И что за манера все подряд с улицы в дом тащить?»
- Пусть смотрит, - ухмыльнулась я. После неудачного замужества и нарушенных из-за этого планов все мужчины казались мне жалкими ничтожествами. Я очень надеялась отделаться от нежданного гостя парой сотней рублей. Но тетя изначально взяла инициативу в свои руки. И после того, как Вадик, которого я мысленно обозвала Прометеем, вернул электричество в квартиру, мне пришлось с благодарной улыбкой восседать два часа на кухне, и пить чай, слушая светскую беседу родственницы с гостем о погоде, росте цен на продукты и тетушкиных внуках и правнуке.
Когда за Прометеем закрылась дверь, мне хотелось только одного - упасть на диван и забыться. Слишком много всего за один вечер произошло: сначала котенок, потом пробки, затем Вадик и сумасшедшее чаепитие в ночи. Найденыш, недолго думая, свернулся калачиком рядом со мной.
Когда я проснулась, солнце радостно заглядывало в окно, а в воздухе витал запах гренок. Такие в далеком детстве жарила моя мама по утрам в выходные дни. Часы показывали ….
«Боже мой, одиннадцать часов!!!»
Я спрыгнула с кровати и начала метаться, собираясь на работу.
- Доброе утро, Марья, не торопись. Я позвонила вашему милому секретарю, и сообщила, что твоя тетя Марфа при смерти, и ты поехала к ней в Ельню, - при этом старушка озорно подмигнула. – Сейчас мы завтракаем и идем на прогулку. Замечательный день для неожиданного выходного.
Полдня мы бродили по парку, который буквально кишел мамашами с колясками. Тетушка считала необходимым останавливаться у каждой и, закатывая от восторга глаза, приговаривать: «Какая хорошенькая! Красавчик, в мамочку весь!»
Ей даже удалось уговорить меня подержать пару малышей.
Дома меня накормили щами и настоящими домашними котлетами. А потом отправили спать.
Проснувшись, я услышала тихий разговор. Я прокралась в коридор и заметила на кухне тетю и Прометея. Они увлеченно рассматривали фотографии.
- Добрый вечер, - поздоровалась я.
- Проснулась, - обрадовалась тетя, - а это Вадик, ты же его помнишь? Он зонтик вчера забыл у нас. Очень галантный кавалер, даже о цветах дамам побеспокоился. - Тетя любовно смотрела на два букета тюльпанов. – Этот тебе, а этот мне.
Вчерашний вечер чаепития повторился, правда, на сей раз он не казался таким тягостным.
Из разговора я узнала, что Вадик работал автослесарем, был ненамного старше меня и также имел за плечами неудавшийся брак. На принца он явно не тянул, но общаться с ним было легко и интересно. Наш найденыш, которого тетушка окрестила Кышем, сразу же облюбовал колени Прометея. И тот весь вечер мужественно просидел в одной позе, боясь шелохнуться, чтобы не разбудить кота. Расстались мы довольно поздно.
Встав по будильнику, я обнаружила на столе ключи и записку: «Мне срочно надо ехать, спасибо, что приютила. Целую. Твоя тетя Марфа из Ельни»
Отчего-то стало нестерпимо грустно, будто меня покинул самый близкий человек.
***
Стоял обычный апрельский вечер. Я лежала на диване, поглаживая четко обозначившийся живот, и разговаривала по телефону с мамой. Вадик сидел рядом и читал газету. Восьмикилограммовый Кыш устроился у него на коленях.
- Да, мам, вчера подали заявление. Свадьба через месяц. Приглашай, кого считаешь нужным. Не забудь про тетю Марфу из Ельни.
- Опять ты все напутала. Тетя Марта из Ейска…
Я положила трубку, встала, подошла к шкафу, достала коробочку, где хранила письма. На бумажке неровным, чуть детским подчерком было написано «Целую. Твоя тетя Марфа из Ельни».